Главная / Классному руководителю / Статья "Воспитание сознательной дисциплины"

Статья "Воспитание сознательной дисциплины"

Воспитание сознательной дисциплины.

Американский психиатр Росс Кэмпбелл считает, что «в области воспитания детей дисциплина – это тренировка ума и характера ребёнка, чтобы он стал самостоятельным, умеющим владеть собой, достойным и конструктивным членом общества».

Что такое дисциплина? Что её формирует?

Дисциплину формирует:

а) любовь взрослых

б) поощрение

в) наказание

г) просьбы и инструкции

Любовь взрослых.

Взрослые, обладая умением слушать, слышать и понимать ребёнка, любящие и эмоционально уравновешенные родители создают благоприятную среду для нравственного развития дочери или сына, для формирования у ребёнка доброго и заботливого отношения к людям и к самому себе.

Поощрение.

Существует много способов выразить ребёнку свою положительную оценку. Это и ласковый взгляд, и поощрительный лёгкий кивок головы, и одобряющий жест, и доброе слово, и похвала, и подарок.

Все эти оценочные суждения направлены на то, чтобы поддержать позитивное поведение ребёнка. Такие оценки вызывают у детей чувство удовлетворения, а у тех, кто не заслужил поощрения, возникает желание пережить в следующий раз подобное чувство. В этом и заключается основной психолого-педагогический смысл влияния поощрения на личность ребёнка, на формирование его характера.

Многообразие форм и методов поощрения позволяет родителям не повторяться при их выборе. Это очень важно. Часто повторяющиеся приёмы и методы вызывают привыкание и снижают эффективность влияния на процесс развития личности ребёнка.

Наказание.

Наказание – это отрицательная оценка поведения ребёнка в случае нарушения им норм нравственности. Смысл наказания заключается в пробуждении угрызений совести, чувства неудовлетворённости своим поведением.

Аналогично поощрению существует немало способов демонстрации своего отрицательного отношения к проступкам: холодный взгляд, нахмуренные брови, предостерегающий жест, гневное слово и т. д.

Определить необходимое наказание и его меру очень трудно. Оно должно соответствовать проступку. Ребёнок чувствителен к справедливости наказания. Даже если уверены в целесообразности наказания, то всё равно нужно проявлять гибкость и дипломатичность.

Необходимо помнить следующее:

-вы, взрослые, тоже можете ошибаться;

-имейте мужество извиниться перед ребёнком, если наказали его незаслуженно;

-контролируйте поведение ребёнка, старайтесь предупредить возможные отрицательные поступки.

Просьбы и инструкции.

Обращайтесь к ребёнку с просьбой вежливо, исключайте командный тон. Старайтесь вызвать ответственное отношение к выполнению вашей просьбы.

Обращаясь с просьбой к ребёнку, давайте ему инструкции выполнения, доступные его восприятию, соответственно возрасту и уровню развития.

Не просите ребёнка выполнить то, что ему не силам. Сначала научите.

Не забывайте, пожалуйста, выразить родительскую признательность за выполненную работу.

Запрещать разъясняя.

Мы наказываем наших детей не ради наказания, а для того, чтобы вырастить их нормальными людьми. Поэтому применяя различные меры к ребёнку нужно иметь в виду несколько простых правил.

1.Заранее предупреждайте ребёнка о том, что за определённый проступок его накажут.

2. Устанавливая наказание нужно быть уверенным в правильности собственного решения.

3. Наказывая ребёнка, родители должны показать, что им неприятно.

4. Запрещая что-то, объясните причину своего запрета.

5. Устанавливайте рамки наказания, придерживайтесь этих рамок.

5. Подавайте пример своим собственным поведением. Запрещая что-либо ребёнку, не позволяйте ни в коем случае это себе.

Вниманию родителей.

Ни в коем случае не наказывайте ребёнка:

- когда он болеет;

- перед сном и сразу после сна;

-во время еды;

-во время игры или работы;

-когда ребёнок искренне старается что-то сделать, но у него не получается в силу различных обстоятельств;

- когда сами находитесь в плохом настроении.

