Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыСтатья"ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ВАЖНОЕ УСЛОВИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ"

статья"ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ВАЖНОЕ УСЛОВИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ"

Скачать материал

Практико-ориентированное обучение

как важное условие социальной адаптации

(из опыта работы)

Юлдашева Элеонора Хуснулловна (5164000124@tatar.mail.ru),

 учитель русского языка и литературы МБОУ «Кадетская школа полиции № 81 «Калкан»   города Набережные Челны Республики Татарстан

 

Размышляя над проблемой обучения, от решения которой зависит и развитие общества, и его совершенствование, я прихожу к выводу: успехи в обучении вообще мало о чем говорят. Вот если бы к этому добавить психологическую устойчивость, физическое, духовное, нравственное здоровье, умение общаться, тогда  юный человек мог бы считать себя социально адаптированным. Может ли наша школа помочь в социальной адаптации?

Школа не может закрыть собой от общества, она может лишь прикрыть ребенка своим разумом, своим профессионализмом. Поэтому следует задуматься, как именно связано предметно-урочное планирование с реальной жизнью.

Очень важно прослеживать, как осуществляется взаимосвязь между учебной деятельностью на уроке и развитием ребенка в жизни. Именно здесь, на уроке, идет подготовка сознания: либо к обычному существованию на уровне выживания, либо к необычной активной деятельности по преобразованию себя и продвижению к благополучию - как своему, так и всего общества.

Уроки это не только основная форма "организации учебного процесса". Это еще и то, какие уроки мы извлекаем из организации нашей жизни. Обучение этому процессу начинается в школе, в атмосфере сотрудничества.

 "Педагогика сотрудничества" определила серьезные изменения в организации урока. В нем появились элементы интригующей проблемности, парадоксальности, новизны, вытеснившие скуку и формализм из образования. Особая роль принадлежит урокам русского языка и литературы.

Уроки русского языка и литературы - уроки творчества, где проявляются индивидуальность каждого ученика, развиваются его творческие способности, любознательность, наблюдательность. Для этого необходимо создать атмосферу сотрудничества между учителем и учеником. Эта атмосфера особенно важна в условиях нашей школы, ее специфики.

Я работаю в школе,  учеба в которой ориентирована на обеспечение специальной подготовки и дальнейшее профессиональное самоопределение учащихся как в сфере правоохранительной деятельности, так и в соответствии с жизненными планами. Все мои ученики (9-11 классы) приняли Присягу, носят форму сотрудника МВД, что уже вносит определенный воспитательный эффект, способствует сотрудничеству.

Обучение в сотрудничестве рассматривается в мировой педагогике как наиболее успешная альтернатива традиционным методам. Очень важен здесь эффект социализации, формирования коммуникативных умений. Ребята учатся работать. Такие умения пригодятся выпускникам в их будущей профессии.

Особенности преподавания русского языка и литературы в нашей школе касаются разных сторон: это обусловленный спецификой учебного заведения несколько иной подход к изучению биографии писателей и к анализу художественного произведения, это и пристальное внимание к развитию речи учащихся, к лексико-орфографической работе,  творческое домашнее задание.  Наша задача - привлечь на урок факты, каким-либо образом касающиеся юридических и правовых сторон жизни. Самое интересное заключается в том, что эти факты уже заложены в учебной программе, нужно только их разглядеть.     На каждом уроке русского языка проводится лексико-орфографическая работа, которая включает в себя работу с юридической терминологией и общественно-политической лексикой. На уроках проводятся дидактические игры такого характера: ученик  получают набор слов, терминов на изучаемые орфограммы , например,сагитировать, суметь,  съезд, безынициативный, баллотироваться, съемка, выскочка, преодолеть, расчет. Предлагается составить связный текст на определенную тему, например, "Выборы", "Следствие", "Уголовный розыск" и т.д. Задание можно усложнить, предложив ученикам определенные схемы предложений.

Еще одно интересное задание: учитель читает определение лексического значения слова, ученик записывает слово в тетради или на доске. Например, торжественное вступление в должность главы государства (инаугурация); резкое выступление против кого-либо (инвектива); обжалование приговора (апелляция) и т.д.

Будущим юристам необходимо знание юридической и общественно-политической терминологии и умение грамотно использовать ее в речи. В этом помогут компетентностно-ориентированные задания. КОЗы формируют умение работать с текстом, что способствует обучению написания сочинения любого жанра  по русскому языку и творческой работы по литературе.

Уроки русского языка и уроки права в нашей школе тесно взаимосвязаны. Элементы конституционного, уголовного, гражданского права применяются в качестве дидактического и иллюстративного материала на уроках русского языка. Цель таких заданий - определить уровень знаний учащихся, например, по основам конституционного права (Назовите формы непосредственного выражения власти народа, предусмотренные в Конституции РФ (митинг, референдум)) и т.д.

На уроках русского языка мы учимся грамотно оформлять деловые бумаги: заявления, докладные, рапорта, объяснительные, составляем протоколы.

Большое внимание уделяется орфоэпии. Будущий юрист, работник правоохранительных органов должен и писать, и говорить грамотно. Уроки русского языка тесно взаимосвязаны с уроками литературы.

Уроки литературы должны стать уроками человековедения. Если ученику привить потребность в постижении окружающей жизни, развивать способность видеть ее, понимать, извлекать уроки для себя, тогда литературоведческие знания ложатся на прочную основу и становятся подлинным средством глубокого, заинтересованного, творческого восприятия литературы и как учебного предмета, и как учебника жизни. Жизни не вообще, а близкой школьнику, со всеми ее "горячими точками", кризисами, с политическим, социальным, идеологическим, эстетическим и этическим аспектами. Уроки литературы должны помочь детям в развитии творческих способностей, эстетических и нравственных ориентиров, гуманистических принципов. На уроках главенствует  воспитательная цель.

При проведении уроков литературы я придаю большое значение наглядности. Учащиеся должны обязательно видеть портреты писателя, творчество которого изучают, и его современников, слышать музыку, видеть репродукции картин художников того времени. В соответствии с тематическим планированием учащиеся просматривают на уроке видеоматериалы о писателе, эпизоды экранизаций изучаемых произведений.

Ребятам в скором будущем предстоит служить в ОВД, вести следствие, составлять фоторобот преступника, определять состав преступления и квалифицировать его по современному УК РФ. В рамках подготовки к будущей профессии на уроках литературы проводятся дидактические игры "Узнай героя": по реплике; по портрету; по поступку; по описанию. Ребята сами предложили форму уроков-судов, на которых обвиняли или защищали героев, обосновывая свою точку зрения. Именно уроки литературы способствуют формированию критического и творческого мышления, приоритетных направлений интеллектуального развития человека.

В рамках работы НОУ можно предложить учащимся подготовку рефератов-исследований. Данные рефераты, на мой взгляд, требуют самостоятельной, творческой работы. Ученик самостоятельно занимается исследованием, при этом получает дополнительные знания, как по литературе, так и по правоведению.

Я считаю, что уроки, включающие элементы профилизации, помогают учителю добиться результата. Тем более,  что эта работа ведется в системе.

Уроки литературы и русского языка в современной школе должны способствовать формуле успеха выпускника, его социальной адаптации.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Статья"ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ВАЖНОЕ УСЛОВИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Руководитель клубного филиала

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

 

 

 

Данная статья представляет собой выдержки  материалов  из опыта работы учителя кадетской школы полиции по внедрению практико-ориентированного метода обучения на уроках русского языка и литературы. В статье приводятся примеры заданий в формате практико –ориентированного обучения (из опыта работы педагога) и размышления учителя о роли литературы как  важного учебного предмета в современной школе. Автор статьи рассуждает о  роли профилизации  как определяющего условия социальной  одаренности и адаптации обучающихся.

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 249 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Конспект урока на тему "Безударные гласные в корне слова"
  • Учебник: «Русский язык (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями)*», Якубовская Э.В., Галунчикова Н.Г.
  • Тема: Правописание безударных гласных в корне слова
  • 01.10.2020
  • 493
  • 5
«Русский язык (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями)*», Якубовская Э.В., Галунчикова Н.Г.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 07.01.2015 385
    • DOCX 18.8 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Юлдашева Элеонора Хуснулловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Юлдашева Элеонора Хуснулловна
    Юлдашева Элеонора Хуснулловна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 4207
    • Всего материалов: 7

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Копирайтер

Копирайтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Родной (русский) язык: теория и методика преподавания в образовательной организации

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 39 человек

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель, преподаватель русского языка как иностранного

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 543 человека из 69 регионов
  • Этот курс уже прошли 637 человек

Курс повышения квалификации

Родной (русский) язык и родная литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

72/180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 57 человек из 24 регионов
  • Этот курс уже прошли 314 человек

Мини-курс

Финансовый риск-менеджмент

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Стратегии маркетинга и продаж в B2B

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Управление проектами: концепции, практика и финансы

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе