Статья
«Патриотическое воспитание младших школьников во внеурочное время.»
В последние годы достаточно
актуальным стал вопрос о гражданско-патриотическом воспитании. Привить любовь к
своей Родине необходимо как можно раньше, а именно в начальных классах. Дети
уже в младшем школьном возрасте должны понять, как это важно любить свой народ,
гордиться его прошлым и настоящим, чувствовать свою ответственность за то,
каким будет будущее. Задача учителя - правильно организовать занятия по данной
тематике. Здесь потребуется проявить творческий подход, а также умение
использовать на своих мероприятиях особенности культурно-исторических традиций
не только той страны, в которой проживают, но и своего региона. Одной из
оптимальных форм проведения такого занятия является внеклассное мероприятие.
Целью занятий является введение детей в историю русской культуры, содействие
принятия ими следующих качеств: любовь к своей родине, милосердие,
толерантность, уважение к своей культуре. Учащиеся в начальной школе достаточно
восприимчивы к усвоению ценностей и нравственных норм, и этот факт нужно в полной
мере учесть. Такие занятия помогают сформировать не только патриотические и
гражданские чувства, но и личность детей.
Исходя из задач, форм и содержания внеурочной деятельности гражданско-патриотическое
воспитание может осуществляться также через кружок «Я гражданин
России», цель которого состоит в расширении общественно значимых знаний
ребёнка о самом себе с дополнением знаний по истории – о нашем далёком и
недавнем прошлом, о социальном начале человека. О его становлении и развитии с
опорой на опыт и уроки прошлого.
В
основу программы положена нравственная концепция «Гражданин»:
Я, гражданин
России, - патриот, которому небезразлична судьба страны, в которой живу.
Я, гражданин
России, - труженик в учебном кабинете школы, в кружке, в творческом коллективе.
Я, гражданин
России, - достойный человек, духовно богатый, воспитанный, культурный, добрый
Я,
гражданин России, - значит, образованный, просвещенный человек, хорошо знающий
историю своего Отечества, культуру, традиции.
Я, гражданин России,
- защитник своей чести, достоинства, родных, слабого, природы, которая меня
окружает, и, конечно, своего Отечества.
Воспитание гражданина страны –
одно из главных условий национального возрождения. Понятие ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ
предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по
отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству,
планете Земля. Это проблемы не только философские, социальные, экономические,
но и педагогические. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не
стороннего наблюдателя. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в
нем человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения – это самобытная
индивидуальность, личность, обладающая единством духовно – нравственного и
правового долга.
Главное
в программе «Я – гражданин России» - системный подход к формированию
гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и
самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального
окружения, помочь учащимся освоить общественно- исторический опыт путем
вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт
жизнедеятельности.
Цель
и задачи программы.
Цель: воспитание,
социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного,
ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России..
Задачи:
1. Воспитывать в
детях:
чувство
самоуважения, уважение к членам своей семьи
эстетического,
нравственного и практического отношения к окружающей среде.
любви к Родине,
своему городу, краю, родному дому.
в детях
потребность в здоровом образе жизни.
2. Прививать
чувства прекрасного на примерах музыки и живописи.
3. Знакомить
учащихся с прошлым и настоящим своей малой родины.
4. Развивать творческие способности
младших школьников.
Виды
деятельности:
предполагается
использовать игровую, проектную, художественно-творческую, познавательную
деятельности, трудовая
Формы:
Экскурсии в музеи, встречи с интересными людьми, беседы, конференции,
исследовательская работа, диспут, групповая работа, игры, конкурсы, выставки
плакатов, родительские собрания совместно с детьми.
Предполагаемые
результаты:
Ø высокий
уровень самосознания;
Ø самодисциплина;
Ø понимание
учащимися ценности человеческой жизни, справедливости, бескорыстия, уважения
человеческого достоинства, милосердия, доброжелательности, способности к
сопереживанию.
Ø сформировано
представление о том, что настоящий мужчина обладает умом, решительностью,
смелостью, благородством;
Ø сформировано
представление о том, что настоящая женщина отличается добротой, вниманием к
людям, любовью к детям, умением прощать;
Ø сформировано
представление о том, что настоящий сын и дочь, не создают конфликтов, умеют
держать данное слово, заботятся о своей семье.
Ø умение
видеть прекрасное в окружающей жизни, занятие детей одним из видов искусства в
кружках художественного цикла, участие в художественной самодеятельности.
Ø Осознание
учеником роли знаний в жизни человека, овладение этикой взаимоотношений «ученик
– учитель», «ученик – ученики», выполнение распорядка работы школы и
возложенных на учащегося обязанностей, умение пользоваться правами ученика,
выполнение роли хозяина в школе, поддерживающего обстановку доброжелательности
и радости общения, уважения друг к другу.
Ø
убежденность учащихся в том, что настоящий
гражданин любит и гордится своей Родиной, изучает её историко-культурное
наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.
Ø учащиеся
должны серьезно задуматься над своим существованием на планете Земля и над тем,
как её сохранить. Настоящий гражданин любит и бережет природу, занимает
активную позицию в борьбе за сохранением мира на Земле.
В начальной школе я с детьми провожу очень
много мероприятий, посвященным событиям ВОВ. В ноябре ребята обязательно
участвуют в лицейской акции, посвященной началу контрнаступления советских
войск под Сталинградом. В этом году проходила акция «Сталинградское окно». В
феврале проводятся мероприятия, посвященные победе под Сталинградом. В мае мы
обязательно говорим о великой Победе над фашистами.
Ребята также готовят материал для
классных часов. Это и рисунки, и доклады, и презентации, и проекты. Это и
экскурсии по памятным местам нашего города. Мы с ребятами посещали музей
Панорамы, музеи Старая Сарепта. Работники этого музея выезжают к нам в школу
на классные часы с программой «Музей в чемодане» и рассказывают ребятам о
событиях ВОВ. Все учащиеся с большим удовольствием посещают музей боевой славы,
который находится в нашем лицее. В этом году наш класс подарил школьному музею
статуэтку на военную тему
С особым трепетом ребята готовятся к
встрече с ветеранами ВОВ. Ветераны рассказывают о своей фронтовой жизни, о
своих подвигах, о подвигах своих сослуживцев. Их рассказы дети слушают, затаив
дыхание.
Кроме того, в лицее сложилась
традиция поздравлять ветеранов ВОВ. Ученики нашего класса вместе с родителями
приходят в гости к ветерану, приносят угощения, дарят открытки, сделанные
своими руками. В такие моменты происходит общение разных поколений, в
результате которого формируется уважительное отношение к участникам войны. Дети
учатся ценить и уважать людей, которые защищали нашу Родину.
Еще одна хорошая традиция – это
ежегодное проведение игры «Маленькая зарничка». Старшеклассники проводят для
малышей. В ходе этой игры ребята пополняют свои знания о героях ВОВ, вспоминают
песни военных лет. У ребят формируются качества, необходимые защитнику Родины.
Ученики моего класса принимают участие
в конкурсах, посвященным событиям ВОВ. Они стали победителями регионального
конкурса «Гренадеры вперед». Они защищали песню «Случайный вальс», рожденную
на земле Сталинградской во время ВОВ.
В этом же конкурсе ученики стали
победителями в номинации «Рукописная книга». Книга называется «Моя Родина – это
моя большая семья». Она имеет несколько глав, в которых говорится и о ВОВ, и
описывается мирное время, и о любви к Родине.
Ещё в этом году ученики начальных
классов собрали информацию о своих прабабушек и прадедушек, которые погибли во
время ВОВ. Это информация была отправлена на программу первого канала, для
пополнения данных о погибших солдатах.
Проведение всех этих мероприятий не
проходит бесследно. Они оставляют отпечаток в душах наших учеников.
Подтверждением тому являются сочинения. На кануне 9 мая ребята пишут сочинения
на военную тему. Ученики моего класса вместе с родителями рассказали о своих
родственниках, прошедших войну. Работы были оформлены. Некоторые ребята моего
класса пишут стихи. Эти стихи вошли в рукописные книги.
Чем
глубже, полнее, ярче и содержательнее будут знания учащихся о
родном крае и лучших его людях, тем более действенным скажутся они в формировании
благородного нравственного чувства: интереса и любви к родному краю,
глубокого уважения к патриотическим традициям земляков, а – главное – они
помогут учащимся на доступных, близких примерах из окружающей жизни понять
сущность и полноту большого патриотизма – патриотизма, как чувства долга
перед народом, перед Родиной.
Я
считаю, работа по патриотическому воспитанию школьников должна вестись не
эпизодически, а ежедневно. Учитель в свою очередь на своём примере должен
показывать, что ему не безразлично, какими станут его воспитанники. Учителю
должно быть небезразлично, что происходит в России, что ожидает нашу страну в
будущем. Если дети будут чувствовать и видеть, что их учитель на деле, а не на
словах любит свою страну, то они ему будут верить, и воспитание патриотических
чувств будет направлено в нужное русло. И будет результат этой работы.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.