Главная / Технология / Статья ВЛИЯНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ УЧЕНИКА.

Статья ВЛИЯНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ УЧЕНИКА.

ВЛИЯНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ УЧЕНИКА.


Д.В. Пивоваров

МБОУ ООШ р.п. Сосновоборск


Современное информационное общество ставит перед всеми типами учебных заведений и, прежде всего, перед школой задачу подготовки выпускников, способных:

- ориентироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место;

- самостоятельно критически мыслить, видеть возникающие проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии; четко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены; быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить;

- грамотно работать с информацией (собирать необходимые для решения определенной проблемы факты, анализировать их, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами решения, устанавливать статистические и логические закономерности, делать аргументированные выводы, применять полученный опыт для выявления и решения новых проблем);

- быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях, в различных ситуациях, предотвращая или умело выходя из любых конфликтных ситуаций;

- самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.

Современные дети – это уже не чистый лист, на который наносятся знания. Ученики сегодня другие, и роль учителя должна быть другой. Задача педагога – подготовить человека, умеющего находить и извлекать необходимую ему информацию в условиях ее обилия, усваивать ее в виде новых знаний, то есть формировать информационную компетенцию. Ценностью современного общества становится коммуникативная компетентность. Необходимо выработать у ученика умения продуктивного общения со сверстниками, техникой, информационным полем и так далее.

При традиционном подходе к образованию весьма затруднительно воспитать личность, удовлетворяющую этим требованиям. В создавшихся условиях естественным стало появление разнообразных личностно ориентированных технологий.

Преимущества этих технологий состоят не только в усилении роли самостоятельной работы учащихся, но и в нацеленности этих технологий на развитие творческого потенциала личности, индивидуализации и дифференциации учебного процесса, содействие эффективному самоконтролю и самооценке результатов обучения, умению применять полученные знания.

Я думаю, вы со мною согласитесь, что чаще учителя в школе пользуются традиционными технологиями. В чем же минусы?

Традиционные технологии – это технологии построенные на объяснительно-иллюстративном методе обучения. При использовании данной технологии учитель основное внимание в своей работе отводит трансляции готового учебного содержания. При подготовке к урокам педагог озабочен поиском наиболее эффективных вариантов изложения нового материала и сопровождающей рассказ наглядности. При этом преподнесение учащимся информации практически всегда происходит в форме монолога учителя.

В связи с этим в учебном процессе возникает много проблем, главными из них являются низкий уровень навыков общения, невозможность получить развернутый ответ ученика с его собственной оценкой рассматриваемого вопроса, недостаточное включение слушающих ответ школьников в общее обсуждение. Корень этих проблем лежит в процедуре, которую задает применяемая технология.

Главная задача педагога, использующего традиционные методы обучения, рассказать предусмотренный программой материал, заставить ученика его выучить и оценить степень усердия. Педагог идет в класс с готовым заданием, он пытается включить ученика в свою деятельность, подчинить своему режиму. Учащиеся же личностно в этот процесс чаще всего не включаются. Педагог продавливает информацию с помощью многократных повторений, обеспечивает внешнее принятие заданий за счет игровых форм и других приемов, стимулирует послушание и исполнительство.

Можно сделать вывод о том, что учителя за отношения сотрудничества часто принимают послушание, добросовестное выполнение учебных действий, хотя на самом деле сотрудничество - это совместная деятельность по добыванию новых знаний, доверительность и теплота в межличностных отношениях.

Традиционные объяснительно - иллюстративные технологии предписывают учителю особую роль и место в учебном процессе. У него на уроке не просто активная, а сверхдоминирующая позиция: он командир, судья, начальник, он как бы стоит на пьедестале, но при этом обременен угнетающим чувством ответственности за все, что происходит в классе. Соответственно, ученик играет пассивную роль, которая сводится к соблюдению тишины и строгому выполнению предписаний учителя. Ещё А. Дистервег сказал: «Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит её находить».

Новые жизненные условия, в которые поставлены все мы, выдвигают свои требования к формированию современных людей, вступающих в жизнь: они должны быть не только знающими и умелыми, сколько мыслящими, инициативными, самостоятельными.

При традиционном варианте организации учебного процесса развитие личности, конечно же, происходит. Дети стихийно развиваются, даже если им не оказывают особого внимания и заботы. Но этот процесс можно многократно усилить, если сделать его основной целью работы учителя и разумно организовать.

Организовать обучение через желание, активизировать учащегося, стимулируя его природную любознательность, мотивировать интерес к самостоятельному приобретению новых знаний позволяют перспективные современные технологии обучения.

Технология обучения – это способ реализации содержания обучения, предусмотренного учебными программами, представляющий систему форм, методов и средств обучения, обеспечивающих наиболее эффективное достижение поставленных целей. Таким образом, технология обучения – это то, что характеризует учебный процесс и является руководством для достижения поставленных целей обучения, она основана на дидактическом применении научного знания, научных подходов к организации учебного процесса и направлена на достижение высоких результатов в развитии личности учащихся.

Структурными составляющими такой системы являются цели обучения, содержание обучения, средства педагогического взаимодействия, в том числе мотивация и средства преподавания, организация учебного процесса.

Новые технологии обучения не отбрасывают преподнесение информации ученикам. Просто меняется роль информации. Она необходима не столько для запоминания и усвоения, сколько для того, чтобы ученики использовали ее в качестве условий или среды для создания собственного творческого продукта. Общеизвестно, что личность развивается только в процессе собственной деятельности.

