Главная / Классному руководителю / Статья"Работа классного руководителя по распространению опыта сохранения и поддержки семьи, возрождения и укрепления семейных ценностей и традиций"

Статья"Работа классного руководителя по распространению опыта сохранения и поддержки семьи, возрождения и укрепления семейных ценностей и традиций"

Работа классного руководителя по распространению опыта сохранения и поддержки семьи, возрождения и укрепления семейных ценностей и традиций.


Актуальность возрождения семейных традиций обусловлена рядом причин: кризис ценностных систем в современном обществе, размывание норм морали, забота о материальном благополучии, затруднение процесса социализации ребёнка и его личностного самоопределения. Поэтому на первый план выходит проблема развития духовной, эмоциональной сфер жизни ребёнка, оказание ему помощи в определении границ добра и зла, созидания и разрушения. Начало освоения этого пути лежит в младшем школьном возрасте через осмысление категорий: любовь, материнство, отцовство, дружба, сострадание. Всё начинается с детства. В детстве формируется характер человека, выбираются друзья, складываются взаимоотношения с близкими людьми, вырабатываются нормы поведения, а главное – закладываются традиции семейного воспитания в будущей семье – всё берёт начало в детстве.

Традиции - это прочно установившиеся, унаследованные от предшествующих поколений и поддерживаемые силой общественного мнения формы поведения людей и их взаимоотношений или принципы, по которым развивается общечеловеческая культура.

Семейные традиции и домашние ритуалы важны для детей гораздо больше, чем для взрослых. Нам может казаться, что милая мамина привычка – рассказывать ежевечернюю сказку, ни к чему её не обязывает. Для детской же психики ритуалы приобретают, говоря на языке психологических терминов, опорную и стабилизирующую функции. С помощью них ребёнок ориентируется во времени, в них он черпает уверенность в том, что в доме всё идет своим чередом, а верность родителей домашним привычкам ребенка представляет собой не что иное, как бытовое выражение любви к малышу.

С регулярно повторяющимися событиями к детям приходит ощущение стабильности мира; сохраняется и укрепляется связь между поколениями и теплые, нежные отношения между родителями и детьми. В утере семейных традиций некоторые психологи даже видят причину проблемного подросткового возраста. Семья – это не только общий быт, бюджет и отношения между членами семьи. Это и особый дух, неповторимый уют и атмосфера, характерная только для вашей семьи.

Ребёнку важно брать из семьи положительные образцы для подражания, опыт построения доверительных, глубоких взаимоотношений с людьми. Зачастую дети, нуждающиеся в любви родных, безусловном принятии близкими, оказываются одинокими в семье. Отсутствие у ребёнка позитивной самооценки, самоуважения, проявляющиеся порой в асоциальных формах поведения, как правило, связаны с внутрисемейными проблемами. Детям важно осознать значимость в их жизни родителей, близких, оценить с благодарностью заботу о себе.

Семья и школа должны влиять на развитие ребёнка не изолированно каждый, а взаимодействуя, взаимно корректируя поступки и педагогические реакции друг друга. Поэтому возникает необходимость в создании семейного изучение семейных традиций.

1. Изучение и возрождение семейных традиций.

2. Обеспечение свободного межличностного и группового общения детей и взрослых.

3. Повышение уровня нравственно – этических норм поведения детей через воспитание.

4. Организация совместного досуга родителей и детей.

5. Воспитание чувства гордости за свою семью, свою Родину.

Для формирования эмоционального мира детей (да и взрослых) можно развивать и совершенствовать такую семейную традицию, как совместные игры. Дети и родители, объединённые одной игрой, учатся радоваться чужой победе, с юмором реагировать на проигрыш. Совместные игры способствуют развитию эмоционально-насыщенного общения между детьми и взрослыми.

Развивать и такую семейную традицию, как совместные занятия спортом, совместное участие в спортивных праздниках. «Весёлые старты», «Папа, мама, я – спортивная семья», «Волейбол – над сеткой болл», «Богатырские потешки»; «Путешествие в страну Физкультурию» и др., которые способствовали формированию навыков здорового образа жизни, приобщение семей учащихся к физической культуре. Мы приняли участие во Всероссийском дне бегуна «Кросс нации 2014», а так же прогулки на тропу «Здоровья».

