Главная / Биология / СтатьяСтатья "Использование информационных и коммуникационных технологий в преподавании биологии и географии: из опыта работы"

СтатьяСтатья "Использование информационных и коммуникационных технологий в преподавании биологии и географии: из опыта работы"

Петрухненко Галина Владимировна,

преподаватель биологии и географии

КГБ ПОУ № 11

г. Комсомольск – на - Амуре



Использование информационных и коммуникационных технологий на уроках биологии и географии: из опыта работы.

Аннотация: данная статья показывает работу современного учителя, тесно связанную с информационными технологиями. На конкретных примерах автор показывает, что их использование открывает новые возможности для развития самостоятельного мышления учащихся, повышает их интеллектуально – познавательный и творческий потенциал, помогает им ориентироваться в информационном пространстве, формирует активную жизненную позицию, делает урок динамичным, увлекательным и неординарным. Обосновывается идея о том, что использование ИКТ – технологий позволяет перейти на новый, более высокий уровень обучения, направленный на творческую самореализацию развивающейся личности и является одним из путей повышения мотивации учащихся к учению и качества образования. Акцентируется внимание на основных методах и приёмах, этапах работы на уроках с применением презентаций. Особое внимание уделяется тому, что применение мультимедийной техники в современном уроке расширяет возможности творчества учителя и его участия в процессе обновления образования, формирует компетенции различного уровня как учителя, так и ученика.




Ключевые слова: информационно – коммуникационные технологии, информатизация образования, ИКТ - наполненная образовательная среда, мультимедийная техника, интенсификация образовательного процесса, компьютерные презентации, мультимедийное сопровождение, проектирование урока, интерактивный режим, проектно – исследовательская деятельность.



Состояние современного образования и тенденции развития общества требуют новых системно организующих подходов к развитию образовательной среды. Учебный процесс во многом определяется ранее полученными знаниями, ожиданиями и результатами, которые формируют среду обучения, поэтому на современном этапе реформирования российской школы все большее внимание уделяется информатизации образования.

В процессе модернизации российского образования информатизация образования выделяется в качестве одного из приоритетов. Использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. Сегодня необходимо, чтобы каждый учитель по любой учебной дисциплине мог подготовить и провести урок с использованием ИКТ. Такой урок нагляден, красочен, информативен, интерактивен, экономит время учителя и ученика. Он позволяет ученику работать в своем темпе, а учителю дает возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения. В результате использования компьютерных сетей и онлайновых средств, преподаватель получил возможность преподносить новую информацию таким образом, чтобы удовлетворить индивидуальные запросы каждого учащегося. Подход к каждому ученику должен быть индивидуальным, поэтому некоторым учащимся я предлагаю творческие задания, выполнение которых предполагает использование информационно-коммуникационных технологий и освоение проектно-исследовательской деятельности: работу с Интернет-ресурсами, создание презентаций как результат самостоятельной исследовательской деятельности. Лучшие работы учащихся используются в качестве учебного пособия при проведении занятий по соответствующей тематике. При этом обязательно называется автор работы.

Компьютер как техническое средство обучения продолжает всё более широко применяться в учебном процессе. Его применение повышает у учащихся мотивацию к обучению. Каждый учитель должен владеть навыками работы на компьютере и уметь использовать его, как удобный инструмент, в своей повседневной деятельности. Применение компьютерных технологий в преподавании курсов биологии и географии в образовательном учреждении позволяет видоизменить весь процесс обучения.

Таким образом, использование компьютера на уроках – это не дань моде, не способ переложить на плечи компьютера многогранный творческий труд учителя, а лишь одно из средств, позволяющее интенсифицировать образовательный процесс, активизировать познавательную деятельность, увеличить эффективность урока.

Современные средства обучения (компьютеры, телекоммуникационные средства связи, необходимое программное и методическое обеспечение) предоставили возможность интенсифицировать занятия разных форм обучения. Компьютер позволяет строить обучение в режиме диалога, реализовать индивидуальное общение с обучаемыми, опирающееся на его модель и базовые знания. Компьютер выступает как часть исследовательской установки, позволяющей глубже понять изучаемые явления и процессы.

