Главная / Другое / Статья в сборнике "Вселенная Учитель"

Статья в сборнике "Вселенная Учитель"

ЭССЕ, ОПУБЛИКОВАННОЕ В ПЕРВОМ СБОРНИКЕ ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ УЧИТЕЛЕЙ – УЧАСТНИКОВ ВСЕРОССИЙСКОГО ИНТЕРНЕТ – ПЕДСОВЕТА «ВСЕЛЕННАЯ УЧИТЕЛЬ» . 2010год – ГОД УЧИТЕЛЯ


Я И КОМПЬЮТЕР. ИСТОРИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ.

1.Движение вперед из прошлого.

В школе я работаю давно, у меня педагогический стаж 35 лет. И все эти годы я учу детей и учусь сама. Для меня всегда примером был мой отец, который получал свое третье высшее образование в знаменитой «Плешке», когда я уже заканчивала пединститут. На всю жизнь я запомнила его слова: «Интересно только с интересными людьми, а значит – учись, читай, думай».

Самое сложное, но и самое главное в работе учителя – это общение с ребятами в учебной деятельности и во внеурочное время. Споры, разногласия, компромиссы, стремление к взаимопониманию, поиски и маленькие открытия – вот основа нашей дружбы.

Но шесть лет назад я заметила, что ребята от меня «убежали» куда-то вперед. Компьютеры, программы, сайты, файлы, гигабайты, глобальная сеть, «юзеры», «флэшки», «мыло» - это был их новый мир, из которого я, учительница литературы, просто выпала, стала для них вчерашним днем. Это сегодня могу признаться, что я благодарна своим ученикам за то, что они заставили меня освоить компьютер. А тогда, шесть лет назад, мне было не до смеха: я не могла позволить себе остаться в «каменном веке» - именно так говорили свысока мои ученики. Весной, ко дню рождения, муж подарил мне ноутбук, как я просила. И началось… мое «хождение по мукам».


2. «Хождение по мукам». Начало.

Несколько уроков по работе с компьютером мне дал сосед-студент. А еще я купила учебники по информатике, самоучитель А.Жугина, книги А.Левина, обложилась ими и начала работать – у меня впереди было целое лето. Выход в Интернет стал настоящим прорывом в ту информацию, которая помогла мне освоить «умную машину».

Еще я благодарна моим коллегам, учителям информатики. Молодые, увлеченные, они и меня заражали своей энергией. Достаточно было прийти к ним в кабинет, где практический показ тех или иных операций снимал все трудности в моем (иногда очень медленном!) постижении «умной машины». Я и теперь в этот кабинет часто забегаю с вопросами, а в ответ предлагаю свою помощь в качестве корректора при создании очередной информации на наш школьный сайт, стала модератором.


3.Встреча с «КМ-школой».

В свое время мои ученики восторженно отзывались об энциклопедии Кирилла и Мефодия. Я тоже захотела узнать о ней побольше. Так состоялась моя встреча с «KM.RU», с их обучающими программами. Я тут же выписала все виртуальные уроки и репетиторы по своему предмету, а главное – диск «Интенсивный курс обучения Windows XP» - вот мой главный виртуальный учитель! Я была счастлива. Тогда, шесть лет назад, это было так ново, так необычно: я приносила в школу свой ноутбук, ставила на стол стул, сверху – компьютер, и мы с ребятами на уроках стали работать гораздо интереснее. Наше общение стало другим: мы обменивались интересной информацией не только о литературе, но и о жизни, о мире, о компьютерных программах. Как мне помогала информация из Интернета: я восстановила свой пошатнувшийся учительский авторитет!


4.Моя гимназия – почва для саморазвития.

А потом мы первыми в школе получили в кабинет литературы «Рабочее место учителя» (ноутбук, сканер, принтер и проектор). Это было здорово, это был стимул к дальнейшим поискам новых форм и методов учебной деятельности. Мы с ребятами понимали, что это некий аванс за будущие наши успехи в учебе и во внеурочной работе. Коллектив гимназии, где я работаю, получил сначала Губернаторский грант, а затем и Президентский. Для гимназии приобрели столько техники, оборудования! И этой новой техникой нужно было овладевать, а значит снова учиться.


