Главная / Математика / статья тема: «Применение дифференцированного подхода при обучении с использованием различных методов работы на уроках».

статья тема: «Применение дифференцированного подхода при обучении с использованием различных методов работы на уроках».

Дифференцированный подход при обучении с использованием различных методов работы на уроках

Я, Патрина Татьяна Николаевна, учитель математики первой квалификационной категории МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №120 с углубленным изучением отдельных предметов» Московского района города Казани, работаю в данной школе 15 лет, общий педагогический стаж-19 лет. 2 года являюсь ответственным за базу ГИА Московского района. Образование высшее, в 1992 году окончила Казанский государственный педагогический институт по специальности учитель математики и информатики. С 1992 по 1996 года работала преподавателем математики в училище, с 1996 года работаю учителем математики в школе. 
Моя тема самообразования «Применение дифференцированного подхода при обучении с использованием различных методов работы на уроках».
 
В своей работе я применяю различные методы работы в зависимости от возраста учащихся и уровня мотивации класса.
 
Так для учащихся 5-6 классов я использую непродолжительные практические работы по закреплению и материала и проверки домашних заданий. Например при изучении темы «Составление математических моделей реальных ситуаций» я в начале каждого урока проверяю только умение составлять математическую модель без самого требований решить её, т.к. это дает возможность проверить буквально за 2-3 минуты поняли ли дети тему, а для решения самих моделей есть тема решение уравнений, которую изучают в начальной школе и в дальнейшем. Такой метод проверки позволяет сразу отработать составление уравнений к задачам. Это показывают и результаты ЕГЭ этого года, так с задачей В13 справились 60% учащихся моего выпускного класса.
 
В 5 классе, особенно в начале учебного года, я практикую решение задач не с печатного текста, а зачитываю задачу сама, что позволяет приучить детей в кротчайший срок к тембру моего голоса, скорости произношения, а так-же приучает их слушать и выделять главное.
 
В 6 классе, когда только начинается знакомство с координатной плоскостью, я применяю не простое изображение точек на координатной плоскости по координатам, а определенным образом подобранные картинки, составляемые по точкам, что позволяет в конце работы детям сразу увидеть, где они ошиблись, если картинка не совпадает с исходной.
 
В старшем звене я практикую работу группами, где при изучении темы группы разбиваю по уровню усвоения, сильные работают с данными заданиями своего уровня, а учащиеся плохо усвоившие данную тему работают со мной, что позволяет сильным не «киснуть» на простых заданиях, а слабым не отставать еще больше. Для учащихся, пропустивших тему, по какой-либо причине, или не усвоивших тему я делаю карточки- подсказки, в которых поэтапно расписан алгоритм решения задания.
 
При прохождении темы повторения, я прикрепляю сильных учеников к группам из 3-4 неуспевающих по данной теме учащихся, что позволяет сильным еще раз повторить тему, объясняя её неуспешным товарищам.
 
Часто в работе на уроках практикую взаимопроверку. Определение и объяснение ошибки сильными учащимися. Я считаю, что когда один ученик объясняет материал другому, у обоих происходит более глубокое понимание темы (речь идет о темах повторения).
 
Применение ИКТ это еще один способ разнообразить работу на уроке. В кабинете установлена интерактивная доска и при работе на уроке мы стараемся использовать все её возможности. Показ презентаций, составленных учащимися по темам программы, позволяет заинтересовать. Обучающие презентации позволяют наглядно рассмотреть несколько приемов решения одного уравнения или задачи. Применение графического редактора позволяет наглядно показать «движение» графиков по оси, сжатие или растяжение в зависимости от коэффициента.
 
Конечно-же никакая техника не может заменить простое общение между учеником и учителем, я считаю, что невозможно решить задачу, а особенно геометрическую, без рассуждений. Я приветствую когда мои ученики начинают спорить между собой, или даже со мной по поводу метода решения задачи. Мне кажется, что именно во время общения и происходит то сближение учителя и ученика, т.к. появляется общая цель, решить задачу, и не просто решить, а сделать это красиво и «вкусно».
 
