Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалы«Ставрополье – начало начал» Литература Ставрополья 3 класс

«Ставрополье – начало начал» Литература Ставрополья 3 класс

Скачать материал

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 10

с. Солдато-Александровского Советского района»

 

Авторы:

Чаплыгина Ольга Михайловна

(заместитель директора по НМР),

Красикова Галина Михайловна,

Конарева Светлана Викторовна,

Сикорская Наталья Анатольевна

(учителя начальных классов)

Адрес:

Ставропольский край,

Советский район,

с. Солдато-Александровское,

ул. Пролетарская, 87,

МОУ СОШ № 10

Тел. 8-86552-4-62-90

 

«Ставрополье – начало начал»

Литература Ставрополья

3 класс

 

№ урока

Тема урока

1.      

«Вершина счастья». Древняя легенда о вечной жизни у подножия Эльбруса.

2.      

Ляшенко Н.«Степной корабль». Гордость мальчика – участника битвы за урожай.

3.      

Усов М.В. «Сказ о белом лебеде». Чудесная красавица птица. «Алчность погубила красоту неписаную».

4.      

Усов М.В. «Тополёнок». Молодые деревца, посаженные детьми, будут служить людям.

5.      

Усов М.В. «Какой у снега голос?», «Как деревья в снежки играют». Познавательные короткие рассказы.

6.      

Петрушенко А.И. «Коршун ключ потерял». Приключения двух мальчиков.

7.      

Петрушенко А.И. «Коршун ключ потерял». Встречи с различными животными.

8.      

Петрушенко А.И. «Коршун ключ потерял». Описание местности, где живут дети.

9.      

Гаустов И. «Архипка». Неожиданная встреча с медвежонком, рассказ о его повадках.

10.  

Баев Г.К. «Встреча». Становление характера маленького человека. Воспитание чести, мужества, достоинства.

 

Урок №1

Тема: «Вершина счастья». Древняя легенда о вечной жизни у подножия Эльбруса»

Цели:

· образовательная: содействовать формированию эстетического отношения к действительности;

· развивающая: развивать эстетическую восприимчивость детей, вызвать в их сознании и воображении образы и картины, которые находятся в центре легенды, развивать образную речь;

· воспитательная: воспитывать гордость за достопримечательности, которые находятся рядом.

ХОД УРОКА

             I.     Организационный момент

Просмотр художественных фотографий.

На фоне просмотра: первичное чтение легенды – 1 абзац.

          II.     Чтение легенды и вопросы после чтения:

- Кто же такие нарты?

- Кто такой владыка Тха?

2 абзац

- Какая картина представилась вам?

- Какие намерения были у юноши?

- Откуда их знал Тха?

3 абзац

- Какие трудности испытывал смельчак, поднимаясь к вершине?

4 абзац – чтение по ролям

- Каким голосом, с какой интонацией прочитаете за Тха?

- А как отвечает ему молодой нарт?

5 абзац

- О каком человеческом качестве говорят герои?

6 абзац

- Ещё раз обратите внимание на фотографии.

Представьте старца.

Учитель читает легенду до конца.

      III.     Физпауза. Отрывок из стихотворения М.Ю.Лермонтова «Утёс»

Ночевала тучка золотая

На груди утёса-великана;

Утром в путь она умчалась рано,

По лазури весело играя.

(Придумаем движения – отдохнём, представим себя птицами. Упражнение «Полёт птицы»)

      IV.     Беседа после чтения:

- Как вы думаете, чувствует себя пленником уже немолодой нарт?

- Почему же он покорился властелину заоблачных высот? Ради кого?

          V.     Итог урока

Повторное обращение к началу легенды:

- По вашему мнению, что значит «вершина счастья»?

- А почему так названа легенда?

- Какая жизнь у подножия горы? О чём это говорит?

      VI.     Творческое задание

Пересказ легенды от 1-го лица.

- Когда вы читали легенду и когда её пересказывали, изменились ли ваши чувства, представления? Почему? Порассуждайте, начните со слов: «Мне показалось…»

   VII.     Домашнее задание

Нарисуйте иллюстрации к легенде и объясните свой выбор, подготовьте словесное рисование иллюстрации.

 

 

Урок №2

Тема: «Ляшенко Н. «Степной корабль». Гордость мальчика – участника битвы за урожай»

Цели:

· образовательная: расширить имеющиеся у детей знания о значении хлеба в жизни человека, помочь учащимся понять, каким трудом достаётся хлеб народу; обогатить словарный запас детей; совершенствовать у них навык чтения, эстетический вкус;

· развивающая: развивать воображение и творческое мышление;

· воспитательная: воспитывать любовь к природе родного края, уважение к людям труда;

Оборудование: учебник-хрестоматия по литературе Ставрополья, магнитофон с записью песни «Русское поле», выставка книг ставропольских авторов о хлебе, иллюстрации комбайна, корабля, зёрна пшеницы, репродукция с картины И. И. Шишкина «Рожь».

ХОД УРОКА

I.           Организационный момент.

II.        Вводная часть.

1.     Прослушивание запись песни «Русское поле».

2.     Ребята, отгадайте загадку:

Славится он первым на земле,

Славится он первым на столе,

Ветер его холит, холят степи.