Информационные технологии помогают сделать процесс обучения более интересным, отвечающим реалиям сегодняшнего дня, предоставляя нужную информацию в нужное время. Одним из достоинств применения компьютера в обучении считается повышение мотивации учения. Не только новизна работы с компьютером, которая сама по себе нередко способствует повышению интереса к учебе, но и возможность регулировать предъявление учебных задач по уровню трудности, поощряя правильные решения, не прибегая к нравоучениям и порицаниям, которыми нередко злоупотребляют педагоги, позитивно сказываются на мотивации учения. Что же касается занимательности как источника мотивации учения, то возможности информационных технологий здесь поистине неисчерпаемы, и основная задача, которая уже сегодня приобрела большую актуальность, заключается в том, чтобы занимательность не стала превалирующим фактором в использовании компьютера, не заслоняла собственно учебные цели.

Наш современный мир – это мощный поток информации. Изменяются дидактические средства в системе образования, методы и формы обучения, тем самым преобразуя традиционную образовательную среду в качественно новую ИКТ-наполненную образовательную среду.

Можно выделить следующие способы применения компьютерной техники на уроках биологии и географии:

  • подготовка печатных раздаточных материалов (контрольные, самостоятельные, лабораторно – практические работы;

  • дидактические карточки для индивидуальной работы);

  • мультимедийное сопровождение объяснения нового материала (презентации, аудиозаписи реальных лекций, учебные видеоролики, компьютерные модели физических экспериментов);

  • контроль уровня знаний с использованием тестовых заданий;

  • использование на уроках и при подготовке к ним Интернет-ресурсов.

Специфика предметов « Биология» и « География» заставляет применять в качестве наглядного материала множество фотографий, рисунков, схем, диаграмм. Получить всё это в своё распоряжение можно следующим образом:

  • фотографии сделать самому или использовать готовые из различных мультимедийных источников;

  • рисунки, схемы, диаграммы изготовить с помощью графических редакторов или использовать их из книг, газет, журналов и мультимедийных источников.

Наиболее простой способ – сканирование изображения. Это несложный процесс, и его хорошо знают учащиеся уже после первого года изучения информатики.

Структура комбинированного урока с применением мультимедийной техники имеет существенные преимущества. При помощи презентации каждый этап урока можно сделать более плотным, наглядным и информационным. Однако чрезмерное использование презентаций на уроке может привести не только к снижению его эффективности, но и снижению интереса учащихся к предмету, как таковому. Поэтому при проектировании урока с использованием презентации необходимо учитывать возраст ученика, особенности его восприятия. Например, применение графиков и диаграмм для младших школьников нецелесообразно, напротив, яркие образы способствуют более полному восприятию нового материала. Кроме этого, мной всегда соблюдается регламент использования презентации и варьируется от 25 до нескольких минут в соответствии с процентным распределением времени урока, предложенным Д. Колбом. Для этого используются «черные слайды», когда на экране нет изображения, чтобы не прекращать работу проектора и не отвлекать от урока при повторном включении. Безусловно, что презентация не может полностью вытеснить традиционные приемы работы на уроке, такие как устный ответ, письменная работа и другие.

Для каждого этапа урока с применением презентации в своей работе следую определенным правилам. На начальном этапе урока (организационная и содержательная установка или мотивация), призванном сконцентрировать внимание учащихся на теме, заинтересовать их, показать необходимость и пользу изучения нового материала, использую слайды для создания проблемной ситуации с последующим выходом на формулирование темы самими учащимися. Этому способствует количество слайдов, определенные анимационные эффекты, информативность изображения (рисунки, фотографии, графики, диаграммы). Стоит отметить, что применение на слайде статистических таблиц нецелесообразно, так как они трудно воспринимаются и анализируются учащимися любого возраста. При создании таких слайдов применяю речевое, музыкальное, визуальное (иллюстрации с подписями к ним) сопровождение в зависимости от темы урока. При этом основными направлениями моей работы являются:

  • формирование умений анализировать, сравнивать, выделять главное, обобщать, делать выводы, логические умозаключения;

  • развитие ассоциативного мышления.

В данном случае совместно с учащимися определяю проблему и пути ее решения. На следующем этапе урока (проверка глубины понимания и прочности знаний учащихся), применяю презентацию для вывода в любой момент на экран той информации, которая является опорной для проверки знаний и их актуализации. Имею возможность возврата к ранее пройденным

темам, непосредственному восстановлению конспекта, хода предыдущего урока, использованию визуальных подсказок, что способствует развитию долговременной памяти, укреплению внутрипредметных и межпредметных связей. Эту часть урока иногда ставлю перед этапом целеполагания, особенно если урок является продолжением изучения нового или обобщения ранее пройденного материала.