В основе деятельностного похода в обучении – личностное включение школьника в процесс, когда компоненты деятельности им самим направляются и контролируются. При данном подходе обучения обеспечивается комфортное психологическое самочувствие обучающих и обучающихся, резкое снижение конфликтных ситуаций на уроках. Создаются благоприятные предпосылки для повышения уровня развития личности.

Для повышения развивающей функции обучения принципиально важна деятельность ученика с изучаемым материалом. Учащиеся по возможности трудятся самостоятельно, а педагоги умело руководят этим самостоятельным трудом, стремятся к тому, чтобы ученики не были пассивными слушателями, а активно работали: думали, рассуждали, сравнивали, доказывали, делали выводы (коммуникативные технологии: диспуты, дискуссии). Создание, а не получение в готовом виде знаниевых интеллектуальных продуктов – цель и критерии эффективности образования.

Школа должна выступать для ребенка первой и основной моделью социального мира. Школьный опыт должен помочь ученику осваивать те законы, по которым живет взрослый мир. Поэтому сегодня мы обращаем особое внимание на деятельностный подход, на использование продуктивных методов преподавания.

Современный урок отличается тем, что включает в себя создание учениками собственного образовательного продукта. Эврестический эффект коллективных классно-урочных занятий достигается во многом благодаря сформулированным на них проблемам. Занятия становятся эффективны, если учитель грамотно организует деятельность учащихся: учащиеся сами ставят цели, планируют свою работу, обсуждают возникшую проблему, распределяют работу в рамках запланированного времени. Затем контролируют, анализируют и оценивают свою деятельность. Большие возможности в этом плане открывает проектная деятельность, которая начинается на уроке, продолжается в индивидуальной работе.

Основная цель, которую преследуют педагоги: научить самостоятельному достижению целей, конструирование полученных знаний, умение видеть минипроблемы, которые предстоит при этом решить, сформировать умение ориентироваться в информационном пространстве. Используя в обучении метод проектов педагоги добиваются того, что учащиеся проходят весь путь от постановки проблемы до представления результата деятельности.

Исследовательские работы, защита рефератов, проектов формируют и развивают жизненно важные качества личности: умение решать проблемы, договариваться, работать в группе, свободно держаться в любом обществе, учиться жить в конкурентных условиях, уметь преподнести себя. Наряду с хорошим образованием эти качества сегодня необходимы для успешной жизненной и профессиональной карьеры.

Задача педагога состоит в том, чтобы включить каждого ребенка в разные виды деятельности для обеспечения развития его личности. Правильно выбранная цель определяет отбор методов и форм организации учебно-познавательной деятельности учащихся.

Вспомним, что говорил король одной планеты в сказке Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»: «Если я повелю своему генералу обернуться морской чайкой, и если генерал не выполнит приказа, это будет не его вина, а моя». Что могут означать для нас эти слова? По существу в них заключено одно из важнейших правил успешного учения: ставьте перед собой и перед теми, кого вы учите, реальные цели.

Поэтому важнейшей составляющей педагогического процесса должно стать использование современных педагогических технологий основанных на личностно-ориентированном взаимодействии учителя с учениками. А как следствие, обеспечение комфортного психологического самочувствия обучающих и обучающихся, резкое снижение конфликтных ситуаций на уроках и во внеурочной деятельности, создание благоприятных предпосылок для всестороннего развития личности, благоприятного микроклимата в классе и школе.




Список используемой литературы

1. Кузнецов М.Е. Личностно ориентированное обучение школьников / М.Е. Кузнецов – Брянск: Издательство Брянского государственного педагогического университета. НМЦ «Технология» 1999. – 94с.

2. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы) / Л.М. Митина– М.: «Дело», 1994. – 216с.

3.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие / Г.К. Селевко – М.: Народное образование, 1998. – 256с.

4.Сериков В.В. Личностный подход в образовании: Концепция и технология: Монография / В.В. Сериков – Волгоград: Перемена. 1994. – 152с.

5. Степанов Е.Н. Личностно-ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование / Е.Н. Степанов – М.: ТЦ Сфера, 2003. - 128с.

6. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И.С. Якиманская. М.: Сентябрь, 1996. – 96с.


Заявка на участие во Всероссийской научно-практической конференции.


Ф.И.О.

Пивоваров Дмитрий Витальевич.

Место работы, должность

МБОУ ООШ р.п. Сосновоборск, учитель технологии, ОБЖ и физической культуры.

Тема выступления

Влияние современных образовательных технологий на личностное развитие ученика.

Секция конференции

Формирование и развитие компетенций учащихся на основе внедрения инновационных образовательных технологий.

Контактный телефон

Домашний- 8 (841-68) 2-15-82;

Мобильный 8-908-528-45-07

E- mail

Pivovaroff.dima@yandex.ru


Статья ВЛИЯНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ УЧЕНИКА.
  • Технология
Описание:

        Современное информационное общество ставит перед всеми типами учебных заведений и, прежде всего, перед школой задачу подготовки выпускников, способных:

 - ориентироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место;

 - самостоятельно критически мыслить, видеть возникающие проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии; четко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены; быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить;

 - грамотно работать с информацией (собирать необходимые для решения определенной проблемы факты, анализировать их, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами решения, устанавливать статистические и логические закономерности, делать аргументированные выводы, применять полученный опыт для выявления и решения новых проблем);

 - быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях, в различных ситуациях, предотвращая или умело выходя из любых конфликтных ситуаций;

 - самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.

Автор Пивоваров Дмитрий Витальевич
Дата добавления 29.12.2014
Раздел Технология
Подраздел
Просмотров 501
Номер материала 16800
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