Своим ученикам я всегда говорю, что математика - это, пожалуй, единственный предмет школьного курса, в котором все понятно неизменно и стабильно, если уж ты выучил таблицу умножения, то она никогда за твою жизнь не поменяется и 5*5 всегда будет 25, то-же происходит и с другими темами математики.
 

Активизация мыслительной деятельности учащихся через организацию самостоятельной работы

Я, Дойчева Анна Петровна, учитель математики I квалификационной категории муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения «Герасимовская средняя общеобразовательная школа». Работаю в данной школе с 1979 года. Образование высшее. Окончила Оренбургский государственный педагогический институт по специальности учитель математики. 
Моя основная воспитательная цель – передать свою увлеченность математикой ученикам. Основная цель моей работы состоит в обеспечении условий для формирования совокупности знаний, умений, навыков учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках математики. Для реализации этой цели я ставлю перед собой следующие задачи:
 
1. Создание на уроках математики условий для активизации мыслительной деятельности учащихся;
 
2. Формирование у обучающихся самостоятельно определять, какая информация необходима для решения конкретной задачи; самостоятельно отбирать для решения предметных задач необходимые источники информации;
 
3. Создание условий для добывания знаний из реальной жизни, для овладения различными методами действий в нестандартных ситуациях.
 
В своей работе я стараюсь изжить устаревший взгляд на самостоятельную работу, как на работу, связанную исключительно с закреплением, повторением изученного и с контролем над усвоением. Стараюсь использовать разнообразные виды самостоятельной работы для активизации учебной деятельности учащихся, воспитания у них активности, самостоятельности мышления, умения применять знания в процессе обучения.
 
По характеру учебной самостоятельной деятельности можно выделить 4 уровня. Первый уровень - простейшая воспроизводящая самостоятельность. Этот уровень проявляется при выполнении простого воспроизведения имеющихся знаний. Второй уровень проявляется в умении из нескольких правил выбрать одно и использовать в решении. На данном уровне учащийся показывает умение производить мыслительные операции, такие как сравнение, анализ. Третий уровень – частично – поисковый. На этом уровне проявляется умение из имеющихся правил формировать обобщённые способы для решения более широкого гласа задач. В деятельности ученика на этом уровне значительное место занимает контроль результатов. Четвёртый уровень – творческая самостоятельность. Этот вид самостоятельности проявляется чаще на кружках, факультативах, олимпиадах.
 
Одинаково проводимые самостоятельные работы снижают интерес, замедляют скорость выполнения.
 
Приведу несколько примеров по активизации самостоятельной работы в зависимости от того, цели какого уровня эта работа выполняет.
 
При изучении темы «Линейное уравнение» с одной переменной в 7 классе от каждого ученика требуется хорошее владение навыками алгебраических преобразований и алгоритма решения линейных уравнений. Чтобы активизировать работу по многократному решению уравнений организую самостоятельную работу в следующем виде: на доске записываю фамилии учеников всего класса в таблицу. Решив одно уравнение, ученик подходит к учителю и проверяет, получает оценку и на доске выставляет себе сам. Итоговую оценку по результатам работы выставляю в журнал. У ребят появляется желание быстрее и лучше выполнить задание, т.к. результаты записываются на доске. Для учителя положительным моментом является обратная связь, своевременная помощь ученикам, допускающим ошибки.
 
Когда учебный материал достаточно хорошо отработан, возникает необходимость контроля полученных навыков и умений. На этом этапе обучения можно провести самостоятельную работу с последующей взаимопроверкой, когда учащиеся, сидящие за одной партой, обмениваются тетрадями и проверяют работу соседа. При организации данного вида работы ответы должны быть приготовлены заранее.
 
С большим интересом выполняют ребята самостоятельную работу с кодированным ответом, когда при проверке решения получается слово. Для повышения интереса, активизации деятельности использую различные иллюстрации, картинки.
 
Самостоятельная работа с показом. Такая работа позволяет учащимся не только увидеть, как надо решать данную задачу, но и самостоятельно установить логические связи между увиденным и тем, что надо сделать.
 
Работа по заданному алгоритму приучает учащихся к чёткому, последовательному выполнению задания, целенаправленно организует мыслительную деятельность учащихся.
 
