Главная / Технология / Статья "Взаимоотношения учителя и ученика", презентация к этой теме

Статья "Взаимоотношения учителя и ученика", презентация к этой теме

Название документа Коммуникативные позиции.ppt

Выполнила Поморцева С. Н. учитель технологии МАОУ « НОШ №1» Пермский край г....
Цель :оптимизация коммуникативных умений и навыков между учителем и учениками...
Выявить причины нарушения общения в учебной деятельности между учителем и уч...
Коммуникативные позиции Позиция «над» -доминирующим субъектом выступает учите...
Правила 5 «п» Принимать таким, какой он есть Понимать, что с ним происходит ...
Условия для общения Если Вы задаете вопрос, то подождите, когда ученик ответ...
Плохое поведение Власть Избегание неудач Месть Привлечение внимания
Меры педагогического воздействия (привлечение внимания) Минимизация внимания ...
Меры педагогического воздействия ( власть) Научитесь акцентировать внимание н...
Меры педагогического воздействия ( избегание неудач) Измените методы объяснен...
Меры педагогического воздействия (месть) Ищите изящный уход (никто не победил...
1 из 12

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Выполнила Поморцева С. Н. учитель технологии МАОУ « НОШ №1» Пермский край г. Гу
Описание слайда:

Выполнила Поморцева С. Н. учитель технологии МАОУ « НОШ №1» Пермский край г. Губаха

№ слайда 2 Цель :оптимизация коммуникативных умений и навыков между учителем и учениками Пр
Описание слайда:

Цель :оптимизация коммуникативных умений и навыков между учителем и учениками Проблема: неумение организовать общение между учителем и учениками в процессе обучения способствует проявлению конфликтной ситуации на уроках.

№ слайда 3 Выявить причины нарушения общения в учебной деятельности между учителем и учени
Описание слайда:

Выявить причины нарушения общения в учебной деятельности между учителем и учениками. Научиться выслушать ученика Выработать рекомендации по налаживанию отношений

№ слайда 4 Коммуникативные позиции Позиция «над» -доминирующим субъектом выступает учитель.
Описание слайда:

Коммуникативные позиции Позиция «над» -доминирующим субъектом выступает учитель. Позиция «наравне» - общение двух равных партнеров. Позиция «под» - учитель занимает подчиненное положение.

№ слайда 5 Правила 5 «п» Принимать таким, какой он есть Понимать, что с ним происходит Под
Описание слайда:

Правила 5 «п» Принимать таким, какой он есть Понимать, что с ним происходит Поддерживать все лучшее, что в нем есть Помогать, уметь выслушать Признавать его право быть не таким как Вы И самое главное – уметь прощать.

№ слайда 6 Условия для общения Если Вы задаете вопрос, то подождите, когда ученик ответит
Описание слайда:

Условия для общения Если Вы задаете вопрос, то подождите, когда ученик ответит на него Если Вы высказываете свою точку зрения, то поощряйте ученика в том, чтобы он высказал к ней свое отношение Если Вы не согласны, формулируйте аргументы и поощряйте поиск таковых самим учеником Делайте паузы во время беседы. Не разрешайте себе захватывать все «коммуникативное пространство» Чаще смотрите в лицо ученику Чаще повторяйте фразы: «Как ты сам думаешь?», « Мне интересно твое мнение», «Почему ты молчишь?», «Ты не согласен со мной ? Почему?», «Докажи, что я не прав!»

№ слайда 7 Плохое поведение Власть Избегание неудач Месть Привлечение внимания
Описание слайда:

Плохое поведение Власть Избегание неудач Месть Привлечение внимания

№ слайда 8
Описание слайда:

№ слайда 9 Меры педагогического воздействия (привлечение внимания) Минимизация внимания Раз
Описание слайда:

Меры педагогического воздействия (привлечение внимания) Минимизация внимания Разрешающее поведение Делайте неожиданности Отвлеките ученика Обращайте внимание класса на примеры хорошего поведения Пересаживайте учеников

№ слайда 10 Меры педагогического воздействия ( власть) Научитесь акцентировать внимание на п
Описание слайда:

Меры педагогического воздействия ( власть) Научитесь акцентировать внимание на поступках, а не на личности ученика Займитесь своими негативными эмоциями Не усиливайте напряжение ситуации Обсудите проступок позже Позволяйте ученику сохранить лицо Демонстрируйте модели неагрессивного поведения

№ слайда 11 Меры педагогического воздействия ( избегание неудач) Измените методы объяснения
Описание слайда:

Меры педагогического воздействия ( избегание неудач) Измените методы объяснения Учите детей позитивной речи Делайте ошибки нормальным и нужным явлением Формируйте веру в успех Концентрируйте внимание учеников на прошлых успехах Делайте процесс обучения ощутимым Признавайте достижения

№ слайда 12 Меры педагогического воздействия (месть) Ищите изящный уход (никто не победил, н
Описание слайда:

Меры педагогического воздействия (месть) Ищите изящный уход (никто не победил, никто не проиграл) Взрыв и извержение лавы ( увести скандалиста от зрителей) Установите санкцию (лишение или отлагательство прав ученика, лишение ученика взаимодействия, возмещение учеником убытков)

Название документа взаимоотношения учителя и ученика.doc

Тема « Взаимоотношения между учителем и учеником» на некоторых уроках стоит очень остро. Сейчас много говорят об учете человеческого фактора, но есть учителя, которым действительно тяжело перестроится на новые методы общения с учениками. И получается так, что именно этот фактор мало присутствует в педагогической работе. А ведь ребенку очень важно как относится к нему учитель, доверяет ли ему. У некоторых из нас стереотипное мышление. Мы до сих пор смотрим на учеников вчерашними глазами. А наши дети больше похожи на свое время, чем на своих родителей. Мы должны осознать то, что каждый ребенок обладает неповторимыми индивидуальными особенностями, каждый из них нуждается в понимании и полноценном общении. По мнению учащихся, учитель должен быть добрым, внимательным к ученику, понимающим, справедливым, спокойным, знающим психологию, компетентным, любить себя и свою работу, ответственным, в то же время строгим и требовательным. Высокой оценки достоин тот учитель, к которому идут просто поговорить, пообщаться. Ведь современным школьникам как раз не хватает простых отношений, так как часто родители работают в нескольких местах, существуют неполные семьи, неблагополучные в социальном плане, а кроме того большинство людей не имеют педагогических и психологических знаний. Очень часто своим вызывающим поведением дети пытаются привлечь к себе внимание. Поэтому учитель – это тот человек, который не только может, но и должен показывать пример корректного общения и установления взаимоотношений между людьми. Чтобы учить общаться, учитель должен сам владеть навыками общения, знать психологию, владеть приемами установления контактов и поддержания взаимоотношений, быть интересным. Психологи говорят, что детей надо почувствовать душой и тогда поймешь, что надо делать. Ученикам совсем не интересны жалобы на низкую зарплату, различные проверки, переход на новые программы и стандарты, введение ЕГЭ и т.д. Разбирая очередную конфликтную ситуацию в своем классе, я услышала такую фразу: «Вы знали, куда шли работать». По этому, вид замученных, усталых учителей, жалости у учеников не вызывает. У современных детей сердце из твердых сплавов и они могут мстить за некомпетентность учителей.

Иногда в школах можно столкнуться со следующей ситуацией: учителя

стремятся улучшить учебу и дисциплину, но выбирают ложный путь - путь

борьбы против учеников, стремятся подчинить их своей воле, часто

забывают о таком понятии как личность. Подростки очень чувствительны к

несправедливости учителя, недоверию с его стороны, бурно реагируют на раздражительность и некоторые другие негативные проявления в отношениях. В 12-14 лет ребенок очень капризен, у него сильно развит юношеский максимализм, он становится эгоистичен, наружу выплывает «Я», которое заполнят все. По данным психологов, на этот возраст падает самое большое число конфликтов между школьниками и учителями. Преобладающее большинство ребят в конфликтных ситуациях поддерживает друг друга, противопоставляя учителю действия своей группы или даже класса в целом. Как результат два противоборствующих лагеря: учителя и ученики, которые борются не во имя общих целей, а в защиту собственных интересов. И еще одно следствие - ученики отвергают требования учителей и школы. Все начинается с учителя, с его умения организовать со школьниками

педагогически целесообразные отношения как основу творческого общения. Мы не всегда осознаем свою ведущую роль в организации контактов. Главным в общении учителя и учащихся должны быть отношения, основанные на уважении и требовательности. Выделяют два вида общения: 1. Социально-ориентированное общение в ходе, которого решаются социально значимые задачи, реализуются общественные отношения, организуется социальное взаимодействие.

