Главная / Физкультура / Статья:" Роль подвижных игр для младших школьников на уроках физической культуры."

Статья:" Роль подвижных игр для младших школьников на уроках физической культуры."

hello_html_m74b9140c.jpg


Никонорова Елена Александровна,

учитель физической культуры,

МБУ школы № 5


Роль подвижных игр для младших школьников на уроках физической культуры.


<<Наша цель – привлечь к занятиям физической культурой и спортом максимальное число граждан, сформировать и укрепить в обществе ценности здорового образа жизни>>. Вступительное слово В.В.Путина.


Подвижная игра – естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.

Подвижные игры являются одним из традиционных средств педагогики. Испокон веков в играх ярко отражается образ жизни людей, их быт, труд, представление о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений. Проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю, стремление к победе.

Актуальность темы заключается в том, что подвижные игры являются частью патриотического, эстетического и физического воспитания детей. У ребят формируются устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаются эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви к Родине, её культуре и наследию. Это один из главных и основополагающих факторов детского физического развития. Они нравятся практически всем школьникам без исключения, так как способствуют совершенствованию двигательной координации, мышечной активности, физического равновесия, а также развитию силы, подвижности, ловкости, активности и быстроты реакций. Более того, все подвижные игры имеют занимательный характер, тем самым настраивая ребёнка на позитивное восприятие мира, на получение положительных эмоций.

В связи с усиливающимся в наше время потоком информации, увеличением времени на учебные занятия, сокращением действий, требующих мышечных усилий, снижением двигательной активности, у подрастающего поколения наблюдается гиподинамия. Широкое использование подвижных игр способствует снижению гиподинамии, так как компенсирует дефицит двигательной активности. В настоящее время использование физических упражнений на занятиях физической культуры направленно не на достижение высоких результатов, а на сохранение и повышение здоровья младших школьников. Для решения такой проблемы наиболее эффективными средствами являются, прежде всего, подвижные игры. Подвижная игра – это не просто физическое упражнение, т. е двигательное действие, а целая совокупность разнообразных двигательных действий, объединенных мотивом, который определяет форму поведения играющих. Подвижные игры используют для развития физических качеств, для закрепления элементов техники различных видов спорта. Именно в игре ребёнок развивает себя физически, познаёт окружающую действительность и формы общественной жизни. Игровая деятельность является не только элементом культуры, она является полезным средством воспитания младших школьников.

Через подвижные игры на уроках физической культуры мы решаем задачи развития физического воспитания, т. к. это необходимо детям в их жизни. Участвуя в играх, дети усваивают правильные понятия о предметах и явлениях природы, практически закрепляют некоторые знания, получаемые на уроках по познанию мира, математике, чтению. Это, в свою очередь, способствует воспитанию у детей стремления к здоровому образу жизни, а также воспитание чувства коллективизма, товарищества, взаимовыручки. Большое значение играм придавала Н. К. Крупская. Она писала «В игре развиваются физические силы ребенка, тверже делается рука, гибче тело, метче глаз, игра развивает сообразительность, выполняет воспитательную функцию. Мы знаем, что дети взрослеют не только в процессе учебы, что и в процессе игры они познают жизнь». Правильно организованные подвижные игры должны оказывать благотворное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы. На формирование правильной осанки детей. Благодаря этому большое значение приобретают подвижные игры, вовлекающие в разнообразную, преимущественно динамическую, работу различные крупные и мелкие мышцы тела. На формирование правильной осанки детей.

К подбору игр учитель физической культуры должен относиться критически, так как игра должна соответствовать возрастным особенностям школьников, а также иметь образовательное, развивающее, воспитательное значение. Каждая подвижная игра на уроке должна решать определённые задачи, чётко должна быть организована и проведена, лишь в этом случае игра даст положительный эффект.

Подвижные игры можно разделить :

1 .Простые и усложненные игры-догонялки, в которых одним приходится убегать, а другим догонять убегающих. Догонялки имеют много разновидностей, начиная от простых салок, в которых один ловит всех, и, заканчивая сложными салками, в которых одна команда догоняет другую, разные условия и разные правила.

Игра «Салки-приседалки», «Салки с домом», «У медведя на бору», «Дедушка Мазай», «Рыбачок», «Уголки», «Узелок», «Третий лишний», «Волк во рву», «Два Мороза», «День и ночь».

2. Игры-поиски. Игры, направленные на развитие координации, скорости движения, умения соблюдать правила. Эмоциональный тонус игр способствует отдыху участников игр после работы не только интеллектуальной, но и физической, поскольку в процессе игры активизируются иные центры нервной системы и отдыхают утомленные центры.

Игра «Чего нет?», «Поиск исчезнувшего предмета», «Отгадай, кто подходил?», «Яша и Маша», «Слепой и зрячий», «Холодно-горячо».

