Главная / Логопедия / Статья «Воспитание речевого дыхания »

Статья «Воспитание речевого дыхания »

«Воспитание речевого дыхания »


Автор: Давидова Анна Дмитриевна,

учитель-логопед
Место работи: КДУУ общего развития я/с №101 «Журавушка» исполкома Старо-Крымского посилкового сонета г. Мариуполя






Всё живое дышит.

Человек тоже дышит, это первое, что он делает, вступая в мир.

Научиться правильно дышать, использовать силу своих мыслей себе во благо – вот два самых важных вида деятельности, которым может научиться каждый ребенок.

Малыш должен освоить определенные движения речевого аппарата. И мы можем ему в этом помочь – как можно раньше начав делать с крохой артикуляционную гимнастику, развивать речевое дыхание.


Дыхательная гимнастика начинается с общих дыхательных упражнений, цель которых увеличить объем дыхания и нормализовать его ритм.

Но при овладении речевым дыханием необходимо помнить, что «нельзя вести к перебору легких воздухом» (Анатолий Строгалев).


А речь – это озвученный выдох воздуха. А поскольку звуки речи образуются при выдохе, его организация имеет первостепенное значение для постановки речевого дыхания и голоса, для их развития и совершенствования.


Работа по формированию речевого дыхания включает в себя следующие этапы:

  • Расширение физиологических возможностей дыхательного аппарата

  • Постановка диафрагмально-реберного дыхания и формирование длительного выдоха через рот.

Огромную роль в организации речевого дыхания играет диафрагма, работа которой способствует выравниванию громкости гласных. Существуют специальные упражнения, развивающие и укрепляющие диафрагму, брюшные и межреберные мышцы.


Воспитание речевого дыхания следует осуществлять с I младшей группы, путем косвенного воздействия на дыхательный аппарат с помощью постановки элементарных действенных задач, «предлагаемых обстоятельств», воображения, ассоциаций.


I младшая группа


Развитие ротового выдоха. Добиваться от детей длительного ротового выдоха.


II младшая группа


Для развития речевого дыхания с детьми 2-3 лет проводим игры на сдувание различных предметов, вырабатывая направленную длительную воздушную струю, необходимую для правильного произношения звуков; во второй младшей группе детям даются игры, тренирующие продолжительность речевого выдоха и умения на одном выдохе сказать фразу, состоящую из 3-4 слов (включая предлоги и союзы).


Средняя группа


Продолжается работа по развитию речевого дыхания: на одном выдохе дети произносят фразу из 4-5 слов. Вырабатывается умение дифференцировать ротовое и носовое дыхание.


Старшая группа


В старшей группе продолжается работа по воспитанию речевого дыхания. Обучая пересказу, разучивая с детьми стихотворения, логопед обращает внимание на слитную, плавную речь ребенка, которая невозможна без хорошо развитого речевого дыхания.


При постановке речевого дыхания и голоса, логопед использует многообразные методические приемы и упражнения, которые являются универсальными, а потому, безусловно эффективными.

Речевое дыхание обеспечивает нормальное голосо- и звукообразование, а так же музыкальность речи.

Мы учим не только свободно на замедленном темпе выражать свои эмоции, но и ощущать красоту свободно звучащего голоса.




I младшая группа


Игра «Бабочка, лети!»


Игра «Чей одуванчик раньше улетит?»

Тема. Выработка длительного ротового выдоха.

Цель. Добиваться длительного, непрерывного ротового выдоха.


Игра «Пускание корабликов»

Тема. Воспитание умения сочетать произнесение звука с началом выдоха.

Цель. Добиваться от каждого ребенка умения длительно произносить звук «Ф» на одном выдохе или многократно произносить звук «П» (п-п-п) на одном выдохе.


Игра «Чья птичка дальше улетит?»

Тема. Воспитание длительного направленного ротового выдоха.

Цель. Добиваться от каждого ребенка умения делать длительный, непрерывный, направленный выдох.


Игра «Птицеферма»

Тема. Развитие речевого дыхания.

Цель. Учение детей на одном выдохе произносить 3-4 слога.



II младшая группа


Игра «Чей пароход лучше гудит?»

