Главная / Начальные классы / Статья«Пути преодоления школьных неврозов у детей младшего школьного возраста»

Статья«Пути преодоления школьных неврозов у детей младшего школьного возраста»

Пути преодоления школьных неврозов

у детей младшего школьного возраста.

Актуальность проблемы

В последние годы много говорят об ухудшении здоровья наших учащихся именно в школе. Школа ли виновата в этом? Родители часто сетуют, мол до школы со здоровьем детей не возникало никаких проблем, у них не находили никаких отклонений, они не стояли на учёте у невропатолога, спокойно росли. И вдруг внезапно ухудшается здоровье! Но так ли уж внезапно? Неужели ребёнок “ни от чего” становится нервным, плаксивым, часто болеющим?

“Ни от чего” здоровье не ухудшается, а многие трудности, которые волнуют взрослых, связаны именно с тем состоянием здоровья ребёнка, с которым он приходит в первый класс.

С сентября 2001 года по май 2005 года мне пришлось работать в режиме федерального эксперимента по модернизации образовательного процесса в начальной школе. Эксперимент носил познавательный характер, поэтому невозможно было заранее детально предсказать всевозможные повороты и направления движения. Однако я уверена, полученные результаты позволят не только обогатить массовую практику, но и станут материалом для дальнейших научных исследований, необходимых для коррекции процесса модернизации российского образования.

В эти же годы я работала над темой по самообразованию “Проблема школьных неврозов и пути их преодоления у детей младшего школьного возраста”. Работа в режиме эксперимента позволила мне шире раскрыть эту тему. Дважды в год проводились диагностики школьной мотивации учащихся, неоднократно было изучено психо-эмоциональное состояние детей, взаимоотношение с учителем, со сверстниками, проблемы с родителями. Решение определившихся проблем, дало возможность сделать некоторые выводы, помогающие теперь мне в работе. Хочу с Вами поделиться своими наработками, которые, я уверена, будут интересны молодому поколению учителей, любящих своё дело и желающих плодотворно работать в этом направлении.

Учитывая актуальность проблемы, и немалый багаж предложений и рекомендаций, считаю, что проблему школьных неврозов можно если не снять вообще, то значительно снизить.

Ниже будут описаны ряд факторов, на которые необходимо обращать большое внимание при построении учебно-воспитательного процесса каждому учителю, а именно:

  • Фактор самооценки школьника.

  • Индивидуальные особенности эмоциональной сферы детей.

  • Работа с родителями.

  • Текущая и итоговая аттестация.

  • Расписание и гигиеническая организация уроков.

  • Изучение работоспособности учащихся в процессе учебных занятий.

  • Общий режим дня учащихся.

Для начала хочу предоставить анализ учебной и внеучебной нагрузки учащихся 1-х классов, Именно нагрузка, как известно, непосредственно сказывается на состоянии здоровья и конечно же на успеваемость учащихся.

Анализ учебной и внеучебной нагрузки школьников 1-х классов.

Проблема школьной нагрузки (перегрузки) имеет в России почти 100-летний опыт изучения и попыток изменения ситуации. Начиная с 20-х годов прошлого века, Министерство образования, Правительство “принимали меры” по разгрузке учебных программ, учебников, нормализации нагрузки. Однако исследования гигиенистов и медиков свидетельствовали о “всё возрастающей нагрузке учащихся”. Следует заметить, что углубленные изучения учебной нагрузки и состояния здоровья учащихся проводились, как правило, в мегаполисах, а для обследования чаще всего выбирались школы с углубленным изучением ряда предметов, лицеи, гимназии.

Исследования, проведённые в начале учебного года (октябрь) показали:

  • Продолжительность занятий в школе учащихся 1 класса в среднем не превышает допустимые нормативы максимального объёма учебной нагрузки.

  • Продолжительность домашних заданий у 85% учащихся 1 класса составляет 37 минут (домашние задания задаваться не должны).

  • Занятий по выбору (факультативных и т.п.) у учащихся 1 класса в начале учебного года практически не было.

Исследования, проведённые в конце учебного года (апрель-май) показали:

  • до 90 % первоклассников занимаются в режиме 5-дневной учебной недели;

  • у подавляющего большинства (более 90%) занятия в школе –4 урока (в среднем 20 часов в неделю), что соответствует гигиеническим нормативам.

При этом дополнительная (вариативная) нагрузка составляет в среднем 5 часов в неделю (1 час в день), что также соответствует гигиеническим нормативам. В то же время у 10-15% учащихся учебная нагрузка в школе составляет ежедневно 5 уроков плюс 1-1,5 часа дополнительных занятий. Особую тревогу вызывают школы (1-3 %), где продолжительность учебных занятий составляет 6-8 уроков.

Анализ объёма учебной домашней нагрузки первоклассников (время приготовления домашних заданий) показал, что большая часть школьников укладываются в гигиенический норматив (от 0,5 до 1 часа). Однако около трети учащихся выполняют домашние задания от 1 до 2-х и более часов. Это может быть связано с нерациональной организацией самого учебного процесса, низкой эффективностью работы учащихся на уроках, несоответствием методов и методик обучения и низкой квалификацией педагога.

Таким образом, учебная нагрузка до 20% школьников 1 класса значительно превышает существующие гигиенические и физиологические нормативы, что ведёт к функциональной перегрузке, нарушению режима труда и отдыха и может неблагоприятно отразиться на состоянии здоровья.


Фактор самооценки школьника.

