Внеурочная деятельность в
начальной школе как способ формирования УУД
Беляева Татьяна Анатольевна
МБОУ НОШ №39
Жизнь в современном обществе
такова, что уже младшему школьнику она предъявляет ряд конкретных требований:
эффективно действовать в проблемных и незнакомых ситуациях, самостоятельно
создавать новые продукты деятельности, ориентироваться в потоках информации,
быть коммуникативным, эмоционально устойчивым и т.д., что и заявлено во всех
официальных документах Правительства РФ, как ориентиры на современный подход в
образовании [2]. Это объясняется тем, что в современных условиях стал
востребован человек, способный: принимать активное участие в преобразовании
окружающей действительности; не бояться брать на себя ответственность; уметь
работать в команде, т. е. обладать лидерскими качествами.
Помочь детям и подросткам разобраться в сложных
реалиях сегодняшнего дня, стать интересными, независимыми в суждениях
собеседниками, научить их культуре общения, умению дискуссировать может и
должна внеурочная деятельность. «Внеурочная деятельность учащихся объединяет
все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности и на уроке), в
которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации»
[1]. Именно здесь ребята могут удовлетворить свои интересы и наклонности,
реализовать возможности, найти выход из создавшегося сложного положения, опору,
понимание и защищенность.
Но как организовать внеурочную
деятельность, если школа маленькая, кружков, секций нет? Я считаю, что оптимизационная
модель внеурочной деятельности - вот выход из положения.
Сначала вся внеурочная деятельность в
нашей школе строилась на работе классного руководителя и детского объединения,
но постепенно вышла за эти рамки.
Вот уже три года подряд мы делим учебный год на тематические
недели:
·
Неделя русского языка
·
Неделя математики
·
Неделя английского языка
·
Неделя творчества
·
Неделя окружающего мира
·
Неделя правильного питания
·
Неделя истории
·
Неделя литературного чтения
·
Неделя детской книги
·
Неделя физической культуры
·
Неделя добра
Тематическая неделя – это краткосрочный проект
одного класса, в котором принимают участие вся школа. Время проведения недели
подбирается таким образом, чтобы все мероприятия, посвящённые теме, позволяли реализовывать
сразу несколько направлений внеурочной деятельности и были направлены на
развитие не только предметных, но и личностных, и метапредметных учебных
действий. Так неделю творчества проводим перед Новым годом, неделю окружающего
мира во время проведения акции «Поможем зимующим птицам», неделю истории во
время проведения месячника патриотического воспитания и т.д.
Традицией стало проведение в
марте недели правильного питания. Инициатором данного мероприятия стал ученик 4
класса, который был не только активным участником, но и организатором. Он
принимал участие в разработке проекта недели, подготовил жетончики, проводил
анкетирование.
В течение недели были
проведены следующие мероприятия:
1. Линейка (открытие недели)
2. Проведение бесед, классных часов по классам на
темы:
- «Режим питания. Правила поведения за столом»»;
- «Здоровое питание»;
- «Здоровое питание и распорядок дня современного школьника»;
- «Питание и здоровье»;
- «Обработка пищевых продуктов перед употреблением. Правила ухода
за посудой»;
- «Пищевые риски, продукты, опасные для здоровья»;
- «Болезни, передаваемые через пищу. Правила хранения продуктов и
готовых блюд»;
3. Выставка:
-рисунков "Полезные
и вредные продукты"
-плакатов "Как правильно питаться"
4.Конкурс домашних рецептов «Вкусная и здоровая
пища»
5.Выставка рисунков и фотографий про кашу,
молоко и молочные продукты
6. Конкурс чистых тарелок «Чудо каша-пища наша»
7. Выпуск школьной газеты "Звоночек" на
тему «Правильное питание - залог здоровья» .
8. Выпуск памяток для учащихся «Как правильно
питаться»
9. Интервью учеников с заведующей столовой и мед.
работником школы;
10. Информирование родителей по вопросам
здорового питания с использованием буклетов.
11.Освещение вопросов правильного питания школьников на
страницах здоровья на сайте школы.
Все ребята нашей
школы приняли активное участие в неделе «Правильного питания». В первый день
прошла торжественная линейка открытия недели. Ученики четвёртого рассказали
стихотворение о правильном питании и разыграли сценку "Разговор лука и
чеснока", в этот же день на классных часах учащиеся 4-х классов провели
беседы о правильном питании. Во второй день прошла наглядная агитация о
полезных и вредных продуктах. В выставке рисунков приняли 64 ребенка (57%). На
следующий день около школьной столовой была организована выставка "Вкусные
и полезные рецепты". Ребята подготовили около 100 рецептов. Творчески
оформили более 60 учеников (53%). Особенно всем понравился конкурс "Чистых
тарелок", который проводился на четвертый день. По договоренности со
школьным поваром в этот день была приготовлена манная каша. Большинство детей
не съедали ее полностью, но в этот день жетончики получили 110 ребят (97%). В
последний день ученики получили задание написать отзыв о работе столовой. К
удивлению учителей и поваров, в данном конкурсе приняли участие более 80
человек (71%). Все отзывы были положительные, некоторые дети подошли к
оформлению творчески: написали стихотворения, нарисовали рисунки.
В начале и в
конце недели было проведено анкетирование. Результаты были следующими: на вопрос
"Нужно ли проводить недели правильного питания" более 90% учащихся
ответили положительно, 23% ребят ответили, что всегда выполняют правила
здорового питания, 74% "иногда" и только 3% "никогда". На
повторный вопрос "Правильно ли вы питаетесь" теперь 62% детей
ответили, что "нет".
В конце недели учащиеся школы подготовили
материал и выпустили школьную газету "Звоночек" на тему
"Правильное питание - залог здоровья".
Хотелось
бы отметить, что в школе ведутся портфолио ученика, класса и школы, а также
карты индивидуального развития «Моя высота», где
отражаются результаты участия детей в
мероприятиях в конце каждого месяца. В конце учебного года по результатам
рейтинговой таблицы подводятся итоги на самый активный класс, а по картам
индивидуального развития «Моя высота» определяется лидер. Для отслеживания
личностного роста каждого ученика в начале сентября и в конце года совместно со
школьным психологом проводится диагностика личностных и метапредметных
универсальных учебных действий.
Таким
образом, вся проводимая работа направлена на формирование включение во внеурочную деятельность проблемных
ситуаций, построение мероприятий в технологии деятельностного подхода обучения
способствует формированию универсальных учебных действий у учащихся, даёт
возможность детям вырасти людьми, способными понимать и оценивать информацию,
принимать решения, контролировать свою деятельность в соответствии с поставленными
целями. А это именно те качества, которые необходимы человеку в современных
условиях.
Литература
1.
Григорьев, Д.В., Степанов, П.В. Внеурочная деятельность школьников/
Д.В.Григорьев, Степанов Д.В. - М.: Просвещение, 2010. – 223с
2. Анисимова,
Е. В. Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе/
Е.Анисимова - Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2012/0829-10.htm
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.