Главная / Начальные классы / Статья "Внеурочная деятельность в начальной школе как способ формирования УУД"

Статья "Внеурочная деятельность в начальной школе как способ формирования УУД"

Внеурочная деятельность в начальной школе как способ формирования УУД

Беляева Татьяна Анатольевна

МБОУ НОШ №39

Жизнь в современном обществе такова, что уже младшему школьнику она предъявляет ряд конкретных требований: эффективно действовать в проблемных и незнакомых ситуациях, самостоятельно создавать новые продукты деятельности, ориентироваться в потоках информации, быть коммуникативным, эмоционально устойчивым и т.д., что и заявлено во всех официальных документах Правительства РФ, как ориентиры на современный подход в образовании [2]. Это объясняется тем, что в современных условиях стал востребован человек, способный: принимать активное участие в преобразовании окружающей действительности; не бояться брать на себя ответственность; уметь работать в команде, т. е. обладать лидерскими качествами.

Помочь детям и подросткам разобраться в сложных реалиях сегодняшнего дня, стать интересными, независимыми в суждениях собеседниками, научить их культуре общения, умению дискуссировать может и должна внеурочная деятельность. «Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности и на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации» [1]. Именно здесь ребята могут удовлетворить свои интересы и наклонности, реализовать возможности, найти выход из создавшегося сложного положения, опору, понимание и защищенность.

Но как организовать внеурочную деятельность, если школа маленькая, кружков, секций нет? Я считаю, что оптимизационная модель внеурочной деятельности - вот выход из положения.

Сначала вся внеурочная деятельность в нашей школе строилась на работе классного руководителя и детского объединения, но постепенно вышла за эти рамки.

Вот уже три года подряд мы делим учебный год на тематические недели:

  • Неделя русского языка

  • Неделя математики

  • Неделя английского языка

  • Неделя творчества

  • Неделя окружающего мира

  • Неделя правильного питания

  • Неделя истории

  • Неделя литературного чтения

  • Неделя детской книги

  • Неделя физической культуры

  • Неделя добра

Тематическая неделя – это краткосрочный проект одного класса, в котором принимают участие вся школа. Время проведения недели подбирается таким образом, чтобы все мероприятия, посвящённые теме, позволяли реализовывать сразу несколько направлений внеурочной деятельности и были направлены на развитие не только предметных, но и личностных, и метапредметных учебных действий. Так неделю творчества проводим перед Новым годом, неделю окружающего мира во время проведения акции «Поможем зимующим птицам», неделю истории во время проведения месячника патриотического воспитания и т.д.

Традицией стало проведение в марте недели правильного питания. Инициатором данного мероприятия стал ученик 4 класса, который был не только активным участником, но и организатором. Он принимал участие в разработке проекта недели, подготовил жетончики, проводил анкетирование.

В течение недели были проведены следующие мероприятия:

1. Линейка (открытие недели)

2. Проведение бесед, классных часов по классам на темы:

- «Режим питания. Правила поведения за столом»»;

- «Здоровое питание»;

- «Здоровое питание и распорядок дня современного школьника»;

- «Питание и здоровье»;

- «Обработка пищевых продуктов перед употреблением. Правила ухода за посудой»;

- «Пищевые риски, продукты, опасные для здоровья»;

- «Болезни, передаваемые через пищу. Правила хранения продуктов и готовых блюд»;

3. Выставка:

-рисунков "Полезные и вредные продукты"

-плакатов "Как правильно питаться"

4.Конкурс домашних рецептов «Вкусная и здоровая пища»

5.Выставка рисунков и фотографий про кашу, молоко  и молочные продукты

6. Конкурс чистых тарелок «Чудо каша-пища наша»

7. Выпуск школьной газеты "Звоночек" на тему «Правильное питание - залог здоровья» .

8. Выпуск памяток для учащихся «Как правильно питаться»

9. Интервью учеников с заведующей столовой и мед. работником школы;

10. Информирование родителей по вопросам здорового питания с использованием буклетов.

