Искра Виктория Васильевна
МБДОУ ”ДС”Радуга”
Республика Хакасия,
п.г.т.Усть-Абакан.
Роль наглядности в обучении и развитии
детей дошкольного возраста.
За последние
годы вновь становится актуальной проблема наглядности при обучении.
Применение наглядных методов на занятиях в детском саду
очень плодотворно сказывается на результате процесса обучения и усвоении
знаний.
Наглядность -
свойство психических образов объектов познания, выражающее степень доступности
и понятности этих образов для познающего субъекта; один из принципов обучения.
Наглядность - это компонент обучения
ребенка дошкольного возраста который может помочь ему качественно усвоить
изучаемый материал.
Наглядность способствует развитию
мыслительных операций ребенка и обеспечивает переход от конкретного к
абстрактному и формирует математические представления.
Систематическое применение наглядности во
время занятий увеличивает самостоятельность,
активность, формируется положительное отношение к предмету.
Все это является важным в развитии
личности ребенка.
Наглядные средства способствуют
формированию материалистического мировозрения
дошкольников. Пересчитывая числа,
выполняя арифметические действия - все это расширяет кругозор дошкольников.
Используя на занятиях наглядный материал способствует облегчению понимания
учебного материала. Вызывает заинтересованность детей.
Методы использования наглядности можно
разделить условно на две большие группы: метод иллюстрации и метод
демонстрации.
Благодаря этим методам возможно возбудить
у учащихся интерес к окружающей жизни.
И научить
анализировать природные и социальные явления, а также научить их
концентрировать внимание на главном, выделять особые признаки.
С помощью
демонстрации внимание дошкольников оказывается направленным на существенные, а
не на случайно обнаруженные, внешние характеристики рассматриваемых предметов,
явлений, процессов. Иллюстрация особенно хорошо используется при объяснении
нового материала. Тогда воспитателю следует иллюстрировать свой рассказ на
доске мелом. Рисунок поясняет слова воспитателя, а рассказ делает понятным
содержания изображаемого на доске.
Различаются
следующие виды наглядности:
Естественная наглядность (растения, животные,
полезные ископаемые); ее функция – знакомство детей с реальными объектами
природы.
Экспериментальная наглядность (явления
испарения, таяния льда); функция – знакомство с явлениями и процессами в ходе
опытов, наблюдений.
Картинная и картинно-динамическая наглядность
(картины, рисунки, фотографии, диапозитивы, кино); функция - познакомить с
какими-то фактами, предметами, явлениями через их отображение.
Объемная наглядность (макеты, муляжи,
геометрические фигуры); функция – знакомство с теми предметами, где объемное
изображение играет роль в восприятии.
Звуковая наглядность; функция – воспроизведение
звуковых образов.
Символическая и графическая наглядность
(чертежи, схемы, карты, таблицы); функция - развитие абстрактного мышления,
знакомство с условно- обобщенным, символическим отображением реального мира.
Смешанная наглядность – учебный звуковой
кинофильм; функция – воссоздание наиболее полного живого отображения
действительности.
Одним из важнейшим
в работе с дошкольниками является использование наглядности.
Изучением и
применением наглядности занимались К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой, Песталоции.
Известный ученый-психолог
Л.С.Выгодский различал два уровня развития возможностей ребенка: уровень
актуального развития и зону ближайшего развития [7,c.117]
Опираясь на данное положение можно сказать, что
уровнем актуального развития ребенка является наглядно-действенная умственная
деятельность, основанная на восприятии выполненных практических операций с
предметами , а наглядно- образная, затем словесно-логическая умственная
деятельность являются зоной ближайшего развития.
Ребенок приобретает богатый чувственный опыт, овладевает
умением его расширять и углублять, учится воспринимать окружающий мир, свой
опыт использует в своей практической и умственной деятельности.
Литература:
1. Занков
Л. В., наглядность и активизация учащихся в обучении, М.,1960;
2.Артемов
А.К. Обучение математике .М.:”Пенза”,2005.
3.Из
опыта работы с детьми.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.