Хорошей семейной традицией является поздравление с тем или иным праздником своих родственников, друзей. Ребята нашего класса дарят друг другу подарки. Традиционным стало празднование Дня матери, в рамках которого ежегодно проводятся праздничные программы, такие как «Лучше мамы в мире нет», «Мама, ты лучшая на свете», «Маму поздравляем..» и др. Для нашего класс был проведено мероприятие в библиотеке №10 «Задушевный разговор» по теме «Пусть всегда будет мама»

Традиция устраивать семейные посиделки способствует формированию маленьких семейных традиций для укрепления семейного уклада, формируют осознанное отношение к семейному очагу, к старшему поколению, развивают чувство взаимной заботы, помощи. Практически все мероприятия заканчиваются совместным чаепитием, которое способствует сплочению коллектива через включение всех учащихся и старших членов семьи в совместную досуговую деятельность, формирует представления о семье как о людях, которые любят друг друга, заботятся друг о друге, формирует и развивает культуру общения взрослых и детей.

Традиция организации досуга в свободное от учёбы и работы время способствует формированию умения разумно использовать своё свободное время, воспитывает желание оказывать посильную помощь в семье, развивает чувство ответственности, самоконтроля. Традиционным стало участие семей в конкурсах творческих семейных работ «Зимняя сказка», в подготовке и проведении новогодних праздников, которые способствуют формированию умения организовывать культурный отдых семьи, воспитывают желание самим делать подарки, поздравления и сюрпризы своим близким.

В организации семейного досуга большое значение имеет умение взрослых разумно использовать свои свободные часы и научить этому детей. В это время человек свободно выбирает те или иные занятия, или проводит время соответственно своим интересам и склонностям, своим духовным и физиологическим потребностям. Необходимо научить этому детей: установить и поддерживать правильный режим дня, распределить трудовые обязанности в семье, выполнять простые правила семейного и общечеловеческого общежития. На занятиях с родителями можно проводятся тренинги, к примеру, «Счастлив тот, кто счастлив дома», даются рекомендации родителям, составляются памятки по организации семейного досуга.

Знакомство с традицией обмена мнениями о прошедшем дне, трудовых и общественных делах, воспитание умения договариваться, слышать друг друга, развивать нравственные черты происходит, к примеру, в ходе проведения выставок: семейных поделок «Чудеса огорода», семейных газет «Моя семья», семейных работ «Наши мамы удалые, да и мы не отстаём…», рисунков, иллюстраций к прочитанным произведениям. Вечером, когда родители вернулись с работы, а дети из школы, приятно посидеть за общим столом и поделиться со своими родными успехами или неудачами, что – то смастерить, нарисовать, приготовить, придумать вместе. С раннего детства ребёнок должен знать, что родные ему люди всегда придут ему на помощь, окружат заботой, поддержат и помогут.

Практикум «Именины», занятие «Тайна моего имени» способствуют знакомству с традицией отмечания именин в семье, формируют уважительное отношение к событиям семейного значения. Дети с интересом узнают значение своего имени, интересуются историей возникновения народной традиции – Именины, учатся уважительно относиться к чужому имени. В нашем классе был проведен совместный урок с представителем « Воскресной школы» при храме Рождества Христова по теме «Тайна моего имени», где ребята с удовольствием принимали участие в диалоге.

Большое значение имеет знакомство с традицией семейного чтения, в ходе которого воспитывается желание читать книги, делиться полученной информацией, развивать представления о добре и зле, правдивости и лжи. «Организация домашнего чтения», составление памятки «Читаем с удовольствием», дискуссия для родителей «Что даёт традиция из поколения в поколение передавать книги?», инсценирование сказок способствуют знакомству с данной традицией.

Кроме того, формирование позитивного отношения, уважения и интереса к традициям своей семьи может происходить на любом уроке, в повседневной деятельности и общении учащихся, педагога, родителей.

