Главная / Другое / статьяФормирование профессионально компетентного педагога в детском саду как фактор освоения личностно – ценностных подходов.

статьяФормирование профессионально компетентного педагога в детском саду как фактор освоения личностно – ценностных подходов.

Формирование профессионально компетентного педагога в детском саду

как фактор освоения личностно – ценностных подходов.

Мамонтова О.И.

педагог - психолог

КГКП д/сад «Нәзік»

г. Караганда


Мир постоянно информационно усложняется. Сегодня уже недостаточно однажды получить образование и работать по специальности. Чтобы сохранять уровень профессиональной компетентности, необходимо всё время чему – либо учиться, заниматься самообразованием на протяжении всей жизни. В эпоху глобализации построение развитого казахстанского общества невозможно достичь без формирования конкурентоспособной личности, не только готовой к постоянно меняющимся экономическим условиям, но и способной стать движущей силой ускоренного процесса экономической, социальной и политической модернизации страны. Коренные политические и экономические изменения затронули все сферы жизни нашего общества, в том числе и систему образования и в первую очередь – дошкольное воспитание.

Характер педагогической деятельности постоянно ставит педагога ДО в коммуникативные ситуации, требуя проявления качеств, способствующих эффективному межличностному взаимодействию с детьми и родителями. Именно способность к рефлексии, эмпатия, гибкость, общительность, способность к сотрудничеству стимулируют состояние эмоционального комфорта, интеллектуальной активности, творческого поиска, содействуют пониманию и сопереживанию. Важный показатель уровня психолого – педагогической компетентности в организации семейных отношений – установка педагога на самообразование и саморазвитие не только в педагогическом, но и в общекультурном и личностно – ценностном подходе.

Знание общих закономерностей психики развития детей, а также причин и условий развития и его возрастных этапов необходимое условие успешного изучения детей воспитателем в ДО. Такое знание укажет воспитателю, на что именно, на какие проявления ребёнка следует обращать внимание, позволит выдвинуть предположение о причинах, вызвавших те или иные отклонения в развитии отдельных детей, и отыскать оптимальные пути воспитательного воздействия.

В рамках разработанного государственного общеобязательного стандарта образования РК профессионально компетентный педагог в ДО должен:

- обеспечивать индивидуализацию процесса образования и развития, использовать свои знания относительно развития детей; строить взаимоотношения на основе учёта уникальных потребностей и потенциальных возможностей каждого ребёнка;

- создавать учебную среду, способствующую развитию у детей возможности для принятых самостоятельных решений, практического овладения жизненными навыками;

- вовлекать в образовательно – воспитательный процесс на партнёрских условиях родителей дошкольников, предоставляя им возможность совместного поиска решений существующих проблем;

- разрабатывать совместно со своими коллегами краткосрочные планы реализации проектов обучения и воспитания;

- владеть методом наблюдения за прогрессом своего ребёнка, фиксировать и оформлять документально, видеть достижения своего воспитанника, составлять план дальнейших шагов;

-использовать занятия для выработки у детей высокого уровня взаимопонимания, навыков межличностного общения и сотрудничества;

- обеспечивать включение детей в различные виды деятельности, направленных на активное, содержательное обучение; применять интерактивные технологии в обучении.

Готовить детей к переменам может только тот педагог, который сам готов к переменам, личностно развивающийся в профессии, обладающий высоким уровнем знаний и умений, рефлексией, то есть профессионально-компетентный педагог. В своей работе для формирования педагогов профессиональной компетентности, я выбрала такую форму работы, как семинар, который освещает следующие темы: понятие психологического климата, типы педагогов, определение психологического климата в коллективе, проблемы взаимоотношений в коллективе, правила работы с коллективом. В ходе семинара педагоги проходят тестирование. Ознакомление с результатами тестирования, обмен мнениями происходит на тематической встрече. Диагностический этап позволяет изучить личность педагога, его качества, особенности общения, наличие эмоционального выгорания. Тематические встречи педагогов проходят в форме дискуссий. Просвещение педагогов предполагает не только лекционный материал по психологической теории, но и практическое занятие, направленное на развитие коммуникационных навыков. Практические занятия я провожу в виде тренингов, ролевых игр, практикумов, на которых педагоги через более глубокое осознание себя, своих особенностей, проявляющихся в общении, могут осмыслить особенности своего профессионального общения, найти внутренний резерв для преодоления неконструктивного поведения. На практических занятиях в своей работе я использую основные методы это самоосознание, анализ ситуаций, подгрупповая работа, игровые методы, обмен опытом, визуализация.