Пред гостями он лежит парной,

Ситный, белый, чёрный и ржаной.

(Из стихотворения А. Баянова)

- Как вы понимаете первые строки загадки?

- Да, поэты, музыканты, художники хлебу славу слагают. Вот только что вы услышали песню «Русское поле». Музыку к ней написал Ян Френкель, слова Инна Гофф.

- Как звучит эта песня? (Торжественно, величаво звучит слава русскому хлебному полю.)

3.     Работа над картиной

- А вот репродукция с картины русского художника Ивана Ивановича Шишкина. Картина находится в Москве, в Третьяковской галерее.

Точно море, шумит и колышется на полотне необъятное ржаное поле. Кажется, что нет конца и края этому золотому морю. Уже более 100 лет живёт эта картина и волнует людей так же, как и в первый день её создания, потому что она посвящена главному в нашей жизни – хлебу. И наш урок сегодня мы посвятим хлебу.

 

4.     Беседа о крае:

- Ребята, в каком крае мы с вами живём?

- Чем славится наш край?

- Чем знаменит?

- Ставропольский край, ребята, это хлебный край, край хлеборобов. Здесь выращивают очень много пшеницы. Глубоко ошибается тот, кто решил, что хлеб даётся легко.

 

III. Повторение изученного во 2-ом классе.

- Во втором классе вы уже читали стихотворения ставропольских поэтов о хлебе.

- Назовите знакомые вам произведения. («Солнышко в хлебе», «Зерном – достатка верною основой…»)

- Кто авторы этих стихотворений? (Леонид Фёдорович Епанешников и Юрий Воробьёв)

 

Выставка книг о хлебе и людях, его вырастивших.

Учитель:

Я надеюсь, что, прочитав книгу «Где родится каравай», созданную писателями  и журналистами Ставрополья – одной из главный житниц страны, вы поймёте, почему столько тёплых, душевных слов сказано о хлебе, о людях хлеборобских профессий, которые для нас всегда герои, которым мы говорим «Спасибо» за их самоотверженный, доблестный труд, такой нужный людям. Надеюсь, что и вы полюбите этот труд!

 

IV. Сообщение темы и цели урока.

- А о чём именно мы будем говорить на уроке, вы узнаете, отгадав загадку. Послушайте её внимательно.

1. Загадка

В жёлтом море

Корабль плывёт.

(Комбайн в поле)

- Что за море и почему оно жёлтое?

- И какой корабль по нему плывёт?

2. Работа с иллюстрацией

- Посмотрите на эту иллюстрацию. Гордо и величаво выплывает на золотистый простор «степной корабль», комбайн.

- Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом Ставропольского автора Николая Ляшенко «Степной корабль» (на доске запись темы урока)

 

V. Работа  над новым произведением

1. Знакомство с текстом, чтение учителем и подготовленными учащимися.

- Я буду читать текст, а вы возьмите в руки простой карандаш и отметьте в тексте слова, смысл которых вам будет непонятен.

2. Словарная работа

Цыпки – мелкие трещины на коже, которые появляются при обветривании.

Гимнастёрка – верхняя рубашка из плотной ткани со стоячим воротником.

Облупившийся (нос) – то же, что и шелушится.

Ветхая (стена) – дряхлая, разрушающаяся от старости.

Самокрутка – самодельная папироса.

Мотовило – часть, которая подталкивает колосья к жатке.

Бункер – вместилище для зерна.

Лента хедера – лента, которая подаёт зерно в бункер.

Полова - рубашка зерна.

 

1.                     Работа над содержанием рассказа

- От лица кого ведётся рассказ?

-Найдите в тексте и прочитайте, каким помнит себя автор в детстве?

- Где находится поле?

- Опишите, что увидел мальчик за забором? (Золотистое поле и комбайн)

- С чем сравнивает автор поле? (С морем)

- Почему?

- Найдите и прочитайте в тексте, каким мы увидели комбайн?

- Похож ли он на современные комбайны, убирающие пшеницу с полей?

- Кто стоял на мостике за штурвалом? (Дядя Тимофей)

- Откуда мальчик знал дядю Тимофея?

- А где отец? Как об этом говорится в рассказе?

- Чего вдруг захотелось герою рассказа? Какой была его мечта? Кем он хотел почувствовать себя за штурвалом? (Отважным капитаном на мостике боевого корабля).

- Главным человеком на корабле является капитан.

- А как называется профессия человека, убирающего хлеб? (Комбайнёры)

- Сбылась ли мечта мальчика?

- Какими были ощущения мальчика после рабочего дня? (Он гордился, что участвовал в битве за урожай).

 

2.                     Рассказы учащихся о том, как убирают хлеб. (Из опыта)

- Может быть кто-то из вас, ребята, видел, как убирают хлеб? (Рассказы учащихся)

- Пройдёт совсем немного времени, вы вырастете, и, быть может, кто-то из вас тоже станет хлеборобом.

- Хлеб добывается в поте лица и слово «страда» не утратило своего первоначального смысла. А ещё уборку хлеба называют «битвой за урожай».

- А вы знаете, как раньше называли людей, выращивающих хлеб? (Хлебопашцами)

- А сейчас людей, выращивающих хлеб, называют хлеборобами.

