Инфоурок Директору, завучу Другие методич. материалыСтатья "Взаимодействие специалистов школы-интерната для осуществления дифференцированного подхода в обучении и воспитании ребенка с ОВР"

Статья "Взаимодействие специалистов школы-интерната для осуществления дифференцированного подхода в обучении и воспитании ребенка с ОВР"

Скачать материал

Взаимодействие специалистов школы-интерната для осуществления дифференцированного подхода в обучении и воспитании ребенка с ОВР

Важнейшая задача каждого образовательного учреждения – это не только передача ребёнку знаний, умений и навыков, но и создание условий для полноценного психического, физического, эмоционального, социального развития и здоровья ребёнка. Новый образовательный стандарт ориентирован не на содержание образования, а на то чтобы по окончанию образовательного учреждения ребёнок овладел всеми необходимыми компетенциями.

Организация взаимодействия специалистов может быть успешной только в том случае, если

1) в процессе управления осуществляется ориентация участников коррекционно - образовательного процесса на взаимодействие при решении педагогических задач;

2) включает активные формы, позволяющие создать условия для взаимодействия специалистов с различным уровнем профессиональной компетентности;

3) достигается согласование коррекционных  действий в совместной деятельности.

Основные принципы организации коррекционной деятельности:

·                Комплексность - взаимодействие разных специалистов в ходе изучения ребенка.

·                Целостность – учет  взаимосвязи и взаимообусловленности различных сторон психической организации ребенка: интеллектуальной, эмоционально- волевой, мотивационной.

·                Структурно- динамический подход  - выявление и учет первичных и вторичных отклонений в развитии, факторов, оказывающих доминирующее воздействие на развитие ребенка, что позволяет определить механизмы компенсации, влияющие на процесс обучения.

·                Онтогенетический подход - учет индивидуальных особенностей ребенка.

·                Антропологический подход - учет возрастных особенностей ребенка.

·                Активность - широкое использование в ходе занятий самостоятельной практической деятельности ребенка.  

·                Доступность - основное значение имеет выявление этапа, на котором возникли сложности в обучении, определение имеющихся знаний, необходимых для изучения  новых, подбор методов, приемов, средств, соответствующих возможностям ребенка.

·                Гуманность - любое решение должно приниматься только в интересах ребенка.

·                Оптимизм - вера в возможность развития и обучения ребенка, установка на положительный результат обучения и воспитания.

Взаимодействия специалистов в процессе коррекционно-развивающей деятельности состоит в снятии противоречий, повышении профессиональной компетентности педагогов, организации предметной коррекционно-развивающей среды, стимулирующей личностное развитие ребенка.

Нельзя сказать, что данный вопрос до сих пор никак не рассматривался, но в направлении взаимодействия каждый специалист скорее считал и знал, что не делают другие специалисты.

Содержание и структура педагогической поддержки во многом зависят от диагноза, структуры дефекта, компенсаторных возможностей ребенка, «зоны его актуального и ближайшего развития», личностно-ориентированного подхода.

Ведущими идеями организации коррекционного процесса детей с ОВР стали:

1.         Личностно-ориентированное взаимодействие специалистов на интегративной основе.

2.         Индивидуализация коррекционно-развивающей деятельности.

3.         Учет компенсаторных и потенциальных возможностей ребенка.

4.         Интеграция методов коррекционно-развивающей деятельности, усилий и возможностей педагогов, медиков и родителей.

Ведущая роль в коррекционно-педагогическом направлении принадлежит учителям – дефектологам, логопедам, психологам, врачам и др.

•          Психологическое сопровождение -  коррекция и психопрофилактика личностной (интеллектуальной, эмоциональной, поведенческой) сферы ребенка.

•          Логопедическое сопровождение - коррекция и развитие устной речи ребенка, коррекция письменной речи, профилактическая работа по  предупреждению нарушений письменной речи.

•          Педагогическое сопровождение - коррекция и развитие познавательной деятельности, устранение пробелов в знаниях, помощь в усвоении учебных предметов, обучение детей навыкам выполнения учебных заданий, получения знаний, организации времени, социальной адаптации.

•          Социальное сопровождение -  обеспечение защиты прав ребенка,  развитие навыков социального поведения, социальной компетенции и правового поведения.

•          Лечебно-оздоровительное сопровождение - формирование привычек здорового образа жизни, оздоровление обучающихся, профилактика соматических заболеваний, развитие способности справляться со стрессами и болезнями.

            Выделяют несколько этапов для успешного коррекционно-педагогического взаимодействия.