Попадая в школу, ребёнок в первую очередь нуждается в том, чтобы получить подтверждение своей значимости от учителя, ибо именно от учителя первоклассник наиболее зависим. И горе тому ребёнку, с которым учитель устанавливает исключительно рыночные отношения: ты” стоишь” в школьном мире столько, сколько заслуживаешь своими стараниями. Для того чтобы почувствовать себя комфортно и начать действовать в новом школьном мире, ребёнок должен получить от учителя то же, что, родившись в мир, должен получить от родителей: любовь и принятие безусловное, то есть не строящегося ни на каком условии. Не получив знаков безусловного принятия, чувствуя себя отверженным, ученик обречён на душевное неблагополучие.

Общей самооценке присущи свойства круга: если круг не вполне круглый, он ущербен. Разумеется, ущербность общей самооценки возможна, и, к сожалению, нередка даже у маленьких 6-7 летних детей, только что пришедших в школу, ибо она питается, прежде всего самыми близкими, домашними отношениями. Ребёнок, не имеющий надёжных семейных тылов, особенно нуждается в принятии со стороны учителя, его школьная успешность будет целиком зависеть от того, удалось ли учителю установить с учеником тёплые, личные отношения.

Если общая самооценка ребёнка ущербна или если её благополучию что-то угрожает, то включаются мощные защитные механизмы, действующие на бессознательном уровне. Защиты проявляются в следующих особенностях поведения:

  • ребёнок реагирует на критику агрессивно, становится болезненно обидчив, повышенно чувствителен к оценке, в самой безобидной шутке усматривает пренебрежение, презрение, неуважительное отношение к себе;

  • ребёнок оценивает других людей как потенциальных обидчиков и отзывается о них дурно, превентивно снижая цену их оценок; все окружающие оказываются либо дураками, либо мерзавцами;

  • на похвалу, на любое выражение любви (пусть даже формальное, поверхностное) ребёнок отвечает всплеском слепого обожания, некритичной привязанности, впадает в зависимость от человека, выразившего доброе отношение, и любое отдаление воспринимает как предательство, как крушение мира;

  • любое дело, за которое ребёнка критиковали, обесценивается, интерес к нему падает, быстро растёт число отвлечений, и соответственно, ошибок, замечания вызывают поток резонерства, самооправдания, всегда находятся внешние причины для неуспеха, (кто-то помешал, навредил);

  • ребёнок отчаянно стремится привлечь к себе внимание любыми средствами, и если не получается по-хорошему, то в ход пускаются хулиганские выходки, шутовство, демонстративное неподчинение, ибо безразличие мира гораздо страшнее, чем осуждение;

  • снижается общий уровень поведения, ребёнок спускается на предыдущий, более инфантильный уровень самостоятельности, своей беспомощностью побуждая окружающих проявить к нему больше внимания, участия, опекать и оберегать его.

Такую симптоматику учителя наблюдают нередко, но в большинстве случаев пытаются апеллировать к разуму ребёнка, переубеждают его. Однако, там, где мы имеем дело с бессознательными механизмами поведения (в данном случае отчаянными попытками ребёнка остаться хорошим в собственных глазах), рациональные методы не работают. Если ребёнку не достаёт в мире тепла, безопасности, личного внимания, выражения заинтересованного участия, любовного признания: ” Ты есть, и для меня это важно”, то мир перед ним в долгу. И если учитель займёт позицию чистого рационализма: ”Корни ущербности самопринятия следует искать в семье, коррекция базисного самоуважения - дело родителей и семейных психотерапевтов “, то ребенку, скорее всего не выкарабкаться, а в вашем классе прибавится “очень слабый” ученик.

Нельзя показывать ребёнку его несовершенство (неаккуратность или непонимание арифметики, плохую технику чтения или грубость манер) до тех пор, пока с ним не установлены совершенно надёжные, доверительные отношения безусловного принятия. Нельзя ждать от ребёнка ни малейшего усилия стать лучше учиться лучше до тех пор, пока ребёнок не убеждён, что он хороший, и вы его таким считаете.

Индивидуальные особенности эмоциональной сферы детей.

В школьной практике мало учитываются индивидуальные особенности эмоциональной сферы детей. Это ведёт к непониманию педагогом причин многих неудач в учебной и воспитательной работе. Знание наиболее распространённых психологических трудностей младших школьников позволит педагогу более точно сориентироваться в построении взаимоотношений с детьми, у которых ярко выражены соответствующие особенности:

1) неуверенность в себе

Неуверенность в себе, постоянные опасения, страхи заставляют ребенка заранее отказываться от решения задач, которые кажутся ему слишком сложными. Неуверенность в себе часто вызывает трудности в общении, особенно при вхождении в новый коллектив. Неуверенному в себе ребенку сложно отвечать у доски. Любое ответственное задание (например, контрольная работа) вызывает у него волнение, ухудшающее результаты. Поэтому у таких детей часто возникает парадоксальная зависимость между значимостью работы и ее результатом: чем важнее выполняемое задание, тем ниже результат.

Рекомендации учителю по преодолению неуверенности:

По отношению к такому ребенку важно строжайшее соблюдение правил” безболезненного” оценивания. Учитель должен приложить максимум усилий к тому, чтобы повысить уверенность такого ребенка в себе, внушить ему веру в свои силы и возможности. Ни в коем случае не следует подчеркивать для него значимость выполняемых заданий. Наоборот, надо объяснить, что любое задание можно переделать, что результат его выполнения не так уж важен. При таком настрое реальный результат работы ребенка оказывается выше, чем, если ученик придает этой работе особо большое значение. Для неуверенного в себе ребенка ответ с места предпочтительнее вызова к доске. Вызывать его к доске следует только в том случае, если учитель точно знает, что материал ребенку очень хорошо знаком. Но даже и в этом случае надо давать ему достаточно времени, чтобы преодолеть волнение, “собраться с мыслями”.