- Вообще слово хлеб многозначно. Оно может означать хлебное поле; зерно, из которого делают муку; пищевой продукт, выпекаемый из муки; злак (колосок со стеблем).

- Святое дело – вырастить хлеб. Разве можно найти профессию более необходимую, более почётную, чем профессия хлебороба. Никогда она не отомрёт, не устареет. Потому что нет для человека запаха более приятного, чем запах свежего хлеба.

 

3.                     Работа с учебником

- Прочитайте последнее предложение рассказа.

- Как вы его понимаете? О чём жалеет автор?

 

4.                     Словесное рисование

- А сейчас, ребята, закройте глаза и представьте себя художниками. Нарисуйте словесную картину к этому рассказу.

- Мы много сегодня говорили о хлебе, как он нам дорог и с каким трудом достаётся.

- А всегда ли вы и окружающие вас люди бережно относитесь к хлебу? (Рассказ учащихся)

- Много пословиц и поговорок сложено о хлебе. Одна из них записана на доске. «Хлеб – всему голова».

- Как вы понимаете смысл этой пословицы?

- А какие пословицы знаете вы?

 

VI. Подведение итогов урока

1.          Вопросы

- Вам понравился урок?

- Что нового вы узнали на этом уроке?

- Как называется рассказ, который изучали на уроке?

- Кто его автор?

  2. Учитель поднимает каравай хлеба

- Так с чего же начинается хлеб? (С зёрнышка)

- У вас на столах лежат зёрна пшеницы. Возьмите их в ладошки.

Бережно держите эти зёрнышки, дети, они такие драгоценные! Ведь они в результате огромного труда превращаются в каравай хлеба.

 

3. Чтение стихотворения учителем

Так повелось на моей земле:

Из года в год, из рода в род – веками.

Тот хлеб, что в каждом доме на столе

Согрет был человечьими руками,

Он их теплом, он их добром пропах,

И песней той, что жаворонком спета

Под синим небом в золотых хлебах,

В июльский полдень солнечного лета.

Пройдётся пахарь утром по жнивью,

И сыну, указав рукой на поле,

Негромко молвит: «Поклонись ему,

Как матери, как нашей общей доле!»

Ты вырастешь и через много лет

Опять сюда вернёшься на рассвете.

И скажешь:

«Ничего дороже нет, чем тёплый

хлеб на этом белом свете!»

 

 

Урок №3

Тема: «Усов М.В. «Сказ о белом лебеде». Чудесная красавица птица. «Алчность погубила красоту неписаную».

Цели:

· образовательная: дать представление о роли вступления к художественному произведению; формировать умение определять отношение автора к героям;

· развивающая: развивать представления детей о средствах создания  образа писателем;

· воспитательная: воспитывать положительные качества личности, бережное отношение к природе.

ХОД УРОКА

I.                  Вступительное слово учителя

Удивительную Зелёную страну населяют удивительные жители: в перьях, шерсти и чешуе! Встречи там неожиданные, знакомства негаданные, голоса звучат неслыханные, а уж загадки – на каждом шагу. У нас всё есть для путешествия в эту страну: ноги, чтобы идти; уши, чтобы слышать; глаза, чтобы видеть; и сердце, чтобы всё понять. Спросите, где же эта страна? Она не за морями, не за горами, а рядом, перед вами, в селе, которое ещё по старинке зовут Митрофановкой.

 

II.        Тема урока

- Откройте произведение Михаила Васильевича Усова «Сказ о белом лебеде»

Первичное чтение учителем.

- Что взволновало, тронуло?

Учащиеся делятся своими впечатлениями.

Работа с текстом во время повторного чтения:

- Прочитайте описание местности. Похожи ли окрестности села Митрофановка на окрестности нашего села? Чем? Кто был в степи?

- Прочитайте, как появился пруд? И что за чудо появилось на пруду?

- Где, по вашему мнению, у нас мог приземлиться лебедь?

Чтение вслух части, где жители села наблюдают за красавицей-птицей.

Обращение к иллюстрации (рисунок лебедя)

- Как вы думаете, иллюстрация ко всему сказу или к его отдельной части?

- Можно ли отыскать строчки из текста, которые точно описывают «красоту неписанную»?

- Был ли точен художник в деталях? (Пояснения детей)

 

III.    Физпауза

Предлагаю вам отдохнуть под чтение отрывка из стихотворения А. Барто «Думают ли звери?»

  Я думаю о том:

  Умеют думать звери?

  Вот, шевельнув хвостом,

  Котёнок входит в двери.

  Он думает о том,

  Что будет с ним потом?

  Есть мысли у телят?

  Я видел, как телята

  Хвостами шевелят

  И вдаль глядят куда-то…

  Бывают у собак

  Нерадостные мысли,

  Задумается пёс –

  И уши вниз повисли.

 

- О чём мог думать наш белый лебедь? (Предположения детей)

 

IV.     Беседа - размышление по ходу заключительной части

- Поговорим о взаимоотношениях людей и животных. Как вы понимаете смысл пословицы: «Прекрасно любое животное на свободе. Соловья украшает его трель, оленя – рога, лося – красивый бег…»

- А что увидел тот селянин, который выстрелил в птицу?