На этапе изучения основного материала подбираю задания, при выполнении которых обеспечивается получение учащимся новых знаний, навыков и умений. При выборе заданий руководствуюсь китайской поговоркой: «Я слышу и забываю, я вижу и запоминаю, я делаю и понимаю». Таким образом, при создании этой части учебной презентации придерживаюсь основного требования - на слайде должна находиться только полезная информация, отражающая цели и задачи урока. Особое внимание уделяю отбору информации и иллюстративного материала с указанием авторов, названий, событий, дат.

При работе в интерактивном режиме процесс получения новых знаний происходит во взаимодействии учеников между собой, а также учителем. Работа с презентацией позволяет мне наглядно заполнять заранее приготовленные формы (конспект урока). При этом учу ребят формулировать главные мысли и выражать их конкретно, лаконично. При проектировании слайдов планирую поэтапное заполнение схем причинно-следственных связей с использованием знаний по новому материалу или по другим предметам. Презентации обладают определенным преимуществом по формированию практических навыков, когда при помощи смены слайдов или анимации последовательно демонстрирую каждый шаг действий. В этом случае происходит не только более яркая их иллюстрация, но и увеличивается время для индивидуальной работы с учащимися.

Слайды могут нести и инструктивный характер в преддверии каких-либо действий, закрепления порядка их последовательности. Во время закрепления изученного материала, диагностики прочности усвоения знаний, оценивания работы на уроке создаю презентации по принципу гибкости, наглядности, непредвзятости. При выборе такого подхода предоставляю каждому ученику самому оценить свои успехи, определить ошибки, скорректировать их. В этом случае достоинство презентации состоит в том, что она позволяет при правильной конструкции не только выдавать правильный ответ, но и иллюстрировать его фрагментом урока. В своей работе использую различные варианты оценивания, от «Своей игры», особенно удобной при организации групповой работы, до графических диктантов и небольших тестов, в которых варианты ответов сопровождаются иллюстрациями.

Использование презентации выигрышно при проведении рефлексии, инструктажа по выполнению домашнего задания, подведению итогов урока, поскольку позволяет быстро восстановить весь ход урока, акцентировать внимание на значимых для выполнения домашней работы частях. При этом ученики вынуждены становиться активными участниками, вспоминать ход собственных рассуждений и повторно формулировать главные мысли.

В заключительной части урока презентация позволяет мне вернуться к его началу, построить диалог о достижении поставленных целей и задач. В результате такого окончания занятия уже владею информацией об успешности изучения нового материала. Кроме этого, в своей работе применяю презентацию:

  • как элемент здоровьесберегающей технологии - гимнастика для глаз (релаксационная, двигательная);

  • для развития познавательных процессов;

  • формирования культуры и навыков самостоятельной проектной и исследовательской деятельности.

Применение мультимедийной техники в современном уроке расширяет возможности творчества учителя и его участия в процессе обновления образования, формирует компетенции различного уровня как учителя, так и ученика.

Применение информационных технологий на уроках биологии и географии дает новые возможности для развития творческих способностей учащихся, повышает мотивацию, активизирует познавательную деятельность, развивает мышление, формирует активную жизненную позицию.

Преподавание биологии и географии на современном этапе развития общества с применением ИКТ - технологий открывает новые возможности и перспективы развития системы преподавания в целом.

Традиционное изучение учебного материала приводит к тому, что ученики теряют интерес к предмету. ИКТ - технологии развивают у учащихся алгоритмы действия в чрезвычайных ситуациях, для отработки навыков безопасного поведения, сохранности жизни, помогают формировать культуру здоровья на разных уровнях образования.

Информационные технологии обучения на уроках биологии и географии применяются на продуктах самого разнообразного назначения. Обучающиеся успешно оформляют доклады и рефераты к урокам географии, составляют кроссворды, готовят компьютерные презентации, буклеты, подбирают тематический материал в электронном виде, формируя электронный банк данных дидактического материала, используя такие программные продукты, как MSWord, MSExcel, MSPowerPoint. Компьютер облегчает деятельность преподавателя в школе, храня массу данных. Компьютер как техническое средство обучения начинает более широко применяться в учебном процессе. Учитель должен владеть навыками работы на компьютере и уметь использовать компьютер как удобный инструмент в своей повседневной деятельности.

