Главная / Начальные классы / Статья:"Исследовательское обучение в современной образовательной практике."

Статья:"Исследовательское обучение в современной образовательной практике."

И.П.Бурик,

учитель начальных классов

МБОУ лицея №1

Исследовательское обучение в современной образовательной практике.



Современный мир очень динамичен, и меняется он столь стремительно, что это заставляет современную психологию пересматривать роль и значение исследовательского поведения в жизни человека, а педагогику ориентирует на переоценку роли исследовательских методов обучения в практике массового образования. С началом 21 века нам, учителям, становится всё более очевидным, что умения и навыки исследовательского поиска в обязательном порядке требуются не только тем, чья жизнь уже связана или будет связана с научной работой, они необходимы каждому человеку. В современном российском образовании это выражено в активно проявляемом педагогами стремлении к теоретическим идеям и практике исследовательского обучения. Ни для кого из нас не является секретом, что детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребёнок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Постоянно проявляемая исследовательская активность - нормальное, естественное состояние ученика начальной школы. Он настроен на познание мира и хочет его познать. Именно это внутреннее стремление к познанию через исследование порождает исследовательское поведение и создаёт условия для исследовательского обучения .Учителя начальной школы всё чаще предлагают детям задания, включающие их в самостоятельный творческий, исследовательский поиск. Организуя учебно-исследовательскую деятельность младших школьников, учитель должен следовать методологии, то есть поставленная проблема и обозначенная тема должны быть актуальными для детей, исследовательская работа должна выполняться ими добровольно и быть обеспечена необходимым оборудованием, средствами и материалами. Итогом исследовательской работы является выступление на детской конференции «Будущее начинается сегодня», которая проходит ежедневно в конце учебного года, где ребята начальной школы рассказывают о своей проделанной исследовательской работе. В отличие от «взрослой» конференции, здесь необходимо создать « ситуацию успеха» для каждого школьника. Все работы, независимо от их качества, необходимо похвалить, чтобы у детей возникло желание продолжать исследовательскую деятельность. Все работы отмечаются и награждаются дипломами (призовые места) и грамотами. В начальной школе нашего лицея реализация этой программы вот уже второй год осуществляется через курс « Я- исследователь», которые ведет учитель старших классов во второй половине дня. Основная цель этих занятий - развитие у учащихся умений и навыков исследовательского обучения. Основными этапами работы являются тренинговые занятия, коллективные игры-исследования, практикумы, консультации по защите исследовательских работ и проектов. Я, как классный руководитель, работаю в тесном контакте с учителем старших классов В конце прошлого года среди родителей провела анкетирование, где они отметили, что их дети стали больше читать дополнительной литературы и самостоятельно добывать знания. На занятиях « Я – исследователь» используются различные формы исследовательской деятельности учащихся : семинары, групповые и индивидуальные занятия, творческие экспедиции, конференции, эксперименты. Для себя я отметила, что мои ребята стали активнее самостоятельно добывать знания, читать больше дополнительной литературы, научились ставить вопросы, выдвигать гипотезы. У ребят возросли познавательные потребности. Дети, которые себя не проявили, подтягиваются за сильными учениками. И это очень важно. Ведь у ребят развиваются коммуникативные способности, формируется учебная мотивация, мотивация достижения успеха. Работа курса «Я-исследователь» предполагает совместную деятельность учителя, ученика и родителя. И это очень важно, так как расширяет образовательное пространство ребёнка, формирует ценность образования через семью. Новое время, в котором живут наши дети, требует развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка. Я считаю, что исследовательская практика ученика начальной школы – путь формирования особого стиля учебной деятельности. Исследовательский подход позволяет трансформировать обучение в самообучение, запускает механизм саморазвития. Исследовательская работа учит детей самостоятельно добывать знания, применять их на практике, развивает речь учащихся.



Литература:

1.А.И.Савенков «Методика исследовательского обучения младших школьников».

2.А.Г.Ванцян, Н.В.Нечаева «Реализация нового образовательного стандарта: потенциал системы Л.В.Занкова







Статья:"Исследовательское обучение в современной образовательной практике."
  • Начальные классы
Описание:

 

Современный мир очень динамичен, и меняется он столь стремительно, что это заставляет современную психологию пересматривать роль и значение исследовательского поведения в жизни человека, а педагогику ориентирует на переоценку роли исследовательских методов обучения в практике массового образования. С началом 21 века нам, учителям, становится всё более очевидным, что умения и навыки исследовательского поиска в обязательном порядке требуются не только тем, чья жизнь уже связана или будет связана с научной работой, они необходимы каждому человеку........

Автор Бурик Ирина Петровна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 260
Номер материала 44194
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