- Как об этом сказал автор? (Выборочное чтение)

- Зачем он это сделал?

- Что бы вы ему сказали?

- Почему животные выбирают свободу, а не жизнь на всём готовом у человека дома?

 

V.        Итог урока

- Мы прочитали произведение, в котором одни герои умеют любоваться  красотой, которая нас окружает повсюду, а других губит алчность, зависть.

- Почему лебедь прилетел на пруд?

- Чего он хотел?

- А всегда ли мы, люди, внимательны к животным?

- Обдумайте своё отношение к своим питомцам.

- Помните эти мудрые слова: «Окружите любовью и заботой того, кто живёт рядом с вами».

 

VI.     Домашнее задание

1.                     Подготовить пересказ близко к тексту.

2.                     Написать мини-сочинение «Добро в моём сердце», оформить свою работу рисунками.

 

 

Урок №4

Тема: «Усов М.В. «Тополёнок». Молодые деревца, посаженные детьми, будут служить людям»

Цели:

· образовательная: познакомить учащихся с произведением, открывающим новый раздел; раскрыть идею и смысл произведения.

· развивающая: развивать в детях эмоционально - чувственное отношение к действительности; формировать личностное видение окружающего мира.

· воспитательная: воспитывать чувство любви к природе.

 

ХОД УРОКА

      I.      Организационный момент

Введение в раздел

Отгадайте загадку:

  Пришла, улыбнулась – утихли метели,

  Позванивать стал колокольчик капели.

  Река пробудилась, растаяли льды,

  Наряд белоснежный надели сады.

  Движения полны. Зовут её …(весна)

- Какие весенние приметы услышали вы в загадке?

- Назовите весенние слова.

- Слышите ли вы голос природы, извещающий о приближении весны? Как?

- Какие рисунки вы бы изобразили на развороте учебника, открывающего раздел «Весна»?

 

   II.      Чтение и работа с текстом.

- Сегодня мы будем сажать деревья! Удивились?

а) Читают дети по частям вслух.

После 3 абзаца:

- Какой спор возник между детьми?

- Что интересного узнали о деревьях, названных детьми?

После слов «В других концах двора»:

- Почему решили посадить именно эти деревья?

- Как называет автор тополь по-другому? Почему?

- Вы это наблюдали? Где?

Чтение до конца.

- Как рос «тополёнок»? Расскажите кратко.

- Приходилось ли вам наблюдать такие таинства природы?

- Как вы думаете, как спасли деревья активисты добровольного общества охраны природы?

- Почему так общество называется?

 

III.      Физпауза

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветерок всё тише, тише,

Деревцо всё выше, выше.

 

IV.      Самостоятельная творческая работа

- Нарисуйте, какими вы представили деревья, которые выросли на дворе.

 

   V.      Итог урока

Понравился рассказ? Что особенно запомнилось?

 

Домашнее задание:

1.     Обсудите с родителями, а не посадить ли вам хоть одно деревце?

2.     Подготовьте подробный пересказ текста.

 

 

Урок №5

Тема: «Усов М.В. «Какой у снега голос?», «Как деревья в снежки играют». Познавательные короткие рассказы»

Цели:

· образовательная: учить сравнивать, делать выводы;

· развивающая: развивать навыки осознанного чтения, развивать речь, фантазию, воображение;

· воспитательная: воспитывать любовь к природе, прививать интерес познавать новое.

ХОД УРОКА

      I.      Организационный момент.

   II.      Тренировочные упражнения:

- Начнём урок с упражнений в чтении. Проведём игру «Кто самый внимательный?»

На доске слова:

подмёрзшие – замёрзшие

вздохнул – выдохнул

превращались – возвращались

- Чем различается первая пара слов? (Она различается приставками: под- и за-. Слова отличаются по смыслу: «подмёрзшие» - немного замёрзшие, а «замёрзшие» - совсем холодные.)

- Чем различается вторая пара слов? (Она различается приставками: вз- и вы-. Слова отличаются по смыслу: «вздохнул» - то есть сделал вдох, отдохнул после тяжёлой работы, а «выдохнул» - сделал выдох.)

- Чем различается третья пара слов? (Она различается приставками: пре- и воз-. Слова отличаются по смыслу: «превращались» - становились другими, а «возвращались» - приходили обратно.)

Вывод: видите, как важно быть внимательными при чтении, иначе не поймёшь смысла предложений. А теперь следующая игра - «Читай быстро целыми словами».

Слова написаны на доске

Февраль

Снег

Снежинка

Мороз

Деревья

Играть

Голос

Шептать

- Прочитайте вслух. Теперь слова закрою. Победит тот, кто назовёт все слова.

 

III.      Работа по теме

- Какой темой можно объединить все эти слова? (Зима)

- Как изменилась природа с приходом зимы?

- А вы знаете, что всё в природе может не только меняться, но и говорить, даже играть.

- Сегодня мы об этом узнаем из маленьких познавательных рассказов М.Усова.

 

IV.      Первичное чтение первого рассказа

Вопросы после чтения. Выборочное чтение.

- В каком абзаце много вопросительных предложений? Прочитайте.

- А ответы на них есть в рассказе? Найдите их.

- Какие картины возникают у вас при чтении рассказа?

- Какие сравнения в рассказе: реальные или выдуманные?