2) повышенная утомляемость

Повышается физическая и умственная утомляемость, снижается работоспособность ребенка, ухудшается память, внимание. Появляются плаксивость, капризность, раздражительность. Повышенная утомляемость возникает в результате перенесенных заболеваний (как нервных, так и общих), при недостатке витаминов, нарушениях режима жизни (недостатке сна, питания, прогулок).

Рекомендации учителю:

Данная особенность требует от взрослых строжайшей дозировки нагрузок. В любых занятиях, а особенно в умственном труде, связанном с фиксированной позой, ребенку с повышенной утомляемостью необходимы частые перерывы, заполненные либо активными движениями, либо релаксацией. При особо сильной утомляемости рекомендуется предоставлять ребенку дополнительный выходной день посередине учебной недели.

3) повышенная потребность во внимании

Ребёнок с такими эмоциональными особенностями характеризуется стремлением всё время находиться в центре всеобщего внимания. В общении главным становится произвести впечатление на собеседника (зрителей, слушателей). Трудность в воспитании такого ребёнка вызвана тем, что для привлечения внимания он может использовать самые разные средства – от вызывающего поведения и “истерик” до подчёркнутой застенчивости (когда ребёнок как бы говорит: ” посмотрите, как я стесняюсь!”). Если ребёнок не обладает никакими особыми способностями, не имеет серьёзных достижений в какой-либо области, короче говоря, не может удовлетворить потребность во внимании окружающих с помощью специально принятых способов, то он нередко выбирает другой путь. Его демонстративность находит выражение в сознательном нарушении правил поведения, что служит безотказным средством привлечения к себе внимания.

Рекомендации:

Ребёнку с повышенной потребностью во внимании необходима сфера, в которой он может удовлетворить её. В данном случае особо благоприятны, а иногда практически незаменимы театральные занятия. Такой ребёнок всё время играет какую-то роль – вот и надо дать ему играть её не в жизни, а на сцене.

Если ребёнок с повышенной потребностью во внимании постоянно нарушает школьные правила, то основные рекомендации следующие. Чёткое распределение, регуляция внимания к ребёнку по формуле: внимание уделяется ему не тогда, когда он плохой, а когда он хороший. Здесь главное – замечать ребёнка именно в те минуты, когда он не заметен, когда не выкидывает никаких “фокусов”, чтобы привлечь к себе внимание дикими способами. А в случае “фокусов” - все замечания свести к минимуму. Главное – свести к минимуму эмоциональность реакций, ибо именно эмоциональности ребёнок и добивается от взрослых такими выходками. Активно – эмоциональное отношение к проделкам такого “негативиста” – это фактически не наказание, а поощрение, подкрепляющее асоциальные способы привлечения взрослых.

4) повышенная двигательная активность

Повышенная двигательная активность проявляется в трудностях регуляции поведения. Для такого ребёнка характерны высокая импульсивность, подвижность, неусидчивость, отвлекаемость, снижение самоконтроля. Ребёнок не может усидеть на месте, постоянно крутит что-нибудь в руках. Он плохо принимает задачу, поставленную взрослым, перескакивает с одного занятия на другое, хотя может подолгу заниматься каким-либо любимым делом, не отрываясь и не отвлекаясь.

Рекомендации:

Ребёнок с повышенной двигательной активностью нередко оказывается в ситуации постоянного наказания, т.к. не проходит и часа, чтобы он не совершил чего-либо недозволенного. Из этого следует только один вывод: все мелкие нарушения должны оставаться без внимания и уж, во всяком случае, не должны влечь за собой наказания. При подозрении на гиперактивность рекомендуется консультация невропатолога.

5) трудности в переключении с одной деятельности на другую

Ребёнок с такой эмоциональной особенностью демонстрирует высокий уровень активности, стремление всё делать “так, как надо”. Такому ребёнку свойственна пунктуальность, повышенная аккуратность, чувство ответственности,

целенаправленность, стремление доводить начатое дело до конца. Такой ребёнок, как правило, стремится к лидерству, но недостаточно гибок, что мешает ему реализовать лидерские наклонности. При снижении настроения у детей с трудностями переключения легко возникают взрывчатые реакции, недовольно- раздражённое, озлобленное состояние.

Рекомендации:

Детям с таким складом личности надо давать достаточно времени для включения в работу, не “дёргать” и не торопить. Количество переключений следует по возможности уменьшить. В частности, не стоит делать слишком частых перерывов в занятиях, т.к. после каждого перерыва будет уходить много времени на возвращение к работе. Истощаемость у таких детей, как правило, не высока, что позволяет удлинять занятия.

6) замедленность темпа деятельности

В этих случаях ребёнок трудится совершенно добросовестно и целенаправленно, но слишком медленно. Замедленность темпа деятельности имеет физиологическую природу (медленное протекание нервных процессов) и ни в коем случае не может рассматриваться как “лень”.

Рекомендации:

Эту особенность следует просто учитывать. Нельзя осуждать ребёнка за медлительность, над которой он не властен. Следует понимать, что при его темповых характеристиках нужно регулировать объём работы. Следовательно, объём домашних заданий можно и должно сокращать, стремясь к тому, чтобы выполненная часть задания была сделана хорошо, а не к тому, чтобы было сделано всё, но скверно.

Работа с родителями.

Включение родителей в учебно-образовательный процесс может быть весьма эффективным и значимым, повысит их заинтересованность, поможет получить объективные данные об организации внешкольных занятий и оценить состояние детей. Кроме этого, привлечение родителей может снять конфликты между школой и родителями.

Основными задачами работы школы с родителями являются:

  • Информирование о современных тенденциях в образовании; об образовательных технологиях и конкретной образовательной программе, которую реализует школа. Это особенно важно в тех случаях, когда школа работает в рамках нетрадиционных образовательных технологий. В частности, родители должны представлять себе особенности принятых в данной школе (классе) учебников и о том, каким именно путём школа планирует работать с их детьми в дальнейшем.

  • Обеспечение реального участия родителей в жизнь школы особенно эффективно при организации внеучебных форм работы, хотя и не должно ограничиваться только ими.

  • Помощь (в том числе, консультативная) родителям в построении отношений с ребёнком: поддержки ребёнка в трудных для него ситуациях, активном поощрении каждого его достижения и т.п.

Семья обеспечивает тот психологический фон, который необходим для нормального обучения. Если отношения в семье нарушены, то ребёнок не только сам не сможет успешно учиться, но, и мешает другим детям.

Нарушения семейных отношений, приводящие к школьным проблемам, часто порождаются самой школой. Широко распространена практика привлекать родителей для наказания ребёнка, отстающего в учёбе или нарушающего правила поведения, сообщать негативную информацию о ребёнке на родительском собрании. Вернувшись домой после такого собрания, родитель вымещает гнев на виновнике неприятностей, стремясь получить эмоциональную разрядку после пережитого публичного унижения и не заботясь о воспитательном эффекте своих действий. Чтобы исправить положение, необходимо разорвать этот порочный круг. Для этого должны неукоснительно соблюдаться следующие условия:

Учитель должен говорить родителям о недопустимости наказания ребёнка за его школьные повинности. Это дело самой школы (обычно для младшего школьника достаточным наказанием служит строгое замечание учительницы).

Любые сведения о плохом поведении или учебных трудностях ребёнка должны сообщаться родителям только индивидуально. Администрации школы следует официально известить родителей о существовании такого правила, чтобы в случае необходимости они сами могли контролировать его соблюдение.

Эти меры направлены на предотвращение отрицательного влияния школы на семейные взаимоотношения. Однако школа не должна ими ограничиваться. Она может и должна активно способствовать более широкому построению детско-родительских отношений. Для этого очень полезна совместная деятельность, в которой участвуют вместе дети и родители: экскурсии, уборка класса и школьной территории и многое другое.

Одной из причин нарушений общения родителей с ребёнком служит низкий уровень их психолого-педагогических знаний. Задача школы – способствовать их образованию в этой области. Для этого будут полезны лекции, проводимые школьным психологом и опытными учителями. В школьной библиотеке, кроме книг для учеников, должны быть книги по психологии и педагогике, адресованные родителям.

Родители могут и должны служить для педагога источником дополнительной полезной информации об интересах, способностях конкретного ребёнка, о том, как он проявляет себя в неформальной обстановке, насколько может сам организовать свою работу, как справляется с трудными заданиями в условиях помощи взрослого.

Ещё одно важное направление работы с родителями – это курирование сложных и социально неблагополучных семей. Формы его осуществления зависят от характера неблагополучия, возможностей школы, конкретных местных условий.

Текущая и итоговая аттестация.

Отдельно необходимо затронуть вопрос о текущей и итоговой аттестации учащихся.

Общепринятая пятибалльная отметка является травмирующим элементом начального обучения. Основные эффекты отметки:

  • искажение отношений ученика с учителем и родителями, а главное, с самим собой;

  • повышение тревожности и невротизация детей;

  • искажение учебной мотивации;

  • невозможность отслеживать динамику школьной успешности ученика, особенно если он “круглый отличник” или “неуспевающий”.

Для маленьких школьников пятёрка не означает “Я хорошо пишу”, а значит “Я хороший. Меня любят”. Двойка означает “Меня не любят, я плохой”. Тем самым с помощью отметки закладывается ложная основа детской самооценки. Ребёнок перестаёт думать о содержании обучения, а начинает в первую очередь “зарабатывать” хорошие отметки. Для “слабых” учеников отметка травматична потому, что фиксирует их неспешность в классе и создает дополнительные эмоциональные напряжения в отношениях с родителями. Для “сильных” учеников забота о том, чтобы поддержать свой статус отличника, становится главной задачей учебы.

Оценивание является естественной составляющей человеческих отношений и деятельности. Чем младше школьник, тем более он нуждается в оценке каждого своего учебного усилия. Поэтому недостаточно просто отменить отметку; важно заменить ее более инструментальным и содержательным способом оценки достижений каждого ученика.

Цель реформы в системе школьного оценивания: сделать оценку более содержательной, объективной и дифференцированной. Такое направление реформы позволит учителю, во-первых, не самокритичность. Когда человек говорит: ”Я это могу”, он говорит сразу о двух вещах. Во-первых, он сообщает о вере в собственные возможности, о том, что не считает себя ни инвалидом, ни закоренелым неудачником. Во-вторых, он сообщает о том, что считает себя компетентным взяться именно за это дело. В первом случае речь идёт об общей самооценке, точнее о самопринятии, самоуважении, во втором – о конкретной самооценке, адекватность которой целиком и полностью зависит от полноты самопринятия. Только человек со здоровой общей самооценкой может конструктивно относиться к собственным ошибкам и неудачам, переводя их в задачи учения, а не в обиды на критикующего или в поводы к унынию и отказу от каких бы то ни было усилий.

Если мы хотим, чтобы в школе ученик научился оценивать себя адекватно, то мы обязаны заботиться об обеих сторонах самооценки, всячески поддерживая положительную общую самооценку и развивая способность ребёнка к конкретным оценкам своего учения.

Оценочная самостоятельность причинять вреда эмоциональному здоровью ребёнка и, во-вторых, более эффективно формировать знания и навыки.

Если педагог хочет при этом решить ещё одну, важнейшую задачу развития младших школьников: научить их учиться самостоятельно, то ученики должны участвовать в процессе создания критериев и средств оценки, то есть проявлять оценочную самостоятельность.

Основой учебной самостоятельности является здоровая самооценка: уверенность в себе и, которую можно и должно воспитать в начальной школе, включает две составляющих: собственные, ясно осознаваемые критерии качества своей учебной работы и владение способом оценивания, принятым в данном обществе.

Правила оценочной безопасности обязательны во всех человеческих отношениях и для людей всех возрастов. Взрослые обязаны их соблюдать, учителя учат их соблюдению детей. Поиск достойных (безопасных) форм такого обучения – одно из основных направлений эксперимента. Нарушение правил оценочной безопасности обусловлено прежде всего эмоциональными проблемами ребёнка или взрослого. Поэтому знание этих правил – это далеко не достаточное условие их соблюдения.

Список правил оценочной планировании урока учителю необходимо в первые три четверти его уделять внимание изложению наиболее трудного материала, а последнюю часть использовать для относительно лёгкой работы.

Длительность объяснения нового материала различна в разных классах и зависит от длительности активного внимания учащихся. У учащихся младших классов длительность активного внимания составляет 15-20 минут, и поэтому длительность объяснения нового материала на уроке не должна превышать этих величин.

На сроки возникновения утомления оказывает влияние и характер объяснения. Установлено, что объяснение, проводимое по типу беседы, менее утомительно, чем объяснение, проводимое по типу лекции. Беседа, когда учитель ставит вопросы, активизирующие мыслительную и творческую способности учащихся, когда школьники активно участвуют в разборе нового материала, делает урок более интересным, способствует более лёгкому усвоению и запоминанию.

Большое значение для отдаления утомления имеет разнообразие видов деятельности. Необходимо объяснения материала перемежать записями в тетради, рассказом с использованием наглядных пособий и технических средств обучения, решением задач с устным безопасности является принципиально открытым. Критерием здоровых, безопасных оценочных взаимоотношений в любом обществе, в частности – в классе, является постоянное дополнение и уточнение этого списка. Вот его начало:

Не скупиться на похвалу (не обязательно словесную; часто достаточно улыбки, одобрительного кивка головой и т.п.).

Хвалить исполнителя, критиковать только исполнение. Вместо “ Ты сделал три ошибки в этом примере” лучше сказать: “Давай с тобой найдём в этом примере три ошибки”.

”На ложку дёгтя – бочка мёда”. Даже в море неуспеха можно найти островок успешности и на нём закрепиться.

Ставить перед ребёнком только конкретные цели. Вместо заклинания: “Постарайся быть внимательным и не пропускать букв” эффективней установка: ”В прошлом диктанте ты пропустил шесть букв, а в этом - не больше пяти”.

“За двумя зайцами...”. Не надо ставить перед первоклассником несколько задач одновременно. Если вы сегодня ставите задачу не забыть точки в конце предложения, простите ему, что он забыл, как пишется заглавная буква Д.

Формула “опять ты НЕ...” – верный способ выращивания Неудачника.

Учитель, начни практику оценочной безопасности с собственной самооценки.

Расписание и гигиеническая организация уроков.

Нельзя не сказать, что весомым толчком для проявления детских неврозов в начальной школе служит их физическое переутомление по причине не всегда правильно составленного расписания уроков.

Оценивая расписание уроков в школе с гигиенических позиций, в первую очередь необходимо обратить внимание на соответствие продолжительности учебного дня и учебной недели возрастным возможностям детей и подростков.

Величина учебной нагрузки должна быть такой, чтобы были обеспечены нормальная деятельность коры головного мозга учащихся, высокая работоспособность, профилактика раннего утомления и переутомления и охрана здоровья учащихся.

При составлении расписания уроков должна учитываться динамика работоспособности школьников в течении учебного дня и в течение учебной недели. У младших школьников наиболее высокая работоспособность отмечается на 1 и 2 уроках. На 3 и, особенно, на 4 уроке она снижается.

Динамика работоспособности учащихся в течение недели имеет свои характерные особенности. Понедельник является днём, когда работоспособность школьников относительно невысокая, что связано с врабатываемостью после воскресного отдыха. Во вторник и среду работоспособность у учащихся наибольшая, а в четверг она снижается и достигает минимума в пятницу.

Учитывая динамику работоспособности учащихся, изучаемые предметы должны распределяться в течение дня и недели в зависимости от их трудности .Деление предметов по степени трудности очень относительно. Оно зависит от индивидуальных особенностей и наклонностей учащихся, от умения педагога организовать урок, от постановки преподавания данного предмета в школе и пр. Единого мнения о трудности предметов нет как среди педагогов, так и среди гигиенистов, и даже самих учащихся.

Для учащихся младшего школьного возраста наиболее трудными предметами являются математика и чтение.

Наиболее трудные предметы, требующие значительного умственного напряжения, должны быть поставлены на 2-3 уроки, а лёгкие- на последние. На понедельник и субботу предусматривается меньшее количество учебных часов, отведённых преимущественно предметам, не требующим от учащихся особого умственного напряжения. Такие дни, как вторник и среда, должны быть более нагруженными.

