Тревожность и ее особенности
у детей
младшего школьного возраста
Школьная тревожность привлекает к себе внимание , так как является
одной из типичных проблем. Она выступает ярким признаком школьной дезадаптации
ребенка, отрицательно влияет на все сферы его жизнедеятельности: на учебу, на
здоровье, на общий уровень благополучия. Дети с выраженной тревожностью
проявляют себя по-разному. Одни никогда не нарушают правила поведения и всегда
готовы к урокам, другие неуправляемы, невнимательны и невоспитанны. Данная
проблема на сегодняшний день актуальна, над ней можно и нужно работать. Главным
будет являться то, что формирова ние эмоций, воспитание нравственных чувств
будет содействовать совершенному отношению человека к окружающему миру,
обществу, способствовать становлению гармонически развитой личности.
·
Тревожность, как проявление эмоциональной сферы
Эмоции и чувства отражают
реальную действительность в форме переживаний. Различные формы переживания
чувств (эмоции, настроения, стрессы и д. р. ) совместно образуют
эмоциональную сферу человека. Выделяют такие виды чувств, как нравственные,
эстетические и интеллектуальные. По классификации, предложенной К.Э. Изардом,
выделяются эмоции фундаментальные и производные. К фундаментальным относят:
интерес-волнение, гнев, радость, удивление, горе-страдание, отвращение,
презрение, страх, стыд, вину. Остальные - производные. Из соединения фундаментальных
эмоций возникает такое комплексное эмоциональное состояние, как тревожность,
которая может сочетать в себе и страх, и гнев, и вину, и интерес-возбуждение.
"Тревожность - это склонность индивида к переживанию тревоги, характер-
ная низким порогом возникновения реакции тревоги; один из основных параметров
индивидуальных различий".
Определенный уровень тревожности - это особенность активной деятель- ности
личности. У каждого человека существует свой оптимальный уровень тревожности -
это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в
этом отношении, является существенным компонентом самоконтроля и
самовоспитания. Однако, повышенный уровень тревожности является субъективным
проявлением неблагополучия личности. Проявления тревожности в различных ситуациях
не одинаковы. В одних случаях люди ведут себя тревожно всегда и везде, в других
они обнаруживают свою тре- вожность лишь время от времени, в зависимости от
складывающихся обсто- ятельств. Стабильные проявления свойств личности принято
называть лич- ностной тревожностью и связывать с наличием у человека
соответствующей личностной черты ( "личностная тревожность"). Это
устойчивая индивиду- альная характеристика, отражающая предрасположенность
субъекта к трево- ге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать
достаточно широкий "круг" ситуаций как угрожающий, отвечая на каждую
из них опре- деленной реакцией. Как предрасположенность, личностная тревожность
активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком
как опасные, связанные со специфическими ситуациями угрозы его престижу,
самооценке, самоуважению.
Проявления связанные с конкретной внешней ситуацией называют ситуа- тивными, а
особенность личности проявляющей такого рода тревожность, обозначают как
"ситуационная тревожность". Это состояние характеризуется субъективно
переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, оза- боченностью,
нервозностью. Такое состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую
ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичным во времени.
Категории личности, которые приняты считать высокотревожными, склонны
воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне
ситуаций и реагировать весьма напряженно, выраженным состоя- нием тревожности.
Поведение повышеннотревожных людей в деятельности направленной на достижение
успехов, имеет следующие особенности:
- высокотревожные индивиды эмоционально острее реагируют
на сообще -ния о неудаче, чем низкотревожные;
- высокотревожные люди хуже, чем низкотревожные, работают
в стрессовых ситуациях или в условиях дефицита времени, отведенного на решение какой-либо
задачи;
- характерная черта
высокотревожных людей- боязнь неудачи. Она домини- рует у них над стремлением
к достижению успеха;
- для высокотревожных
людей большей стимулирующей силой является сообщение об успехе, чем о неудаче;
- низкотревожных людей
больше стимулирует сообщение о неудаче;
Деятельность человека в
конкретной ситуации зависит не только от самой ситуации, а от наличия или
отсутствия у него личностной тревожности, но и от ситуационной тревожности,
возникающей у данного человека в данной ситуации под влиянием складывающихся
обстоятельств.
·
Причины возникновения тревожности и особенности ее проявления у
детей среднего школьного возраста
Эмоции играют важную роль
в жизни детей: помогают воспринимать действительность и реагировать на нее.
Проявляясь в поведении, они информируют взрослого о том, что ребенку нравится,
сердит или огорчает его. Отрицательный фон ребенка характеризуется подавленностью,
плохим настроением, растерянностью. Одной из причин такого эмоционального
состояния ребенка может быть проявление повышенного уровня тревожности. Под тревожнстью
в психологии понимают склонность человека переживать тревогу, т.е.
эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и
проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий. Тревожные люди
живут, ощущая постоянный ,беспричинный страх. Они часто задают себе вопрос: ”А
вдруг что-нибудь случится?” Повышенная тревожность может дезорганизовать любую деятельность
,что в свою оче -редь, приводит к низкой самооценке, неуверенности в себе .
Таким образом, это эмоциональное состояние может выступать в качестве одного из
меха- низмов развития невроза, так как способствует углублению личностных
противоречий (например, между высоким уровнем притязаний и низкой самооценкой).
Все что характерно для тревожных взрослых, можно отнести и к тревожным детям.
Обычно это очень не уверенные в себе дети, с неустойчивой самооценкой. Постоянно
испытываемое ими чувство страха перед неизвестным приводит к тому, что они
крайне редко проявляют инициативу. Будучи послушны- ми, предпочитают не
обращать на себя внимание окружающих, ведут себя примерно и дома, и в школе,
стараются точно выполнять требования родителей и учителей - не нарушают дисциплину.
Таких детей называют скромны ми, застенчивыми.
·
Какова же этиология тревожности? Известно, что предпосылкой
возникнове- ния тревожности является повышенная чувствительность
(сензитивность). Однако не каждый ребенок с повышенной чувствительностью
становится тревожным. Многое зависит от способов общения родителей с ребенком.
Иногда они могут способствовать развитию тревожной личности. формируют соответствующий
характер.
Таким образом, неуверенный в себе, склонный к сомнениям и колебаниям,
робкий, тревожный ребенок нерешителен, несамостоятелен, нередко инфан- тилен.неуверенный,
тревожный человек всегда мнителен, а мнительность порождает недоверие к другим.
Такой ребенок опасается других, ждет напа- дения, насмешки, обиды. Он не
успешен.. Это способствует образованию реакций психологической защиты в виде
агрессии, направленной на других. Проявление школьной тревожности в
поведении учащихся
Школьная тревожность
может проявляться в поведении разными способами. Это возможно и пассивность на
уроках, и смущение при замечаниях учителя, и скованность при ответах. При
наличии таких признаков, в силу больших эмоциональных нагрузок, ребенок чаще
болеет. В школе на перемене такие дети малообщительны, практически не вступают
в тесные контакты с детьми, но одновременно находятся среди них.
Среди признаков школьной
тревожности можно выделить типичные проявления, характерные для младшего
подросткового возраста:
-ухудшение соматического
здоровья проявляется в «беспричинных» головных болях, повышении температуры.
Такие ухудшения случаются перед контрольными работами;
-нежелание ходить в школу
возникает в связи с недостаточной школьной мотивацией. Учащиеся начальной
школы, как правило, не идут дальше рассуждений на эту тему, а с переходом в
среднюю школу могут появиться эпизодические прогулы в дни контрольных работ,
«нелюбимых» предметов и учителей;
-излишняя старательность
при выполнении заданий, когда ребенок по несколько раз переписывает одно и тоже
задание. Это может быть связано со стремлением «быть лучше всех»;
-отказ от субъективно
невыполнимых заданий. Если какое-то задание не получается, ребенок может
перестать его выполнять;
-раздражительность и
агрессивные проявления могут проявляться в связи со школьным дискомфортом.
Тревожные дети огрызаются в ответ на замечания, дерутся с одноклассниками,
проявляют обидчивость;
-снижение концентрации
внимания на уроках. Дети пребывают в мире собственных мыслей и идей, которые не
вызывают тревоги. Это состояние является для них комфортным;
-потеря контроля над
физиологическими функциями в стрессогенных ситуациях, а именно различные
вегетативные реакции в беспокоящих ситуациях. Например, ребенок краснеет,
испытывает дрожь в коленках, у него возникает тошнота, головокружение;
-ночные страхи, связанные
со школьной жизнью и дискомфортом;
-отказ отвечать на уроке
характерен, если тревожность сфокусирована вокруг ситуации проверки знаний, это
проявляется в том, что ребенок отказывается принимать участие в ответах и старается
быть как можно более незаметным;
-отказ от контакта с
учителем или одноклассниками (или сведение их к минимуму);
-«сверхценность» школьной
оценки. Школьная оценка является «внешним» мотиватором учебной деятельности и
со временем теряет свой стимулирующий эффект, становясь самоцелью (Ильин Е.П.,
1998).учащегося интересует не учебная деятельность, а внешняя оценка. Однако, к
середине подросткового возраста ценность школьной оценки исчезает и теряет
мотивирующий потенциал;
-проявление негативизма и
демонстративных реакций ( в адрес учителей, как попытка произвести впечатление
на одноклассников).
Исходя из выше
перечисленного, можно сделать следующие выводы:
-школьная тревожность-
это специфический вид тревожности, когда ребенок взаимодействует с окружающей
средой;
-школьная тревожность
вызвана различными причинами и проявляется в различных формах;
-школьная тревожность
является признаком затруднения в процессе школьной адаптации. Может проявляться
как личностная тревожность;
-школьная тревожность
препятствует эффективности учебной деятельности.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.