- Какой же голос у снега?

   V.      Физпауза

- Ставлю мелодию – закройте глаза, представьте себя в зимнем лесу. А теперь покажите руками, как вы бросаете снежки.

 

VI.      Знакомство со вторым рассказом

- В какой роли выступает снежок в этом рассказе.

- Чего достигает писатель, изображая мороз и деревья живыми существами?

- Какое настроение возникает при чтении этого рассказа?

- Хотелось бы вам очутиться в этом лесу? Почему?

 

VII.      Творческое задание

- Представьте себя в таком лесу, где снег разговаривает, деревья бросаются снежками.

- Нарисуйте кто словами, кто на листке бумаги.

- Расскажите нам об этом.

 

Домашнее задание

- Оживите неживой предмет, придумайте для него что-нибудь фантастическое.

 

 

УРОК № 6

Тема: «Петрушенко А.И. «Коршун ключ потерял». Приключения двух мальчиков»

Цели:

·        образовательная: проанализировать авторскую сказку, помочь детям понять, как надо относиться к тем, кто любит их, дорожит ими;

·        развивающая: работать над выразительным чтением, учить детей передавать при чтении сказки различные интонации;

·        воспитательная: воспитывать любовь к природе, бережное отношение к её обитателям, чувство юмора.

 

Ход урока

I.           Оргмомент

- Сегодня героями нашего урока будут дети и детёныши.

- А чем схожи и чем различаются эти два слова? (Они однокоренные; дети у людей, детёныши у животных; и те и другие любят играть).

II.        Введение в раздел.

- Правильно. Да только рассказал эту сказку совсем взрослый человек - А. И. Петрушенко.

- Если у сказки есть а втор, как называется она? (Авторская)

Речевая разминка.

- А в какое время года происходят события – продолжите.

Я соткано из зноя,

Несу тепло с собою,

Я реки согреваю,

«Купайтесь!» - приглашаю.

И любите за это

Вы все меня. Я - … (лето)

- Именно летом отправимся вместе с героями произведения, которое называется «Коршун ключ потерял».

- Можно ли предположить по названию произведения, о чём будем читать? Расскажите?

 

III.    Работа с текстом во время чтения.

Чтение 1 части, поиск интонации, комментарии учителя.

- Какой вид открылся перед вами?

- Как вы думаете, в городе или в деревне происходит действие? (В деревне, потому что бабушка ругает внука по-деревенски, таз под крыльцом, игры во дворе).

- А в какие игры играет Павлик? Вы играете так? Почему? (Это игры для малышей)

- Что значит «забодает комар», «лягнёт паук», «съедят мухи»? (Так ругают, это образные выражения)

- Почему бабушка расстроилась?

- Как назвать поведение внука?

 

Чтение 2 части, выборочное повторное чтение.

- Кто жил по соседству с Павликом?

- Чем занимались девочки?

- Какое открытие поведал Павлик Наташе? Прочитайте.

- Дружили ли дети и раньше или только познакомились? (Дружили, потому что поведали друг другу своё горе, а делиться самым сокровенным можно только с другом).

- Что придумали дети, чтобы их «полюбили», «купили бы конфет в бумажках»? (Тайком бродить по свету).

- Как они уходили? Прочитайте.

 

IV. Физминутка.

- Путешествие начинается.

Мы идём лесной тропинкой,

А куда – не знаем сами.

За малиной?

За малиной!

За грибами?

За грибами!

Светит солнце золотое

Сквозь зелёные оконца.

Может, мы идём за солнцем?

Что же!

Может, и за солнцем!

 

Чтение 3-ей части. Устное рисование маршрута путешественников.

После I абзаца:

- Почему путешествие могло закончиться? (Наташа боялась гусака)

- Как вёл себя Павлик? (Махал саблей)

- А что гусята? (Приговаривали)

После II абзаца:

- Кого ещё встретили дети? (Телёнка)

- Какой он? Опишите.

- Зачем дети его отпустили? (Ему скучно одному)

- Кого увидели дети высоко в небе? (Коршуны парили)

- Как это «парили»? (Летали, кружили на одном месте)

- Какие слова прокричали им дети? (Коршун-коршун, ключ потерял?)

 

V.        Завершение работы.

- А вот о каком ключе речь, нам расскажет… (кому-то из учеников поручу рассказать легенду из сказки на следующем уроке).

 

Домашнее задание:

1.     По воображению нарисуйте деревню, где жили дети, начало их путешествия, кого встретили.

2.     Озаглавьте две прочитанные части.

 

 

УРОК №7

Тема: «Петрушенко А.И. «Коршун ключ потерял». Встречи с различными животными»

Цели:

·        образовательная: заинтересовать легендой;

·        развивающая: формировать интерес и умение самостоятельно читать, осмысливать;

·        воспитательная: пробудить желание вместе с героями искать ключи.

 

Ход урока

I.           Оргмомент.

- Откуда взять пояснение слова «легенда»? (В толковом словаре можно найти объяснения слов)

- Где мы встречались со словом? (На уроках риторики)

- Ещё раз послушайте, что это такое.

(Рассказ ученика, подготовленного заранее).

