Инфоурок Другое Другие методич. материалыСтатья:"формирование познавательного интереса к изобразительной деятельности учащихся на уроках изобразительного искусства.

Статья:"формирование познавательного интереса к изобразительной деятельности учащихся на уроках изобразительного искусства.

Скачать материал

Формирование познавательного интереса к изобразительной деятельности учащихся на уроках изобразительного искусства.

Сущность интереса как общего феномена и социального явления в
его объективно-субъективном основании. В нём отражается объективная
действительность, из которой человек выбирает то, что является для него
ценным и значимым. Через интерес устанавливается связь человека с
объективным миром. Всё, что составляет предмет интереса, почерпнуто
человеком из объективной действительности, но далеко не всё становится
его интересом. А лишь то, что для него имеет необходимость и значимость.

В школе объектом познавательных интересов учащихся является содержание учебных предметов, овладение которым составляет основное назначение учения. Отсюда следует, что в сферу познавательного интереса включаются не только приобретаемые школьником знания, но и процесс овладения знаниями, процесс учения в целом, позволяющий приобретать необходимые способы познания и содействующий постоянному поступательному движению школьника. Познавательный интерес направлен на познание, овладение знаниями, которые представлены в школьных предметах. При этом он обращен не только к содержанию данной предметной области с ее специфическими свойствами, но и к процессу добывания этих знаний, к познавательной деятельности, в которой происходит оперирование уже приобретенными способами учения, овладение новыми и их совершенствование.

В самом общем определении, познавательный интерес выступает перед нами как избирательная направленность личности, обращенная к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями. Это обстоятельство позволяет нам говорить, что познавательный интерес можно рассматривать как интерес к предмету познания и нам вполне возможно интерпретировать его как интерес к изобразительной деятельности.

Интерес к изобразительной деятельности подростков - это наличие органического сплава интеллектуальных и эмоционально - волевых процессов, обращенных не только к содержанию данной предметной области с ее специфическими свойствами, но и к процессу добывания знаний, к процессу осуществления деятельности, в которой происходит оперирование уже приобретенными способами учения, овладение новыми и их совершенствование.

Художественно-творческая деятельность рассматривается как
важнейшее условие эффективного эвристического мышления, определяющий
его созидательную сущность. Концептуальные основы эвристического
обучения соприкасаются с теорией творчества, теорией интеллектуальных
способностей, творческим развитием и саморазвитием, творческим
потенциалом, способностями личности, креативностью и концепциями
одаренности.

Творческий потенциал учащихся – это внутренние личностные возможности, проявляющиеся в творческой деятельности, которые включают: уровень развития художественно-образного, творческого мышления, художественно – творческую направленность и творческую мотивацию, проявляющуюся в стремлении овладеть новыми знаниями и умениями в определенном виде творческой деятельности, способности к творческой самореализации.

Художественно-творческое развитие личности – процесс, включающий формирование активного художественного восприятия (эмоциональная отзывчивость, широкое ассоциативное поле), под воздействием системы воспитания.

ТЕХНОЛОГИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ИНТЕРЕСА К ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРОСТКОВ НА ОСНОВЕ ТВОРЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ Обозначенная педагогическая технология характеризуется поэтапной алгоритмизацией и носит характер воспроизводимости, восполнимости и вариативности.

1. Поисково-стимулирующий этап включает постановку и решение
творческих задач: задачи-вопросы причинно-следственного, поискового
характера: «Инверсия», «Суд», «Спор», экспресс-анализ этюдов и
зарисовок, составление карты страны «Изобразилии», «Продолжи
живописную строчку» и пр.

Подобные творческие задачи предлагается решать в форме коллективных проектов. Цель данного этапа - развитие воображения, творческого мышления, проективных умений.