Работа над сообщениями, докладами учит обобщению изученного, отбору наиболее существенного материала. Вообще, «взгляд назад» после изучения темы помогает учащимся получить целостное представление о пройденном. Такая организация самостоятельной работы с литературой позволяет не только учащимся готовиться к лекциям, но и преподавателям проводить уроки-лекции, на которых учащиеся изучают новый материал и осваивают приемы составления конспекта. В этом виде самостоятельной работы сливаются обучающий контролирующий процессы.
 
На математическом кружке «Час занимательной математики» ребята делают сообщение: «Жизнь и открытия Пифагора», «Признаки делимости», «Простые числа. Так ли они просты?», сочиняют сказки: «Геометрические фигуры из цветочного города», «Сказка о круге «Кругосветное путешествие», «Встреча угла с лучом», «Друзья: Квадрат и Треугольник» и т.д.
 
На уроке при устном счете, при объяснении материала, при самостоятельной работе учащегося с текстом даю задание: «Лови ошибку». Ребята должны мгновенно реагировать на намеренно допущенные ошибки.
 
Умение заинтересовать математикой — дело не простое. Как сформировать интерес к предмету? Конечно же, через самостоятельность и активность, через поисковую деятельность на уроке и дома, создание проблемных ситуаций, использование разнообразных методов обучения.
 
Самое приятное в учебно-воспитательном процессе – это видеть улыбки на лицах учеников, приходить в класс, зная, что тебя там ждут и рады тебе.
 
Каждый ребенок по-своему талантлив, но ему нужно помочь найти себя, раскрыть свои способности, самореализоваться.
 
В областном конкурсе «Астрономический калейдоскоп» Горборукова Алена заняла 1 место
 
1 место заняла моя ученица 11 класса в научно-практической конференции учащихся Новосергиевского р-на. Тема работы: «Еще раз про проценты».
 
В номинации реферат проблемно – поискового характера Девлешова Анастасия заняла 3 место в научно-практической конференции учащихся Новосергиевского района.
 
Четверо учеников 9 класса участвовали во Всероссийской олимпиаде по математике
 
Команда учащихся участвовала в I сетевом конкурсе педагогического мастерства «Учитель года - 2010» и стала призером в номинации «Мысли глобально – действуй локально!»
 
Минуют года, века. Неузнаваемой станет жизнь, исчезнут многие сегодняшние профессии, но пока существует человечество, сохранится на Земле высокое звание Учитель.
 

Развитие творческого мышления учащихся через решение нестандартных задач.

Я верю, что каждый ученик талантлив, 
но талантлив по-своему, и его талант
 
нужно развивать, во что бы то не стало.
 
–моё педагогическое кредо
 
Я, Плотникова Татьяна Владимировна, учитель математики высшей квалификационной категории, заместитель директора по учебной работе муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1 города Суздаля», работаю в данной школе 18 лет. Образование высшее, в 1994 году окончила Владимирский государственный педагогический университет имени Лебедева-Полянского по специальности учитель математики и информатики. Всю свою трудовую деятельность я работаю учителем математики.
 
Проблема развития творческих способностей учащихся не нова для нашей школы. Школьные уроки, в большинстве своем, нацелены на выполнение учебной программы, на овладение учащимися обязательного образовательного минимума, а не на развитие их мышления. Большую часть времени на уроке мы отдаем «средним» и слабо успевающим ученикам, отрабатывая с ними алгоритмы решения стандартных задач и примеров.
 
И от этого, в первую очередь, страдают наиболее способные ребята. Те, кто в младших классах учится легко и радостно, но уже к седьмому классу теряет интерес к учебе. Их познавательная деятельность оказывается не достаточно нагруженной, они не прилагают усилий в учебной работе, ибо усвоить стереотипы могут без труда, а их мышление при этом бездействует.
 
Одаренные или способные дети есть в каждом классе и их невозможно не заметить. Но если родители и учителя не загружают их ум, то они теряют свой творческий потенциал.
 
Главное это не успехи в олимпиадах и других различных конкурсах, главное в том, что увлечение математикой в школьные годы развивает мышление и потребность в творческой деятельности, воспитывает трудолюбие, ответственность за порученное дело.
 
Каждый человек индивидуален, неповторим. Неодаренных людей нет. Есть личности, не раскрывшие свои способности. Дети от природы любознательны, и полны желания учиться. И для того чтобы они могли проявить свои дарования, нужна умная поддержка со стороны взрослых. Увидеть что-то по-новому, не так, как все, и не так как раньше – очень не простая задача. Но этому можно научить, если направить процесс обучения на развитие и усовершенствование творческих задатков и способностей учащихся.
 
Целью своей педагогической деятельности считаю создание оптимальных условий:
 
для повышения качества знаний, умений и навыков учащихся по математике,
 
для формирования самостоятельной творческой деятельности учащихся,
 
для развития и саморазвития личности обучаемого, исходя из его индивидуальных способностей.
 
При обучении математике считаю важным формировать у учащихся качества мышления, необходимые для полноценного функционирования человека в современном обществе. Эта проблема актуальна и находит отражение в Федеральном компоненте государственного стандарта общего образования. Так как модернизация Российского образования предполагает ориентацию образования не только на усвоение учащимися определённой суммы знаний, но и развитие его личности, способной адаптироваться к современным условиям, умеющей самостоятельно решать проблемы, добывать и применять знания, его познавательных и созидательных способностей.
 
Исходя из целей математического образования, работу строю так, чтобы способствовать развитию мыслительной деятельности учащегося, его интеллектуальных способностей. Моей темой самообразования является «Развитие творческого мышления учащихся через решение нестандартных задач».
 
Для реализации поставленной цели, пред собой ставлю следующие задачи:
 
1. способствовать формированию у учащихся обобщённых приёмов умственной деятельности в процессе приобретения знаний;
 
2. воспитывать потребность в самостоятельном приобретении новых знаний;
 
3. повышать интерес к учению, учитывая индивидуальные особенности каждого ученика.
 
В своей работе ориентируюсь на принцип непрерывности обучения, формирующий необходимые общеучебные ЗУН и мотивацию продолжения образования; считаю наиболее приемлемой систему развивающего обучения с личностно-ориентированным подходом (И.С.Якиманская) так как значимыми становятся те составляющие, которые развивают индивидуальность ребёнка, создают все необходимые условия для его саморазвития, самовыражения.
 
Использую разные методы объяснения нового материала:
 
репродуктивный
 
объяснительно – иллюстративный
 
эвристический(частично-поисковый)
 
проблемного изложения материала.
 
Использую различные формы организации познавательной деятельности учащихся:
 
фронтальная,
 
индивидуальная,
 
групповая,
 
парная,
 
коллективная.
 
Если предложенное задание учащиеся в состоянии выполнить самостоятельно, то используется индивидуальная форма работы. Если же ученик испытывает некоторые затруднения, то им предлагается выбрать приемлемую для себя форму работы – объединится в пары или группы. Важно, чтобы напарник или группа в конечном итоге могла добиться положительного результата. Фронтальную работу использую при коллективном обсуждении отдельных вопросов темы, при проведении дискуссий, при анализе результатов проверочных работ.
 
Урочная деятельность
 
• доклады, сообщения
 
• интегрированные уроки
 
• уроки-семинары Внеурочная деятельность
 
• факультативные занятия (для них я стараюсь составлять презентации)
 
• исследовательские работы
 
• индивидуальные занятия
 
• предметные недели
 
• элективные курсы
 
• исследовательские проекты
 
• конкурсы, соревнования
 
Формы работы с учащимися, которые я применяю в своей деятельности:
 
С целью развития учащихся, привития им интереса к предмету, применяю элементы современных образовательных технологий и ИКТ. Учение с интересом, с увлечением активизирует процесс мышления, воспитывает положительные качества.
 
Использую практическую направленность обучения математике. Предлагаю школьникам следующие виды работ:
 
составление таблиц, схем по изученной теме;
 
составление и решение задач, связанных с другими предметами;
 
решение задач разными способами;
 
решение старинных задач;
 
творческие работы(составление задач в картинках, составление текстовых заданий, сообщения из истории математики, выполнение стереометрических моделей и т.д.).
 
