Взаимодействие
специалистов школы-интерната для осуществления дифференцированного подхода в
обучении и воспитании ребенка с ОВР
Важнейшая задача каждого образовательного учреждения –
это не только передача ребёнку знаний, умений и навыков, но и создание условий
для полноценного психического, физического, эмоционального, социального
развития и здоровья ребёнка. Новый образовательный стандарт ориентирован не на
содержание образования, а на то чтобы по окончанию образовательного учреждения
ребёнок овладел всеми необходимыми компетенциями.
Организация взаимодействия специалистов может быть
успешной только в том случае, если
1) в процессе управления осуществляется ориентация
участников коррекционно - образовательного процесса на взаимодействие при
решении педагогических задач;
2) включает активные формы, позволяющие создать
условия для взаимодействия специалистов с различным уровнем профессиональной
компетентности;
3) достигается согласование коррекционных действий в
совместной деятельности.
Основные принципы организации
коррекционной деятельности:
·
Комплексность
- взаимодействие разных специалистов в ходе изучения ребенка.
·
Целостность
– учет взаимосвязи и взаимообусловленности различных сторон психической
организации ребенка: интеллектуальной, эмоционально- волевой, мотивационной.
·
Структурно-
динамический подход - выявление и учет первичных и вторичных отклонений в
развитии, факторов, оказывающих доминирующее воздействие на развитие ребенка,
что позволяет определить механизмы компенсации, влияющие на процесс обучения.
·
Онтогенетический
подход - учет индивидуальных особенностей ребенка.
·
Антропологический
подход - учет возрастных особенностей ребенка.
·
Активность
- широкое использование в ходе занятий самостоятельной практической
деятельности ребенка.
·
Доступность
- основное значение имеет выявление этапа, на котором возникли сложности в
обучении, определение имеющихся знаний, необходимых для изучения новых, подбор
методов, приемов, средств, соответствующих возможностям ребенка.
·
Гуманность
- любое решение должно приниматься только в интересах ребенка.
·
Оптимизм
- вера в возможность развития и обучения ребенка, установка на положительный результат
обучения и воспитания.
Взаимодействия специалистов в процессе
коррекционно-развивающей деятельности состоит в снятии противоречий, повышении
профессиональной компетентности педагогов, организации предметной
коррекционно-развивающей среды, стимулирующей личностное развитие ребенка.
Нельзя сказать, что данный вопрос до сих пор никак не
рассматривался, но в направлении взаимодействия каждый специалист скорее считал
и знал, что не делают другие специалисты.
Содержание и структура педагогической поддержки во
многом зависят от диагноза, структуры дефекта, компенсаторных возможностей
ребенка, «зоны его актуального и ближайшего развития»,
личностно-ориентированного подхода.
Ведущими идеями организации коррекционного процесса
детей с ОВР стали:
1. Личностно-ориентированное
взаимодействие специалистов на интегративной основе.
2. Индивидуализация
коррекционно-развивающей деятельности.
3. Учет
компенсаторных и потенциальных возможностей ребенка.
4. Интеграция
методов коррекционно-развивающей деятельности, усилий и возможностей педагогов,
медиков и родителей.
Ведущая роль в коррекционно-педагогическом направлении
принадлежит
учителям – дефектологам, логопедам, психологам, врачам и др.
• Психологическое
сопровождение - коррекция и психопрофилактика личностной (интеллектуальной, эмоциональной,
поведенческой) сферы ребенка.
• Логопедическое
сопровождение - коррекция и развитие устной речи ребенка, коррекция письменной
речи, профилактическая работа по предупреждению нарушений письменной речи.
• Педагогическое
сопровождение - коррекция и развитие познавательной деятельности, устранение
пробелов в знаниях, помощь в усвоении учебных предметов, обучение детей навыкам
выполнения учебных заданий, получения знаний, организации времени, социальной
адаптации.
• Социальное
сопровождение - обеспечение защиты прав ребенка, развитие навыков социального
поведения, социальной компетенции и правового поведения.
• Лечебно-оздоровительное
сопровождение - формирование привычек здорового образа жизни, оздоровление
обучающихся, профилактика соматических заболеваний, развитие способности
справляться со стрессами и болезнями.