В расписании уроков желательно чередовать математику с гуманитарными и естественными предметами. Такое чередование различных предметов в течение учебного дня создаёт благоприятные условия для восстановления функциональной работоспособности клеток коры головного мозга и предупреждения чрезмерного утомления учащихся. По той же причине важно избегать сдвоенных уроков. Сдвоенные уроки утомляют школьников, делают второй урок малоэффективным и приводят к понижению работоспособности учащихся на всех последующих уроках. Контрольные работы требуют от школьников напряжения умственных и психических сил. Недопустимо проводить контрольные работы в пятницу, субботу, а также на последних уроках.

Благоприятное влияние на функциональное состояние организма учащихся оказывают правильно организованные уроки труда и физической культуры, на которых преобладает физическая динамическая пауза. Уроки по этим предметам являются мощным фактором сохранения работоспособности школьников в течение учебного дня и недели. Правильно поставленные в расписание, они способствуют снятию утомления и сохранению работоспособности на последующих уроках. Исследования показали, что наиболее целесообразно для уроков труда и физической культуры отводить 4-е уроки, тогда переключение умственной деятельности на физическую снимет утомление у учащихся и повысит их работоспособность на 5-6 уроках.


Гигиеническая организация урока.

Одним из основных элементов школьного режима является урок. Работоспособность школьников и сроки возникновения утомления, а значит и эффект урока, и уровень знаний, получаемый учащимися на уроке, в большей степени зависит от гигиенической организации урока.

Первым и существенным элементом гигиенической организации урока является ограничение длительности урока. Многолетний опыт обучения привёл к установлению 45 - минутной продолжительности урока. Однако возрастные особенности высшей нервной деятельности учащихся требуют дифференцированного подхода к установлению деятельности урока. Для детей 6-7 –летнего возраста, т.е. для школьников 1-го класса, 45-минутный урок является чрезмерным. Исследования показали, что последние 10 минут урока в 1 классе слишком утомительны для учащихся и педагогически не эффективны.

Сокращение уроков в 1 классе до 35 минут значительно улучшает функциональное состояние центральной нервной системы (ЦНС) учащихся, сохраняет их работоспособность на протяжении всего учебного дня.

Кроме продолжительности урока на сроки возникновения утомления влияет построение урока. При планировании урока следует иметь в виду, что работоспособность школьников претерпевает изменения от начала и к концу урока.

Физиологи, рассматривая динамику работоспособности школьников на уроке, различают 5 фаз:

  • Фаза перехода на новый, более высокий уровень работоспособности (так называемое “врабатывание”);

  • Фаза установления максимального уровня работоспособности;

  • Фаза оптимальной работоспособности;

  • Фаза неустойчивой работоспособности;

  • Фаза падения работоспособности.

Длительность первой фазы составляет приблизительно на 1-м уроке 10 минут, на каждом последующем – 5 минут.

Период оптимальной работоспособности характеризуется наибольшей активностью, и длительность его обусловливается продолжительностью активного внимания, зависящей от возраста, состояния здоровья и некоторых других факторов. К концу урока активность, внимание и другие психические функции снижаются. При счётом и т.п. Такое чередование занятий переключает внимание, способствует возникновению возбуждения в различных участках коры головного мозга, что ведёт к сохранению работоспособности в течение более длительного времени.

Большое значение для исключения раннего утомления имеет интерес к уроку, к новому материалу. Интересное проведение урока сохраняет работоспособность на более высоком уровне, и наоборот, малоинтересный урок способствует раннему утомлению и делает урок малоэффективным. Интерес к уроку зависит не только от содержания материала, но и от умения учителя преподнести материал, от поведения учителя, его речи. Тихая монотонная речь способствует возникновению запредельного торможения, дремотного состояния и затрудненного восприятия учебного материала.

При проведении урока необходимо учитывать тот факт, что вторая сигнальная система, как филогенетически поздняя надстройка в высшей нервной деятельности человека, более истощима, чем нервная. Поэтому всеми школьниками, а особенно учащимися начальных и средних классов, легче воспринимаются раздражители первой сигнальной системы, непосредственно воздействующие на органы чувств. Для профилактики раннего и чрезмерного утомления преподавание должно строиться с учётом максимального использования функциональных возможностей первой сигнальной системы, т.е. с максимальным использованием наглядных пособий.

Необходимо учитывать продолжительность перемен, ибо их укорочение существенно сказывается на работоспособности учащихся. Хронометраж во время перемен позволяет оценить их организацию.

Одним из важнейших условий сохранения работоспособности школьников является чередование учебной деятельности с отдыхом. Во время занятий в школе это обеспечивается путём представления перерывов –перемен между уроками. Значение перемен, прежде всего, заключается в том, что они обеспечивают отдых и восстанавливают работоспособность школьников.

Для того чтобы они обеспечивали эффективный отдых и достаточно полно восстанавливали работоспособность, продолжительность их должна быть достаточно большой.

Пятиминутные перемены неэффективны. Даже после относительно небольшого утомления учащихся они не полностью восстанавливают работоспособность.

Восстановление сниженной работоспособности складывается из двух фаз:

  • восстановление

  • упрочение достигнутого состояния, которое делает его устойчивым.

Пятиминутная перемена не обеспечивает вторую фазу отдыха и новая, даже незначительная нагрузка на следующем уроке возвращает организм в состояние сниженной работоспособности.

