Формирование познавательного
интереса к изобразительной деятельности учащихся на уроках изобразительного
искусства.
Сущность
интереса как общего феномена и социального явления в
его объективно-субъективном основании. В нём отражается объективная
действительность, из которой человек выбирает то, что является для него
ценным и значимым. Через интерес устанавливается связь человека с
объективным миром. Всё, что составляет предмет интереса, почерпнуто
человеком из объективной действительности, но далеко не всё становится
его интересом. А лишь то, что для него имеет необходимость и значимость.
В школе объектом познавательных
интересов учащихся является содержание учебных предметов, овладение которым
составляет основное назначение учения. Отсюда следует, что в сферу
познавательного интереса включаются не только приобретаемые школьником знания,
но и процесс овладения знаниями, процесс учения в целом, позволяющий
приобретать необходимые способы познания и содействующий постоянному
поступательному движению школьника. Познавательный интерес направлен на
познание, овладение знаниями, которые представлены в школьных предметах. При
этом он обращен не только к содержанию данной предметной области с ее
специфическими свойствами, но и к процессу добывания этих знаний, к познавательной
деятельности, в которой происходит оперирование уже приобретенными способами
учения, овладение новыми и их совершенствование.
В
самом общем определении, познавательный интерес выступает перед нами как
избирательная направленность личности, обращенная к области познания, к ее
предметной стороне и самому процессу овладения знаниями. Это обстоятельство
позволяет нам говорить, что познавательный интерес можно рассматривать как
интерес к предмету познания и нам вполне возможно интерпретировать его как интерес
к изобразительной деятельности.
Интерес
к изобразительной деятельности подростков - это наличие органического сплава
интеллектуальных и эмоционально - волевых процессов, обращенных не только к
содержанию данной предметной области с ее специфическими свойствами, но и к
процессу добывания знаний, к процессу осуществления деятельности, в которой
происходит оперирование уже приобретенными способами учения, овладение новыми и
их совершенствование.
Художественно-творческая
деятельность рассматривается как
важнейшее условие эффективного эвристического мышления, определяющий
его созидательную сущность. Концептуальные основы эвристического
обучения соприкасаются с теорией творчества, теорией интеллектуальных
способностей, творческим развитием и саморазвитием, творческим
потенциалом, способностями личности, креативностью и концепциями
одаренности.
Творческий потенциал учащихся – это
внутренние личностные возможности, проявляющиеся в творческой деятельности,
которые включают: уровень развития художественно-образного, творческого
мышления, художественно – творческую направленность и творческую мотивацию,
проявляющуюся в стремлении овладеть новыми знаниями и умениями в определенном
виде творческой деятельности, способности к творческой самореализации.
Художественно-творческое развитие
личности – процесс, включающий формирование активного художественного
восприятия (эмоциональная отзывчивость, широкое ассоциативное поле), под
воздействием системы воспитания.
ТЕХНОЛОГИЯ
ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ИНТЕРЕСА К ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПОДРОСТКОВ НА ОСНОВЕ ТВОРЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ Обозначенная педагогическая
технология характеризуется поэтапной алгоритмизацией и носит характер
воспроизводимости, восполнимости и вариативности.
1. Поисково-стимулирующий
этап включает постановку и решение
творческих задач: задачи-вопросы причинно-следственного, поискового
характера: «Инверсия», «Суд», «Спор», экспресс-анализ этюдов и
зарисовок, составление карты страны «Изобразилии», «Продолжи
живописную строчку» и пр.
Подобные
творческие задачи предлагается решать в форме коллективных проектов. Цель
данного этапа - развитие воображения, творческого
мышления, проективных умений.
2. Импровизационно-эвристический
этап характеризуется
выполнением творческих заданий в форме индивидуальных проектов. Это
задания различных видов творческого характера: сочинение сказки и
представление иллюстраций к ней, «рисование метафор», «построчное
рисование любимых стихов», составление комплекта «кодированных
рисунков» для разгадывания загадок, рисование сказочных кроссвордов,
ребусов и пр. данный этап направлен на развитие самостоятельности,
эстетического восприятия, развитие познавательной и творческой
деятельности, способности к эмоционально-живописному изложению
мысли и содержания, например, построчное рисование любимых
произведений и стихов.
3. Творческий
этап связан с разработкой подростками
творческих проектов,
которые
выполнялись на уроках изобразительной деятельности в форме индивидуальных
проектов, групповых проектов, коллективных проектов. Учащимся предоставлялось
право выбора формы и вида проекта:
- драматизация нарисованных сказов и рассказов;
- составление
атласа великих произведений;
- оформление
опорных картинок для малышей по усвоению знаний, творческих умений;
- составление
атласа репродукций.
Цели данного этапа: формирование
умения организовывать, выполнять, контролировать и оценивать собственную работу
и одноклассников, умение презентировать проективный замысел.
4. Рефлексивный
этап предусматривает самоанализ достигнутых результатов, оценку
собственных достижений, творческих продуктов в виде проекта, связанного с
изобразительной деятельностью, интереса к изобразительной деятельности.
ТВОРЧЕСКИЕ
ЗАДАЧИ, ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ.
В
качестве творческих задач мы предлагали следующие:
1.1.
Задачи на формирование нравственно-эстетических и эмоциональных переживаний
подростками художественных и живописных
образов:
- сравнить
различное изобразительное воплощение персонажей и нарисовать их словесный, а
затем рисуночный портрет;
-
на основе предложенного учащимся изображения памятника
И.А.Крылову на экране и предложить учащимся отыскать на предложенных
репродукциях рисунки и иллюстрации Крылова к басням;
акцентирование
на этической стороне замысла авторов произведений и предложить подросткам
нарисовать иллюстрации к выбранному произведению;
- сравнение
различных способов изобразительного воплощения одного и того же сюжета;
- изобразительное воплощение собственного сочинения
живописного полотна.
1.2.Задачи
на цветовое моделирование:
- выбор
цветовой композиции из предложенных учителем цветов;
- предложить
стать художником и с помощью волшебных цветов нарисовать музыку своими
придуманными цветами; завершить сказку в цветовом решении;
- в
красках зафиксировать процесс движения какого-либо явления (ветер, буря и пр.);
1.3.Задачи
на осознание связей, существующих между литературой и музыкой, между живописью
и литературой, между музыкой и живописью:
- как
живопись помогает познать литературу?
- как
рисунок обогащает слово?
- как
живопись помогает услышать музыку?
Лазарева Н.И.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.