Главная / Русский язык и литература / статья"ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ВАЖНОЕ УСЛОВИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ"

статья"ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ВАЖНОЕ УСЛОВИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ"

Практико-ориентированное обучение

как важное условие социальной адаптации

(из опыта работы)

Юлдашева Элеонора Хуснулловна (5164000124@tatar.mail.ru),

учитель русского языка и литературы МБОУ «Кадетская школа полиции № 81 «Калкан» города Набережные Челны Республики Татарстан



Размышляя над проблемой обучения, от решения которой зависит и развитие общества, и его совершенствование, я прихожу к выводу: успехи в обучении вообще мало о чем говорят. Вот если бы к этому добавить психологическую устойчивость, физическое, духовное, нравственное здоровье, умение общаться, тогда юный человек мог бы считать себя социально адаптированным. Может ли наша школа помочь в социальной адаптации?

Школа не может закрыть собой от общества, она может лишь прикрыть ребенка своим разумом, своим профессионализмом. Поэтому следует задуматься, как именно связано предметно-урочное планирование с реальной жизнью.

Очень важно прослеживать, как осуществляется взаимосвязь между учебной деятельностью на уроке и развитием ребенка в жизни. Именно здесь, на уроке, идет подготовка сознания: либо к обычному существованию на уровне выживания, либо к необычной активной деятельности по преобразованию себя и продвижению к благополучию - как своему, так и всего общества.

Уроки это не только основная форма "организации учебного процесса". Это еще и то, какие уроки мы извлекаем из организации нашей жизни. Обучение этому процессу начинается в школе, в атмосфере сотрудничества.

"Педагогика сотрудничества" определила серьезные изменения в организации урока. В нем появились элементы интригующей проблемности, парадоксальности, новизны, вытеснившие скуку и формализм из образования. Особая роль принадлежит урокам русского языка и литературы.

Уроки русского языка и литературы - уроки творчества, где проявляются индивидуальность каждого ученика, развиваются его творческие способности, любознательность, наблюдательность. Для этого необходимо создать атмосферу сотрудничества между учителем и учеником. Эта атмосфера особенно важна в условиях нашей школы, ее специфики.

Я работаю в школе, учеба в которой ориентирована на обеспечение специальной подготовки и дальнейшее профессиональное самоопределение учащихся как в сфере правоохранительной деятельности, так и в соответствии с жизненными планами. Все мои ученики (9-11 классы) приняли Присягу, носят форму сотрудника МВД, что уже вносит определенный воспитательный эффект, способствует сотрудничеству.

Обучение в сотрудничестве рассматривается в мировой педагогике как наиболее успешная альтернатива традиционным методам. Очень важен здесь эффект социализации, формирования коммуникативных умений. Ребята учатся работать. Такие умения пригодятся выпускникам в их будущей профессии.

Особенности преподавания русского языка и литературы в нашей школе касаются разных сторон: это обусловленный спецификой учебного заведения несколько иной подход к изучению биографии писателей и к анализу художественного произведения, это и пристальное внимание к развитию речи учащихся, к лексико-орфографической работе, творческое домашнее задание. Наша задача - привлечь на урок факты, каким-либо образом касающиеся юридических и правовых сторон жизни. Самое интересное заключается в том, что эти факты уже заложены в учебной программе, нужно только их разглядеть. На каждом уроке русского языка проводится лексико-орфографическая работа, которая включает в себя работу с юридической терминологией и общественно-политической лексикой. На уроках проводятся дидактические игры такого характера: ученик получают набор слов, терминов на изучаемые орфограммы , например,сагитировать, суметь, съезд, безынициативный, баллотироваться, съемка, выскочка, преодолеть, расчет. Предлагается составить связный текст на определенную тему, например, "Выборы", "Следствие", "Уголовный розыск" и т.д. Задание можно усложнить, предложив ученикам определенные схемы предложений.