Я предлагаю использовать следующие формы, методы и приёмы работы по изучению семейных традиций:

  • беседа - обсуждение обязанностей каждого учащегося в семье;

  • составление "Памятки семейных обязанностей";

  • чтение и обсуждение рассказов, пословиц, поговорок, высказываний

известных людей;

  • составление генеалогического древа;

  • беседа-размышление «Что такое семья?»;

  • нахождение слов семья, традиции в толковом словаре;

  • составление рассказов о приятных моментах, веселых эпизодах, традициях из жизни своей семьи;

  • игра - рассуждение, в ходе которой нужно вспомнить как можно

больше слов, обозначающих членов семьи, родственников или, к примеру, выбрать из предложенных те пословицы, которые говорят о семье;

  • игра – театрализация, к примеру, "Моя семья", в ходе которой дети жестами изображают, какими домашними делами обычно занимаются родители. Остальные участники угадывают, что было показано.

  • заполнение таблицы "Мои обязанности в семье" и т.д.

Смысл ритуалов и домашних традиций именно в том, что события следуют одно за другим в однажды заведенной последовательности: день за днем, месяц за месяцем, в том, что они соблюдаются несмотря ни на что. Уверенность в этом привносит в детскую жизнь чувство стабильности, снимает тревогу и утешает в моменты огорчений.

Семейные традиции и обычаи помогают создать в семье ощущение общепринятых условностей, приобщения к которым даёт каждому из них чувство сопричастности с миром семейных ценностей, дают устойчивость и уверенность. Кроме того, традиции и обычаи семьи – это и есть сам факт непохожести, уникальности конкретной семьи. Они отличают одну семью от другой, придают ей индивидуальность и своеобразие. Специалисты отмечают, что семейные традиции и обычаи вносят свой вклад в психологическую атмосферу, определяя тем самым условия развития и воспитания ребенка. Кроме того, семейные традиции определяют и тон, и форму контакта между родителями и детьми, что в конечном итоге так же отражается на личности ребенка

Большой популярностью среди детей и родителей пользуются совместные праздники, которые сближают членов семьи, находят эмоциональный отклик в сердцах детей. В нашем классе проводились такие праздники « Мамин праздник» , «Окончание 3класса», «Новогодние посиделки».

Проводим организованные экскурсии и в городскую детскую библиотеку № 10, где   дети   участвуют   в   различных   мероприятиях

В музеях нашего города дети узнали о том, что такое традиции, обычаи нашего народа, как жили раньше на Руси, чем сильна наша Родина.  Дети посетили Музей Боевой славы, узнали о героях - земляках Великой Отечественной войны.

Различные игры, упражнения, задания помогают отследить знания детей по теме «Что такое семья и зачем она нужна».

По мнению родителей, сохранение семейных ценностей, уважение к ним, возрождение традиций, благоприятно влияет на позитивные взаимоотношения в семье. У детей развивается чувство ответственности, взаимной заботы, помощи, уважения по отношению к своим родным, близким.

Повышается компетентность родителей    в вопросах семейного воспитания. Восстанавливается преемственность семейных поколений. Дети   получат   необходимую   информацию   о   своей   семье,   ее   истории, традициях и обычаях.

Происходит обмен опытом семейного воспитания и традиций. Поиск новых форм взаимодействия педагогов с родителями.

А главный результат, на который и направлена наша работа,  - усвоение ребенком вечных ценностей: милосердия,    сострадания, любви к родным и близким, в стремлении его к добру и неприятию зла.







Статья"Работа классного руководителя по распространению опыта сохранения и поддержки семьи, возрождения и укрепления семейных ценностей и традиций"
  • Классному руководителю
Описание:

 

 

Актуальность возрождения семейных традиций обусловлена рядом причин: кризис ценностных систем в современном обществе, размывание норм морали, забота о материальном благополучии, затруднение процесса социализации ребёнка и его личностного самоопределения. Поэтому на первый план выходит проблема развития духовной, эмоциональной сфер жизни ребёнка, оказание ему помощи в определении границ добра и зла, созидания и разрушения. Начало освоения этого пути лежит в младшем школьном возрасте через осмысление категорий: любовь, материнство, отцовство, дружба, сострадание. Всё начинается с детства. В детстве формируется характер человека, выбираются друзья, складываются взаимоотношения с близкими людьми, вырабатываются нормы поведения, а главное – закладываются традиции семейного воспитания в будущей семье – всё берёт начало в детстве.

Автор Картавая Галина Дмитриевна
Дата добавления 04.02.2015
Раздел Классному руководителю
Подраздел Другое
Просмотров 1707
Номер материала 55635
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