 

II.        Продолжение работы над текстом.

- Мы будем читать дальше; кроме того, сегодня уже в тетрадях нам предстоит составить и нарисовать карту путешествия наших героев, а начинали вы эту работу дома.

(Проверка домашнего задания в тетрадях для творческих работ).

 

1.                     Вопросы после прослушивания легенды.

- Как вы понимаете выражение «отличались жадностью и чёрной завистью».

- А среди людей встречаются такие? (Да, это опасные люди, они злые. «Чёрные души» - как крылья у коршунов).

- Пойдёмте дальше, ключик искать, птичек спасать.

 

2.                     Чтение текста.

- Почему ребята решили, что ключик где-то здесь? (Потому что тут коршуны всё время летают).

- Где? (Над холмом).

- А что такое холм? (Возвышенность, которая имеет подножье, склон и вершину). Нарисуйте.

- Какую рощу пересекли дети? (Берёзовую).

- Почему она так называется?

- А если только дубы? ели?

- Рисуйте по ходу чтения.

- «Избушка в яблоневом саду, вокруг рядами голубые пчелиные домики». - Куда пришли дети? (На пасеку)

- Бывал ли здесь кто-то из детей? Почему так думаете? (Павлик знает, как зовут собаку, где лежит ключ, здесь жил его дедушка).

- Как встретил их пёс?

- Как выглядит домик?

- Кто из вас был на пасеке?

- А отчего это наши ребята заскучали? (Поели мёду с хлебом, дом вспомнили, захотели вернуться. Но не забыли и о дедушке, записку написали.)

- Нарисуйте и напишите и вы тоже у себя на карте. И в обратный путь.

 

Физминутка

Коршуны летели

На лужайку сели.

Походили, поискали,

Потом быстро улетели.

 

III.    Чтение IV части.

- Как двинулись дети обратно. Почему? Рисуйте.

- А я пока прочитаю дальше.

- Стоп! Что это нашла Наташа? Как думаете? (Ключик)

После прочтения о находке:

- Как оберегали, прятали ключик, о чём сожалел Павлик? Прочитайте.

- Дети его называли счастливым, значит, могут случиться чудеса?

 

IV.     Итог урока.

Умейте всем страхам

В лицо рассмеяться,

Лишь собственной трусости

Надо бояться.

 

- За хорошую работу на уроке, я открою вам девиз искателей:

«Бороться и искать,

Найти и не сдаваться!»

 

Домашнее задание:

Подумайте, какие чудеса могут произойти дальше. Опишите в тетрадях, нарисуйте сюжеты.

 

 

УРОК №8

Тема: «Петрушенко А.И. «Коршун ключ потерял». Описание местности, где живут дети»

Цели:

·        образовательная: вызвать неподдельный интерес к чудесам, к путешествиям, желание познавать новое;

·        развивающая: работать над выразительным чтением – учить детей передавать при чтении различные интонации;

·        воспитательная: воспитывать дружеские отношения между детьми.

 

Ход урока

I.           Проверка домашнего задания.

(Чудеса, придуманные детьми)

II.        Завершение работы над текстом:

- А что же на самом деле произошло, хотите узнать?

(Чтение до конца 4 части)

Вопросы по содержанию:

- Какой же путь проделали дети? (3 км).

- А сколько это метров?

- Прочитайте по ролям встречу детей с шофёром. Покажите, как они рассказывали о своём сокровище. Каким тоном?

- Почему шофёр поддержал разговор ребят?

- Какой же он, ключик? (Волшебный, счастливый, но ссориться при нём нельзя, а то все чудеса закончатся).

- Вы хотели бы иметь такой ключик? Что бы вы пожелали? (Несколько пожеланий выслушаем).

 

III.    Чтение 5 части до конца.

Вопросы после чтения:

- Как вернулись дети? На что обратили внимание?

- Как воспользовались своим найденным ключиком? (Нужно выручать товарищей).

- Какие волшебные слова придумала Наташа? («Ключик, ключик, выручай. Ключик, ключик, помоги!»)

- Какой же вывод сделали дети, чтобы ключик всегда помогал? (Ссориться и обманывать нельзя).

- Хорошее правило?

 

IV.     Герои, портреты и характеры.

- На протяжении всей работы с текстом мы вели наблюдение за ребятами, присматривались к ним, рисовали, давали оценку их поступкам.

Проведём небольшую игру «Узнай героя».

- Работа по группам: девочки – мальчики. Заготовлены карточки.

а) У неё коричневые ленточки, которые она заменила на белые.

Дополните: … платье … с маленьким кармашком. (Наташа)

б) Этот любопытный непоседа, который придумывал – какие средства передвижения для игры? (Мотоцикл, конь, танки, ракеты). Он же выдумщик, смельчак. (Павлик).

в) Этот со звёздочкой во лбу, рыженький, в белых носках, привязанный к колышку. (Телёнок).

г) Злые, нелюдимые, летают кругами. (Коршуны)

 

V.        Обсуждение смысла прочитанных глав, замысла автора.

- Как вы думаете, для чего А. Петрушенко написал свою повесть? Какие главные мысли вы можете выделить?

(Каждый должен что-то искать. Дети и животные должны дружить. Взрослые и дети должны дружить, доверять друг другу, уважать. Люди должны помогать друг другу.