hello_html_m69a2fc51.pngC:\Users\lenovo\Desktop\детский сад фото\20151020_134421.jpg C:\Users\lenovo\Desktop\детский сад фото\20151020_140415.jpg C:\Users\lenovo\Desktop\1 (2).png

Личностью человек не рождается он ею становится в процессе развития и социализации, в общении с другими людьми. То, как происходит общение ребенок, взрослый человек с другими людьми  зависит от того, как он наставлен, каким нормам поведения научен, от того как он воспринимает себя самого.

Поэтому каждый педагог нашего детского сада умеет сотрудничать с семьями воспитанников, позитивно созерцая, помогая и просвещая родителей по вопросам педагогического воспитания.

Для выявления потребностей родителей в педагогических знаниях проводилось анкетирование:

Результат на начало работы с родителями

1категория Родители понимают внутренний мир ребенка – 32%

2категория Находят время побывать с ребенком наедине – 41%

3категория Хотели бы получить консультацию по вопросам воспитания – 48%

Результат после проведённой работы с родителями

1категория Родители понимают внутренний мир ребенка – 48%

2категория Находят время побывать с ребенком наедине – 52%

3категория Хотели бы получить консультацию по вопросам воспитания – 63%

Если говорить о результатах  работы по укреплению профессиональной компетентности, то они не могут проявиться так быстро. Занимаясь сеянием, семя должно расти, однажды оно принесет плод. Я верю в закон сеяния и жатвы! Но и сегодня есть положительный результат, которые могут стимулировать  педагога  – это отзывы родителей, о том, что их ребенок с желанием идет в детский сад, что самооценка ребенка повысилась, что дети дома пытаются поступать так, как воспитательница их  научила.

Формирование профессиональной компетентности педагога осуществляется через его управление собственной деятельностью. Таким образом, управление формированием профессиональной компетентности предусматривает создание условий для становления и развития «новой профессиональной компетентности».












Список литературы:

1. Работа ДОУ с семьёй; А.В. Козлова, Р.П. Дешеулина; Москва 2005

2. Базовый минимум содержания общеобразовательной программы дошкольного воспитания и обучения детей от 1 до 6 (6.1.6.3 стр.69); Министерство образования и науки РК; Астана ГОСО РК 1.002 – 2004









































АНКЕТА  ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

1. Как вы считаете? Наш детский сад

пользуется авторитетом  ;

не пользуется авторитетом:

о нем вообще не говорят;

затрудняюсь ответить.

2. Ваш ребенок ходит в детский сад

с удовольствием;

через силу;

чаще с удовольствием;

редко с желанием.

3. Устраивает ли Вас работа педагогов в группе?

устраивает полностью;

устраивает частично;

не устраивает совсем.

4. Как Вы считаете? Дети в детском саду

получают интересные знания и навыки культурного поведения;

получают, но недостаточно;

не получаю ничего нового;

получают вредную информацию;

затрудняюсь ответить.

5. Ваша осведомленность о работе детском сада

полная;

частичная;

вообще не имеете информации;

предпочитаете не иметь информации, так как она меня расстраивает.

6. Информацию о детском саде Вы приобретаете

из наглядной агитации детского сада;

со слов других родителей;

от воспитателя;

на собраниях;

от заведующей;

не получаете.