2.  Импровизационно-эвристический этап характеризуется
выполнением творческих заданий в форме индивидуальных проектов. Это
задания различных видов творческого характера: сочинение сказки и
представление иллюстраций к ней, «рисование метафор», «построчное
рисование любимых стихов», составление комплекта «кодированных
рисунков» для разгадывания загадок, рисование сказочных кроссвордов,
ребусов и пр. данный этап направлен на развитие самостоятельности,
эстетического восприятия, развитие познавательной и творческой
деятельности, способности к эмоционально-живописному изложению
мысли и содержания, например, построчное рисование любимых
произведений и стихов.

3.     Творческий этап связан с разработкой подростками творческих проектов,

которые выполнялись на уроках изобразительной деятельности в форме индивидуальных проектов, групповых проектов, коллективных проектов. Учащимся предоставлялось право выбора формы и вида проекта:

- драматизация нарисованных сказов и рассказов;

- составление атласа великих произведений;

- оформление опорных картинок для малышей по усвоению знаний, творческих умений;

- составление атласа репродукций.

Цели данного этапа: формирование умения организовывать, выполнять, контролировать и оценивать собственную работу и одноклассников, умение презентировать проективный замысел.

4. Рефлексивный этап предусматривает самоанализ достигнутых результатов, оценку собственных достижений, творческих продуктов в виде проекта, связанного с изобразительной деятельностью, интереса к изобразительной деятельности.

ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ, ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ.

В качестве творческих задач мы предлагали следующие:

1.1. Задачи на формирование нравственно-эстетических и эмоциональных переживаний подростками художественных и живописных

образов:

-   сравнить различное изобразительное воплощение персонажей и нарисовать их словесный, а затем рисуночный портрет;

-     на основе предложенного учащимся изображения памятника И.А.Крылову на экране и предложить учащимся отыскать на предложенных репродукциях рисунки и иллюстрации Крылова к басням;

акцентирование на этической стороне замысла авторов произведений и предложить подросткам нарисовать иллюстрации к выбранному произведению;

-     сравнение различных способов изобразительного воплощения одного и того же сюжета;

- изобразительное воплощение собственного сочинения живописного полотна.

 

1.2.Задачи на цветовое моделирование:

- выбор цветовой композиции из предложенных учителем цветов;

-   предложить стать художником и с помощью волшебных цветов нарисовать музыку своими придуманными цветами; завершить сказку в цветовом решении;

-   в красках зафиксировать процесс движения какого-либо явления (ветер, буря и пр.);

1.3.Задачи на осознание связей, существующих между литературой и музыкой, между живописью и литературой, между музыкой и живописью:

-  как живопись помогает познать литературу?

-  как рисунок обогащает слово?

-  как живопись помогает услышать музыку?

 

      Лазарева Н.И. 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Статья:"формирование познавательного интереса к изобразительной деятельности учащихся на уроках изобразительного искусства."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Социальный работник

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Данная статья на тему "формирование познавательного интереса к изобразительной деятельности учащихся на уроках изобразительного искусства".В школе объектом познавательных интересов учащихся является содержание учебных предметов, овладение которым составляет основное назначение учения.

Художественно-творческая деятельность рассматривается как
важнейшее условие эффективного эвристического мышления, определяющий
его созидательную сущность.

Художественно-творческое развитие личности – процесс, включающий формирование активного художественного восприятия (эмоциональная отзывчивость, широкое ассоциативное поле), под воздействием системы воспитания.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 625 167 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 29.12.2014 323
    • DOCX 40.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Лазарева Наталья Ивановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Лазарева Наталья Ивановна
    Лазарева Наталья Ивановна
    • На сайте: 8 лет и 8 месяцев
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 5092
    • Всего материалов: 7

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Технолог-калькулятор общественного питания

Технолог-калькулятор общественного питания

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

Педагог-библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 458 человек из 66 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Руководство электронной службой архивов, библиотек и информационно-библиотечных центров

Начальник отдела (заведующий отделом) архива

600 ч.

9840 руб. 5900 руб.
Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании

Библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 282 человека из 66 регионов

Мини-курс

Экономика и управление

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Цифровые валюты и правовое регулирование

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Управление коммуникациями в кризисных ситуациях

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе