Главная / История / Статья:"Требования к уровню подготовки учащихся по истории"

Статья:"Требования к уровню подготовки учащихся по истории"

Требования к уровню подготовки учащихся по истории.

«Историю Русскую должно будет преподавать по Карамзину».

А. С. Пушкин

Неотъемлемой составной частью исторического образования в школе является программа овладения способами учебной деятельности школьников. Путь постепенного усложнения деятельности учащихся при изучении школьных курсов истории лежит через овладение школьными приемами учебной работы и умственной деятельности, которое последовательно приводит к становлению у школьников учебного умения. Умения непосредственно связаны с содержанием исторического образования и формируются только в процессе его изучения. Они являются одновременно и результатом деятельности школьника, и необходимым условием дальнейшего развития его учебной познавательности. При всех разночтениях классификации умений в самом общем виде они классифицируются на хронологические, картографические, образные, логически оценочные.

Одним из важнейших умений при изучении истории являются умения, связанные с воссозданием образов и картин исторического прошлого. Программа развития умений такого типа связана с развитием воображения у школьников, исторических представлений и речевой подачи материала. От простого копирования несложных образов исторических памятников и картин жизни школьники постепенно переходят к самостоятельному и творческому их воссозданию.

Пространственная локализация в обучении истории является одной из необходимых предпосылок сущностного понимания исторического процесса с доступной школьникам глубиной.

Событие не может быть вне пространства, поэтому применение карты и освоение картографического материала учащимися облегчает изучение истории. Формирование у школьников картографических знаний и умений начинается с простейших действий, знакомства со странами регионального, затем изучается история единого мира в тот или иной период, совокупность государств одновременно. Карта становится при изучении основных курсов в среднем звене одним из важнейших средств извлечения сущностных знаний. На заключительном этапе школьники поднимаются от знания исторической топографии и умения ею оперировать к представлениям о динамике геополитического положения государств, цивилизаций.

История не может быть вне определенного времени, поэтому не менее важно в процессе обучения предмету сформировать правильное, адекватное реальному историческому процессу отражение в сознании школьника исторического времени. От простого запоминания бытия и установления длительности и последовательности фактов истории школьники овладевают установлением временных связей между ними, ориентированием в синхронных временных отношениях между государствами и целыми регионами. Свободная ориентация в хронологическом материале и достаточно высокий уровень овладения умениями предполагает соотнесение школьниками дат, событий и явлений истории России с мировым историческим процессом в тот или иной период.

Осмысление учащимися изучаемого исторического материала происходит посредством овладения ими умениями теоретико-аналитического характера. От характеристик школьники постепенно переходят к сравнительно-развернутым обобщениям, от простейших рассуждений - к проблемному изложению, от простых планов - к планам тезисам.

Тесно связаны с умениями теоретико-сущностного плана оценочные умения. От оценок одноуровневого плана, симпатий и антипатий к историческим деятелям, школьники постепенно переходят к аргументации противоположных оценок событий, раскрытию мотивов и ценностных ориентаций, выявлению критериев, лежащих в основе оценочной деятельности.

Развитию оценочных суждений школьников способствует и расширение исторической базы: от мифов и легенд школьники постепенно переходят к изучению хроник и летописей, законов, воспоминаний, периодической печати, статистики.

Таким образом, развитие познавательной деятельности школьников при обучении истории связано с совершенствованием всех ее компонентов и установлением определенной последовательности в овладении умениями. От степени овладения ими зависит качество усвоения программного материала.

В результате изучения истории обучающийся в 8 классе должен знать/понимать:

Основные даты и ключевые события истории России и мира с начала XIX века до 1917 года (годы царствований; «великих реформ»; политической и социальной истории (1825 г., 1861 г.); важнейших военных кампаний (1812 г., 1813-1814 гг., 1853-1856 гг., 1877-1878 гг., революций 1905-1907 гг., 1917 г.)