Предварительный этап проводится для воспитанников, вновь прибывших в учреждение, с целью помощи им в адаптации к новым условиям. Предварительный этап длится от 2х до 6 недель и включает в себя:

·         Знакомство с ребенком

·         Сбор информации о ребенке, его семье, родителях,  изучение документов, личного дела;

·         Знакомство с медицинским обследованием,

·         Выделение неблагополучных этапов в развитии ребенка;

·         Изучение социума ребенка;

·         Реализация адаптационной программы

Диагностический этап проводится для всех воспитанников с целью определения наиболее проблемных качеств,  коррекция которых ляжет в основу составления или корректировки индивидуальной программы. Каждый воспитанник обследуется различными специалистами: врачом, психологом, логопедом, дефектологом. В «Карте индивидуального сопровождения» записываются результаты обследования.

Диагностический этап длится 1 – 2 месяца  и включает в себя следующие направления:

1.      Диагностика  соматического здоровья

2.      Диагностика нервно – психического здоровья

3.      Диагностика интеллекта и отдельных психических функций ребенка.

4.      Диагностика эмоционально-личностных особенностей ребенка

5.      Диагностика речевой функции

6.      Диагностика школьных знаний, умений, навыков

7.      Выявление актуальных проблем ребенка.

8.      Разработка путей поддержки и коррекции.

9.      Разработка индивидуальной программы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения

На коррекционно-развивающем этапе осуществляется реализация намеченной программы. Каждый воспитанник получает помощь от специалиста, соответственно своему индивидуальному плану. Коррекционно – развивающий этап длится 5- 6 месяцев.

На аналитическом этапе оценивается результативность занятий посредством анкетных, проективных, экспериментальных  и др. методов,  производится анализ эффективности используемых методов и средств, и подводятся итоги работы, определяются основные направления работы на следующий год.

Основные области деятельности специалистов ПМП-сопровождения:

1.   Учитель-логопед: логопедическая диагностика, коррекция и раз­витие речи и психических процессов, разработка рекомендаций другим специалистам по использованию рациональных логопедических приемов в ра­боте с ребенком, разработка и уточнение индивидуальных образовательных мар­шрутов, обеспечение совместной и самостоятельной деятельности с детьми в соответствии с избранными программами.

2.   Педагог-психолог: психологическая диагностика, психологичес­кое консультирование, психотренинг, психокоррекция, психо­терапия, разработка и оформление рекомендаций другим спе­циалистам по организации работы с ребенком с учетом данных психодиагностики.

3.    Воспитатель: определение уровня развития разных видов дея­тельности ребенка, особенностей коммуникативной активно­сти и культуры, уровня сформированности целенаправленной деятельности (прежде всего, поданным оценки изобразитель­ной и трудовой деятельности), навыков самообслуживания со­гласно возрастному этапу; объективное изучение условий жизни и семейного воспитания ребенка, социально-психологического климата и стиля воспитания в семье, решение конфликтных социальных проблем в пре­делах компетенции; реализация рекомендаций учителя-логопеда, психолога,  врача (организация режима, развиваю­щих и коррекционных игр и т. д.).

4.   Врач (не является членом педагогического коллектива, однако осуществляет сопровождение детей «группы риска», которых направляют для дополнительной диагностики и медикаментозного лечения специалисты ): организация медицинской диагностики и проведение ее отдельных элементов в соответствии с уровнем квалификации и специализацией, разработка ме­дицинских рекомендаций другим специалистам, организация консультативной помощи педагогам и семьям о работе с детьми «группы риска».

5.   Старшая медицинская сестра: обеспечение повседневного са­нитарно-гигиенического режима, ежедневный контроль за психическим и соматическим состоянием воспитанников, организация и контроль антропометрии, уточ­нение схем медикаментозного, физио- и фитотерапевтического лечения, лечебной физкультуры и массажа с динамическим кон­тролем, контроль за организацией питания детей; про­ведение фито- и физиотерапевтических процедур.

6.   Учитель по физвоспитанию: проведение занятий в физкультурном зале,  на улице, реализация используемых программ физического  воспитания, программ дополнительного образования с учетом рекомендаций учителя-логопеда, организация двигательной активности дошкольников, осуществление программ ЛФК по согласованию с медсестрой и врачом физкультурного диспансера.

7.   Музыкальный руководитель: реализация используемых программ музыкального воспитания, программ дополнительного образования с элемен­тами музыкальной, танцевальной, креативной, теат­ральной терапии с учетом рекомендаций учителя-логопеда, педагога-психолога и обязательным представлением для психологического анализа продуктов детского творчества как проективного материала.

Содержание коррекционно-развивающей деятельности всех специалистов строится с учетом ведущих линий развития ребенка и обеспечивает интеграцию речевого, познавательного, физического, художественно-эстетического развития ребенка. Деятельность специалистов при такой автономности и независи­мости каждого подчиняется логике сопровождения. Реализация этой установки обеспечивается гибким применением традиционных и нетрадиционных средств развития (артикуляционной, пальчиковой и дыхательной гимнастики, физио-, фито-, аромо-, музыкотерапии, логоритмики и т.д.).

