Главная / История / Статья"ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА "

Статья"ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА "

Статья учителя истории МОУ «СОШ «Лесколовский центр образования»

Варава Ирины Михайловны

ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА в ЛЦО

Свои уроки я стараюсь построить в интерактивной модели обучения. Уверена, что содержание курсов истории и обществознания лучше воспринимается, усваивается и осознаётся через урок, в котором идет постоянное активное взаимодействие обучающихся и учителя, где нет пассивных учащихся. Моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, общее решение вопросов на основании анализа обстоятельств и ситуации, проникновение информационных потоков в сознание, вызывающих его активную деятельность – такие задачи я ставлю перед собой на уроках.  Конечно, строить каждый урок в такой модели очень тяжело, да и, на мой взгляд, не эффективно.  Поэтому чаще на уроках я использую конкретные приемы и методы, как элемент урока. Большую помощь в обучении методикам интерактивных технологий я получила на семинарах ЛОИРО и в Ин-те им.Принца Ольденбургского, специалисты которого на базе нашей школы в течении трех лет проводили обучающие семинары для учителей Всеволожского района.

Например, при изучении темы в обществознании «Семья в современном мире» использую метод дискуссии, мы обсуждаем вопрос «Брак по расчёту: за и против». При изучении темы «Межнациональные конфликты» использую метод «Займи позицию» и мы говорим о проблемах нашего района (Всеволожский район – это район с большим количеством цыганского, финского населения и переселенцев из Украины, Кавказа ,Средней Азии).

На мой взгляд,  дискуссия лучше «раскручивается» с конкретной проблемной ситуации, поэтому я начала собирать коллекцию проблемных задач. Также толчком к дискуссии использую притчи ,афоризмы, жизненные ситуации, как источники мудрости и вариантов мнений.

Во всех диспутах стараюсь воспитывать у подростков толерантность, умения правильно вести спор, четко и грамотно формулировать свои мысли.

Основной проблемой реализации данной технологии в полном объеме считаю недостаточную информированность обучающихся о процессах, ситуациях, происходящих в современном мире – подростки не читают газет, не смотрят новостные передачи, а  субъективного опыта у них еще мало.

Проектно – исследовательские технологии – один из самых трудных для меня при реализации его в практику преподавания, т.к. зачастую он требует большого объема времени для воплощения. Но особенно интересна для меня

Технология учебного проекта, как :

*совместная учебно-познавательная ,творческая, игровая деятельность,

*деятельность , направленная на достижение общей цели.

Учебный проект с точки зрения обучающегося — это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, позволяющая  проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это работа, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы -носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.    

Учебный проект с точки зрения учителя — это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования у обучающихся, а именно учить:

-  проблематизации (рассмотрению проблемного поля и выделению подпроблем, формулированию ведущей проблемы и постановке задач, вытекающих из этой проблемы);

-  целеполаганию и планированию содержательной деятельности ученика;

-  самоанализу и рефлексии (результативности и успешности решения проблемы проекта);

-   представлению результатов своей деятельности и хода работы;

-  презентации в различных формах, с использованием  специально подготовленного продукта проектирования (макета, плаката, компьютерной презентации, чертежей, моделей, театрализации, видео, аудио и сценических представлений и др.);

-   поиску и отбору актуальной и необходимой информации и усвоению необходимого знания;

-   практическому применению школьных знаний в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях;

Организация исследовательской деятельности достаточно сложный процесс, основная проблема заключается в том, что количество обучающихся, желающих заниматься таким видом деятельности не велико, и среди них очень мало ребят, способных вести длительную кропотливую работу. Для развития работы в данном направлении ставлю себе следующую задачу - снизить возрастной порог учащихся, привлекаемых к исследовательской работе: пробую работать с учащимися 6– 9 классов.