Рассказывать о важнейших исторических событиях, их участниках, показывая знания необходимых фактов, дат, терминов, давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников, использовать приобретенные знания при написании творческих работ, рефератов.

Показывать на исторической карте: территории, присоединенные к империи в XIX в.; центры промышленности и торговли; места военных действий и походов.

Составлять описание памятников: зданий и технических сооружений; машин; предметов быта; произведений художественной культуры.

Соотносить общие исторические процессы и отдельные факты и явления, выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий, группировать исторические явления и события по заданному признаку, объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений, определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий.

Называть характерные, существенные черты: социально-экономического развития и политического строя России в XIX – начале XX вв.; положения разных слоев населения; внутренней и внешней политики самодержавия; идеологии и практики общественных движений (консервативных, либеральных, радикальных).

Объяснять значение понятий: Российская империя, самодержавие, крепостное право, феодальные пережитки, модернизация, индустриализация, капиталистические отношения, реформа, контрреформа, декабристы, славянофилы, западники, утопический социализм, народничество, социал-демократия, православие, национализм, революция.

Сравнивать: развитие России до и после реформ 60-х гг.; развитие капитализма в России и других странах; позиции, программные положения общественных движений, групп, партий.

Излагать суждения о причинах и последствиях: возникновения общественных движений XIX – начала XX вв.; отмены крепостного права; войн 1812 г, 1853-1856 гг., 1877-1878 гг.; присоединения к империи в XIX веке новых территорий и народов.

Объяснять, в чем состояли цели и результаты деятельности государственных и общественных деятелей, представителей социальных и политических движений, науки и культуры.

Приводить изложенные в учебной литературе оценки исторических деятелей, характера и значения социальных реформ и контрреформ, внешнеполитических событий и войн, революций. Высказывать и аргументировать свою оценку событий и личностей.

Программа реализуется с помощью учебно-методического комплекта

Программа: Данилов А. А., Косулина Л. Г. «История России. 6-9 класс». – М.: Просвещение, 2006.

Учебник: Данилов А. А., Косулина Л. Г. «История России. XIX век: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений /А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2006. Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. XX век. – М,: Просвещение, 2006.



В результате изучения истории России обучающийся в 9 классе должен знать/понимать:

-основные этапы и ключевые события истории России и мира, выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;

-важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшихся в ходе исторического развития;

-изученные виды исторических источников.

Уметь:

-соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком, определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;

-использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач, сравнивать свидетельства разных источников;

-показывать на исторической карте: территории расселения народов, границы государств, города, места исторических событий;

-рассказывать о важнейших исторических событиях их участниках, показывая знания необходимых фактов, дат, терминов, давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстрированного материала учебника, фрагментов исторических источников, использовать приобретенные знания при написании творческих работ, рефератов;

-соотносить общие исторические процессы и отдельные факты и явления, выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий, группировать исторические явления и события по заданному признаку, объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений, определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;

-объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории;

-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

*понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений в современной жизни;

*высказывания собственных суждений об историческом наследии России и мира;

*объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;

*использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

Программа реализуется с помощью учебно-методического комплекта

Программа: Данилов А. А., Косулина Л. Г. «История России. 6-9 класс». – М.: Просвещение, 2006.

Учебник: Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. XX век. – М,: Просвещение, 2006.



Статья:"Требования к уровню подготовки учащихся по истории"
  • История
Описание:

Требования к уровню подготовки учащихся 8, 9 - классах по истории поможет молодым специалистам отобрать нужное содержание исторического материала.

Учащиеся должны знать хронологию, устанавливать причинно- следственные связи, делать выводы и умозаключения, а также умение работать с исторической картой, сопоставлять исторические события своего Отечества с зарубежной историей.

Умение изготавливать опорные конспекты по ключевым моментам истории. Данная разработка должна для молодого специалиста быть помощником для выставления оценки учащимся  при устном ответе и письменном.  

Автор Сосина Ольга Александровна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел История
Подраздел
Просмотров 676
Номер материала 52085
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