Призывает детей сохранять прекрасное, учит жизни, самостоятельности.

Показывает, как много можно взять из книг).

 

Домашнее задание:

Нарисуйте хрустальный замок, выпустите птиц. Придумайте им слова напутствия, пожелания.

 

 

Урок №9

Тема: «Гаустов И. «Архипка». Неожиданная встреча с медвежонком, рассказ о его повадках»

Цели:

· образовательная: проанализировать рассказ, познакомить с повадками медвежонка;

· развивающая: развивать внимание учащихся, наблюдательность;

· воспитательная: воспитывать интерес к жизни в природе.

 

ХОД УРОКА

I.           Организационный момент

- Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с медвежонком Архипкой, точнее, с его необычной жизнью.

II.        Первичное чтение рассказа учителем.

Вопросы до чтения:

- Какими вы знаете медведей?

- А кличка нашего героя Архипка о чём может нам сказать?

Чтение первой части.

- Как случилось, что медвежонок очутился в автомашине?

Чтение второй части до конца и размышления по ходу.

- За что похвалил шофёр медвежонка?

- И какая же жизнь началась у Архипки под одной крышей с добрым человеком?

- Почему же Василий Кондратьевич задумался, что делать?

- Как вы думаете, тяжело было расставаться им двоим?

- Хорошо или плохо закончился рассказ?

 

III.    Словесное рисование образов героев рассказа с выборочным чтением

- Расскажите, каким был медвежонок? Подтвердите словами из текста свой портрет Архипки.

- А каким вы видите Василия Кондратьевича?

- Кому из героев можно адресовать пословицу: «Верный друг – крепкая защита»?

 

IV.     Физпауза

- Давайте представим, что мы гладим этого медвежонка. На ощупь он мягкий, пушистый. А теперь… укусил, (отдёргиваем руки), гладим – отдёргиваем (2 – 3 раза)

 

V.        Выразительное чтение отрывка «о жизни у доброго человека».

 

VI.     Итог урока

- Понравился вам рассказ?

- Что особенно запомнилось?

 

VII. Домашнее задание:

- Нарисуйте медвежонка Архипку. Перескажите подробно рассказ.

 

 

 

УРОК №10

Тема: «Баев Г.К. «Встреча». Становление характера маленького человека. Воспитание чести, мужества, достоинства»

Цели:

· образовательная: раскрыть идею и смысл рассказа, учить выразительно читать;

· развивающая: развивать эмоционально-чувственное отношение к природе;

· воспитательная: воспитывать чувство любви, добра и радости общения с животными, с природой.

 

I. Постановка целей и задач урока

Я приветствую вас – следопыты, мечтатели.

Если трудный поход для тебя не проблема,

Если ты искатель и рвешься вперед –

Встреча с новым писателем ждет непременно,

Радость новых открытий наш урок принесет.

Итак, урок литературного творчества. Для начала познакомимся с нашим земляком- писателем Георгием Кирилловичем Баевым, который родился в селе Шпаковском, что близ г. Ставрополя. Это великий мастер слова, лучшие произведения он посвятил родному Ставрополью, показывал красоту края, учил любить все живое. У него есть свои признательные читатели, и я думаю, что вы пополните их число, прочитав и проанализировав рассказ, который называется «Встреча».

Перед вами план работы. По мере выполнения этапов будем переворачивать карточки и увидим их цвета, сформулируем главную мысль одним словом.

Смотрите, (первая карточка) мы будем с вами рассуждать, думать доказывать свою точку зрения, анализировать поведение героев.

Вот с первым этапом урока мы справились, переворачиваем карточку. (Красный цвет).

II. Первичное восприятие

Знакомиться с текстом мы будем, используя несколько видов чтения, будьте внимательны. Начнем с чтения – «разведки».

Чтение диктора.

Беседа по вопросам:

1.          Понравился ли вам рассказ?

2.          За какого героя вы больше переживали? Почему?

Я думаю можно перевернуть следующую карточку. (Оранжевый цвет).

III. Анализ произведения.

- Знаете, ребята, ведь во все времена философы собирались вместе и рассуждали о жизни, пытались предугадать действия, раскрыть характеры животных и людей. Я предлагаю вам организовать «философский стол» и побыть философами. Ваша цель: поговорить о произведении и выразить свои мысли.

(Карточки на столе – 1, 2, 3…)

-Какое настроение возникает в начале рассказа? (Спокойное предвечерье – значит день подходит к концу, все на отдых и люди и животные и природа.)

- Да все правильно. Молодцы, философы!

IV. Композиция

- А теперь поговорим о композиции произведения.

- Можно рассказ разделить на три части и озаглавить:

На доске со слов детей записываю

1.     Предвечерье

2.     Встретились

3.     Как удержать лошадь?

4.     Человеческие глаза сильнее.

- А теперь попробуем разделить рассказ на части по другому принципу. Я познакомлю вас с новыми литературными понятиями, а вы приведете примеры из текста.

Экспозиция – это введение в рассказ. Где и когда происходят события?

Завязка - начало развития действия в рассказе. Обычно начинается со слов «однажды» и «вдруг».

Кульминация – самое напряженное действие, заставляющее переживать, волноваться.

Завершение всех действий в рассказе - это развязка.