7. Спокойно ли Вы уходите на работу, оставив ребенка в детском саду?

да; 

нет;

частично.

8. Хотели бы Вы, чтобы в детском саду:

повысилась материальная база;

повысилась этика быта;

изменилось отношение к детям;

возникло уважение к родителям;

повысилось качество воспитательно-образовательной работы;

проводилась бы интересная работа с родителями;

чаще устраивалась бы интересная работа с родителями;

чаще устраивались встречи с психологом, медсестрой, врачом;

хотелось бы Вам больше знать о своем ребенке, его трудностях, успехах 

Благодарим за участие!









hello_html_m62047f82.gif



«Домик для эльфа» «Пары фигур»


http://nsportal.ru/sites/default/files/2012/5/domik_dlya_elfa.jpghello_html_m28dbb38d.png





«Геометрическая картина мира» «Постройте мост»

hello_html_mc8927c3.pnghello_html_m6b1f0693.png
















«Использование рисуночных методик в качестве

диагностики и профилактики синдрома

эмоционального выгорания педагогов»

В последние годы все чаще говорят не только о профессиональном стрессе, но и о синдроме профессионального сгорания, или выгорания, работников.

Что такое синдром профессионального выгорания?

Профессиональное выгорание — это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека.

Синдром профессионального выгорания — самая опасная профессиональная болезнь тех, кто работает с людьми: учителей, социальных работников, психологов, менеджеров, врачей, журналистов, бизнесменов и политиков, — всех, чья деятельность невозможна без общения.

Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них. Оно ведет к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов человека.

Чрезмерные эмоциональные нагрузки, возникающие в процессе выполнения профессиональных обязанностей, вызывают у многих педагогов развитие заболеваний психосоматического характера: язвенных заболеваний желудочно-кишечного тракта, заболеваний сердечно – сосудистой системы, заболеваний неврогенного характера – нервные истощения, неврозы. Ухудшение профессионального здоровья педагога – «…национальное бедствие …показатель того, что одна из самых преданных популяций охвачена моральной апатией, нравственной депрессией…». А между тем требуемые от педагога выносливость, терпимость, выдержка, активность, оптимизм и ряд других профессионально важных качеств во многом обусловлены его здоровьем.

Предлагаемые рисуночные методики являются диагностическим, (позволяющие оценить физическое, моральное, эмоциональное состояние человека) и профилактическим материалом в работе по профессиональному выгоранию педагогов.

Все методики представлены в книге «Говорящий» рисунок» Автор - Королева З. Екатеринбург, 2005.

Методика «Домик для эльфа».

Цель: узнать отношение педагогов к окружающему миру.

Инструкция: Перед вами кусочек лесного пейзажа и маленький эльф, которому нужен домик. Ваша задача проста – нарисуйте ему дом!

Ключ к тесту:

Прежде всего, посмотрите, где именно вы нарисовали домик для эльфа. Выбор места очень важен, он показывает, как вы относитесь к людям, доверяете вы им или нет.

Если вы нарисовали ДОМИК НА ВЕТКЕ ДЕРЕВА подобно скворечнику, то это говорит о вашей открытости миру, по натуре своей вы оптимист и искренне верите в то, что хороших людей в мире куда больше, чем плохих.

Если ваш ДОМИК ВИСИТ НА ВЕТКЕ, как гамак или авоська, то это показывает вашу готовность идти на контакт, вашу веру в порядочность людей. Однако при всем при этом вы допускаете мысль, что в мире существует и подлость и что злых людей на свете не так уж мало. Ваш принцип: доверие – вещь хорошая, но без осторожности не обойтись.