Установлено, что для снятия утомления, возникшего во время урока, необходим отдых продолжительностью не менее 10 минут. Большая перемена продолжается 30 минут. Но с гигиенической точки зрения более целесообразно вместо

30 минутной перемены устраивать две по 20 минут. Действительно, после двух уроков ещё нет необходимости в 30- минутном отдыхе. Кроме того, две большие перемены по 20 минут дадут возможность обеспечить учащихся всех классов горячими завтраками. Большая перемена продолжительностью свыше 30 минут не нужна даже при самых благоприятных условиях, слишком большие перерывы в труде приводят к исчезновению так называемой рабочей установки. На уроке после большой перемены у школьников больше времени уходит на врабатываемость.

При организации перемен следует исходить из разработанной отечественными учёными теории активного отдыха. Эта теория заключается в том, что наилучший отдых утомлённого органа и организма в целом достигается не при полном покое, а при двигательной активности. После перемены, проведённой в движении, с подвижными играми, физическими упражнениями, школьники возвращаются в класс хорошо отдохнувшими, способными продолжать работу.

Во время урока происходит торможение двигательной сферы, преодолевается естественная потребность детей в движении. Сохранять неподвижность для учащихся очень трудно, особенно для младшего и среднего школьного возраста. Перемена должна служить растормаживанию двигательной сферы, выходу накопившейся энергии, предоставлять детям возможность проявления естественной для них двигательной активности. Запрещать детям бегать, резвиться – грубая ошибка, основанная на игнорировании биологической потребности растущего организма в движении.

Но двигательная активность детей во время перемен полезна только в известных пределах. Не исключена возможность излишнего перевозбуждения детей, когда перенасыщенная движениями перемена приводит не к отдыху, а

к усталости. Двигательная активность детей на перемене должна быть введена в известные рамки. Очень полезно проведение перемен на пришкольном участке. Организация перемен на открытом воздухе имеет большое значение для быстрого восстановления работоспособности школьников и удлиняет время пребывания на свежем воздухе в условиях более комфортного светового климата, способствует физическому развитию, повышает иммунную реактивность, закаляет организм детей.

Если учащиеся проводят перемены в рекреациях, то необходимо заботиться о проветривании последних во время уроков. Перемены, во время которых учащиеся повторяют материал предстоящего урока или остаются сидеть в классе, пользы не приносят.

Не вызывает одобрения и такая организация перемен, когда школьники выстраиваются попарно и прогуливаются по кругу. Это насилие над организмом ребёнка. Отсутствие возможности во время перемены побегать и поиграть не обеспечивает полноценный отдых школьникам. Исследования подтверждают, что наилучший отдых и более полное восстановление работоспособности во время перемены обеспечивается в том случае, когда дети предоставлены самим себе и проводят перемены так, как им хочется.

Интегральная оценка соответствия организации урока и перемен педагогическим и гигиеническим требованиям может быть получена путём тестирования активности учащихся в процессе учебной деятельности.

Изучение работоспособности учащихся в процессе учебных занятий.

Учебная работа школьников представляет собой умственный труд, связанный, главным образом, с деятельностью центральной нервной системы.

Под влиянием интенсивной или длительной учебной работы у детей возникает и развивается утомление, т.е. наблюдается временное снижение функциональных возможностей организма.

Это отражается в ухудшении количественных (объём работы) и качественных (ошибки) показателях умственной работоспособности, неблагоприятных изменениях в деятельности некоторых органов и систем организма.

Утомление нарастает постепенно и в основном проявляется на последних уроках. У школьников начальных классов утомление нарастает в значительной степени уже к третьему – четвёртому уроку.

Утомление – это нормальный физиологический процесс, который выполняет определённую защитную роль в организме и предохраняет от перенапряжения. Поэтому, важно не исключить утомление, как таковое, а профилактика или отдаление на более поздние сроки, чтобы не допустить переутомления. Ведь переутомление не является нормальным физиологическим состоянием, оно занимает промежуточное положение между нормой и патологией, т.е. между здоровьем и болезнью.

У школьников утомление развивается в результате нерациональной организации учебного процесса и чрезмерной учебной нагрузки. Учебная нагрузка должна быть такой, чтобы обеспечить нормальную деятельность центральной нервной системы учащихся и высокий уровень работоспособности.

Проблема перегрузки тесно связана с нарушениями в организации общего режима дня учащихся.

Режим дня учащихся 1-х классов должен предусматривать:

  • полноценный ночной сон (не менее 10 часов);

  • активный отдых (прогулки) на воздухе (не менее 2,5 часа);

  • дневной сон (для ослабленных детей) (1-1,5 часов);

  • свободное время (игры, чтение, любимые занятия, ТV, компьютер) (не менее 1,5 часов);

  • время на гигиенические процедуры и самообслуживание (не менее 1,5 часов);

  • время на еду ( 4-5 раз) (не менее 1,5 часов);

  • учебные занятия +дорога в школу (4-5 часов);

  • домашние занятия (до 1 часа);

  • дополнительные занятия (музыка, спорт и т.п.) (до 1 часа).

Оценка режима дня, общей нагрузки учащихся является необходимой составной частью всех экспериментальных исследований по изучению динамики работоспособности школьников в процессе учебной и трудовой деятельности. При изучении режима следует обращать внимание на порядок чередования отдельных компонентов режима дня и их длительность, т.е. бюджет времени.

Причины школьных неврозов и пути их преодоления.

Итак, в чём же кроется причина школьных неврозов? Каковы пути их преодоления?