Для реализации своей педагогической цели использую различные типы уроков:
 
урок усвоения новых знаний;
 
урок закрепления нового материала;
 
урок проверки и оценки знаний;
 
урок систематизации и обобщающего повторения;
 
урок коррекции знаний;
 
комбинированный урок;
 
уроки с применением ИКТ;
 
урок-консультация.
 
Уроки строю на основе постоянной работы мышления, чтобы учащиеся на них сумели:
 
1. почувствовать конкретную трудность;
 
2. определить её (выявить проблему);
 
3. сформулировать гипотезу по её преодолению;
 
4. получить решение проблемы;
 
5. проверить гипотезу с помощью наблюдений или другими способами.
 
Обучая школьников решению задач с помощью специально подобранных упражнений, я стараюсь учить их:
 
• наблюдать,
 
• пользоваться аналогией,
 
• индукцией,
 
• сравнениями и делать соответствующие выводы,
 
• прививаю учащимся навыки не только логического рассуждения, но и прочные навыки творческого мышления.
 
Для этого на уроках систематически использую задачи, способствующие целенаправленному развитию творческих способностей учащихся, их математическому развитию, формированию у них познавательного интереса и самостоятельности. Такие задачи требуют от школьников наблюдательности, творчества и оригинальности.
 
Предлагаю ребятам задачи:
 
- с недостающими данными,
 
- с излишними данными,
 
- с меняющимся содержанием,
 
- на соображение,
 
- с многовариантными решениями,
 
- с элементами занимательности ,
 
- задачи с параметрами.
 
В устный счёт включаю дополнительные задания активизирующие мышление. Благодаря этим заданиям у детей развивается одна из важнейших и вместе с тем наиболее простых мыслительных операций – сериация. При нахождении способа решения нестандартной задачи использую приёмы классификации и сравнения. Без сравнения школьники не могут приобрести систематических знаний. Часто практикую аналогию, когда ученики находят новые способы деятельности и проверяют свою догадку. Они должны сами увидеть сходство между объектами в некоторых отношениях, т. е. сделать заключение по аналогии. Но для того, чтобы учащиеся смогли высказать «догадку», необходимо определённым образом организовать их деятельность. Формируя у школьников умение обобщать, им предлагаю задания, при выполнении которых они могут сделать неверное обобщение.
 
Какой бы по форме не был урок, стараюсь создать комфортную обстановку на занятиях, где каждый может высказать своё мнение, задать вопрос, не побояться выйти к доске…Вся моя работа направлена на организацию познавательной самостоятельной деятельности учащихся.
 
Результативность
 
Эффективность любого процесса оценивается по достигнутым результатам. За период работы по данной проблеме были получены следующие результаты:
 
• Результаты обследования творческого мышления учащихся с 6 по 11 классы.
 
Гибкость (средний балл) Беглость(средний балл) Оригинальность(средний балл) Творческое Мышление(средний балл)
 
Конец 6 класса 3,7 4 7,4 10,2
 
Конец 7 класса 5 5,5 10 10,8
 
Конец 8 класса 6 6,2 11,1 11,2
 
Конец 9 класса 6,8 6,9 12,4 12.3
 
Конец 10класса 6,9 7,2 14,6 12,7
 
Конец 11 класса 7,3 8,4 15,1 13,0
 
• Итоги мат. чтений:
 
Учебный год класс районных областных
 
2008-2009 9 2-первых места,1-второе 1-третье Диплом 2-ой степени
 
2009-2010 10 - Были представлены 2 работы
 
2010-2011 11 2-первых места Грамота 4 место
 
2011-2012 9,10 2-первых места Грамота 4 место
 
• Итоги районных олимпиад:
 
Учебный год класс место
 
2006-2007 10 1
 
2007-2008 11 1
 
2009-2010 11 1
 
10 2
 
2010-2011 11 4
 
2011-2012 7 1
 
• Качество знаний учащихся по математике
 
(2005-2011 годы обучения) – пример одного класса
 
2005 год – 54% качества, 2006 – 52%, 2007 – 48%, 2008 – 55%, 2009 – 58%, 2010 – 65%, 2011 – 68%
 