11.Освещение вопросов правильного питания школьников на страницах здоровья на сайте школы.

Все ребята нашей школы приняли активное участие в неделе «Правильного питания». В первый день прошла торжественная линейка открытия недели. Ученики четвёртого рассказали стихотворение о правильном питании и разыграли сценку "Разговор лука и чеснока", в этот же день на классных часах учащиеся 4-х классов провели беседы о правильном питании. Во второй день прошла наглядная агитация о полезных и вредных продуктах. В выставке рисунков приняли 64 ребенка (57%). На следующий день около школьной столовой была организована выставка "Вкусные и полезные рецепты". Ребята подготовили около 100 рецептов. Творчески оформили более 60 учеников (53%). Особенно всем понравился конкурс "Чистых тарелок", который проводился на четвертый день. По договоренности со школьным поваром в этот день была приготовлена манная каша. Большинство детей не съедали ее полностью, но в этот день жетончики получили 110 ребят (97%). В последний день ученики получили задание написать отзыв о работе столовой. К удивлению учителей и поваров, в данном конкурсе приняли участие более 80 человек (71%). Все отзывы были положительные, некоторые дети подошли к оформлению творчески: написали стихотворения, нарисовали рисунки.

В начале и в конце недели было проведено анкетирование. Результаты были следующими: на вопрос "Нужно ли проводить недели правильного питания" более 90% учащихся ответили положительно, 23% ребят ответили, что всегда выполняют правила здорового питания, 74% "иногда" и только 3% "никогда". На повторный вопрос "Правильно ли вы питаетесь" теперь 62% детей ответили, что "нет".

В конце недели учащиеся школы подготовили материал и выпустили школьную газету "Звоночек" на тему "Правильное питание - залог здоровья".

Хотелось бы отметить, что в школе ведутся портфолио ученика, класса и школы, а также карты индивидуального развития «Моя высота», где отражаются результаты участия детей в мероприятиях в конце каждого месяца. В конце учебного года по результатам рейтинговой таблицы подводятся итоги на самый активный класс, а по картам индивидуального развития «Моя высота» определяется лидер. Для отслеживания личностного роста каждого ученика в начале сентября и в конце года совместно со школьным психологом проводится диагностика личностных и метапредметных универсальных учебных действий.

Таким образом, вся проводимая работа направлена на формирование включение во внеурочную деятельность проблемных ситуаций, построение мероприятий в технологии деятельностного подхода обучения способствует формированию универсальных учебных действий у учащихся, даёт возможность детям вырасти людьми, способными понимать и оценивать информацию, принимать решения, контролировать свою деятельность в соответствии с поставленными целями. А это именно те качества, которые необходимы человеку в современных условиях.

Литература

1. Григорьев, Д.В., Степанов, П.В. Внеурочная деятельность школьников/ Д.В.Григорьев, Степанов Д.В. - М.: Просвещение, 2010. – 223с

2. Анисимова, Е. В. Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе/ Е.Анисимова - Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2012/0829-10.htm















Статья "Внеурочная деятельность в начальной школе как способ формирования УУД"
  • Начальные классы
Описание:

 

         В  своей  статье я описываю оптимизационную модель внеурочной деятельности в нашей школе. Школа у нас маленькая, рассчитана на 7 классов комплектов, но ведёт активную деятельность. Загруженность у учителей большая, проводить какие-либо кружки классные руководители не имеют возможности. На проведение кружковой деятельности в школе выделено 0,5 ставки.

 

Эта статья поможет небольшим школам организовать внеурочную деятельность, используя опыт проведения тематических недель. В результате проведения этих мероприятий, в школе реализуются все 6 направлений внеурочной деятельности:

 

- художественно-эстетическое,

 

- спортивно-оздоровительное

 

- духовно-нравственное

 

- общественно-полезное

 

- научно-познавательное

 

-проектная деятельность

 

Автор Беляева Татьяна Анатольевна
Дата добавления 19.11.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел Другое
Просмотров 945
Номер материала 3636
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