Тема. Развитие длительного целенаправленного ротового выдоха.

Цель. Добиваться умения направлять воздушную струю посередине языка.(стеклянные пузырьки по количеству детей)


Игра «Подбери по цвету»

Тема. Выработка планов речевого выдоха.

Цель. Учить детей слитно произносить фразу из 2-3 слов(кубики основных цветов, картинки, на которых нарисованы предметы разного цвета).

Игра «Когда это бывает?»

Тема. Развитие плавного речевого выдоха.

Цель. Добиваться умения слитно, на одном выдохе, произносить фразу из 4 слов.


Игра «Успокой куклу»


Игра «Хороша кукла Маша, только болят зубы у куклы нашей»

Тема. Уточнение произношения звука «А», «О», развитие силы голоса.

Цель. Добиваться от каждого ребенка длительного произнесения звуков «А», «О» на выдохе со сменой силы голоса.


Игра «Угадай, близко или далеко поезд»

Тема. Развитие умения различать на слух силу звука.

Цель. Учить детей правильно определять силу голоса.


Игра «Снежинка»

Тема. Уточнение произношения звука «П», развитие ротового выдоха.

Цель. Добиваться спокойного произнесения изолированного звука «П» на выдохе.


Игра «Определи место игрушки»

Тема. Развитие длительного речевого выдоха.

Цель. Добиваться умения слитно, на одном выдохе, произносить фразу из 5-6 слов.


Игра «Лото»

Тема. Воспитание четкого произношения звука «П» во фразовой речи, развитие речевого дыхания.

Цель. Учить детей четко произносить слова со звуком «П», воспитывать умение произносить слова во фразе слитно, на одном выдохе.


Игра «Пузырь»

Цель. Добиваться четкого длительного произношения изолированного звука «Ф», развивать длительный ротовой выдох.

«Раздувайся, пузырь, развивайся большой

Оставайся такой да не лопайся».


Игра «Отгадай»

Тема. Воспитание четкого произношения звука «В» в словах и во фразовой речи, развитие речевого дыхания.

Цель. Упражнять детей в четком произношении звука «В» в словах и предложениях. Учить произносить слова в предложении слитно на одном выдохе(подбор картинок, в названии которых звук «В» находится в ударном слоге.


Средняя группа


Упражнение «Ныряльщики»

Тема. Выработка дифференцированного дыхания.

Цель. Учить детей делать вдох ртом, а выдох носом.


Игра «Пароход»

Тема. Уточнение произношения звука «Ы», воспитание длительного ротового выдоха.

Цель. Добиваться от каждого ребенка длительного произношения изолированного звука «Ы».


Игра «Лото»

Тема. Воспитание четкого, правильного произношения звука «Ы» во фразовой речи. Развитие речевого дыхания.

Цель. Упражнять детей в четком произношении звука «Ы» во фразовой речи. Учить произносить фразу из 3-4 слов слитно, на одном выдохе.


Игра «Кто лучше надует игрушку»

Тема. Выработка дифференцированного дыхания.

Цель. Учить детей делать вдох носом, а выдох ртом(надувные детские игрушки маленьких размеров).


Игра «Дятел»

Тема. Воспитание правильного четкого произношения звука «Д» во фразовой речи. Воспитание речевого дыхания. Произносить строчку слитно, на одном выдохе.

Дятел дерево долбит,

Дятел клювом дуб долбит,

На весь лес он стучит.


Игра «Мыльные пузыри» - вырабатывает очень тонкое регулирование выдоха;

Поддувать мыльный пузырь.


Чистоговорки

Цель. Упражнять детей в правильном произношении звука «С» во фразовой речи

Самолет построим сами,

Полетит он над лесам.


Спал спокойно сытый сом.

Видел сладкий, сладкий сон.

Старшая группа


Игра «Лес шумит»


Игра «Шар лопнул»

Тема. Уточнение произношения имеющегося звука «Ш» или вызывание его по подражанию. Развитие речевого дыхания.

Цель. Добиваться(по возможности) от каждого ребенка правильного длительного произношения изолированного звука «Ш». Учить определять положение губ, языка при произнесении звука «Ш».


