Главная / Химия / Статья"Технология развития критического мышления на основе чтения и письма при обучении химии"

Статья"Технология развития критического мышления на основе чтения и письма при обучении химии"

hello_html_1339b31b.gifhello_html_m7e519fcd.gifhello_html_m7e519fcd.gifhello_html_m13e2e191.gifhello_html_6f5a4009.gifhello_html_2dae7c5e.gifhello_html_521300bb.gifhello_html_m13e2e191.gifhello_html_m17bb6122.gifТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА ОСНОВЕ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА ПРИ ОБУЧЕНИИ ХИМИИ.

Автор: зам.директора по УВР, учитель химии и биологии МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №12» Ефрос Н.В.

В концепции модернизации российского образования в качестве одной из задач выдвигается формирование молодого человека с критическим, нестандартным мышлением, способного к поиску взвешенных решений, основанных на самостоятельном исследовании окружающего мира.

Главное внимание надо уделить деятельностному обучению, развитию индивидуальных способностей учащихся. Очень важно научить школьников грамотно работать с информацией. Способствовать этому будут использование учителем различных педагогических технологий.

Одной из педагогических технологий, посредством которой обеспечивается более глубокое и более полное усвоение учебного материала по химии, является технология развития критического мышленияна основе чтения и письма. Она способствует совершенствованию качества обучения учащихся, закреплению приобретенных знаний, формированию умения переноса их в новые ситуации, установлению межпредметных связей. Развивает мыслительные навыки учащихся, делает образование личностно – ориентированным, помогает связи обучения с жизнью.

Технология развития критического мышления на основе чтения и письма – одна из современных образовательных технологий , которая нашла свою полную реализацию в деятельностном обучении не только по ФГОС второго поколения на всех уровнях обучения в школе, но по предыдущим образовательным стандартам 2004г.

Структура данной технологии стройна и логична, т.к. ее этапы соответствуют закономерным этапам когнитивной деятельности личности.

В рамках базовой модели « вызов-осмысление информации - рефлексия» могут быть использованы разнообразные стратегии обучения , достаточно хорошо известные и апробированные в педагогической практике.

В технологии развития критического мышления используются 3 последовательные стадии : « вызов-осмысление информации – размышление (рефлексия)» (Приложение №1).

Таблица №1.

Характеристика деятельности учителя и ученика в рамках технологии развития критического мышления на основе чтения и письма.

Стадия

Деятельность

учителя

Деятельность

ученика

1.Вызов

Направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе.

Ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до изучения нового материала, задает вопросы, на которые хочет получить ответы.

II. Осмысление содержания

Направленна на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от «старого» знания к «новому»

Ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации.

III. Рефлексия


Учителю следует вернуть уч-ся к первоначальным записям - предположениям, внести изменения, дополнения, дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации.

Учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления содержания.



Механизм развития знаний учащихся :

1. - актуализация имеющихся знаний,

- выявление затруднений и пробелов в знаниях,

-формулировка вопросов

Итог – постановка целей учебной деятельности.

2. - Знакомство с новой информацией

- ее соотнесение с имеющимися знаниями,

- поиск ответов на ранее поставленные вопросы,

- выявление затруднений и противоречий,

Итог – корректировка целей.

3. - Суммирование и систематизация новой информации, ее оценки;

- ответы на поставленные ранее вопросы;

- формулировка новых вопросов;

Итог – постановка новых целей учебной деятельности.

Итак, на стадии рефлексии школьники систематизируют новую информацию по отношению к уже имеющимся у них представлениям, а также в соответствии с категориями знания (понятия, законы и т.д.).

При этом сочетание индивидуальной и групповой работы на данном этапе является наиболее целесообразным.

В процессе индивидуальной работы (различные виды письма: эссе, ключевые слова, графическая организация материала и т.д.) учащиеся с одной стороны, производят отбор информации, наиболее значимой для понимания сути изучаемой темы, а также наиболее значимой для реализации индивидуально поставленных ранее целей. С другой стороны, они выражают новые идеи и информацию собственными словами, самостоятельно выстраивают причинно-следственные связи.

Учащиеся помнят лучше всего то, что они поняли в собственном контексте, выражая это своими собственными словами. Такое понимание носит долгосрочный характер, так как создается личный осмысленный контекст.

Ниже представлены некоторые приемы технологии развития критического мышления.

Работа с ключевыми словами.

На стадии вызова можно предложить набор ключевых слов для изучения нового материала, а далее по этим словам нужно составить небольшой рассказ и записать его в тетрадь. Затем прослушиваются 2-3 рассказа. Со временем ученики могут сами составлять набор ключевых слов к новому тексту. На стадии рефлексии слова могут стать опорой для написания синквейна или сочинения стихотворной формы.

Пример рассказа в теме ионная связь в 8 классе:

Ионная связь – это вид химической связи, который возникает между атомом элемента неметалла и атомом элемента металла. В основе образования связи лежит явление перераспределения элетронов между атомом неметалла и металла. В ходе такого перераспределения из нейтральных атомов металла и неметалла возникают заряженные частицы-ионы. Если атом отдал электроны , то возникает –катион, т.е. положительно заряженная частица(металл). Если принял электроны – анион, т.е. отрицательно заряженная частица (неметалл).

Диаграмма Венна-Эйера.

Диаграммы Венна – общее название целого ряда методов визуализации и способов графической информации; показывают математические, теоретико-множественные или логические отношения между множеством и событиями.

↑ ↑

В теме электролитическая диссоциация изучается вопрос о возможности протекания реакций между растворами электролитов , сопровождающимися тремя признаками: выделением газа , выпадением осадка и образованием малорастворимого вещества(МД).

Пример задания: какие взаимодействия практически осуществимы:

  1. КOH + CuCl2

  2. NaCl+Ca(NO3)2

  3. HBr+КOH →

  4. CaCO3 + HCl →

Для ответа можно составить следующую графическую схему:

CuCl2

КOH





Ca(NO3)2

NaCl



МД

КOH

HBr





CaCO3

HCl





Приём « Написание диаманты» Для работы с понятиями противоположными по смыслу используется прием составления диаманты. Диаманта – это стихотворная форма из семи строкДанный методический прием применяется на стадии рефлексии (учащиеся работают самостоятельно, предварительно изучив правила составления диаманта) при работе с понятиями, противоположными по значению.

Правила составления диаманта

Семь строк:

Название (одно существительное)

Описание (два прилагательных)

Действия (три глагола)

Ассоциации (четыре существительных, по два антонима)

Действия (три глагола)

Описание (два прилагательных)

Название (одно существительное)

Пример:

Неэлектролит

Нерастворимый, недиссоциирующий

Улетучивается, изолирует, осаждается,

Кислота, растворимая соль, нерастворимое основание, оксид

Плавится, проводит, распадается

Распадается , диссоциирующий

Электролит



Методический прием «Шесть шляп».

Метафора «Шесть шляп» введена психологом Эдвардом де Боно, данный методический прием также применяется на стадии рефлексии. Учащиеся, получив шляпу соответствующего цвета, представляют полученную на уроках информацию, критически оценивая ее, с различных точек зрения, исходя из типа мышления.

Памятка для учащихся:

Белая шляпа - мыслим фактами, цифрами

4H14_white

Желтая шляпа - позитивное мышление (что именно было полезно, хорошо и т.д., почему)


b2406

Черная шляпа- противоположность желтой шляпе (что было трудно, неясно, негативно и т.д., почему)

5_P_12686510683541

Красная шляпа – эмоциональное состояние (грусть, радость, интерес, удивление, агрессия, раздражение)


ht-r1

Зеленая шляпа - творческое мышление (что можно изменить, применить, усовершенствовать и т.д.)


b2431

Синяя шляпа – философская, обобщающая.


19548215_a_enl1



Технология развития критического мышления через чтение и письмо включает в себя большое количество разнообразных методических приемов, которые можно использовать как на одной из стадий технологии, так и на всех ее стадиях. В последнем случае можно говорить о стратегии применения ТРКМЧП. Например, если учащиеся распределились на группы в зависимости от выбранного ими цвета шляпы, и осмысливают новый материал в соответствии с определенным типом мышления, то данном случае речь идет о стратегии «Шесть шляп», если же мы используем «Шесть шляп» на стадии рефлексии, то речь идет о методическом приеме.



Самым же важным является не многообразие методических приемов и возможность их комбинирования, а организация самостоятельной работы учащихся в освоении новых знаний, формирование надпредметных умений и навыков у учащихся.







Приложение №1.

Задачи на стадии «ВЫЗОВ»:

-самостоятельная актуализация имеющихся знаний по теме и пробуждение познавательной активности;

-самостоятельное определение учащимися направлений в изучении темы; тех ее аспектов , которые хотелось бы обсудить и осмыслить;

-на этой фазе работы с информацией ученик определяет для себя смысл: «Что это значит для меня?», «Зачем это мне нужно?».



Схема №1. Стадии технологии критического мышления.

Методические приемы стадии «ВЫЗОВ»:

-рисунок; вопрос; задача; проблема; мозговой штурм; работа с ключевыми терминами; перевернутые логические цепи; свободное письмо; разбивка на кластеры,; блеф-игра «Верите ли вы, сто…»





1 стадия

ВЫЗОВ

















Методические приемы стадии «ОСМЫСЛЕНИЕ НОВОЙ ИНФОРМАЦИИ»:

-маркировочные таблицы; таблица-вопрос; взаимоопрос; взаимообучение; опорные схемы; графики; кубик «»Грани»; диаграмма Венна-Эйлера.





Задачи на стадии «ОСМЫСЛЕНИЕ НОВОЙ ИНФОРМАЦИИ»:

- организация активной работы с информацией;

-самостоятельное сопоставление изученного материала с уже известными данными и мнениями.



2 стадия

ОСМЫСЛЕНИЕ НОВОЙ ИНФОРМАЦИИ







3 стадия

РЕФЛЕКСИЯ

Методические приемы стадии «РЕФЛЕКСИЯ»:

-возврат к методическим приемам стадии «ВЫЗОВ; составление стихотворных форм; текста рекламного объявления; интерфью.

Задачи на стадии «РЕФЛЕКСИЯ»:

- выработка учащимся личного отношения к

изученному материалу;



























Информационные источники

1. Заир-Бек С.И. ,Муштавинская И.В. развитие критического мышления на уроке : пособие для учителей общеобразовательных учреждений- М.: Просвещение,2011г.

2.Маркина И.В. Современный урок химии_Ярославль:Академия развития, 2008г

3.Интернет-ссылки:

- http://maroelena2008.rusedu.net/post/986/6506

- http://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2011/11/15/ispolzovanie-metodiki-shest-shlyap-myshleniya-pri-provedenii

- http://ext.spb.ru/index.php/2011-03-29-09-03-14/103-chemistry/4149--qq.html

- http://festival.1september.ru/articles/528850/

- http://festival.1september.ru/articles/598068/

- http://shkola.tsu.ru/blog/index.php?page=post&blog=suzkelsuzkel-blog-sh&post_id=1886

7


Статья"Технология развития критического мышления на основе чтения и письма при обучении химии"
  • Химия
Описание:

                      Одной из педагогических технологий, посредством которой обеспечивается более глубокое и более полное усвоение учебного материала по химии, является технология развития критического мышленияна основе чтения и письма. Она способствует совершенствованию  качества обучения учащихся,  закреплению приобретенных знаний, формированию умения переноса их в новые ситуации, установлению межпредметных связей.  Развивает мыслительные навыки учащихся, делает образование личностно – ориентированным, помогает связи обучения с жизнью.

                  В статье приводится  краткое описание 3-х стадий технологии развития критического мышления на основе чтения и письма, виды деятельности учителя и ученика на каждой стадии, а также приводится несколько интересных  методических приемов, которые можно использоватье на разных этапах урока.

 

Автор Ефрос Наталья Вячеславовна
Дата добавления 19.11.2014
Раздел Химия
Подраздел Другое
Просмотров 771
Номер материала 3173
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