Главная / Русский язык и литература / Статья "Учим создавать текст"

Статья "Учим создавать текст"

Учим создавать текст-описание.

«Залог успеха,
Соль удачи —
Трудолюбивое терпенье.
А без терпенья мало значат
И озаренье
И уменье…»
Л.Татьяничева

 

http://www.publiclibrary.ru/images-main/newsquare.gif  ПИШЕМ СОЧИНЕНИЕ

Сочинение — вид письменной школьной работы — изложение своих мыслей, знаний на заданную тему. http://www.publiclibrary.ru/readers/otlichnik/images-otlichnik/teacher.gif

(С. И. Ожегов)



КОМПОЗИЦИЯ СОЧИНЕНИЯ

  • вступление

  • основная часть

  • заключение

Отсутствие в сочинении одного из элементов композиции рассматривается как ошибка и учитывается при выставлении оценки. Композиция сочинения должна быть продуманной и четкой. Все основные мысли в сочинении необходимо тщательно обосновывать, анализируя текст литературных произведений.

Задачи:

Образовательная:


  • учить писать сочинение на материале собственных представлений


  • учить строить текст в определённой композиционной форме


  • формировать умение подбирать точную лексику для описания,


помогающую раскрыть тему сочинения

Развивающая:
развивать умение составлять текст - повествование с элементами описания
составлять план текста
расширять словарный запас, кругозор учащихся
формировать умение точно выражать свои мысли и чувства
развивать художественный вкус и образное мышление
Воспитательная:
воспитывать творческую активность и самостоятельность;
воспитывать любовь, чуткое отношение к красоте окружающего мира.

^ Методы обучения: словесно-логический, поисковый, наглядно - действенный, практический.

  • Проводя исследования развития речи младших школьников, я убедилась, что дети не всегда могут логически и последовательно раскрыть тему, у многих не соответствует правильное речевое оформление, ограниченный словарный запас. Таким образом, уровень развития письменной речи младших школьников – достаточно низкий. Поэтому необходимо проводить работу по развитию письменной речи учащихся на уроках развития речи.

  • В качестве средства развития речи учащихся было решено использовать сочинения-описания и сочинения-рассуждения по картине.

  • Создание письменного текста-описания – более сложная работа, чем

создание повествовательного текста. Такая работа требует от ребёнка

хорошо сформированных аналитических умений (умения сравнивать,

сопоставлять, делать выводы, обобщать и др.). Несмотря на то, что у

ребёнка в начальной школе ещё недостаточно сформированы данные

умения, работу над описанием необходимо начинать уже в начальной

школе. Такая необходимость вызвана: 1) жизненными потребностями; 2) задачами современной начальной школы, являющейся школой

развивающего обучения (требования ФГОС начального общего образования

второго поколения).

  1. Умение озаглавить текст своего сочинения в соответствии с

типом текста-описания так, чтобы заголовок отражал тему текста

и сообщал о предмете описания (если тема предлагалась общая).

  1. Умение определить авторское отношение к предмету описания в

художественном стиле и не выражать своё авторское отношение, к

примеру, в текстах-описаниях делового стиля.

  1. Умение отбирать соответствующий материал для создания

текста определённого жанра и типа речи (текста), к примеру, портрет,

статья в энциклопедии, этюд, загадка и др.

  1. Умение строить текст в соответствии со структурно - композиционными

особенностями текста-описания, умение конструировать зачины и концовки

как структурные компоненты текста-описания, соединять предложения с

помощью лексических и грамматических средств связи.

  1. Умения в области языковой подготовки текста: подготавливать

словарь в соответствии с темой описания; выбирать слова, сочетания,

фразеологию, образы; подготовка фрагментов будущего текста-описания.

  1. Умение выделять абзацы (если необходимо) в тексте-описании,

связывать их между собой.

Задачи:

формировать умения определять и раскрывать тему текста, составлять связное высказывание по опорным словам, словосочетаниям, используя разнообразные языковые средства;

расширять словарный запас на материале группы родственных слов;

развивать навык фонематического синтеза в процессе упражнений по звуковому анализу и синтезу слов;

развивать мелкую моторику рук.

Цели: развивать умение составлять текст по представлению, составлять предложения – ответы на поставленный вопрос; развивать орфографическую зоркость; учить применять на практике изученные орфограммы; развивать устную и письменную речь учащихся; учить наблюдать,  сравнивать, анализировать, делать выводы; прививать любовь к природе.

Подготовительная работа:

  • Коллективный поход в парк

  • Цель: узнать из литературных, энциклопедических источников о теме своего сочинения.

Вопросы: 1. О чем хочется написать в своем сочинении?

2. Какие впечатления по данной теме?

3. Что особенно запомнилось, понравилось?

Цель: понаблюдать за временами года, делать записи наблюдений.



Статья "Учим создавать текст"
  • Русский язык и литература
Описание:

Учим создавать текст-описание.

«Залог успеха,
Соль удачи —
Трудолюбивое терпенье.
А без терпенья мало значат
И озаренье
И уменье…»
Л.Татьяничева

 

  ПИШЕМ СОЧИНЕНИЕ

Сочинение — вид письменной школьной работы — изложение своих мыслей, знаний на заданную тему.