Прежде всего, необходимо начать комплексную работу с родителями ещё до поступления детей в школу. Организация всеобучей, психологических консультаций, “родительских курсов” подготовят родителей к новой роли родителей первоклассников. Необходимо дать им возможность совершить осознанный выбор той или иной системы образования, познакомиться с образовательной программой данного образовательного учреждения, узнать о том, как необходимо вести себя в период адаптации ребёнка к школе.

Основа этой роли состоит в том, что дома ни в коем случае нельзя дублировать школу, что родитель никогда не должен становиться учителем. Основная функция родителей в помощи первокласснику – эмоциональная поддержка, предоставление детям максимально возможной самостоятельности в организации своих действий по выполнению школьных правил.

Необходимо систематически анализировать эффективность организации учебного процесса, изменять структуру и содержание образования решая задачи охраны и сохранения здоровья учащихся, снятия перегрузки.

Блок физиологического и психофизиологического сопровождения должен включать:

  • обследование учащихся в начале и в конце учебного года;

  • динамическое наблюдение за состоянием здоровья в течение года (заболеваемость);

  • динамическое наблюдение за состоянием психического здоровья в начале и в конце учебного года (по поведенческим реакциям и оценке напряжённости);

  • оценку организации учебного процесса, учебной и внеучебной нагрузки, режима в течение дня, недели.

Рекомендации по нормализации учебного процесса.

Нормализация учебного процесса школьников необходима для снятия перегрузки, перенапряжения и обеспечения условий успешного обучения и сохранения здоровья школьников. Нормализация учебного процесса в значительной степени определяется рациональной организацией учебного процесса.

Показателями рациональной организации учебного процесса является:

  1. Объём учебной нагрузки – количество уроков и их продолжительность + выполнения домашнего задания.

  2. Дополнительные занятия в школе – факультативы, индивидуальные занятия, занятия по выбору и т.п. (их частота, продолжительность, виды и формы работы).

Занятия активно-двигательного характера – динамические паузы, уроки физической культуры, спортивные занятия и т.п. (их частота, продолжительность, виды и формы занятий).

  1. Рациональное расписание учебных занятий.

Физиолого-гигиенические требования к составлению расписания уроков в школе определяется динамикой изменения физиологических функций и работоспособностью учащихся на протяжении учебного дня и недели. Рационально составленное школьное расписание должно учитывать сложность предметов и преобладание динамического или статистического компонентов во время занятий.

Следует отметить, что утомительность урока определяется не каким-то одним фактором активность учащихся складывается из ежедневной (утренняя гимнастика, пешая ходьба, подвижные перемены и паузы в режиме рабочего дня) и периодической, которая может быть весьма разнообразной. В целом двигательная активность школьника должна занимать не менее 1/5cуточного бюджета времени (за вычетом времени сна и дневного отдыха), а её структура несколько различна для детей разных возрастных групп.

  1. Рациональная организация урока.

Физиологически обоснована и продолжительность урока в 45 минут. Исключение составляют лишь ученики 1 класса, для которых урок должен длиться 35 минут соответственно низкой устойчивости их внимания. Для учащихся 2-х классов рекомендуется комбинированный урок с использованием последних 10 минут для снятия утомления ( чтение худ. литературы, настольные игры, разучивание комплекса физических упражнений и др.)

  1. Рациональная организация общего режима дня школьников.

Двигательная активность учащихся складывается из ежедневной (утренняя гимнастика, пешая ходьба, подвижные перемены и паузы в режиме рабочего дня) и периодической, которая может быть весьма разнообразной. В целом двигательная активность школьника должна занимать не менее 1/5 суточного бюджета времени (За вычетом времени сна и дневного отдыха), а её структура несколько различна для детей разных возрастных групп.

  1. Нормализация отношений “учитель-ученик”, “ученик-ученик”, ликвидация проблем с родителями.


Заключение.


  • В ходе экспериментальной работы в моём классе значительно возросло качество знаний и успеваемость учащихся.

  • Большее количество учащихся стали соблюдать физиолого- гигиенические нормативы режима дня.

  • Увеличилось число детей, занимающихся спортом.

  • Улучшилось состояние здоровья учащихся.

  • Изменилось отношение родителей к школьной жизни детей.

Как уже было сказано выше, немаловажным условием для нормализации учебно - воспитательного процесса было наладить контакт с родителями учащихся через родительские собрания и индивидуальную работу с родителями. (смотри Приложение - родительские собрания “Помочь учиться” и “Значение эмоций для формирования положительного взаимодействия ребёнка с окружающим миром”).

Результатом моей многолетней практики являются советы, памятки и рекомендации родителям первоклассников “Из практики воспитания” (смотри приложение).












Статья«Пути преодоления школьных неврозов у детей младшего школьного возраста»
  • Начальные классы
Описание:

В предоставленной  работе «Пути преодоления школьных неврозов у детей младшего школьного возраста» собран материал, который в ходе проведения федерального эксперимента по совершенствованию структуры и содержания    образования был изучен и апробирован в начальной школе с 1 по 4 класс. В материале представлены составляющие элементы проблемы, влияющие  на благополучное  протекание учебно - воспитательного процесса. Даны рекомендации для работы с учащимися, имеющими психологические трудности. Считаю, что использование полученных данных поможет правильно построить процесс обучения и воспитания, снизить проблему школьных неврозов младших учащихся, и, что немаловажно, вовлечь родителей в учебно- воспитательный процесс. В приложении представлены в качестве примеров разработки родительских собраний, советы, памятки и рекомендации родителям первоклассников “Из практики воспитания”. 

 

 

Автор Касымова Елена Анатольевна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 462
Номер материала 41523
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