ЭССЕ,
ОПУБЛИКОВАННОЕ В ПЕРВОМ СБОРНИКЕ ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ УЧИТЕЛЕЙ – УЧАСТНИКОВ
ВСЕРОССИЙСКОГО ИНТЕРНЕТ – ПЕДСОВЕТА «ВСЕЛЕННАЯ УЧИТЕЛЬ» . 2010год – ГОД
УЧИТЕЛЯ
Я
И КОМПЬЮТЕР. ИСТОРИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ.
1.Движение вперед из
прошлого.
В школе я
работаю давно, у меня педагогический стаж 35 лет. И все эти годы я учу детей и
учусь сама. Для меня всегда примером был мой отец, который получал свое третье
высшее образование в знаменитой «Плешке», когда я уже заканчивала пединститут.
На всю жизнь я запомнила его слова: «Интересно только с интересными людьми, а
значит – учись, читай, думай».
Самое сложное,
но и самое главное в работе учителя – это общение с ребятами в учебной
деятельности и во внеурочное время. Споры, разногласия, компромиссы, стремление
к взаимопониманию, поиски и маленькие открытия – вот основа нашей дружбы.
Но шесть лет
назад я заметила, что ребята от меня «убежали» куда-то вперед. Компьютеры,
программы, сайты, файлы, гигабайты, глобальная сеть, «юзеры», «флэшки», «мыло»
- это был их новый мир, из которого я, учительница литературы, просто выпала,
стала для них вчерашним днем. Это сегодня могу признаться, что я благодарна
своим ученикам за то, что они заставили меня освоить компьютер. А тогда, шесть
лет назад, мне было не до смеха: я не могла позволить себе остаться в «каменном
веке» - именно так говорили свысока мои ученики. Весной, ко дню рождения, муж
подарил мне ноутбук, как я просила. И началось… мое «хождение по мукам».
2. «Хождение по
мукам». Начало.
Несколько
уроков по работе с компьютером мне дал сосед-студент. А еще я купила учебники
по информатике, самоучитель А.Жугина, книги А.Левина, обложилась ими и начала
работать – у меня впереди было целое лето. Выход в Интернет стал настоящим
прорывом в ту информацию, которая помогла мне освоить «умную машину».
Еще я благодарна
моим коллегам, учителям информатики. Молодые, увлеченные, они и меня заражали
своей энергией. Достаточно было прийти к ним в кабинет, где практический показ
тех или иных операций снимал все трудности в моем (иногда очень медленном!)
постижении «умной машины». Я и теперь в этот кабинет часто забегаю с вопросами,
а в ответ предлагаю свою помощь в качестве корректора при создании очередной
информации на наш школьный сайт, стала модератором.
3.Встреча с
«КМ-школой».
В свое время
мои ученики восторженно отзывались об энциклопедии Кирилла и Мефодия. Я тоже
захотела узнать о ней побольше. Так состоялась моя встреча с «KM.RU», с их
обучающими программами. Я тут же выписала все виртуальные уроки и репетиторы по
своему предмету, а главное – диск «Интенсивный курс обучения Windows XP» - вот
мой главный виртуальный учитель! Я была счастлива. Тогда, шесть лет назад, это
было так ново, так необычно: я приносила в школу свой ноутбук, ставила на стол
стул, сверху – компьютер, и мы с ребятами на уроках стали работать гораздо
интереснее. Наше общение стало другим: мы обменивались интересной информацией
не только о литературе, но и о жизни, о мире, о компьютерных программах. Как
мне помогала информация из Интернета: я восстановила свой пошатнувшийся
учительский авторитет!
4.Моя гимназия –
почва для саморазвития.
А потом мы
первыми в школе получили в кабинет литературы «Рабочее место учителя» (ноутбук,
сканер, принтер и проектор). Это было здорово, это был стимул к дальнейшим
поискам новых форм и методов учебной деятельности. Мы с ребятами понимали, что
это некий аванс за будущие наши успехи в учебе и во внеурочной работе.
Коллектив гимназии, где я работаю, получил сначала Губернаторский грант, а
затем и Президентский. Для гимназии приобрели столько техники, оборудования! И
этой новой техникой нужно было овладевать, а значит снова учиться.
5.Поиски и
сомнения.
Очень скоро пришло
понимание того, что нужны другие формы и методы работы, другие уроки. Раздумья
и поиски не пугали, потому что я самоуверенно считала, что работая с
компьютером, с Интернетом, получила почти неограниченные возможности для
организации учебного процесса по-новому. Но появились вопросы и сомнения: все
ли я делаю правильно? Насколько эффективно? Не упускаю ли чего-то важного в
своей работе? Остро ощутила необходимость сравнить свою работу с работами
коллег. На том же сайте «KM.ru» я нашла информацию о «Сети творческих
учителей», из которой рассылки получаю уже который год, а значит имею
возможность повышать свой профессиональный уровень, сопоставлять свою работу с
тем, что делают мои коллеги. От самоуверенности мало что осталось: пришло
понимание того, что работать нужно еще больше, а что учиться нужно непрерывно –
это аксиома нынешнего времени. Уже дважды была на курсах по освоению ИКТ и ЦОРов,
но это совсем не значит, что я компьютером, некоторыми программами
безукоризненно владею. Процесс обучения для меня оказался совсем не таким
быстрым, как хотелось бы.
6.В класс с новыми
знаниями.