Такая организация работы позволяет объединить усилия специалистов, выделить приоритетные направления в работе. Кроме  того, каждый специалист чётко знает, чем занимается в данный период другой специалист с ребёнком. Это позволяет избежать дублирования в работе или возникновения противоречивых требований, предъявляемых к ребёнку, т.е. организовать комплексный подход к воспитанию детей с ОВР.

При организации коррекционно – развивающей работы в течение года успешно применяется совместное планирование. Вся работа педагогов ведется в соответствии с рекомендациями врача, учителя – дефектолога, логопеда и т.д.  Каждый вид деятельности, каждое занятие имеют, помимо специфических коррекционных задач, коррекционную направленность, вытекающую из совместного с учителем - дефектологом плана перспективной работы. Это предполагает  выбор темы и разработки занятий, определения последовательности занятий и задач. В результате совместного обсуждения составляются планы подгрупповых и индивидуальных занятий.

В работе всех специалистов учреждения постоянно находятся тетради взаимосвязи, которые содержат информацию об особенностях психофизического развития детей.

Достижение эффективности в коррекционно-развивающей работе возможно за счет взаимодействия всех участников педагогического процесса и в совместном решении образовательных, воспитательных и коррекционных задач.

Единообразие подходов к работе с детьми, преемственность в требованиях, а также в содержании и методах коррекционной, учебной и воспитательной работы, комплексность и многообразие средств развития детей и устранения имеющихся у них недостатков, использование ведущего вида деятельности – залог успеха в работе.

Вывод….Основными идеями, определяющими содержание взаимодействия педагогов, комплексность коррекционно-развивающей работы с детьми являются следующие:

1. Единство коррекционных, образовательных и воспитательных задач. Принцип коррекционной направленности занятий и свободной деятельности детей.

2. Развивающий характер работы и формирование качеств личности ребенка. Принцип максимального выявления и использования резервов психического развития ребёнка.

3. Воспитание у детей интереса к занятиям, познавательной активности и самостоятельности, опора на личный опыт детей.

4. Достижение успеха на каждом занятии как важнейшее средство стимуляции познавательной деятельности детей. Принцип индивидуализации и дифференциации обучения на основе комплексной диагностики развития. Дифференцированный характер учебной деятельности детей на занятии с учетом их индивидуальной психологической готовности к нему. Индивидуализация темпов освоения детьми знаний и умений.

5. Строгая последовательность в работе. Систематичность в закреплении сформированных умений и знаний. Доведение умений до автоматизированных навыков на каждой ступени обучения.

6. Разнообразие и вариативность дидактического материала и приемов коррекционной работы всех специалистов.

7. Применение принципа деятельностного подхода, активное использование различных видов, особенно ведущего вида деятельности в общеразвивающих и коррекционных целях.

Таким образом, коррекционно-развивающая работа с детьми в специальном учреждении многоаспектна, предполагает постоянное взаимодействие специалистов и носит комплексный характер.

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Статья "Взаимодействие специалистов школы-интерната для осуществления дифференцированного подхода в обучении и воспитании ребенка с ОВР""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Инструктор по туризму

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Важнейшая задача каждого образовательного учреждения – это не только передача ребёнку знаний, умений и навыков, но и создание условий для полноценного психического, физического, эмоционального, социального развития и здоровья ребёнка. Новый образовательный стандарт ориентирован не на содержание образования, а на то чтобы по окончанию образовательного учреждения ребёнок овладел всеми необходимыми компетенциями.

В статье можно ознакомиться с основными принципами организации коррекционной деятельности, этапами коррекционно-педагогического взаимодействия и др.

 

 

 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 436 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.01.2015 484
    • DOCX 28 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Селиверстова Светлана Григорьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 8098
    • Всего материалов: 10

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Технолог-калькулятор общественного питания

Технолог-калькулятор общественного питания

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Организация внутреннего контроля в государственном (муниципальном) учреждении

36 ч.

1580 руб. 940 руб.
Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Обеспечение безопасности и монтаж электрических сетей и телекоммуникационных линий в строительстве: аттестация строителей по области БС.6

144 ч.

2160 руб. 1290 руб.
Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Современные методы организации детской игры в ДОУ

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 265 человек из 56 регионов
  • Этот курс уже прошли 4 228 человек

Мини-курс

Музыкальная культура: от истории до современности

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Управление техническими ресурсами и экономикой предприятия

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Основы гештальт-терапии: история и теория

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 42 человека из 21 региона
  • Этот курс уже прошли 16 человек