Если вы сделали эльфу ДОМИК ВНУТРИ ГРИБА, это говорит о вашей осторожности и благоразумии, вы никогда не пуститесь ни в какую авантюру, у вас мало друзей, зато это настоящие друзья, проверенные временем и совместными испытаниями. Если в доме – грибе НЕТ ОКОШЕК, то это свидетельство вашей нелюдимости, вы предпочитаете одиночество шумным компаниям. К миру вы относитесь с нескрываемым подозрением, как будто ждете подвоха. Если же ОКОШКО ЕСТЬ, то это говорит о том, что вы не против общения с людьми. Чем окошек больше, тем с большей готовностью вы заводите друзей.

ДОМИК У РЕКИ говорит о вашей романтичности и сентиментальности. Вы смотрите на мир сквозь розовые очки, все люди кажутся вам добрыми и красивыми, вы полны иллюзий и верите во все самое лучшее и светлое. К сожалению, вы часто разочаровываетесь в людях.

Если вы установили ДОМИК В ТРАВЕ, то можно предположить, что вы практичный и уверенный в себе человек, вы знаете, чего вам ждать от жизни, и не строите иллюзий. Вы умеете преодолевать сложности и не боитесь жить.

Если вы сделали эльфу ЗЕМЛЯНКУ, устроив ДОМИК В ХОЛМЕ, то это явный признак вашей скрытности и замкнутости. Вероятнее всего, это ваши не природные качества, а приобретенные вследствие некоего отрицательного жизненного опыта. Возможно, вас когда-то обманули, предали или обидели, и с тех пор вы перестали доверять людям. Однако если вход в землянку достаточно широк и присутствуют окна, то это значит, что вы уже на пути к душевному выздоровлению.

Методика «Пары фигур»

Цель: диагностическая – выявление жизненных проблем. Профилактическая – обучение самоанализу, умению размышлять над собственными жизненными проблемами, анализировать их и действовать сообразно обстоятельствам

Инструкция:

Перед вами таблица, в которой вашему вниманию представлены четыре пары фигур. Рассмотрите их и закрасьте ту из фигур в паре, которая покажется вам наиболее симпатичной. В результате ваших действий в таблице должно оказаться четыре светлые фигуры и четыре (парные им) закрашенные.

Ключ к тесту

Смысл этого теста заключается в том, что он наглядно демонстрирует вашу готовность и умение размышлять над вашими жизненными проблемами, анализировать их и действовать сообразно обстоятельствам.

Сразу надо отметить, что все ФИГУРЫ СЛЕВА (1, 3, 5, 7) — это ваше прошлое и настоящее.

ФИГУРЫ СПРАВА (2, 4, 6, 8) – ваше будущее. То есть в каждой паре фигур представлено и прошлое и будущее, и это очень важно учитывать при трактовке полученных значений.

Начнем собственно расшифровку теста.

ПЕРВАЯ ПАРА ФИГУР – это ваши мысли, склонность к рефлексии и способность к самоанализу, адекватное восприятие мира. Если вы ЗАКРАСИЛИ ФИГУРУ СЛЕВА, то это значит, что мыслями вы постоянно возвращаетесь к своему прошлому, снова и снова переживаете свои ошибки, критикуете себя и занимаетесь самоедством. Если вы ЗАКРАСИЛИ ФИГУРУ СПРАВА, то это означает, что вы способны извлекать уроки из своих ошибок и, не зацикливаясь на них, стремитесь вперед, к своей цели.

ВТОРАЯ ПАРА ФИГУР – это ваши чувства, эмоции, дружеские и любовные привязанности. Если вы ЗАКРАСИЛИ ФИГУРУ СЛЕВА, то это говорит о том, что вы живете прошлым, вы не способны самовольно отказаться даже от обременительных отношений, освободиться от гнета и груза проблем. Зачастую вы становитесь пленником своих же чувств, от которых не можете избавиться. Если же вы ЗАКРАСИЛИ ФИГУРУ СПРАВА, то можно предположить, что вы свободно распоряжаетесь своими чувствами и никто и ничто не заставит вас цепляться за отношения, отжившие свой срок.