2. Личностно-ориентированное общение, которое может быть деловым, направленным на какую-то совместную деятельность.

. Учащимся далеко не безразличны индивидуальные особенности педагога. У них складывается групповая и индивидуальная шкала оценок каждого учителя. У школьников существует четкое мнение о каждом учителе. Несоответствие личностных качеств педагога требованиям учеников - отрицательно сказывается на его взаимоотношениях с учениками. В тех случаях, когда действие педагога в чем-то не соответствуют элементарной этике, подрывается не только его личный престиж, но и авторитет всей педагогической профессии. В результате снижается эффективность личностного воздействия педагога. Приведу пример: урок рисования в моем классе - учитель выдал не все работы, естественно ребята стали возмущаться доказывать, что они работы сдавали, на что учитель ответил, что он в этом зверинце работать больше не будет. Как следствие - на этих уроках никогда нет дисциплины, ребята к урокам не готовятся и учитель идет на урок как на пытку. Таких примеров можно привести много. На плечах учителя лежит много задач различного характера и одна из них создавать и поддерживать доброжелательность, взаимопонимание, сопереживание. Каким бы «плохим» не был ребенок, всегда надо найти то, за

что его можно похвалить, не надо скупиться на похвалу. Раньше в пионерской дружине был девиз: «Будь готов! Всегда готов!» В наше время учителю надо быть готовым ко всему: к плохой дисциплине, к мату на уроке и т.д. но из всех этих ситуаций надо научиться выходить достойно. Например: на мат можно произнести такие слова: «Уста произносят то , чем наполнено твое сердце. Благодаря тебе я увидела наполненность твоего сердца».

Очень многое в отношениях учителя и ученика зависит от педагога.

У педагога со стабильным эмоционально-положительным отношением к детям, деловой реакции на недостатки в учебной работе и поведении, спокойным и ровным тоном в обращении школьники раскованы, общитель- ны, доверчивы. Педагогическое общение выполняет функции познания личности, обмена информацией, организации деятельности, обмена ролями, сопереживания и самоутверждения


Нашей главной заповедью должно быть «не навреди». В этом могут помочь пять правил:

  1. Принимать таким, какой он есть

  2. Понимать, что с ним происходит

  3. Поддерживать все лучшее, что в нем есть

  4. Помогать, уметь выслушать

И самое главное – уметь прощать.

У некоторых школьников существует боязнь выхода к доске. Чтобы этого избежать можно , например, поступить так:

1. Не вызывать к доске без особой надобности, а разрешить отвечать с места.

2. На некоторых предметах без работы у доски не обойтись, поэтому можно предложить такой вариант: ответ с помощником. К доске выходит слабый ученик с любым учащимся класса, который помогает ему решить задачу и проверяет ее до учителя. Таким образом, ученик не боится двойки и не боится стоять один у доски. Постепенно ученик может обращаться к помощи реже, а его успехи будут лучше.

3. Часто ученик воспринимает вопрос учителя как вопрос «на засыпку», т.е. присутствует элемент субъективности. Поэтому психологи рекомендуют обращаться к тестам. Тесты одинаковы для всех, условия работы известны заранее, оценка ставится в зависимости от количества правильных ответов. . Учитель должен раскрываться перед учениками и как личность, со своими достоинствами и недостатками. Учитель имеет право на ошибку, он может быть слабым и не знающим что-то. Это делает учителя ближе к ученикам, а значит, налаживаются взаимоотношения, что благоприятно влияет на процесс обучения и воспитания. Так же у учителя снижается синдром эмоционального сгорания, педагог чувствует себя более комфортно, а значит, повышается его работоспособность и нормальная внешкольная жизнь, что позволяет быть учителю привлекательной личностью.