5.Поиски и сомнения.

Очень скоро пришло понимание того, что нужны другие формы и методы работы, другие уроки. Раздумья и поиски не пугали, потому что я самоуверенно считала, что работая с компьютером, с Интернетом, получила почти неограниченные возможности для организации учебного процесса по-новому. Но появились вопросы и сомнения: все ли я делаю правильно? Насколько эффективно? Не упускаю ли чего-то важного в своей работе? Остро ощутила необходимость сравнить свою работу с работами коллег. На том же сайте «KM.ru» я нашла информацию о «Сети творческих учителей», из которой рассылки получаю уже который год, а значит имею возможность повышать свой профессиональный уровень, сопоставлять свою работу с тем, что делают мои коллеги. От самоуверенности мало что осталось: пришло понимание того, что работать нужно еще больше, а что учиться нужно непрерывно – это аксиома нынешнего времени. Уже дважды была на курсах по освоению ИКТ и ЦОРов, но это совсем не значит, что я компьютером, некоторыми программами безукоризненно владею. Процесс обучения для меня оказался совсем не таким быстрым, как хотелось бы.


6.В класс с новыми знаниями.

Постепенно прошел восторг и от первого знакомства с виртуальными уроками, которые оказались такими неравнозначными по глубине информации, отбору иллюстративного материала. Иногда в этих уроках мне не хватало опорных схем, таблиц, просто фрагментов фильмов. Я стала подбирать медиатеку: какие-то диски покупала, что-то «качала» из Интернета, помогали ребята. На сайте «КМ-Школа» я узнала о дистанционных курсах «Использование ИПП «КМ-Школа» в учебном процессе». Снова училась, выполняла контрольные, получала консультации, вспомогательные методические материалы. Теперь вношу изменения и дополнения в виртуальные уроки. Это мне нужно прежде всего для того, чтобы вызвать у ребят интерес к урокам литературы, а значит и к чтению. Сегодня у учащихся есть счастливая возможность открыть и почитать любую книгу на компьютере! В кабинете мы организовали стенд «Литературные ресурсы Интернета», который привлек внимание ребят с самыми разными «книжными» пристрастиями: классика, научно-фантастическая литература, произведения начинающих авторов, литература в стиле «фэнтези», конкурсы любителей коллективного творчества и сетевой литературы. Обмен мнениями о прочитанном, споры, критика того или иного произведения из сети стали для нас той литературной средой, в которой мы пытаемся представить объективную (на наш взгляд!) картину современной литературы.

А как много материала можно взять из Интернета для внеклассной воспитательной работы! Знаете, как мои ребята откликнулись на акцию «Георгиевская ленточка», проводимую впервые к 60летию Победы!? Мы прочитали в Интернете все об этой акции, были первыми ее пропагандистами и в школе, и в городе. А новые интерактивные материалы о войне стали предметом бурных обсуждений трудного пути к Победе. И ленточки наши первые были сделаны на компьютере, из бумаги. Но это ничуть не умаляло вдохновенного единения, которое мы с ребятами ощутили в эти памятные дни.

Сегодня полным ходом идет подготовка к 65летнему юбилею.


7.Некоторые успехи и снова сомнения.

Сегодня с высоты некоего опыта я могу констатировать, что мой путь к компьютеру и Интернету вписался в процесс модернизации образования. Компьютеры, программное обеспечение, содержательное наполнение – это основа информатизации образования. Я теперь это четко для себя определила, а когда-то эти три составляющие я постигала на уровне интуиции, методом «тыка», методом проб и ошибок. Эффективность работы на компьютере и информационных технологий зависит от того, как мы их используем, от способов и форм применения этих технологий. Я даже поделилась своим проектом с коллегами (http://www.zavuch.info/), еще приняла участие в общественно-государственной экспертизе учебников и не удержалась от критики одного учебника литературы для 10 класса и похвалы другому. (http://www.fsu-expert.ru/).