ТРЕТЬЯ ПАРА ФИГУР — это ваши желания и потребности. Если вы ВЫДЕЛИЛИ ФИГУРУ СЛЕВА, то это говорит о том, что вы не развиваетесь как личность, все ваши установки незыблемы, ваши желания и потребности не меняются или меняются еле заметно. Вы просто не задумываетесь над тем, что пора бы что-то изменить в себе и своей жизни, вы довольствуетесь тем, что у вас есть. Если вы ЗАКРАСИЛИ ФИГУРУ СПРАВА то это признак вашего постоянного развития. А вместе с вами изменяются и ваши жизненные установки.

ЧЕТВЕРТАЯ ПАРА – это ваши действия. Если вы ЗАКРАСИЛИ ФИГУРУ СЛЕВА, то это значит, что вы боитесь действовать самостоятельно, вы нуждаетесь в руководителе. Если же вы ВЫДЕЛИЛИ ФИГУРУ СПРАВА, то это говорит о том, что вы самостоятельный и уверенный в себе человек.

Методика «ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА»

Цель: выявление коммуникабельных качеств личности педагога. Профилактическая – способность анализировать свои профессиональные качества и умение работать в коллективе.

Инструкция: Посмотрите на композицию, составленную из четырех геометрических фигур и одной произвольной. Вы должны закрасить одну фигуру, часть фигуры или несколько таким образом, чтобы рисунок приобрел законченность.

Интерпретация

Каждая из представленных в тесте фигур является символом, который можно и нужно расшифровать. Остановимся на каждой фигуре в отдельности.

КРУГ — это ваша коммуникабельность, способность идти на компромисс, умение сглаживать острые углы. Если вы ЗАКРАСИЛИ ТОЛЬКО КРУГ, то вас можно назвать прекрасным исполнителем, идеальным подчиненным, вы умеете работать в любом коллективе и ладить практически со всеми людьми.

КВАДРАТ — это ваша твердость и принципиальность, умение настоять на своем, способность к принятию решений. Если вы ЗАКРАСИЛИ ТОЛЬКО КВАДРАТ, то это значит, что вы сможете довести до конца любое дело и выполнить самую трудную работу. Вы трудолюбивы и прилежны.

ОВАЛ — это гибкость вашего мышления, инициативность, умение улавливать новые тенденции и веяния, способность к анализу. Если вы ВЫДЕЛИЛИ ТОЛЬКО ОВАЛ, то это говорит о вашем желании играть в коллективе лидирующую роль, вы просто не можете удовлетвориться ролью прилежного исполнителя, вам необходимо чувствовать себя впереди всех, и вы действительно стоите на шаг впереди своих коллег.

ПРОИЗВОЛЬНАЯ ФИГУРА – это ваше творческое начало, бунтарство, стремление разрушить старое и создать новое. Если вы ЗАКРАСИЛИ ТОЛЬКО ЭТУ ФИГУРУ, то вас можно назвать бунтарем и выскочкой, вы будете работать в коллективе только в том случае, если ваш руководитель заслужит ваше искреннее восхищение и уважение. Вы не признаете общепринятые авторитеты, вы сами их устанавливаете.

САМАЯ БОЛЬШАЯ ФИГУРА, ПРЯМОУГОЛЬНИК, — это коллектив, в который вы умещаетесь или нет. Если вы частично закрасили одну (две, три или все) фигуры таким образом, что ЗАКРАШЕННЫЕ ЧАСТИ ОКАЗАЛИСЬ В ПРЯМОУГОЛЬНИКЕ, а за его пределами фигуры остались незакрашенными, то это говорит о вашей исполнительности. Вы любите и умеете работать в коллективе, хотя при необходимости могли бы работать и самостоятельно.

Если вы ЗАКРАСИЛИ ВЕСЬ ПРЯМОУГОЛЬНИК, оставив незакрашенными только «наползающие» на него фигуры, то это говорит о том, что вы не способны проявить инициативу ни в чем, вы несамостоятельны, и коллективный труд для вас единственно приемлемый способ работы. Вы нуждаетесь в руководителе, как овца нуждается в пастухе. Вы по жизни ведомый.