• Итоги ЕГЭ по математике:
 
Учебный год Количество выпускников Средний балл
 
2007-2008 22 51
 
2008-2009 18 40,5
 
2009-2010 20 39,7
 
2010-2011 41 47,6
 
• Медалисты:
 
Год обучения: Фамилия и имя ученика: Медаль:
 
1998-1999 1. Щанникова Наталья серебро
 
2000-2001 1. Кузнецова Анна серебро
 
2. Катушкина Ольга серебро
 
3. Новгородова Александра серебро
 
4. Греблова Елена серебро
 
5. Полещук Ксения серебро
 
2003-2004 1. Савватеева Светлана серебро
 
2. Быстров Сергей серебро
 
3. Нефёдова Светлана серебро
 
2007-2008 1. Уланов Евгений золото
 
2. Коротеева Алёна серебро
 
3. Помещикова Анастасия серебро
 
2008-2009 1. Панкратова Светлана серебро
 
2009-2010 1. Зинченко Анна серебро
 
2010-2011 1. Бычкова Наталья золото
 
Я люблю свою работу и считаю, что школа – самая удивительная лаборатория, потому что в ней создается бу



статья тема: «Применение дифференцированного подхода при обучении с использованием различных методов работы на уроках».
  • Математика
Описание:

В своей работе я применяю различные методы работы в зависимости от возраста учащихся и уровня мотивации класса. 
           Так для учащихся 5-6 классов я использую непродолжительные практические работы по закреплению и материала и проверки домашних заданий. Например при изучении темы «Составление математических моделей реальных ситуаций» я в начале каждого урока проверяю только умение составлять математическую модель без самого требований решить её, т.к. это дает возможность проверить буквально за 2-3 минуты поняли ли дети тему, а для решения самих моделей есть тема решение уравнений, которую изучают в начальной школе и в дальнейшем.  

              Такой В 6 классе, когда только начинается знакомство с координатной плоскостью, я применяю не простое изображение точек на координатной плоскости по координатам, а определенным образом подобранные картинки, составляемые по точкам, что позволяет в конце работы детям сразу увидеть, где они ошиблись, если картинка не совпадает с исходной.  метод проверки позволяет сразу отработать составление уравнений к задачам  

          В старшем звене я практикую работу группами, где при изучении темы группы разбиваю по уровню усвоения, сильные работают с данными заданиями своего уровня, а учащиеся плохо усвоившие данную тему работают со мной, что позволяет сильным не «киснуть» на простых заданиях, а слабым не отставать еще больше. Для учащихся, пропустивших тему, по какой-либо причине, или не усвоивших тему я делаю карточки- подсказки, в которых поэтапно расписан алгоритм решения задания. 
         При прохождении темы повторения, я прикрепляю сильных учеников к группам из 3-4 неуспевающих по данной теме учащихся, что позволяет сильным еще раз повторить тему, объясняя её неуспешным товарищам. 
     Часто в работе на уроках практикую взаимопроверку. Определение и объяснение ошибки сильными учащимися. Я считаю, что когда один ученик объясняет материал другому, у обоих происходит более глубокое понимание темы.

 

         Применение ИКТ это еще один способ разнообразить работу на уроке. Обучающие презентации позволяют наглядно рассмотреть несколько приемов решения одного уравнения или задачи. Применение графического редактора позволяет наглядно показать «движение» графиков по оси, сжатие или растяжение в зависимости от коэффициента. 
          Конечно-же никакая техника не может заменить простое общение между учеником и учителем, я считаю, что невозможно решить задачу, а особенно геометрическую, без рассуждений. Я приветствую когда мои ученики начинают спорить между собой, или даже со мной по поводу метода решения задачи. Мне кажется, что именно во время общения и происходит то сближение учителя и ученика, т.к. появляется общая цель, решить задачу, и не просто решить, а сделать это красиво и «вкусно». 
              Своим ученикам я всегда говорю, что математика - это, пожалуй, единственный предмет школьного курса, в котором все понятно неизменно

Автор Круглова Наталья Николаевна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Математика
Подраздел
Просмотров 727
Номер материала 23808
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