«Трудные дети» младшего школьного возраста,
имеющие проблемы в общении
Дети
постоянно меняются, как меняется и сама жизнь. Они больше умеют, знают, чем,
например 20 лет назад. Изменяется и их отношение к окружающему миру, взрослым,
сверстникам. С появлением компьютера в жизни детей они меньше внимания стали
уделять общению со сверстниками.
Насколько
легко ребенок будет уметь общаться с окружающими его людьми, налаживать
контакт, зависит его дальнейшая учебная, рабочая деятельность, его судьба и
место в жизни. А именно в этот период закладывается навык брать на себя
ответственность за свою речь и правильно ее организовывать, чтобы установить
отношения с окружающими людьми. Также закладывается умение дисциплинировать
себя, организовывать как личную, так и групповую деятельность, понимание
ценности сотрудничества, общения и отношений в совместной деятельности.
Поэтому
необходимо знать причины затрудненного общения у младших школьников, чтобы во
время провести коррекционную работу с ребенком.
Н.В. Клюева, Ю.В.
Касаткина, считают, что причинами трудностей общения являются: неблагополучные
отношения в семье, которые проявляются в непоследовательности и
противоречивости воспитания. Также причинами, по их мнению, могут стать
психофизиологические нарушения, соматические и наследственные заболевания.
Часто признаком заболевания является отказ от контактов с людьми, избегание
любого общения, уход в себя, замкнутость и пассивность. Возможно проявление
повышенной возбудимости с агрессивностью, драчливостью, повышенная склонность к
конфликтам, мстительность, стремление причинить боль.
Одной
из наиболее распространенных трудностей в работе с детьми младшего школьного
возраста является их неустойчивость, неуравновешенность. Порой взрослые не
знают, как себя вести со школьниками чрезмерно упрямыми, обидчивыми,
драчливыми, или, например, с детьми, слишком болезненно переживающими любое
замечание, плаксивыми, тревожными. Помочь учителю разобраться в возможных
причинах таких проявлений эмоциональных переживаний в каждой конкретной
ситуации может школьный психолог.
Условно
можно выделить 3 наиболее выраженные группы так называемых трудных детей,
имеющих проблемы в общении.
Агрессивные
дети. Безусловно, в жизни
каждого ребенка бывали случаи, когда он проявлял агрессию, но, выделяя данную
группу, мы обращаем внимание прежде всего на степень проявления агрессивной
реакции, длительность действия и характер возможных причин, порой неявных,
вызвавших аффективное поведение.
Эмоционально
расторможенные дети.
Относящиеся к этому типу дети на все реагируют слишком бурно: если они
выражают восторг, то в результате своего экспрессивного поведения заводят весь
класс; если страдают, их плач и стоны будут слишком громкими и вызывающими.
Слишком
застенчивые, ранимые, обидчивые, робкие, тревожные дети. Они постесняются громко и явно выражать свои
эмоции, будут тихо переживать свои проблемы, боясь обратить на себя внимание.
Несомненно,
характер проявления эмоциональных реакций связан с типом темперамента. Как мы
видим, дети, относящиеся ко второй группе, являются скорее холериками, а
представители третьей группы - меланхоликами или флегматиками.
Трудности
в развитии общения могут быть обусловлены особенностями семейного воспитания,
отношения окружающих к ребенку. Знание особенностей семейного воспитания,
влияния родителей на сына или дочь дает возможность объяснить специфику
эмоциональных нарушений детей.
В
психологической литературе выделяются различные типы неправильного воспитания.
Остановимся на четырех, наиболее распространенных типах неправильного
воспитания.
1.
Неприятие. Оно может быть
явным и неявным. Явное неприятие наблюдается, например, тогда, когда рождение
ребенка было изначально нежелательным, или в случае, если планировалась
девочка, а родился мальчик, т.е. когда ребенок не удовлетворяет начальные
ожидания родителей. Намного сложнее обнаружить неявное неприятие. В таких
семьях ребенок, на первый взгляд, желанен, к нему внимательно относятся, о нем
заботятся, но нет душевного контакта. Причиной тому может быть чувство
собственной нереализованное, например, у матери, для нее ребенок препятствие
для развития собственной карьеры, помеха, устранить которую она никогда не
сможет, и вынуждена терпеть. Проецируя свои проблемы на ребенка, она создает
эмоциональный вакуум вокруг него, провоцирует собственного ребенка на обратное
неприятие. Как правило, в семьях, где доминируют такого рода отношения, дети
становятся либо агрессивными (т.е. мы их можем отнести к первой группе
выделенных форм проявлений эмоциональных нарушений), либо чересчур забитыми,
замкнутыми, робкими, обидчивыми (т.е. по нашей классификации, третья группа).
Неприятие порождает в ребенке чувство протеста. В характере формируются черты
неустойчивости, негативизма, особенно в отношении взрослых. Неприятие приводит
к неверию в свои силы, неуверенности в себе.
2.
Гиперсоциальное воспитание.
Причина его в неправильной ориентации родителей. Это слишком «правильные»
люди, пытающиеся педантично выполнять все рекомендации по «идеальному»
воспитанию. «Надо» произведено в абсолют. Ребенок у гиперсоциальных родителей
как бы запрограммирован. Он чрезмерно дисциплинирован и исполнителен. Гиперсоциальный
ребенок вынужден постоянно подавлять свои эмоции, сдерживать свои желания. При
таком типе воспитания возможно несколько путей развития: это может быть бурный
протест, бурная агрессивная реакция, иногда и самоагрессия в результате
психотравмирующей ситуации, или наоборот, замкнутость, отгороженность,
эмоциональная холодность.
3.
Тревожно-мнительное воспитание.
Наблюдается в тех случаях, когда с рождением ребенка одновременно возникает
неотступная тревога за него, за его здоровье и благополучие. Воспитание по
этому типу нередко наблюдается в семьях с единственным ребенком, а также в
семьях, где растет ослабленный или поздний ребенок. В результате ребенок тревожно
воспринимает естественные трудности, с недоверием относится к окружающим. Ребенок
в таком случае несамостоятелен, нерешителен, робок, обидчив, мучительно неуверен
в себе. Как мы видим, это напоминает нам особенности детей вышеупомянутой
третьей группы.
4.
Эгоцентрический тип воспитания.
Ребенку, часто единственному, долгожданному, навязывается представление о себе
как о сверхценности: он кумир, «смысл жизни» родителей. При этом интересы
окружающих нередко игнорируются, приносятся в жертву ребенку. В результате он
не умеет понимать и принимать во внимание интерес других, не переносит
дальнейших лишений, агрессивно воспринимает любые преграды. Такой ребенок
расторможен, неустойчив, капризен. Его аффективные проявления очень схожи с
поведением детей, относящихся ко второй группе.
Проблема
личностного развития в семье (рассмотрев при этом далеко не все аспекты
семейных взаимоотношений), является одним из важнейших факторов, влияющих на
коммуникативные способности, в отличие, например, от интеллектуальных.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.