Наказывая ребёнка

- не оскорбляйте ребёнка как личность, не обзывайте его;

-не отвечайте агрессией на агрессию;

-не припоминайте старые обиды и проступки;

-не наказывайте лишением еды, прогулки или других жизненно необходимых вещей;

-не наказывайте трудом;

-не унижайте презрительными высказываниями, насмешками;

-не сравнивайте его с другими детьми.



Статья "Воспитание сознательной дисциплины"
  • Классному руководителю
Описание:

На любом предприятии всегда ценен дисциплинированный работник. Сознательная дисциплина любого человека основывается на понимании им своего долга именно в повседневной работе, на осознании чувства ответственности за каждое свое слово и поступок перед окружающими. Что такое «сознательная дисциплина», с какого возраста необходимо начать формировать это качество?

Некоторым взрослым кажется, что если ребенок вежлив, соблюдает правила хорошего тона, то его можно считать дисциплинированным. Однако случается, что взрослые делают этот вывод лишь по внешним, показным признакам. А в сущности, далеко не всякого ребенка, отличающегося послушанием и исполнительностью, можно назвать сознательно дисциплинированным человеком, то есть таким, у которого это качество стало как бы свойством характера.

В «Словаре русского языка» С. И. Ожегова записано: «Дисциплина – обязательное для всех членов какого-нибудь коллектива подчинение установленному порядку, правилу». Соответственно, дисциплинированный – это человек, подчиняющийся дисциплине, соблюдающий порядок, воспитанный.

Если обратиться за разъяснением смысла данного понятия к мнению авторов «Энциклопедического словаря», то можно прочитать, что дисциплина – это «определенный порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе нормам права и морали, а также требованиям той или иной организации».

На наш взгляд, интересна и точка зрения американского психиатра Росса Кэмпбелла, который считает, что «в области воспитания детей дисциплина – это тренировка ума и характера ребенка для того, чтобы он стал самостоятельным, умеющим владеть собой, достойным и конструктивным членом общества».

Очень часто родители не желают понять ребенка, увидеть себя его глазами. Поэтому, чтобы изменить поведение ребенка и его самого в лучшую сторону, родителям прежде всего нужно изменить себя. Понять это нелегко. Ведь для этого потребуется преодолеть инерцию стереотипов отношения к детям. И самый живучий из них – взгляд на ребенка как на послушного исполнителя воли взрослого.

Ребенок копирует поведение взрослых, подражает им, берет с них пример. Поэтому родители вольно или невольно воспитывают  его прежде всего своим собственным поведением, отношением с другими членами семьи и друг с другом.

Дети очень часто  видят и то, что мы хотели бы скрыть от них.

Часто родители, предъявляя требования ребенку, на его вопрос «Почему это надо делать?» говорят: «Не рассуждай!», «Так надо!», «Не твоего ума дело!» – и тем самым лишают его возможности активно включиться в процесс саморазвития. Но практика подобного воспитания постоянно убеждает нас в том, что ребенок не становится таким, каким его желает сделать такой «воспитатель».

Запреты родителей – «не бери», «не трогай», «не ходи», «не лезь», «не мешай» – и наказания за их нарушение оказываются серьезной помехой на пути активного развития ребенка и обретения им нравственного опыта. Чтобы ребенок стал добрым, заботливым, нужно предоставить ему возможность проявлять доброту и заботу о других людях и непременно не только радоваться его добрым делам, щедрости, отзывчивости, но и самим всегда и везде поступать так же, никогда и ни в чем не допуская расхождения между словом и делом.

В воспитании, пожалуй, самое трудное – понять причины поведения ребенка. Вообще, сегодня проблема понимания людьми друг друга – одна из основных. И недаром большинство подростков на вопрос исследователей «Что такое счастье?» ответили: «Это когда тебя понимают!».

Понять человека – это и значит понять причины его поступков, поведения, объяснить мотивы, побудившие действовать определенным образом. Понять другого – это встать на его позицию, «влезть в его шкуру». Но люди все такие сложные, такие разные! А дети для нас – еще сложнее. Мы ведь забыли, какими были в их возрасте.

 

 

Автор Яругина Валентина Николаевна
Дата добавления 18.11.2014
Раздел Классному руководителю
Подраздел Другое
Просмотров 418
Номер материала 3009
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