Главная / Начальные классы / Статья"Роль наглядности в обучении и развитии детей дошкольного возраста"

Статья"Роль наглядности в обучении и развитии детей дошкольного возраста"

Искра Виктория Васильевна

МБДОУ ”ДС”Радуга”

Республика Хакасия,

п.г.т.Усть-Абакан.





Роль наглядности в обучении и развитии детей дошкольного возраста.

За последние годы вновь становится актуальной проблема наглядности при обучении.

Применение наглядных методов на занятиях в детском саду очень плодотворно сказывается на результате процесса обучения и усвоении знаний.

Наглядность - свойство психических образов объектов познания, выражающее степень доступности и понятности этих образов для познающего субъекта; один из принципов обучения.

Наглядность - это компонент обучения ребенка дошкольного возраста который может помочь ему качественно усвоить изучаемый материал.

Наглядность способствует развитию мыслительных операций ребенка и обеспечивает переход от конкретного к абстрактному и формирует математические представления.

Систематическое применение наглядности во время занятий увеличивает самостоятельность, активность, формируется положительное отношение к предмету.

Все это является важным в развитии личности ребенка.

Наглядные средства способствуют формированию материалистического мировозрения

дошкольников. Пересчитывая числа, выполняя арифметические действия - все это расширяет кругозор дошкольников. Используя на занятиях наглядный материал способствует облегчению понимания учебного материала. Вызывает заинтересованность детей.

Методы использования наглядности можно разделить условно на две большие группы: метод иллюстрации и метод демонстрации.

Благодаря этим методам возможно возбудить у учащихся интерес к окружающей жизни.

И научить анализировать природные и социальные явления, а также научить их концентрировать внимание на главном, выделять особые признаки.

С помощью демонстрации внимание дошкольников оказывается направленным на существенные, а не на случайно обнаруженные, внешние характеристики рассматриваемых предметов, явлений, процессов. Иллюстрация особенно хорошо используется при объяснении нового материала. Тогда воспитателю следует иллюстрировать свой рассказ на доске мелом. Рисунок поясняет слова воспитателя, а рассказ делает понятным содержания изображаемого на доске.

Различаются следующие виды наглядности:
Естественная наглядность (растения, животные, полезные ископаемые); ее функция – знакомство детей с реальными объектами природы.

Экспериментальная наглядность (явления испарения, таяния льда); функция – знакомство с явлениями и процессами в ходе опытов, наблюдений.

Картинная и картинно-динамическая наглядность (картины, рисунки, фотографии, диапозитивы, кино); функция - познакомить с какими-то фактами, предметами, явлениями через их отображение.

Объемная наглядность (макеты, муляжи, геометрические фигуры); функция – знакомство с теми предметами, где объемное изображение играет роль в восприятии.

Звуковая наглядность; функция – воспроизведение звуковых образов.

Символическая и графическая наглядность (чертежи, схемы, карты, таблицы); функция - развитие абстрактного мышления, знакомство с условно- обобщенным, символическим отображением реального мира.

Смешанная наглядность – учебный звуковой кинофильм; функция – воссоздание наиболее полного живого отображения действительности.

Одним из важнейшим в работе с дошкольниками является использование наглядности.

Изучением и применением наглядности занимались К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой, Песталоции.

Известный ученый-психолог Л.С.Выгодский различал два уровня развития возможностей ребенка: уровень актуального развития и зону ближайшего развития [7,c.117]

Опираясь на данное положение можно сказать, что уровнем актуального развития ребенка является наглядно-действенная умственная деятельность, основанная на восприятии выполненных практических операций с предметами , а наглядно- образная, затем словесно-логическая умственная деятельность являются зоной ближайшего развития.

Ребенок приобретает богатый чувственный опыт, овладевает умением его расширять и углублять, учится воспринимать окружающий мир, свой опыт использует в своей практической и умственной деятельности.



Литература:

1. Занков Л. В., наглядность и активизация учащихся в обучении, М.,1960;

2.Артемов А.К. Обучение математике .М.:”Пенза”,2005.

3.Из опыта работы с детьми.


Статья"Роль наглядности в обучении и развитии детей дошкольного возраста"
  • Начальные классы
Описание:

В статье "Роль наглядности в обучении и развитии детей дошкольного возраста"описывается о том ,что наглядность для детей дошкольного возраста играет огромную роль для обучения .Видя картинку ребенок лучше запоминает и у него все остается в памяти(развитие зрительной  памяти).

Существуют разные виды наглядностикоторые воспитатель применяет в своей работе.При математическом развитии-развивается память ребенка,при речевом развитии-ребенок заучивает четверостишья быстрее(благодаря наглядности),при лепке-показ образца поделки способствует тому,что ребенокможет что-то еще свое добавить или выполнить по-своему замыслу и т. д.

Ребенок приобретает богатый чувственный опыт,овладевает умением его расширять и углублять,учится воспринимать окружающий мир,свой опыт использует в своей практической и умственной деятельности.

Без наглядного материала не возможно обучение и развитие ребенка.

Автор Искра Виктория Васильевна
Дата добавления 19.11.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел Другое
Просмотров 1008
Номер материала 3571
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