Главная / Другое / Статья Технология проблемного обучения - преимущества и недостатки

Статья Технология проблемного обучения - преимущества и недостатки


Технология проблемного обучения — преимущества и недостатки.


В практике работы современного учителя

достаточно часто используется технология проблемного (исследовательского) обучения, при которой организация занятия предполагает под руководством педагога создание проблемных ситуаций

и активную деятельность детей по их разрешению.

В результате применения технологии проблемного обучения дети овладевают знаниями, умениями и навыками, образовательный процесс строится как

поиск новых познавательных ориентиров. Суть проблемного обучения «Учить мыслить, ставя ученика в проблемную ситуацию» Ребенок самостоятельно постигает понятия и идеи, а не получает их в готовом виде.

При применении педагогической технологии проблемного обучения изменяется роль учителя

в образовательном процессе. Он должен уйти из рамок учителя, который который сообщает ученикам

определенную информацию, и стать квалифицированным консультантом по разрешению

различных проблем.

Ученик теперь активный участник учебного

процесса. Ученики сами формируют цель, выявляют

проблемы, анализируют информацию, вырабатывают

критерии и возможные пути решения проблем.


Роль преподавателя заключается в направлении процесса обучения на разрешение поставленной проблемы. Это способствует формированию у учащихся

следующих умений и способностей:

    • Гибко ориентироваться в меняющихся жизненных

ситуациях, самостоятельно приобретать знания,

успешно применять их на практике.

  • Самостоятельно критически мыслить, уметь

увидеть трудности и искать пути их преодоления.

  • Грамотно работать с информацией ( собирать

факты, анализировать их, выдвигать гипотезы,

решать проблемы.

  • Быть контактными и коммуникабельными,

уметь работать сообща, предотвращать конфликтные

ситуации, либо умело из них выходить.

  • В дальнейшем самостоятельно трудиться над

развитием собственного интеллекта и нравственности.

При использовании технологии проблемного

обучения учитель должен сам серьезно готовиться.

1) Подбирать такую учебную проблему, которая

интересна учащимся

2) Проблема должна быть доступна по сложности,

научна по содержанию.

3) Во время работы над проблемой необходимо

следить за эмоциональным состоянием учеников,

вовремя оказывать помощь.



Структурные звенья технологии проблемного

обучения:

  • Постановка проблемы

  • Формулирование и озвучивание проблемы.

  • Решение проблемы

  • Проверка решения


Методические приемы создания проблемной

ситуации:

    • Учитель подводит учеников к противоречию,

предлагает им найти способ разрешения.

  • Излагает различные точки зрения на один и

тот же вопрос.

  • Побуждает учеников делать сравнения, сопоставлять факты.

  • Ставит проблемные задачи (с недостаточными исходными данными, с неопределенностью вопросов, с заведомыми ошибками.)


На уроке с использованием технологии проблемного обучения в начальной школе можно выделить

следующии этапы:

    1. Организационный момент

-включение детей в деятельность по изучению темы урока

    • выделение содержания изучаемого материала

  1. Актуализация знаний

-озвучивание знаний, необходимых для усвоения нового материала

-нужно обратить внимание на необходимость и возможную сложность

предстоящей деятельности.

  1. Постановка учебной проблемы ( может быть в разных формах: устной, с использованием видео презентаций и т. д.)

  2. Работа учащихся над решением проблемы

- выдвижение собственных версий , предположений, их обсуждение

- очень важна корректность ведения диалога

  1. Закрепление знаний

- формулирование вместе с учителем нового знания, приобретенного в ходе

решения проблемы

  1. Выполнение учащимися различных заданий и упражнений с использованием

нового материала.

7. Подведение итогов занятия, оценка деятельности учащихся на уроке.



Технология проблемного обучения, как и

другие технологии, имеет положительные и отрицательные стороны. Преимущества: способствует не только приобретению учащимися

необходимой системы знаний , умений и навыков,

но и достижению высокого уровня их умственного развития,формированию способности к самостоятельному добыванию знаний путем

собственной творческой деятельности; развивает

интерес к учебному труду,обеспечивает ясное понимание учебного материала.

Недостатки: Технология проблемного

обучения требует большой затраты времени на

достижение запланированного результата, требует

от учителя большой концентрации для управления

познавательной деятельностью учащихся.

Технология проблемного обучения , без всякого

сомнения нужна и важна в современном образовательном процессе.



Статья Технология проблемного обучения - преимущества и недостатки
  • Другое
Описание:

В данной статье рассказывается о применение педагогической технологии проблемного обучения.  В ней раскрывается методика постановки проблемы,  структурное построение урока с использованием данной тахнологии.   Применение данной технологии дает возможность в полной мере развивать у учащихся навыки самостоятельного мышления,ясного понимания изучаемого материала так как "Невозможно не понять то, до чего додумался сам",   так же дает возможность учителю работать интересно и творчески.  Раскрывает преимущества и недостатки данной технологии.

Автор Суворова Ирина Васильевна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Другое
Подраздел
Просмотров 1090
Номер материала 50829
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