Выделяют
несколько этапов для успешного коррекционно-педагогического взаимодействия.
Предварительный
этап проводится для воспитанников, вновь прибывших в
учреждение, с целью помощи им в адаптации к новым условиям. Предварительный
этап длится от 2х до 6 недель и включает в себя:
·
Знакомство
с ребенком
·
Сбор
информации о ребенке, его семье, родителях, изучение документов, личного дела;
·
Знакомство
с медицинским обследованием,
·
Выделение
неблагополучных этапов в развитии ребенка;
·
Изучение
социума ребенка;
·
Реализация
адаптационной программы
Диагностический
этап проводится для всех воспитанников с целью
определения наиболее проблемных качеств, коррекция которых ляжет в основу
составления или корректировки индивидуальной программы. Каждый воспитанник
обследуется различными специалистами: врачом, психологом, логопедом,
дефектологом. В «Карте индивидуального сопровождения» записываются результаты
обследования.
Диагностический
этап длится 1 – 2 месяца и включает в себя следующие направления:
1.
Диагностика соматического здоровья
2.
Диагностика нервно – психического здоровья
3.
Диагностика интеллекта и отдельных психических
функций ребенка.
4.
Диагностика эмоционально-личностных особенностей
ребенка
5.
Диагностика речевой функции
6.
Диагностика школьных знаний, умений, навыков
7.
Выявление актуальных проблем ребенка.
8.
Разработка путей поддержки и коррекции.
9.
Разработка индивидуальной программы
психолого-педагогического и медико-социального сопровождения
На коррекционно-развивающем
этапе осуществляется реализация намеченной программы. Каждый воспитанник
получает помощь от специалиста, соответственно своему индивидуальному плану. Коррекционно
– развивающий этап длится 5- 6 месяцев.
На аналитическом
этапе оценивается результативность занятий посредством анкетных,
проективных, экспериментальных и др. методов, производится анализ
эффективности используемых методов и средств, и подводятся итоги работы,
определяются основные направления работы на следующий год.
Основные области деятельности
специалистов ПМП-сопровождения:
1. Учитель-логопед: логопедическая диагностика, коррекция и развитие
речи и психических процессов, разработка рекомендаций другим специалистам по
использованию рациональных логопедических приемов в работе с ребенком,
разработка и уточнение индивидуальных образовательных маршрутов, обеспечение
совместной и самостоятельной деятельности с детьми в соответствии с избранными
программами.
2.
Педагог-психолог: психологическая диагностика,
психологическое консультирование, психотренинг, психокоррекция, психотерапия,
разработка и оформление рекомендаций другим специалистам по организации работы
с ребенком с учетом данных психодиагностики.
3.
Воспитатель: определение уровня развития разных
видов деятельности ребенка, особенностей коммуникативной активности и
культуры, уровня сформированности целенаправленной деятельности (прежде всего,
поданным оценки изобразительной и трудовой деятельности), навыков
самообслуживания согласно возрастному этапу; объективное изучение условий
жизни и семейного воспитания ребенка, социально-психологического климата и
стиля воспитания в семье, решение конфликтных социальных проблем в пределах
компетенции; реализация рекомендаций учителя-логопеда, психолога, врача
(организация режима, развивающих и коррекционных игр и т. д.).
4.
Врач (не
является членом педагогического коллектива, однако осуществляет сопровождение
детей «группы риска», которых направляют для дополнительной диагностики и
медикаментозного лечения специалисты ): организация медицинской диагностики и проведение ее
отдельных элементов в соответствии с уровнем квалификации и специализацией,
разработка медицинских рекомендаций другим специалистам, организация
консультативной помощи педагогам и семьям о работе с детьми «группы риска».
5.
Старшая медицинская сестра: обеспечение повседневного санитарно-гигиенического
режима, ежедневный контроль за психическим и соматическим состоянием
воспитанников, организация и контроль антропометрии, уточнение схем
медикаментозного, физио- и фитотерапевтического лечения, лечебной физкультуры и
массажа с динамическим контролем, контроль за организацией питания детей; проведение
фито- и физиотерапевтических процедур.
6.