3. Игры с быстрым нахождением своего места. В этот раздел входят игры, в которых играющие по сигналу разбегаются и затем по новому сигналу должны быстро найти себе место (старое или новое). Эти игры развивают быстроту реакции, сообразительность, вырабатывают способность ориентироваться в пространстве.

4. Игры-хороводы. Многие игры-хороводы с изображением трудовых процессов («Уж мы сеяли лен, приговаривали» и др.), с традициями быта, обряда и ритуалами, устарели и остались как фольклорные игры тех времен. Но совсем хороводы не исчезли: они приняли другие, более современную форму и содержание, более близкие современным условиям жизни, остались и старые хороводы с несколько измененным содержанием.

Игра «Ходим кругом», Игра «Золотые ворота».

5. Зимние игры на снеговой площадке. В этот раздел вошли игры на свежем воздухе в зимнее время. Игры помогают всестороннему развитию подрастающего поколения, способствуют развитию физических сил и психологической, эмоциональной разгрузки, выработке таких свойств, как быстрота реакции, ловкость, сообразительность и выносливость, внимание, память, смелость, коллективизм и др.

Игра в снежки, лепка снежных баб.

В процессе игр у детей формируются УУД :

Познавательные УУД:

- различать между собой физические качества (силу, быстроту, выносливость, координацию, гибкость);

- соблюдать правила поведения и предупреждение травматизма во время занятий;

- подбирать упражнения для разминки, физкультминутки, физкультпаузы (комплексы зарядки);

- применять правила игры;

- использовать знания во время подвижных игр на досуге;

Регулятивные УУД:

- уметь планировать, регулировать, контролировать и оценивать свои действия во время подвижной игры.

Коммуникативные УУД:

- уметь распределять функции и роли в совместной деятельности;

- при игре адекватно оценивать собственное поведение и поведение партнера.

Личностные УУД:

- освоение моральных норм помощи тем, кто в ней нуждается;

- готовность принять на себя ответственность;

- освоение правил здорового и безопасного образа жизни.

Педагогическая ценность подвижных игр заключается в том, что они оказывают воздействие в целом на все физические и духовные функции младшего школьника одновременно. Проведение подвижных игр на уроках физической культуры является наиболее эффективным развитием физических качеств у детей младшего школьного возраста. Используя специальный комплекс подвижных игр во время уроков, можно добиться повышения познавательного интереса учащихся к урокам физической культуры. Интерес ребёнка – наиболее управляемое состояние хотя бы потому, что учитель может его контролировать и вызывать с помощью игры. И управляя интересами школьника, учитель может действовать на его способности. Интерес ведёт к знанию. Развивая интересы, мы тем самым развиваем и чувства. Интерес – это радость детской жизни; интересное учение – счастливое детство. А задача педагога – научить ребенка ценить все доброе, живое и ярко чувствовать ценность всего, что является самым важным в жизни. Интерес – это чувства, радость, положительный заряд бодрости и хорошего настроения. Заинтересоваться – значит попробовать что-то сделать, увидеть, что у тебя получается, почувствовать радость и потому – желание продолжить работу, испытать эту радость вновь и вновь. Так кто же поможет ребенку найти свой интерес, увидеть предмет интересным? Конечно же – учитель. Поэтому, можно сделать вывод, что используя подвижные игры на уроках физической культуры, учитель у учащихся повышает интерес и эффективность урока.
















Список используемой литературы

1. В.К.Шурухина. Физкультурно-оздоровительная работа в режиме учебного дня школы. М.: Просвещение, 2008 г.

2. Е.М.Геллер. Игры на переменах для школьников 4-5 кл. М.: Физкультура и спорт, 2005 г.

3. Е.М.Минскин. Игры и развлечения в группе продлённого дня. М.: Просвещение, 1993 г.

4. В.Г.Яковлев, В.П.Ратников. Подвижные игры. М.: Просвещение, 2007 г

5.Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010.

6.Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В.А.Горский, А.А.Тимофеев, Д.В.Смирнов и др.] - М.: Просвещение, 2010.







Статья:" Роль подвижных игр для младших школьников на уроках физической культуры."
  • Физкультура
Описание:

Статья о роли подвижных игр для младших школьников на уроках физкультуры.

Актуальность темы заключается в том, что подвижные игры являются частью патриотического, эстетического и физического воспитания детей.

Через подвижные игры на уроках физической культуры  мы решаем задачи развития физического воспитания, т. к. это необходимо детям в их жизни.

Виды игр: простые и усложненные игры-догонялки, игры-поиски, игры с быстрым нахождением своего места, игры-хороводы,зимние игры на снеговой площадке

В процессе игр у детей формируются УУД:  познавательные,  регулятивные, коммуникативные, личностные
 

 

Автор Никонорова Елена Александровна
Дата добавления 21.12.2014
Раздел Физкультура
Подраздел
Просмотров 1226
Номер материала 9321
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