Для оптимизации общения учителя с учениками можно использовать игровые упражнения. На уроке учитель обучает, а после урока общается. Порой очень тяжело переключиться с одного на другое. Н. В. Самоукина предлагает несколько упражнений.


Упражнение «Мышечная броня»


Дыхание.

Перед беседой с учеником глубоко вдохните. При выдохе резким движением в воображении как бы «сорвите» напряженную маску со своего лица: «погасите» глаза, расслабьте губы, освободите шею и грудь. Представьте, что через выдох Вы снимаете с себя схватывающие Ваше тело мышечные «кольца», и отбрасываете их – с глаз, губ, шеи и груди. Теперь можно начинать беседу со школьником.



Массирование.

Перед началом беседы с учеником дотроньтесь кончиками пальцев до своих глаз, проведите ладонями по лицу от лба к подбородку, как бы снимая старую маску. Этот жест, на который у вас уйдет 1 – 1,5секунды, станет для вас границей, до которой Вы находились в позиции учителя, но после которой Вы перешли в позицию собеседника и начали выполнять другую роль.

Упражнение «Маска релаксации»


При надевании «маски релаксации» необходимо расслабить мышцы лба и бровей, верхние веки глаз опустить, глазные яблоки слегка повернуть кверху так, чтобы внутренний взор оказался сосредоточенным в бесконечность в области переносицы. Язык должен стать мягким, его кончик- находиться у корней верхних зубов. Губы полуоткрыты и не соприкасаются друг с другом. После надевания такой маски можно начинать беседу со школьником.


Упражнение «Состояние»


«Отпустите» себя, ослабьте свое стремление всегда и во всем контролировать ситуацию в классе. Не старайтесь удерживать абсолютное лидерство в диалоге. Постарайтесь «снизить» свою позицию, позвольте себе в чем-то поучиться у своего ученика, удивиться его максимализму. Дайте себе возможность пережить обычные человеческие эмоции: удивление, радость, интерес к собеседнику. Разрешите себе задавать вопросы, чтобы уточнить, правильно ли Вы поняли то, что говорит школьник, примите его точку зрения, если он прав и не соглашайтесь, если он не прав. При своем несогласии обязательно формулируйте аргументы, объясните свою позицию. При реализации равноправной беседы со своим учеником не только он, но и Вы сами испытаете удовлетворение от простого человеческого общения.



Литература:


  • «Психология образования» Немов Р. С.

«Просвещение» Москва, 1994г.

  • «Введение в психологию» Гриншпун И.Б.

Международная Академия Москва, 1994г.

  • «Возрастная психология» Обухова Л. Ф.

Педагогическое общество, 2004г.

















































Статья "Взаимоотношения учителя и ученика", презентация к этой теме
  • Технология
Описание:

   

При написании этой статьи использовалась литература:

 

        «Психология образования»  Немов Р. С.

«Просвещение» Москва, 1994г.

        «Введение в психологию»  Гриншпун И.Б.

Международная Академия Москва, 1994г.

        «Возрастная психология» Обухова Л. Ф.

Педагогическое общество, 2004г.

  Целью статьи является оптимизация коммуникативных умений и навыков между учителем и учениками. Если таковых отношений нет, возникает проблема неумения организовать общение между учителем и учениками в процессе обучения, а это способствует проявлению конфликтных ситуаций на уроках.

 Тема « Взаимоотношения между учителем и учеником» на некоторых уроках стоит очень остро.  Сейчас много говорят об учете человеческого фактора, но есть учителя, которым действительно тяжело перестроится на новые методы общения с учениками. И получается так, что именно этот фактор мало присутствует в педагогической работе.

     К статье прилагается презентация «Владей собой среди толпы сметенной»

 

 

Автор Поморцева Светлана Николаевна
Дата добавления 22.11.2014
Раздел Технология
Подраздел Другое
Просмотров 2309
Номер материала 4768
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