Упражнение «Жук жужжит»


Игра «Жуки садятся на цветы»


Игра «Мухи в паутине»

Тема. Уточнение произношения имеющегося звука «Ж» или вызывание его по подражанию. Развитие речевого дыхания, силы голоса.

Цель. Добиваться по возможности от каждого ребенка правильного, длительного, громкого произношения звука «Ж».


Игра «Счет»

Вдох носом, произносить на одном выдохе слова: 1, 1-2, 1-2-3, до тех пор, пока хватит дыхания, не доводя до перенапряжения.





Литература:

  1. Белякова Л.И., Гончарова Н.Н., Шишкова Т.Г.. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи. – М.: Книголюб, 2004.

  2. Белякова Л.И., Дьякова Е.А.. Логопедия. Заикание.-М., 1998.

  3. Васечкин В.И.. Справочник по массажу. – Л.: Медицина, 1991.

  4. Вторина Е.В.. Использование метода Биологической Обратной Связи в образовании. – Томск, 2003.

  5. Григоренко Н.Ю., Цыбульский С.А.. Диагностика звукопроизносительных расстройств у детей с тяжелыми аномалиями органов артикуляции. – М.: Книголюб, 2003.

  6. Зайцев С.М.. Советы ЛОР-врача детям и взрослым.– М.: Махаон; Мн.: Книжный Дом, 2003.

  7. Ивановский Ю.В.. Метод ДАС-БОС – путь к нормализации взаимодействия дыхательной и сердечно-сосудистой систем– СПб, 2001.

  8. Ивановский Ю.В.. Принципы использования метода биологической обратной связи в системе медицинской реабилитации.– СПб, 2002.

  9. Краузе Е.Н.. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика: практическое пособие.– СПб.: КОРОНА принт, 2004.

  10. Лалаева Р.И. .Логопедическая работа в коррекционных классах. – М., 1998..

  11. Пирогов И.. Оздоровительное дыхание. – М, 2000.

  12. Поваляева М.А.. Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов. – Ростов– на – Дону.: Феникс, 2002.

  13. Поварова И.А.. Коррекция заикания в играх и тренингах.– СПб, 2001.

  14. Понятийно– терминологический словарь логопеда / Под ред. В.И.Селиверстова.– М.: ВЛАДОС, 1997.

  15. Правдина О.В.. Логопедия.– М., 1973.

  16. Селиверстов В.И.. Речевые игры с детьми.– М., 1994.

  17. Семенова Н.А.. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой– М.– СПб., 2003.

  18. Скворцов И.А. . Детство нервной системы.– М.: МЕД пресс-информ,2003.

  19. Сметанкин А.А.. Здоровье без лекарств: Биологическая Обратная Связь-СПб, 2001.

  20. Сметанкин А.А.. Учитель здоровья. СПб.: Питер, 2003:– (серия “Исцели себя сам”).

  21. Соловьева Е.Н.. Путь к преодолению заикания. Система занятий.– СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002.

  22. Тилл М.. Целебная сила дыхания.– Мн., 2003.

  23. Учебник здоровья для детей младшего школьного и старшего дошкольного возраста.– СПб.: “ Сентябрь” , 2003.

  24. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения.– М, 1998.

  25. Хватцев М.Е.. Логопедия (работа с дошкольниками). – М. – СПб, 1996.

  26. Чарели Э.М., Козлянинова И.П.. Речевой голос и его воспитание. – М – , 1985.


Статья «Воспитание речевого дыхания »
  • Логопедия
Описание:

В статье представлены упражнения для развития речевого дыхания, дикционные упражнения, упражнения на развитие голоса. Помимо формирования правильного речевого дыхания, этот дидактический материал поможет расширить представление о речевом и жизненном дыхании, сформирует правильный длительный выдох, что особенно важно при нарушении темпа и ритма речи.

Предложенные задания помогут в развитии внимания, умении слушать и точно выполнять задания, предложенные в устной форме, самостоятельно выполнять требуемые упражнения по формированию зрительно - пространственного восприятия, развивать общие речевые навыки, память, мелкую моторику рук.

Автор Давидова Анна Дмитриевна
Дата добавления 16.12.2014
Раздел Логопедия
Подраздел Другое
Просмотров 845
Номер материала 7297
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