Главная / Другое / Статья:Развитие детской одаренности на занятиях декоративно-прикладного творчества

Статья:Развитие детской одаренности на занятиях декоративно-прикладного творчества

Грудинина Елена Евгеньевна,

МБОУ ДОД ДДТ города Сорска,

педагог дополнительного образования

детского объединения «Чудеса своими руками»


Развитие детской одаренности на занятиях декоративно-прикладного творчества


Детство – пора жизни, имеющая высочайшую самостоятельную ценность. Главная проблема в отношении незаурядных детей состоит не в том, чтобы заранее предвидеть степень их будущих успехов, а в том, чтобы уже теперь уровень их умственной нагрузки и виды занятий соответствовали бы их способностям. Важно, чтобы ребенок с необычными способностями прожил детские годы, не стесняемый в своем развитии, получая радость от полноты и своевременности приложения своих сил. Внимательнейшим образом следует относиться к признакам одаренности у растущего человека.


Для одаренных детей характерна высокая скорость развития интеллектуальной и творческой сфер, глубина и нетрадиционность мышления. Они имеют доминирующую, активную познавательную потребность.

(Слайд-цели)

Основные цели работы с одаренными детьми:

- выявление одаренных детей;

- создание условий, способствующих их оптимальному развитию.


Соблюдение принципов – “право на ошибку”, “ситуация успеха”, “не сравнивать с другими” и т.д., которые создают благоприятный морально-психологический климат.

(Слайд-принципы)

Принципы работы с одаренными детьми:

- принцип индивидуализации обучения (разработка индивидуальной системы оптимальных условий развития одаренных детей);

-принцип свободы выбора обучающимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества;

- принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей;

- принцип создания условий для совместной работы обучающихся при минимальном участии педагога.

Основным направлением работы педагогов декоративно-прикладного творчества является: создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей.


В работе с одаренными детьми педагоги применяют элементы педагогических технологий:

(Слайд-технологии)


  1. Деятельностный подход (между обучением и развитием стоит деятельность)

  2. Формирование внутренней мотивации.

  3. Организация образовательного процесса при “субъект – субъектных отношениях”.

  4. Предоставление “веера выбора”, что создает возможности каждому обучающемуся возможности для развития.

  5. Рефлексия.

  6. Возможность индивидуализации темпов прохождения образовательной программы, ее обогащение и углубление.

  7. Интегративный подход.


Педагоги осуществляют подбор методов, форм, приемов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества, проявлению самодеятельности.

(Слайд-формы…)


- словесный, наглядный, практический;

  • объяснительно-иллюстративный;

  • репродуктивный;

  • проблемный;

  • частично-поисковый;

  • исследовательский;

  • метод наблюдений;

  • метод программированного обучения;

  • проектно-конструкторские методы;

  • игровой;

  • интеграционный;

  • психологические и социологические методы и приемы.


Для обучающихся, чья одаренность в определенных областях уже выявлена, в Доме детского творчества разрабатываются гибкие индивидуальные программы обучения, создается развивающая среда, стимулирующая любознательность ребенка и обеспечивающая возможность ее удовлетворения.

Исходя из вышеизложенного, следует выделить следующие взаимосвязанные направления работы:

- проектно-исследовательская деятельность, как продолжение, углубление и практическое применение базового образовательного курса;

- укрепление здоровья;

- коммуникативные и иные тренинги.




















Условия успешной работы с одаренными обучающимися

  1. Осознание важности этой работы и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к обучению и творчеству.

  2. Создание и постоянное совершенствование методической системы.

  3. Овладение определенных качеств в работе с одаренными детьми:

  • педагог для одаренного ребенка является личностью, продуктивно реагирующей на вызов, умеющей воспринимать критику и не страдать от стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он сам. Взаимодействие педагога с одаренным ребенком должно быть направлено на оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи, поддержки, быть недирективным;

  • педагог верит в собственную компетентность и возможность решать возникающие проблемы. Он готов нести ответственность за последствия принимаемых им решений и одновременно ощущает себя человеком, заслуживающим доверия, уверен в своей человеческой привлекательности и состоятельности;

  • педагог стремится к интеллектуальному самосовершенствованию, охотно работает над пополнением собственных знаний, готов учиться у других и заниматься самообразованием и саморазвитием.