При подготовке проектов, как вариант домашнего задания,(виде mini –проектов) часто обучающие используют готовые проекты из сети Интернет, поэтому считаю наиболее эффективно данную технологию использовать на уроке как краткосрочный проект. Моя принципиальная позиция –научить ребят не заниматься плагиатом , а подходить к созданию медиа продукта творчески и самостоятельно с девизом «Лучше меньше , да лучше!»Особенно удается проектная деятельность на  уроках обществознания и экономики (составление бизнес – планов; решение задач по менеджменту, маркетингу). Стараюсь варьировать состав групп, намеренно объединяя ребят по исключению принципа дружбы, развивая в них умения взаимодействовать в группе при любом составе.

Использование ИКТ – технологий как фактор оптимизации времени учителя и обучающихся,   развития познавательного интереса, развитие у обучающихся информационно – коммуникативных компетенций реализую через следующие формы:

1.      Создание дидактических и методических материалов: тестирование посредством программы «My test», «Power Point» и презентации как формы контроля и наглядности при изучении нового материала, раздаточный материал (контрольные тесты по вариантам, работа с источником и т.д.)

2.      Использование электронной почты, различных сайтов как возможности внеурочной деятельности и индивидуальной работы со способными учениками: заочные олимпиады, конкурсы,  консультации при подготовке к ЕГЭ.

3.      Использование Интернет – ресурсов: получение разного рода информации, уроки по решению практических задач, создание  обучающимися проектов.

4.      Ежегодно я с моими ребятами участвуем в олимпиадном движении на всех уровнях.

Я использую каталог информационных ресурсов по истории расположеный на сайте Исторического факультета МГУ http://www.hist.msu.ru/ . Это библиотека  электронных ресурсов http://www.hist.msu.ru/ER/index.html,которая содержит электронные тексты исторических источников на русском языке, базу статистических данных по экономической истории России конца XIX – начала XX  вв., аннотации книг Исторического факультета МГУ. http://cyrill.newmail.ru/index2.html В глобальной сети созданы уникальные ресурсы по истории древних цивилизаций: cайт по история Древней Месопотамии http://members.tripod.com/~sesna/oldeast/ , сайт о Древнеримской цивилизации http://rome.webzone.ru/ и Древнеегипетской цивилизации http://www.kemet.ru/


которые открывают огромные возможности по их использованию в учебном процессе.

Особенно удачны наши информационные проекты :

5 кл. – «Театр Древней Греции», «Греко-персидские войны»

6 кл. – «Куликовская битва. Дмитрий Донской», «Реформы Ивана Грозного»

9кл. – «Гражданское общество и правовое государство», «Живое право»,

«Право и имущественные отношения», «Закон и власть»

11 кл. – «Уроки демократии» и др.Они позволяют воссоздать историческую действительность прямо на уроке, что очень нравится ребятам, т.к. картину «погружения в прошлое»они творят сами своими электронными творческими работами.

За 2009-2011г. у нас с ребятами 9-11 классов создана своя медиатека

творческих учебных проектов, которые используются в Лесколовском

центре образования на уроках и во внеклассной работе. Теперь включаю в

этот проект учеников 5-7 классов.

Основной проблемой расширения использования возможностей ИКТ считаю отсутствие массового доступа в сеть Интернет у обучающихся (только 85% имеют дома выход в Интернет, только 89% имеют дома компьютер).

В дальнейшем, с развитием массового доступа в сеть Интернет, предполагаю использовать сеть не только для эпизодических консультаций и информирования обучающихся, но и для целенаправленного дистанционного обучения, занятий с учащимися успешного продвижения.

Технология критического мышления , которую уже несколько лет я применяю на уроках, позволяет моим ученикам сформировать такие общеучебные компетентности как:

- аргументирование собственной позиции,

-отличать факты от предположений,

-видеть и выделять причинно-следственные связи,

-рефлексировать собственные суждения,

-давать оценку себе и оппоненту.

Конечно , эта технология применима , в основном , в старших классах и я с моими ученики стараюсь ее внедрять на уроках проблемно-полемического содержания. Именно при такой технологии четко прослеживаются три фазы:

-Вызов

-Осмысление новой информации

-Рефлексия.