Еще одно интересное задание: учитель читает определение лексического значения слова, ученик записывает слово в тетради или на доске. Например, торжественное вступление в должность главы государства (инаугурация); резкое выступление против кого-либо (инвектива); обжалование приговора (апелляция) и т.д.

Будущим юристам необходимо знание юридической и общественно-политической терминологии и умение грамотно использовать ее в речи. В этом помогут компетентностно-ориентированные задания. КОЗы формируют умение работать с текстом, что способствует обучению написания сочинения любого жанра по русскому языку и творческой работы по литературе.

Уроки русского языка и уроки права в нашей школе тесно взаимосвязаны. Элементы конституционного, уголовного, гражданского права применяются в качестве дидактического и иллюстративного материала на уроках русского языка. Цель таких заданий - определить уровень знаний учащихся, например, по основам конституционного права (Назовите формы непосредственного выражения власти народа, предусмотренные в Конституции РФ (митинг, референдум)) и т.д.

На уроках русского языка мы учимся грамотно оформлять деловые бумаги: заявления, докладные, рапорта, объяснительные, составляем протоколы.

Большое внимание уделяется орфоэпии. Будущий юрист, работник правоохранительных органов должен и писать, и говорить грамотно. Уроки русского языка тесно взаимосвязаны с уроками литературы.

Уроки литературы должны стать уроками человековедения. Если ученику привить потребность в постижении окружающей жизни, развивать способность видеть ее, понимать, извлекать уроки для себя, тогда литературоведческие знания ложатся на прочную основу и становятся подлинным средством глубокого, заинтересованного, творческого восприятия литературы и как учебного предмета, и как учебника жизни. Жизни не вообще, а близкой школьнику, со всеми ее "горячими точками", кризисами, с политическим, социальным, идеологическим, эстетическим и этическим аспектами. Уроки литературы должны помочь детям в развитии творческих способностей, эстетических и нравственных ориентиров, гуманистических принципов. На уроках главенствует воспитательная цель.

При проведении уроков литературы я придаю большое значение наглядности. Учащиеся должны обязательно видеть портреты писателя, творчество которого изучают, и его современников, слышать музыку, видеть репродукции картин художников того времени. В соответствии с тематическим планированием учащиеся просматривают на уроке видеоматериалы о писателе, эпизоды экранизаций изучаемых произведений.

Ребятам в скором будущем предстоит служить в ОВД, вести следствие, составлять фоторобот преступника, определять состав преступления и квалифицировать его по современному УК РФ. В рамках подготовки к будущей профессии на уроках литературы проводятся дидактические игры "Узнай героя": по реплике; по портрету; по поступку; по описанию. Ребята сами предложили форму уроков-судов, на которых обвиняли или защищали героев, обосновывая свою точку зрения. Именно уроки литературы способствуют формированию критического и творческого мышления, приоритетных направлений интеллектуального развития человека.

В рамках работы НОУ можно предложить учащимся подготовку рефератов-исследований. Данные рефераты, на мой взгляд, требуют самостоятельной, творческой работы. Ученик самостоятельно занимается исследованием, при этом получает дополнительные знания, как по литературе, так и по правоведению.

Я считаю, что уроки, включающие элементы профилизации, помогают учителю добиться результата. Тем более, что эта работа ведется в системе.

Уроки литературы и русского языка в современной школе должны способствовать формуле успеха выпускника, его социальной адаптации.



статья"ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ВАЖНОЕ УСЛОВИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ"
  • Русский язык и литература
Описание:

 

 

 

Данная статья представляет собой выдержки  материалов  из опыта работы учителя кадетской школы полиции по внедрению практико-ориентированного метода обучения на уроках русского языка и литературы. В статье приводятся примеры заданий в формате практико –ориентированного обучения (из опыта работы педагога) и размышления учителя о роли литературы как  важного учебного предмета в современной школе. Автор статьи рассуждает о  роли профилизации  как определяющего условия социальной  одаренности и адаптации обучающихся.

 

Автор Юлдашева Элеонора Хуснулловна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 424
Номер материала 42683
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