Условия успешной работы с одаренными обучающимися

  1. Осознание важности этой работы и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к обучению и творчеству.

  2. Создание и постоянное совершенствование методической системы.

  3. Овладение определенных качеств в работе с одаренными детьми:

  • педагог для одаренного ребенка является личностью, продуктивно реагирующей на вызов, умеющей воспринимать критику и не страдать от стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он сам. Взаимодействие педагога с одаренным ребенком должно быть направлено на оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи, поддержки, быть недирективным;

  • педагог верит в собственную компетентность и возможность решать возникающие проблемы. Он готов нести ответственность за последствия принимаемых им решений и одновременно ощущает себя человеком, заслуживающим доверия, уверен в своей человеческой привлекательности и состоятельности;

  • педагог стремится к интеллектуальному самосовершенствованию, охотно работает над пополнением собственных знаний, готов учиться у других и заниматься самообразованием и саморазвитием.






























На занятиях своего объединения я представляю каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учетом индивидуальных наклонностей.

Методы и формы работы с одаренными учащимися ( в условиях нашей школы речь идет об академической, творческой одаренности) прежде всего должны органически сочетаться с методами и формами работы со всеми учащимися школы и в то же время отличаться определённым своеобразием. В обучении одаренного учащегося может реализоваться стратегия ускорения (имеется в виду в первую очередь изменение скорости обучения), в работе с такими учащимися можно использовать быстрое продвижение к высшим познавательным уровням в области избранного предмета.





Стратегия ускорения не универсальна. Она нуждается в сочетании со стратегией обогащения (углубления). Одаренный учащийся должен получать дополнительный материал к традиционным курсам, большие возможности развития мышления, креативности, умений работать самостоятельно.

Поэтому программы по отдельным предметам для одаренных учащихся должны быть ориентированы на более сложное содержание, направлены на увеличение знаний в конкретной области и на развитие умственных операций.

Прежде всего, методы и формы работы могут быть разделены на урочные и внеурочные.

Основной формой организации учебного процесса в школе остается урок. Формы и приемы в рамках отдельного урока должны отличаться значительным разнообразием и направленностью на дифференциацию и индивидуализацию работы. Широкое распространение должны получить групповые формы работы, различного рода творческие задания, различные формы вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность, дискуссии, диалоги. Перечисленные формы работы и виды деятельности могут найти широкое применение в рамках семинарской формы работы, в различных практикумах и при изучении профильных дисциплин.

Каждый учебный предмет определяет специфику применяемых форм, методов и приемов работы.

Подробнее рассмотрю эти приемы на примере истории и обществоведения.

Поисково-исследовательский метод можно использовать, начиная со среднего звена, где уровень интереса высок в связи с занимательностью истории. Например: в теме крестовые походы учащиеся на основе изучения текстов смогут провести сравнительный анализ образа жизни христиан , мусульман и прийти к разным выводам. При изучении деятельности Карла Великого школьники могут попробовать свои способности при написании учебника по принципу Алкуина. Сначала учащиеся должны понять логику учителя Карла Великого, а затем составить подобие сократического диалога.

Подражая древним скальдам, ребята могут проявить себя в сочинении саг при помощи метода ассоциаций и неологизмов.

Такая творческая деятельность ведет к созданию абсолютно нового продукта, что можно считать за проектную деятельность. Подобные задания можно практиковать и при изучения обществоведения. Например: определить в каких сказках нарушены права детей. Эта интеграция в игровой форме позволяет закрепить знания о правах и свободах ребенка.

В старших классах поле деятельности для использования поискогого метода шире.