Учитель биологии и географии может использовать ресурсы Интернета следующим образом:

  • самообразование, самостоятельное повышение своей квалификации на основе информации, содержащейся в Сети, изучение опыта своих коллег;

  • получение нормативно-справочных документов с серверов Министерства образования, областных, городских и районных отделов образования;

  • получение информации о новейших педагогических технологиях;

  • использование на уроках и внеклассных мероприятиях методических и дидактических материалов, имеющихся в Сети; разработка собственных материалов и публикация их в Сети;

  • тестирование учащихся на основе контрольно-измерительных материалов, хранящихся в Сети;

  • знакомство с новыми книгами, учебниками, методической литературой и приобретение их в Интернет-магазинах;

  • участие в заочных конференциях и конкурсах;

  • создание собственного сайта учителя биологии, географии;

  • поиск единомышленников и коллег в других регионах, переписка с коллегами и друзьями.

Ориентироваться в информации, хранящейся во Всемирной Сети, помогают поисковые системы.

Наиболее популярные поисковые системы:

  • http: // www.yandex – Яндекс;

  • http: // www.rambler – Rambler;

  • http: // www.google – Google;

  • http: // www.aport – Апорт;

  • http: //www.edu.km – Образовательные проекты;

  • http: //www.ict.edu – Информационно-коммуникационные технологии в образовании;

  • http: //www.festival.1september – Сайт педагогических идей «Открытый урок»;

  • http: //www.eurekanet – Инновационная образовательная сеть;

  • http: //www.mediaeducation – Лаборатория ТСО и медиаобразования Института содержания и методов образования РАО;

  • http: //www.int-edu – Каталог образовательных ресурсов, методические

материалы.

Таким образом, проведение уроков с использованием информационных технологий – это мощный стимул в обучении. Посредством таких уроков активизируются психические процессы обучающихся: восприятие, внимание, память, мышление, гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса. Человек по своей природе больше доверяет глазам, и более 80 % информации воспринимается и запоминается им через зрительный анализатор. Дидактические достоинства уроков с использованием информационных технологий – создание эффекта присутствия («Я это видел!»), у обучающихся появляется интерес, желание больше узнать и увидеть.



Список литературы:

  1. Абышов Н. А. Из опыта интерактивного обучения с использованием компьютера. // Химия в школе. – 2011. - № 2. – С. 22 – 25.

  2. Арбузова Е. Н. Применение интерактивной доски на уроках биологии. // Биология в школе. – 2010. - № 9. – С. 33 – 36.

  3. Воронина Г. А. Зарубежный опыт применения интерактивных технологий на уроках биологии. // Биология в школе. – 2010. - № 5. – С. 37 – 39.

  4. Воронкова О. Б. Информационные технологии в образовании: интерактивные методы. // О. Б. Воронкова. – Ростов н/Д : Феникс, 2010.- С. 315.

  5. Ефимова Е. А. Интерактивное обучение как средство подготовки профессионально мобильного специалиста.// Среднее профессиональное образование. – 2011. - № 10. - С. 23 – 24.

  6. Малышева Т. В. Влияние методов интерактивного обучения на развитие коммуникативной компетенции учащихся. // Учитель в школе. – 2010. - № 4. – С. 14 – 16.

  7. Мамирова К. Н. Принципы и формы организации интерактивного обучения. // География и экология в школе XXI века. – 2010. - № 7. – С. 72 – 76.

  8. Чепыжова Н. Р. Использование иформационно – коммуникационных технологий для повышения качества обучения. // Среднее профессиональное образование. – 2010. - № 6. – С. 13 – 15.


СтатьяСтатья "Использование информационных и коммуникационных технологий в преподавании биологии и географии: из опыта работы"
  • Биология
Описание:

Аннотация: данная статья показывает работу современного учителя, тесно связанную с информационными технологиями.  На конкретных примерах автор показывает, что их использование открывает новые возможности для развития самостоятельного мышления учащихся, повышает их интеллектуально – познавательный  и  творческий потенциал, помогает им ориентироваться в информационном пространстве, формирует активную жизненную позицию, делает урок динамичным, увлекательным и неординарным. Обосновывается идея о том, что использование ИКТ – технологий позволяет перейти на новый, более высокий уровень обучения, направленный на творческую самореализацию развивающейся личности и является одним из путей повышения мотивации учащихся  к учению и  качества образования.  Акцентируется внимание на основных методах и приёмах, этапах работы на уроках с применением презентаций. Особое внимание уделяется  тому, что применение  мультимедийной техники  в современном уроке расширяет возможности творчества учителя и его участия в процессе обновления образования, формирует компетенции различного уровня как учителя, так и ученика.

Автор Петрухненко Галина Владимировна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Биология
Подраздел
Просмотров 508
Номер материала 50923
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