Например, в 11кл темы по истории :«СССР в период перестройки», «Культура России: от соцреализма к свободе творчества». Или в 9кл темы: «Политическое развитие 20-хгодов», « Консервация политического режима 60-80-хг» или «Общественная жизнь в середине 60-х-середине 80-х г.»

Технология личностно ориентированного обучения –дает возможность увидеть каждого ученика и дать ему возможность самореализаваться Например:5 кл. - повторительно-обобщающий урок «Культура стран Востока»; 11 кл. – «Гражданская война и интервенция в России» - интеллектуальная игра );

Технология развивающего обучения у меня успешно идет в 5-11кл. Например: «Установление господства Рима в Средиземноморье», в 8 кл. – «Отмена крепостного права» - работа в группах с документами и источниками, в11 кл. –«Тоталитарные режимы», «Великая Отечественная война: уроки и итоги» или в теме «Запад и « третий мир»

Технология здоровьесберегающего обучения сейчас очень актуальна ,так как , к сожалению процент здоровых учащихся с каждым годом падает.А в сочетании с историческим материалом ,например, в 5 кл. – «Олимпийские игры в древности», 6 кл. – «Занятия и религия древних славян», 8 кл. -  «Культура и быт народов Ленинградской области» ребята лучше осознают необходимость сохранения собственного здоровья.

Кроме традиционных методов : физкультминуток, организации рабочего места ученика и др.очень популярными стали у меня на уроках электронные разминки для глаз. В жанре мульт и флеш анимации ребята 5-11кл с удовольствием снимают глазное напряжение на уроке.

Технологию проблемного обучения стараюсь внедрять с раннего возраста, т.к. считаю , что это готовит учеников критически мыслить , аргументировано рассуждать, находить причинно-следственные связи. Например:

5кл.- «Установление Афинской демократии», «Практикум: счет лет в истории»,

6кл.- «Феодальная раздробленность на Руси», «Смутное время»,

7кл. - «Реформы Петра Великого», «Сибирь в XVII веке»,

9кл. - «Политическая система СССР в 30-е годы», «Экономические и политические реформы 80-90-х г.», «Строительство обновленной Федерации»

Лекционно – семинарская система эффективна, на мой взгляд, на уроках большой информативности, она помогает технологически и психологически подготовить ребят к обучению в ВУЗах. Использую её при изучении определенных тем, например: в 11кл «Биполярный мир и «холодная война»,«Варианты развития социализма в Восточной Европе» и др.

Одним из важнейших для себя направлений деятельности я определила развитие собственных личностных качеств. Считаю, что современный учитель должен быть не только предметником и методистом, а в первую очередь, личностью, интересной себе и окружающим, способной эффективно решать любые задачи, которые перед ним поставила сама жизнь.  Для этого изучаю работы многих психологов – практиков (М.Литвак, О. Гадецкий, Н. Козлов, В. Леви). Работая над собственным развитием, пытаюсь реализовать свои достижения в педагогической и повседневной деятельности. Успехом в этом считаю повышение собственной стрессоустойчивости, развитие умений адекватной оценки ситуации,  принятия решений в сложных ситуациях, брать на себя ответственность за принятие непопулярных решений, а также готовность к постоянным переменам стране вообще и в образовании в частности.

Важную роль в моей работе играет диагностика , как метод выбора действия.

В современном образовательном процессе без нее невозможно обучать, воспитывать ,оценивать. Я использую диагностики разной направленности.

Метод поуровневых контрольных работ, предложенный В.Н.Максимовой, позволяет мне оценить развитие интеллектуальных умений и обученности учащихся, обеспечивает необходимую диагностичность, точность и воспроизводимость. Диагностические поуровневые контрольные работы провожу по любой теме и в 5-9кл классах .

Например:Диагностическая контрольная работа по алгоритму Блум

Характер вопроса

Уровень познавательной

деятельности

  1. на узнавание

  2. на запоминание

Репродуктивный

3. на понимание

4. на обобщение внутри темы

Частично-поисковый

5. на межтемное обобщение

6. на межпредметное

обобщение

Системный

Задания системного уровня познавательной деятельности должны требовать от школьников проявления гибкости, нешаблонности мышления, использовать уже известные опорные знания в новой учебной ситуации.