Методика «ПОСТРОЙТЕ МОСТ»

Цель: выявление целеустремленности в работе и личной жизни.

Инструкция: Внимательно посмотрите на этот рисунок. Он незаконченный, вы должны его дополнить таким образом, чтобы получился ясный и понятный сюжет. Рисуйте все, что приходит вам в голову.

Интерпретация:

Этот тест покажет вам, насколько вы целеустремленный человек. Все символы достаточно прозрачны. ЧЕЛОВЕК — это вы сами, СВЕРТОК НА ДРУГОМ БЕРЕГУ – это ваша цель, РЕКА — это полоса препятствий, которую вам надо каким-то образом преодолеть. То, как вы это сделаете, и продемонстрирует наличие или отсутствие в вашем характере такой черты, как целеустремленность.

Если вы нарисовали МОСТ, то это очень хороший знак. Это говорит о том, что вы не откажетесь от своей цели только потому, что добраться до нее не очень легко. Чем КРЕПЧЕ нарисованный вами МОСТ, тем сильнее ваша воля и решительнее характер.

Если вы нарисовали МОСТИК-ЖЕРДОЧКУ, то это значит, что вас можно сбить с курса, заставить передумать, запугать, наконец, и тогда вы перестанете стремиться к своей цели. Вы можете спасовать перед жизненными трудностями (как упали бы с этого мостика в реку).

Если ваш МОСТ С КРАСИВЫМИ ПЕРИЛАМИ, весь РЕЗНОЙ И ПОКРЫТЫЙ УКРАШЕНИЯМИ, то это говорит о том, что вы склонны все идеализировать, вы по натуре романтик, и даже цели у вас очень красивые и романтичные, несколько нежизненные.

РЕКА, в которой КИШАТ КРОКОДИЛЫ ИЛИ АКУЛЫ, говорит о том, что вы боитесь тех препятствий, которые могут вам встретиться на пути к вашей цели. Если при этом ваш МОСТИК ШАТКИЙ И ТОНЕНЬКИЙ, то можно не сомневаться: вы часто поддаетесь необоснованной панике. У вашего страха, как говорится, глаза велики. Но вам следует помнить и другую поговорку: глаза боятся, а руки делают. Все не так страшно, как вам кажется.

Если вы нарисовали НА ВОДЕ ЛИНИИ ИЛИ РАСТЕНИЯ, то это означает, что вы не ждете от жизни подвоха, но и не надеетесь, что у вас всегда все будет гладко, без сучка и задоринки. Вы понимаете, что в жизни все случается, и готовы преодолеть любое препятствие.

Если вы ЗАПОЛНИЛИ РЕКУ РЫБОЙ, мирно резвящейся в воде, то это говорит о том, что вы не видите опасностей на своём пути и полны радужных надежд. Вы верите, что у вас все всегда будет хорошо. Но эта уверенность проистекает из вашего полного незнания жизни, ваш оптимизм может лопнуть в одно мгновение при столкновении с реальными трудностями.







статьяФормирование профессионально компетентного педагога в детском саду как фактор освоения личностно – ценностных подходов.
  • Другое
Описание:

Чтобы сохранять уровень профессиональной компетентности, необходимо всё время чему – либо учиться, заниматься самообразованием на протяжении всей жизни.В эпоху глобализации построение развитого казахстанского общества невозможно достичь без формирования конкурентоспособной личности, не только готовой к постоянно меняющимся экономическим условиям, но и способной стать движущей силой ускоренного процесса экономической, социальной и политической модернизации страны. Коренные политические и экономические изменения затронули все сферы жизни нашего общества, в том числе и систему образования и в первую очередь – дошкольное воспитание.

Автор Мамонтова Ольга Ивановна
Дата добавления 12.11.2016
Раздел Другое
Подраздел Другое
Просмотров 51
Номер материала MA-068488
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