Постепенно
прошел восторг и от первого знакомства с виртуальными уроками, которые
оказались такими неравнозначными по глубине информации, отбору иллюстративного
материала. Иногда в этих уроках мне не хватало опорных схем, таблиц, просто
фрагментов фильмов. Я стала подбирать медиатеку: какие-то диски покупала,
что-то «качала» из Интернета, помогали ребята. На сайте «КМ-Школа» я узнала о
дистанционных курсах «Использование ИПП «КМ-Школа» в учебном процессе». Снова
училась, выполняла контрольные, получала консультации, вспомогательные
методические материалы. Теперь вношу изменения и дополнения в виртуальные
уроки. Это мне нужно прежде всего для того, чтобы вызвать у ребят интерес к
урокам литературы, а значит и к чтению. Сегодня у учащихся есть счастливая
возможность открыть и почитать любую книгу на компьютере! В кабинете мы
организовали стенд «Литературные ресурсы Интернета», который привлек внимание
ребят с самыми разными «книжными» пристрастиями: классика,
научно-фантастическая литература, произведения начинающих авторов, литература в
стиле «фэнтези», конкурсы любителей коллективного творчества и сетевой
литературы. Обмен мнениями о прочитанном, споры, критика того или иного
произведения из сети стали для нас той литературной средой, в которой мы
пытаемся представить объективную (на наш взгляд!) картину современной
литературы.
А как много
материала можно взять из Интернета для внеклассной воспитательной работы!
Знаете, как мои ребята откликнулись на акцию «Георгиевская ленточка», проводимую
впервые к 60летию Победы!? Мы прочитали в Интернете все об этой акции, были
первыми ее пропагандистами и в школе, и в городе. А новые интерактивные
материалы о войне стали предметом бурных обсуждений трудного пути к Победе. И
ленточки наши первые были сделаны на компьютере, из бумаги. Но это ничуть не
умаляло вдохновенного единения, которое мы с ребятами ощутили в эти памятные
дни.
Сегодня полным
ходом идет подготовка к 65летнему юбилею.
7.Некоторые успехи
и снова сомнения.
Сегодня с
высоты некоего опыта я могу констатировать, что мой путь к компьютеру и
Интернету вписался в процесс модернизации образования. Компьютеры, программное
обеспечение, содержательное наполнение – это основа информатизации образования.
Я теперь это четко для себя определила, а когда-то эти три составляющие я
постигала на уровне интуиции, методом «тыка», методом проб и ошибок.
Эффективность работы на компьютере и информационных технологий зависит от
того, как мы их используем, от способов и форм применения этих технологий. Я даже
поделилась своим проектом с коллегами (http://www.zavuch.info/), еще приняла участие в общественно-государственной
экспертизе учебников и не удержалась от критики одного учебника литературы для
10 класса и похвалы другому. (http://www.fsu-expert.ru/).
Отмечая сегодня
неоспоримый эффект от информатизации образования, я позволю себе высказать
некоторые опасения, возникшие в ходе сегодняшней моей работы. Для себя я
сформулировала это так: возникла проблема информационной перегруженности
учащихся, проблема ориентировки в избыточном количестве информации, темп
приращения знаний стремителен, а возможности усвоения ограничены не только у
учащихся, у любого человека. Отчасти эти проблемы может разрешить форма
дистанционного обучения. Свое отношение к ДО высказали на форуме учителя и
учащиеся нашей гимназии. Не смогла удержаться от полемики с некими юными
максималистами, которые восторженно высказали свое понимание ДО: в нем не нужен
учитель! Но все ли учащиеся по своим личностным качествам, силе воли и
характера способны самостоятельно организовать свою учебную деятельность? Так
мы определили то, что на сегодняшний день является актуальным: развитие
саморегуляции и самообразования. Об этом сказано и в новом Проекте
образования. И еще есть одно, что меня тревожит как учителя литературы и что
могу определить пока на уровне ощущений: не произойдет ли рассеивание по
глобальной сети того духовного опыта, без которого не может обойтись ни одна
национальная культура? Я стараюсь этому противостоять, определив
культурологический подход в преподавании литературы основополагающим. Именно
так можно создать для учащихся некие ориентиры, которые помогут «не утонуть» в
глобальной сети.
8. Я и компьютер.
Отношения с Интернетом.
Пусть никому
не покажется, что компьютер и Интернет (с большей или меньшей скоростью!) я
окончательно освоила. Совсем нет! Это только начало, столько еще проблем! Даже
такие, как вирусы, сетевые атаки, хакеры, недобросовестные провайдеры, просто
любители заглянуть в чужой компьютер для «поживиться» - вот еще один (и
существенный!) мотив узнавать компьютер и программы не поверхностно, а очень
глубоко! Как говорится, …да несчастье помогло! Об одном жалею: время бежит неумолимо,
а еще столько нужно успеть сделать, столько изучить, чтобы работать еще
интереснее, чтобы сохранять учительский авторитет среди учеников, мнением
которых о себе я дорожу.
Сегодня
существуют разные мнения об информации из Интернета, кто-то даже неуважительно
говорит, что это «большая помойка». А для меня – нет! Все зависит от того, что
ты ищешь, каков твой выбор. Мои поиски целенаправленны и осознанны: это новые
книги, новые методики, картины и выставки, виртуальные экскурсии по памятным
местам, музеям; это новости науки и интересные статьи по психологии; поэзия,
классическая музыка и джаз; переписка с коллегами и друзьями. Я прекрасно
осознаю, что компьютер и Интернет дали мне возможность получать знания из самых
разных областей наук и окружающего мира. Я сегодня познаю этот мир, открываю
его для себя вновь на пятьдесят восьмом году жизни. Я учусь и расту как
личность и как педагог.
Павлова
Тамара Арефьевна. Магнитогорск, МОУ «Гимназия № 53», учитель русского языка и
литературы, высшая категория.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.