Отмечая сегодня неоспоримый эффект от информатизации образования, я позволю себе высказать некоторые опасения, возникшие в ходе сегодняшней моей работы. Для себя я сформулировала это так: возникла проблема информационной перегруженности учащихся, проблема ориентировки в избыточном количестве информации, темп приращения знаний стремителен, а возможности усвоения ограничены не только у учащихся, у любого человека. Отчасти эти проблемы может разрешить форма дистанционного обучения. Свое отношение к ДО высказали на форуме учителя и учащиеся нашей гимназии. Не смогла удержаться от полемики с некими юными максималистами, которые восторженно высказали свое понимание ДО: в нем не нужен учитель! Но все ли учащиеся по своим личностным качествам, силе воли и характера способны самостоятельно организовать свою учебную деятельность? Так мы определили то, что на сегодняшний день является актуальным: развитие саморегуляции и самообразования. Об этом сказано и в новом Проекте образования. И еще есть одно, что меня тревожит как учителя литературы и что могу определить пока на уровне ощущений: не произойдет ли рассеивание по глобальной сети того духовного опыта, без которого не может обойтись ни одна национальная культура? Я стараюсь этому противостоять, определив культурологический подход в преподавании литературы основополагающим. Именно так можно создать для учащихся некие ориентиры, которые помогут «не утонуть» в глобальной сети.


8. Я и компьютер. Отношения с Интернетом.

Пусть никому не покажется, что компьютер и Интернет (с большей или меньшей скоростью!) я окончательно освоила. Совсем нет! Это только начало, столько еще проблем! Даже такие, как вирусы, сетевые атаки, хакеры, недобросовестные провайдеры, просто любители заглянуть в чужой компьютер для «поживиться» - вот еще один (и существенный!) мотив узнавать компьютер и программы не поверхностно, а очень глубоко! Как говорится, …да несчастье помогло! Об одном жалею: время бежит неумолимо, а еще столько нужно успеть сделать, столько изучить, чтобы работать еще интереснее, чтобы сохранять учительский авторитет среди учеников, мнением которых о себе я дорожу.

Сегодня существуют разные мнения об информации из Интернета, кто-то даже неуважительно говорит, что это «большая помойка». А для меня – нет! Все зависит от того, что ты ищешь, каков твой выбор. Мои поиски целенаправленны и осознанны: это новые книги, новые методики, картины и выставки, виртуальные экскурсии по памятным местам, музеям; это новости науки и интересные статьи по психологии; поэзия, классическая музыка и джаз; переписка с коллегами и друзьями. Я прекрасно осознаю, что компьютер и Интернет дали мне возможность получать знания из самых разных областей наук и окружающего мира. Я сегодня познаю этот мир, открываю его для себя вновь на пятьдесят восьмом году жизни. Я учусь и расту как личность и как педагог.



Павлова Тамара Арефьевна. Магнитогорск, МОУ «Гимназия № 53», учитель русского языка и литературы, высшая категория.

Статья в сборнике "Вселенная Учитель"
  • Другое
Описание:

 В 2010 году - это был Год Учителя - в рамках Всероссийского интернет - педсовета стартовал конкурс творческих произведений авторов-участников портала ПЕДСОВЕТ.ORG. Был издан первый сборник "Вселенная Учитель", куда вошла и моя работа, в которой я рассказывала о том, как осваивала компьютер. Меня, как одного из авторов,  пригласили в Москву на презентацию первого сборника. Это была теплая и трогательная встреча учителей и организаторов конкурса, о которых я могла с гордостью сказать:"Мы одной группы крови!" Сегодня конкурс разросся, появились разные разделы, выходят книжки... А тогда нам всем казалось, что первый сборник - это итог не просто смелой, а почти фантастической идеи, воплощенной в жизнь: мы держали в руках книжки, пахнущие типографской краской. 

Автор Павлова Тамара Арефьевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Другое
Подраздел
Просмотров 332
Номер материала 30624
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