Наиболее распространенными и эффективным являются следующие формы:

  • проблемное ведение уроков базисного компонента. Учитель знакомит учеников с различными точками зрения по изучаемому вопросу, инициирует дискуссию, в которой учащиеся анализируют их, высказывают свои мнения и делают выводы. Ученики могут подготовить дома письменные доклады проблемно-реферативного характера, в которых тоже отражаются различные точки зрения на проблему. По ним организуется дискуссия с формулировкой учащимися обоснованных выводов;

  • спецкурс в НОУ “Основы исследовательской деятельности”

  • на конкретных примерах дает методологию этой деятельности, в домашних заданиях отрабатывается постановка и выполнение исследовательских задач, а на уроках проходят презентации решений;

  • элективные курсы предпрофильного и профильного обучения в рамках школьного компонента. В их основе – работа над исследовательскими проектами, вытекающими их данной образовательной программы;

  • программы дополнительного образования: могут предусматривать полный цикл реализации исследований, необходимые учебные занятия, итоговый контроль в виде защиты каждым учащимся своей исследовательской работы;

  • исследовательский подход в применении к экскурсии. Каждому ученику ставятся индивидуальные задания – что-то пронаблюдать, измерить, спросить у экскурсовода, сделать собственные выводы. Результат оформляется как творческий отчет о работе;

  • общешкольный проект: интегрирует программы общего и дополнительного образования или проекты по определенной теме либо проблеме. С помощью исследовательской деятельности на уровне школы тесно увязываются различные формы образовательной деятельности.

  • походы и экспедиции. Это самостоятельные формы организации исследовательской деятельности во время каникул. Включаются как элементы в годовой цикл учебных исследований;

  • научно-практические конференции и конкурсы – формы презентации результатов учебных исследований; выполняют образовательную и коммуникативную функции;

  • тематические клубы и молодежные объединения.

Итак, творческие работы можно классифицировать как:

  • проблемно-реферативные;

  • экспериментальные;

  • натуралистические и описательные;

  • исследовательские.

  • Народное декоративно-прикладное искусство, положенное в основу различных видов художественно-творческой деятельности детей важно для развития художественного интереса школьников, ибо умение ценить и понимать его сущностная и необходимая часть эстетической культуры * гармоничной, всесторонне развитой личности. Различные виды народного декоративно-прикладного искусства, имея общим источником жизнь, быт, традиции народа, простоту, непосредственность, живость и богатство воображения. чувство радости, праздничности, сильно выраженную условность, более чем другие виды искусства, отвечают идее интегрального, взаимосвязанного их использования, что само гю себе отвечает природе ребенка и даже роднит их между собой. Доступность, свойственная декоративно* прикладному искусству, позволяет заниматься этим ввдом творчества, не смотря на талантливость и одаренность, многим детям. Следовательно, художественно-творческая деятельность, основанная на материале народного, декоративно-прикладного искусства может выступать важным средством приобщения детей к декоративно-художественному творчеству и выступать источником развития художественного интереса.




Каждый одаренный ребенок – индивидуальность, требующая особого подхода. Содействие реализации одаренности чаще всего требует организации особой среды. Какие признаки, свойства личности, черты характера, особенности поведения и деятельности могут указать взрослому на то, что ребенок в будущем может стать выдающимся ученым, художником, лидером и др.? Ответ на этот сложный вопрос простым быть не может. Ученые уже обнаружили ряд закономерностей, позволяющих прогнозировать будущее ребенка, но до алгоритма построения надежных обоснованных прогнозов еще бесконечно далеко.

Мировой опыт показывает, что часто вера в возможности воспитанника, помноженная на мастерство педагогов и родителей, способны творить чудеса. В жизни часто оказывается важно даже не то, что дала человеку природа, а то, что он сумел сделать с тем даром, который у него есть.

Выявление потенциальной и скрытой одаренности продиктовано, прежде всего, гуманистическими соображениями, желанием привлечь внимание к большему числу детей. При понимании всей теоретической сложности доминирующим является стремление не “упустить” ни одного ребенка, требующего внимания педагога.