Например: «Контрольная работа в 9 кл по теме «Великая Отечественная

и вторая мировая войны»


Характер вопроса


Вопрос

Уровень

1

На узнавание

В какие годы проходила Великая Отечественная война:

а)1939-1945

б)1941-1945

в)1940-1945

г)1938-1945

Репродуктивный

2

На запоминание

Великая Отечественная война была составной частью второй мировой войны и проходила:

а) 1.09.1939-2.09.1945

б)1.08.1938-9.05.1945

в)22.06.1941-9.05.1945

г)22.06.1941-2.09.1945

Репродуктивный

3

На понимание

Соотнесите даты и события:

1)Тегеранская конференция

2)Коренной перелом в ВОВ

3)Разгром Японии

4)Битва за Берлин

а)VIII-IX 1945

б)IX-XII1943

в)IV-V 1945

г)VII1943-VIII 1944

Частично-поисковый

4

На обобщение

внутри темы

Продолжите предложение:

а)Главными вопросами трех международных конференций в годы ВОВ были…

б)Коренной перелом в ВОВ наступил к концу 1942 г ввиду того , что…

Частично-поисковый

5

На межтемное обобщение

Какие события относятся ко Второй мировой и какие к Великой Отечественной войнам:

-Перл-Харбор

-операция «Эдельвейс»

-Взятие Кенингсберга

-Встреча на Эльбе

-операция «Уран»

-Взятие Зееловских высот

-операция «Цитадель»

-капитуляция Квантунской армии

-Потсдамская конференция

-операция «Тайфун»



Системный

6

На межпредметное

обобщение

Какое влияние оказала победа над фашизмом во Второй мировой войне на развитие послевоенной Европы?

Системный


Системная диагностика предметной обученности

даёт возможность мне сравнивать умения учащихся на начальном этапе и в процессе обучения, позволяет определить трудности в формировании предметных умений, зону ближайшего развития каждого ребёнка, организовать целенаправленную развивающее - коррекционную работу с уч-ся и проследить продвижение каждого к поставленной учебной цели. Составляемые диагностические задания рассчитываю по степени сложности и времени их выполнения. Выполняться они могут как полностью на одном уроке ,так и по частям на нескольких. Диагностическая работа не превращается в контрольную и не всегда я оцениваю ее отметкой.

В зависимости от объёма на выполнение диагностической работы отводится либо 10-15мин, либо урок, либо даже несколько уроков (по10-15мин), когда она выполняется частями. О дате данной работы не объявляется, т.е. она проводится без спецподготовки, но цель её известна всем , поэтому нет обид за «двойку», нет страха перед родителями, внимание на уроке стабильное, работа целенаправленная и мотивированная

1. Проверка работ учащихся и заполнение диагностической карты.

Для контроля над процессом формирования выделенных умений по результатам работы составляю диагностическую карту.

Диагностическая карта 10а кл

Ф.И. уч-ся

Тип ошибки

Основные умения (%)

Оценка деятельности уч-ся

1

2

3

4

5

6

7


Вагапов А.

+

+

+

+

hello_html_md038e9a.png

 

 


Вагапов Т.

 

 +

+

 +

 

hello_html_m276c7afb.png

 


Перлинен А.

+

-

-

-

 

 

hello_html_543f2954.png

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кол-во выполнявших задание

12

12

12

12

 

 

 

 

Справившихся успешно

9

3

12

12

 

 

 

 

Допустивших ошибки

1

4

4

2

 

 

 

 

Обученность класса

100%

73%

82%

100%

 

 

 

 

Кол-во уч-ся, у которых умение сформировано

 9

 10

9

 11

90%

85%

28 %

 

В стадии формирования

 

 

 

 

10%

11%

 72%

 

Не сформировано

 

 

 

 

0%

4%

 

При проверке работ

знаком – и +отмечаю количество ошибок;

знаком hello_html_md038e9a.png умение сформировано;

знаком hello_html_m276c7afb.png умение находится в стадии формирования;

знаком hello_html_543f2954.png умение не сформировано.