Учитель по физвоспитанию: проведение занятий в
физкультурном зале, на улице, реализация используемых программ физического
воспитания, программ дополнительного образования с учетом рекомендаций
учителя-логопеда, организация двигательной активности дошкольников,
осуществление программ ЛФК по согласованию с медсестрой и врачом физкультурного
диспансера.
7.
Музыкальный руководитель: реализация используемых
программ музыкального воспитания, программ дополнительного образования с элементами
музыкальной, танцевальной, креативной, театральной терапии с учетом
рекомендаций учителя-логопеда, педагога-психолога и обязательным представлением
для психологического анализа продуктов детского творчества как проективного
материала.
Содержание коррекционно-развивающей деятельности всех специалистов строится с
учетом ведущих линий развития ребенка и обеспечивает интеграцию речевого,
познавательного, физического, художественно-эстетического развития ребенка. Деятельность
специалистов при такой автономности и независимости каждого подчиняется логике
сопровождения. Реализация этой установки
обеспечивается гибким применением традиционных и нетрадиционных средств
развития (артикуляционной, пальчиковой и дыхательной гимнастики, физио-, фито-,
аромо-, музыкотерапии, логоритмики и т.д.).
Такая организация работы позволяет объединить усилия
специалистов, выделить приоритетные направления в работе. Кроме того, каждый
специалист чётко знает, чем занимается в данный период другой специалист с
ребёнком. Это позволяет избежать дублирования в работе или возникновения
противоречивых требований, предъявляемых к ребёнку, т.е. организовать комплексный
подход к воспитанию детей с ОВР.
При организации коррекционно – развивающей работы в
течение года успешно применяется совместное планирование. Вся работа педагогов
ведется в соответствии с рекомендациями врача, учителя – дефектолога, логопеда
и т.д. Каждый вид деятельности, каждое занятие имеют, помимо специфических
коррекционных задач, коррекционную направленность, вытекающую из совместного с
учителем - дефектологом плана перспективной работы. Это предполагает выбор
темы и разработки занятий, определения последовательности занятий и задач. В
результате совместного обсуждения составляются планы подгрупповых и
индивидуальных занятий.
В работе всех специалистов учреждения постоянно
находятся тетради взаимосвязи, которые содержат информацию об особенностях психофизического
развития детей.
Достижение эффективности в коррекционно-развивающей
работе возможно за счет взаимодействия всех участников педагогического процесса
и в совместном решении образовательных, воспитательных и коррекционных задач.
Единообразие подходов к работе с детьми,
преемственность в требованиях, а также в содержании и методах коррекционной,
учебной и воспитательной работы, комплексность и многообразие средств развития
детей и устранения имеющихся у них недостатков, использование ведущего вида
деятельности – залог успеха в работе.
Вывод….Основными идеями, определяющими содержание
взаимодействия педагогов, комплексность коррекционно-развивающей работы с
детьми являются следующие:
1. Единство коррекционных, образовательных и
воспитательных задач. Принцип коррекционной направленности занятий и свободной
деятельности детей.
2. Развивающий характер работы и формирование качеств
личности ребенка. Принцип максимального выявления и использования резервов
психического развития ребёнка.
3. Воспитание у детей интереса к занятиям,
познавательной активности и самостоятельности, опора на личный опыт детей.
4. Достижение успеха на каждом занятии как важнейшее
средство стимуляции познавательной деятельности детей. Принцип индивидуализации
и дифференциации обучения на основе комплексной диагностики развития.
Дифференцированный характер учебной деятельности детей на занятии с учетом их
индивидуальной психологической готовности к нему. Индивидуализация темпов
освоения детьми знаний и умений.
5. Строгая последовательность в работе.
Систематичность в закреплении сформированных умений и знаний. Доведение умений
до автоматизированных навыков на каждой ступени обучения.
6. Разнообразие и вариативность дидактического
материала и приемов коррекционной работы всех специалистов.
7. Применение принципа деятельностного подхода,
активное использование различных видов, особенно ведущего вида деятельности в
общеразвивающих и коррекционных целях.
Таким образом, коррекционно-развивающая работа с
детьми в специальном учреждении многоаспектна, предполагает постоянное
взаимодействие специалистов и носит комплексный характер.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.