(С. И. Ожегов)



КОМПОЗИЦИЯ СОЧИНЕНИЯ

  • вступление
  • основная часть
  • заключение

Отсутствие в сочинении одного из элементов композиции рассматривается как ошибка и учитывается при выставлении оценки. Композиция сочинения должна быть продуманной и четкой. Все основные мысли в сочинении необходимо тщательно обосновывать, анализируя текст литературных произведений.

Задачи:

Образовательная:


  • учить писать сочинение на материале собственных представлений

  • учить строить текст в определённой композиционной форме

  • формировать умение подбирать точную лексику для описания,


помогающую раскрыть тему сочинения

Развивающая:
развивать умение составлять текст - повествование с элементами описания
составлять план текста
расширять словарный запас, кругозор учащихся
формировать умение точно выражать свои мысли и чувства
развивать художественный вкус и образное мышление
Воспитательная:
воспитывать творческую активность и самостоятельность;
воспитывать любовь, чуткое отношение к красоте окружающего мира.

^ Методы обучения: словесно-логический, поисковый, наглядно - действенный, практический.

·         Проводя исследования развития речи младших школьников, я убедилась, что дети не всегда могут логически и последовательно раскрыть тему, у многих не соответствует правильное речевое оформление, ограниченный словарный запас. Таким образом, уровень развития письменной речи младших школьников – достаточно низкий. Поэтому необходимо проводить работу по развитию письменной речи учащихся на уроках развития речи.

·         В качестве средства развития речи учащихся было решено использовать сочинения-описания и сочинения-рассуждения по картине.

·         Создание письменного текста-описания – более сложная работа, чем

создание повествовательного текста. Такая работа требует от ребёнка

хорошо сформированных  аналитических умений (умения сравнивать,

сопоставлять, делать выводы, обобщать и др.). Несмотря на то, что у

ребёнка в начальной школе ещё недостаточно сформированы данные

умения, работу над описанием необходимо начинать уже в начальной

школе. Такая необходимость вызвана: 1) жизненными потребностями; 2) задачами современной начальной школы, являющейся школой

развивающего обучения (требования ФГОС начального общего образования

второго поколения).

1.     Умение озаглавить текст своего сочинения в соответствии с

типом текста-описания так, чтобы заголовок отражал тему текста

и сообщал о предмете описания (если тема предлагалась общая).

2.     Умение определить авторское отношение к предмету описания в

художественном стиле и не выражать своё авторское отношение, к

примеру, в текстах-описаниях делового стиля.

3.     Умение отбирать соответствующий материал для создания

текста определённого жанра и типа речи (текста), к примеру, портрет,

статья в энциклопедии, этюд, загадка и др.

4.     Умение строить текст в соответствии со структурно - композиционными

особенностями текста-описания, умение конструировать зачины и концовки

как структурные компоненты текста-описания, соединять предложения с

помощью лексических и грамматических  средств   связи.

5.      Умения в области языковой подготовки текста: подготавливать

словарь в соответствии с темой описания; выбирать слова, сочетания,

фразеологию, образы; подготовка фрагментов будущего текста-описания.

6.     Умение выделять абзацы (если необходимо) в тексте-описании,

связывать их между собой.

Задачи:

·  формировать умения определять и раскрывать тему текста, составлять связное высказывание по опорным словам, словосочетаниям, используя разнообразные языковые средства;

·  расширять словарный запас на материале группы родственных слов;

·  развивать навык фонематического синтеза в процессе упражнений по звуковому анализу и синтезу слов;

·  развивать мелкую моторику рук.

Цели: развивать умение составлять текст по представлению, составлять предложения – ответы на поставленный вопрос; развивать орфографическую зоркость; учить применять на практике изученные орфограммы; развивать устную и письменную речь учащихся; учить наблюдать,  сравнивать, анализировать, делать выводы; прививать любовь к природе.

Подготовительная работа:

  • Коллективный поход в парк
  • Цель: узнать из литературных, энциклопедических источников о теме своего сочинения.

Вопросы: 1. О чем хочется написать в своем сочинении?

2. Какие  впечатления по данной теме?

3. Что особенно запомнилось, понравилось?

Цель: понаблюдать за временами года,  делать записи наблюдений.

 
 

Зима во всю уже набрала свои обороты. Погода стоит  просто прекрасная. Выходные проходят незаметно и как – то без пользы.

И вот один раз мы с друзьями договорились провести их на катке. Некоторые ребята из нашей компании ни разу не стояли на коньках, но нас поддержали. И вот выходные настали. Большой компанией мы отправились на каток. Какого же было наше удивление, когда мы увидели, сколько же народу катается на коньках! Мы влились в их компанию, посмеялись над своими ребятами, которые не переставали набивать себе синяки. Мы даже не заметили  как прошло время.

Да, эти выходные прошли с пользой и запомнятся надолго.

 Келейницина Людмила, ученица 4 «Б» класса МКОУ СОШ с. Сергеевка Приморского края, Партизанского  муниципального района.

 

 

 

Автор Гришко Татьяна Владимировна
Дата добавления 09.12.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Тесты
Просмотров 560
Номер материала 6814
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