Статья:Развитие детской одаренности на занятиях декоративно-прикладного творчества
  • Другое
Описание:

Детство – пора жизни, имеющая высочайшую самостоятельную ценность. Главная проблема в отношении незаурядных детей состоит не в том, чтобы заранее предвидеть степень их будущих успехов, а в том, чтобы уже теперь уровень их умственной нагрузки и виды занятий соответствовали бы их способностям. Важно, чтобы ребенок с необычными способностями прожил детские годы, не стесняемый в своем развитии, получая радость от полноты и своевременности приложения своих сил. Внимательнейшим образом следует относиться к признакам одаренности у растущего человека.

 

Для одаренных детей характерна высокая скорость развития интеллектуальной и творческой сфер, глубина и нетрадиционность мышления. Они имеют доминирующую, активную познавательную потребность.

Основные цели работы с одаренными детьми:

- выявление одаренных детей;

- создание условий, способствующих их оптимальному развитию.

 

Соблюдение принципов – “право на ошибку”, “ситуация успеха”, “не сравнивать с другими” и т.д., которые создают благоприятный морально-психологический климат.

 

Принципы работы с одаренными детьми:

- принцип индивидуализации обучения (разработка индивидуальной системы оптимальных условий развития одаренных детей);

-принцип свободы выбора обучающимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества;

- принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей;

- принцип создания условий для совместной работы обучающихся при минимальном участии педагога.

 

Основным направлением работы педагогов декоративно-прикладного творчества является:  создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей.

 

В работе с одаренными детьми педагоги применяют элементы педагогических технологий:

 (Слайд-технологии)

 

  1. Деятельностный подход (между обучением и развитием стоит деятельность)
  2. Формирование внутренней мотивации.
  3. Организация образовательного процесса при “субъект – субъектных отношениях”.
  4. Предоставление “веера выбора”, что создает возможности каждому обучающемуся возможности для развития.
  5. Рефлексия.
  6. Возможность индивидуализации темпов прохождения образовательной программы, ее обогащение и углубление.
  7. Интегративный подход.

 

Педагоги осуществляют подбор методов, форм, приемов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества, проявлению самодеятельности.

 

      -     словесный, наглядный, практический;

-           объяснительно-иллюстративный;

-            репродуктивный;

-           проблемный;

-           частично-поисковый;

-          исследовательский;

-          метод наблюдений;

-          метод программированного обучения;

-          проектно-конструкторские методы;

-          игровой;

-          интеграционный;

-          психологические и социологические методы и приемы.

 

Для обучающихся, чья одаренность в определенных областях уже выявлена, в Доме детского творчества разрабатываются гибкие индивидуальные программы обучения, создается развивающая среда, стимулирующая любознательность ребенка и обеспечивающая возможность ее удовлетворения.

Исходя из вышеизложенного, следует выделить следующие взаимосвязанные направления работы:

- проектно-исследовательская деятельность, как продолжение, углубление и практическое применение базового образовательного курса;

- укрепление здоровья;

- коммуникативные и иные тренинги.

 

Условия успешной работы с одаренными обучающимися
  1. Осознание важности этой работы и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к обучению и творчеству.
  2. Создание и постоянное совершенствование методической системы.
  3. Овладение определенных качеств  в работе с одаренными детьми:
  4. Педагог для одаренного ребенка является личностью, продуктивно реагирующей на вызов, умеющей воспринимать критику и не страдать от стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он сам. Взаимодействие педагога с одаренным ребенком должно быть направлено на оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи, поддержки, быть недирективным;
  5. Педагог верит в собственную компетентность и возможность решать возникающие проблемы. Он готов нести ответственность за последствия принимаемых им решений и одновременно ощущает себя человеком, заслуживающим доверия, уверен в своей человеческой привлекательности и состоятельности;
  6. Педагог стремится к интеллектуальному самосовершенствованию, охотно работает над пополнением собственных знаний, готов учиться у других и заниматься самообразованием и саморазвитием.

 

 

Автор Грудинина Елена Евгеньевна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Другое
Подраздел
Просмотров 1127
Номер материала 40173
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓




Похожие материалы