Под таблицей подсчитываю обученность класса в процентах, а также делаю статистические выводы.

Учащихся необходимо ознакомить с результатами диагностики, показав каждому, какие умения у него на данный момент сформированы, а над формированием каких умений надо ещё работать. Отражение динамики формирования умений – это новый подход к оценке деятельности школьника. После заполнения диагностической карты перед глазами предстаёт полная и, что важно очень, фиксированная картина реальных достижений всех участников образовательного процесса.

2. Анализ результатов диагностики.

Количественный анализ результатов отражаю в диагностической карте – это подсчёт в % обученности класса в целом и сформированности каждого диагностируемого умения. Под качественным анализом я понимаю выявление индивидуальных качественных показателей обученности и степени сформированности требуемых умений и навыков у учащихся. Сравнительный анализ диагностических карт, составленных в конце учебного года по итогам обучения, и начальной диагностики, проведённой в начале следующего года в одном и том же классе, позволяет мне выявить также степень прочности усвоения учебного материала.

Содержание диагностической работы в начале учебного года можно не разрабатывать, а предложить работу, проводимую в конце предыдущего года. Сроки проведения начальной диагностики – первая-вторая неделя учебного года. Проводится она без предварительной подготовки учащихся. Анализ результатов работы определит содержание работы с уч-ся во время, отведённое на повторение, которое будет целенаправленно использовано для коррекции необходимых при дальнейшем обучении умений.

3. Планирование и организация коррекционно-развивающей работы.

Завершаю работу с картой выводом о последующей дифференцированной работе с учеником по выявленным проблемам и о перспективах развития каждого (вместо работы над ошибками). Анализ диагностических карт позволяет мне ,как учителю спланировать развивающе-коррекционную работу (коррекция это средство, а развитие ребёнка – цель) и с помощью системы упражнений помочь каждому ученику достигнуть планируемых результатов .

Индивидуальный образовательный мониторинг на уроках истории

(5-9 класс)

Обозначение: В – высокий уровень; С – средний уровень; Н – низкий уровень.


Ф.И. учащегося

Периоды диогнос-тики

Компоненты достижений учащихся

Индивидуально-личностное развитие

Творческие образовательные продукты

Внимание

Память





Мышление

Восприятие

Быстрота реакции мыслительного процесса

Способность рассуждать, делать умозаключения













Рефлексивные умения


Творческие образовательные продукты на уроках

Проекты

Электронные продукты

Продуктивная работа в группах

Разработки общешкольных мероприятий

Иванов Семен

Исходное состояние

c

в

в

в

с

с

в






5 класс

c

в

в

в

с

с

в



_

_


6 класс

в

в

в

в

с

в

в

+

+

+

+


7 класс

в

в

в

в

в

в

в

+

+

+

+

+

8 класс

в

в

в

в

в

в

в

+

+

+

+

+

9 класс

в

в

в

в

в

в

в

+

+

+

+

+

Петров Иван

Исходное состояние













5 класс













6 класс













7 класс













8 класс













9 класс













.


Статья"ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА "
  • История
Описание:

Статья посвящена методам повышения качества образования учащихся в современной школе  через систему педагогических технологий. Показаны авторские приемы технологии составления  КИМов для учащихся разных классов в курсе истории средней школы.

Уверена, что содержание курсов истории и обществознания лучше воспринимается, усваивается и осознаётся через урок, в котором идет постоянное активное взаимодействие обучающихся и учителя, где нет пассивных учащихся. Моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, общее решение вопросов на основании анализа обстоятельств и ситуации, проникновение информационных потоков в сознание, вызывающих его активную деятельность – такие задачи я ставлю перед собой на уроках.  Конечно, строить каждый урок в такой модели очень тяжело, да и, на мой взгляд, не эффективно.  Поэтому чаще на уроках я использую конкретные приемы и методы, как элемент урока.

Автор Варава Ирина Михайловна
Дата добавления 23.01.2015
Раздел История
Подраздел Другое
Просмотров 516
Номер материала 54737
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