- Вот что главное: струсишь – пропадешь. Иногда очень нужно побороть в себе страх, чтобы выжить.

- Отлично поработали: Откроем сразу две карточки (желтый и зеленый).

V. Физпауза.

- Давайте сейчас отдохнем, послушаем голоса птиц, животных и подумаем о своем месте в природе.

- Открываем следующую карточку с голубым цветом.

VI. Творческие задания – игры.

Объявляю конкурс ораторов.

Каждый человек должен научиться ставить себя на место другого, видеть мир глазами других, понимать его. Представьте себя волком, лошадью, наездником. (Выступления учеников в масках)

- Сделаем краткое обобщение, заполнив маленькую анкету.

Напишите

1.     Какой герой больше всего понравился?

2.     Какое общее слово они произносили?

Анализ анкет.

Игра «Журналисты»

Тех, кто хочет побыть в роли героев, приглашаю сесть под дерево мудрости. Остальные – журналисты. Задача журналистов - задать интересный необычный вопрос героям, может быть, дать совет.

1.     Волку – Почему тебя все боятся? (Я хищник, я злой.)

2.     Лошади – Почему ты испугалась волка? (Он мог на меня наброситься.)

3.     Почему ты не ускакал от волка? (Я помнил слова охотника: бежать нельзя, струсишь – пропадешь.)

- Молодцы, ребята! Вы прекрасно справились с творческими заданиями. Перевернем следующую карточку (синий цвет)

- Осталась последняя карточка.

VII. Игры

- Вот произошла и наша встреча с каким писателем?

- Кто стал победителем в этой встрече? (Человек)

-Почему? (Потому что человеку, в отличие от животных, дан разум, для того чтобы мыслить, продумывать свои поступки.)

- Точно подмечено. Ты – человек. Тебе дано мыслить, решать, как поступить. Тем мы и отличаемся от животных – разумом.

- Жить разумно, достойно – вот что важно. Каждому живому существу дана жизнь – единственная, разноцветная, похожая на радугу. Поэтому люблю жизнь – жизнь человека или животного мы должны беречь и ценить. Одним словом, жизнь – это радуга, и мы радуемся ей.

Откроем последнюю карточку и ключевое слово.

Объявляю благодарность активным ученикам.

Задание на дом:

Нарисуйте, каким вы представляете себе этот летний день, эту встречу. Творческие задания: придумать лекарство от страха, придумать законы жизни - для человека и для животных.

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "«Ставрополье – начало начал» Литература Ставрополья 3 класс"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Специалист по благоустройству

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 10

с. Солдато-Александровского Советского района»

 

Авторы:

Чаплыгина Ольга Михайловна

(заместитель директора по НМР),

Сикорская Наталья Анатольевна, Красикова Галина Михайловна,

Конарева Светлана Викторовна,


(учителя начальных классов)

Адрес:

Ставропольский край,

Советский район,

с. Солдато-Александровское,

ул. Пролетарская, 87,

МОУ СОШ № 10

Тел. 8-86552-4-62-90

 

«Ставрополье – начало начал»

Литература Ставрополья

3 класс

 

№ урока

Тема урока

 

«Вершина счастья». Древняя легенда о вечной жизни у подножия Эльбруса.

 

Ляшенко Н.«Степной корабль». Гордость мальчика – участника битвы за урожай.

 

Усов М.В. «Сказ о белом лебеде». Чудесная красавица птица. «Алчность погубила красоту неписаную».

 

Усов М.В. «Тополёнок». Молодые деревца, посаженные детьми, будут служить людям.

 

Усов М.В. «Какой у снега голос?», «Как деревья в снежки играют». Познавательные короткие рассказы.

 

Петрушенко А.И. «Коршун ключ потерял». Приключения двух мальчиков.

 

Петрушенко А.И. «Коршун ключ потерял». Встречи с различными животными.

 

Петрушенко А.И. «Коршун ключ потерял». Описание местности, где живут дети.

 

Гаустов И. «Архипка». Неожиданная встреча с медвежонком, рассказ о его повадках.

 

Баев Г.К. «Встреча». Становление характера маленького человека. Воспитание чести, мужества, достоинства.

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 661 668 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.01.2015 1000
    • DOCX 145 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Сикорская Наталья Анатольевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Сикорская Наталья Анатольевна
    Сикорская Наталья Анатольевна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 7856
    • Всего материалов: 9

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

HR-менеджер

Специалист по управлению персоналом (HR- менеджер)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Методика преподавания информатики в начальных классах

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 67 человек

Курс повышения квалификации

Инструменты в преподавании кубановедения в соответствии с ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 162 человека

Курс повышения квалификации

Особенности развития критического мышления обучающихся в начальной школе

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 45 человек из 22 регионов
  • Этот курс уже прошли 257 человек

Мини-курс

Стрессоустойчивость и успех в учебе: практические методики и стратегии

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 50 человек из 24 регионов
  • Этот курс уже прошли 17 человек

Мини-курс

Soft-skills современного педагога

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 44 человека из 19 регионов
  • Этот курс уже прошли 26 человек

Мини-курс

Основы русского языка: морфология, синтаксис, лексика

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 23 человека из 13 регионов
  • Этот курс уже прошли 13 человек