Главная / Логопедия / Статья «Связь уроков русского языка с общеобразовательным развитием и воспитанием детей с ТНР»

Статья «Связь уроков русского языка с общеобразовательным развитием и воспитанием детей с ТНР»

Статья по теме

«Связь уроков русского языка с общеобразовательным развитием и воспитанием детей с ТНР»

В рамках данной темы обратимся к вопросу о трудностях, возникающих у учащихся с ТНР при изучении русского языка, о необходимости учитывать этот аспект в процессе обучения и воспитания, а также - о специальной работе, способствующей устранению этих трудностей.

Вопросы, касающиеся содержания и методики обучения русскому языку в школе для детей с нарушениями речи, по-прежнему актуальны, так как до сих пор исследованы недостаточно полно, материалы по этой теме имеются в основном лишь в старых изданиях. Однако следует отметить, что в 2010 г. вышло новое пособие, где систематизированы материалы, касающиеся обучения и воспитания детей с ТНР. Книга называется «Русский язык в школедля детей с тяжелыми нарушениями речи». Это учебное пособие для студентов средних специальных и высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Логопедия» под редакцией доцента А.А. Алмазовой и профессора В.И. Селиверстова. Выпущено в Москве в 2010 г.

Составителями этого пособия сделана попытка систематизировать собранный материал о речевой школе во взаимосвязанные и в то же время последовательные разделы, отражающие:

историю ее развития;

особенности контингента учащихся и общие задачи такой школы по организации учебно-воспитательной и коррекционно-педагогической работы с ними;

специфику коррекционной работы по формированию правильного произношения, лексико-грамматического строя речи, развитию связной речи, обучению грамоте (письму и чтению) в индивидуальной и фронтальной формах.

В отдельный раздел выделены вопросы методики обучения русскому языку учащихся 5–10 классов.









Общие сведения о школе для детей с ТНР

Дети с тяжелыми нарушениями речи обучаются в специальной (коррекционной) школе V вида, которая подразделяется на два отделения. В I отделении обучаются школьники с грубо выраженным общим недоразвитием речи, характеризующимся несформированностью или недоразвитием всех компонентов речевой системы на фоне алалии, афазии, ринолалии, дизартрии, а также дети с нарушениями чтения и письма, обусловленными несформированностью языковых средств (ОНР, ФФН или фонематическое недоразвитие). Во II отделение речевой школы принимаются дети с тяжелыми нарушениями мелодико-интонационной и темпо-ритмической стороны речи (заикание, ринолалия, ринофония, фонастения, дисфония, афония и др.). И в том и в другом случае широкий спектр представленных нарушений делает очевидной необходимость выработки дифференцированных подходов к коррекции нарушений и выбору методов обучения. В нашем учреждении функционирует 1 отделение.

Целью обучения в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи является усвоение детьми языка как средства коммуникации и орудия познавательной деятельности и на этой основе изучение учебных предметов. В результате активного коррекционного воздействия происходит практическое овладение речью и создание необходимых условий и предпосылок для усвоения учебной программы, формирования готовности к овладению школьными знаниями, умениями и навыками.

«Школы (школы-интернаты, классы) для детей с тяжелыми нарушениями речи дают своим воспитанникам общее образование в объеме основной школы общего назначения. Основу образовательного процесса составляет единство обучения, развития и коррекции. Наряду с общеобразовательной подготовкой целями школы (школы-интерната, класса) для детей с тяжелыми нарушениями речи являются преодоление речевого недоразвития и связанных с ним особенностей психического развития, воспитание личности, способной активно участвовать в общественной жизни и реализовывать свои познавательные и социальные потребности» [Грибова О.Е., Бессонова Т.П. Стандарт общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (проект)].

Русский язык в школе для детей с ТНР – это блок лингвистических дисциплин, объединённый предметами «Развитие речи», «Произношение», «Обучение грамоте», «Русский язык», «Чтение», «Литература». Целью этого коррекционно-лингвистического курса является создание языковой и речевой базы для процесса обучения; формирование знаний о родном языке и умения применять изученные правила в собственной речевой деятельности для удовлетворения своих потребностей. Специфичность обучения в школе состоит в единстве учебного и коррекционного процессов, что находит своё отражение в коррекционной направленности процесса обучения по всем предметам общеобразовательного цикла. Система обучения русскому языку предполагает активное коррекционное воздействие на речь учащихся на протяжении всего пребывания ребёнка в школе. В связи с этим особую роль приобретает взаимодействие учителя и воспитателя в условиях применения всех существующих в школе организационных форм: уроки, индивидуальные занятия, самостоятельная деятельность по подготовке д/з, внеклассная и внешкольная учебно-воспитательная работа.

При обучении детей с ОНР русскому языку необходима организация специальной работы, так как дети испытывают затруднения при овладении учебным материалом. На трудности в овладении языком следует обращать внимание и при проведении других уроков, и при организации воспитательной работы с детьми, в частности, на самоподготовке.

Ограниченность словарного запаса учащихся препятствует полноценному усвоению знаний. Дети не могут встретившееся им слово поставить в начальную форму. Они затрудняются в выделении корня слова и поэтому не понимают общих смысловых значений родственных слов. Соответственно, необходима особая работа по осмысливанию слова, определению и осознанию его лексического значения. Уточнив значение слова, мы учим детей подбирать родственные слова, всесторонне объясняя значение и форму каждого нового слова. Учащиеся, которые неправильно определяют корень слова, не могут проверить безударную гласную в корне, тем самым допуская ошибки, отличающиеся особой стойкостью.

Трудности, связанные с образованием новых слов, определением способов словообразования, морфемным анализом. При работе по данному направлению также делается акцент на смысловое значение слова. Учащиеся как младших, так и старших классов допускают множество ошибок при словообразовании. (ВОЛЧОНКИ вместо волчата, СОЛОМНЫЙ вместо соломенный, ЛЁДНЫЙ вместо ледяной и др.) С трудом обраэуют причастия и деепричастия.

Род имён существительных. Трудности в усвоении среднего рода имён существительных.

Изменение числа некоторых существительных. Часто образовывают форму мн.ч. от тех сущ-х, которые употребляются только в ед.ч. (железо, молодёжь, студенчество) или образовывают форму ед.ч. от тех, которые употребляются только во мн.ч. (ножницы, очки, брюки, тиски, щипцы)

Правописание падежных окончаний прилагательных и причастий. Смешение окончаний ед. числа прилагательных среднего рода с окончаниями прилагательных мн. числа (осеннИЕ ненастье, наблюдавшИЕся явление, сверкающИЕ отражение ). Ошибки в прилагательных и причастий во мн. числе.

Трудности в согласовании имён существительных с глаголами, особенно в среднем роде. (Солнце ярко сиялА в пронзительно синИМ небе.)

Трудности в установлении связи слов в предложении, в постановке вопросов к словам. (при изучении синтаксиса в ст. кл. это особенно ощутимо. Анализ предложений выполняют неверно). Грамматический разбор предложений (по членам предл. и частям речи), полный синтаксический разбор способствует устранению аграмматизмов в речи детей. Работа над употреблением предлогов, их значением занимает важное место.

Учащиеся с ТНР отличаются замедленностью темпов психофизического развития, общей физической слабостью, плохой памятью, пассивностью. Нужно так организовать работу, чтобы учащиеся начали думать, что способствует и развитию самостоятельной речи.

На уроках нужно требовать правильного и чёткого произношения. Весь речевой материал должен точно и выразительно проговариваться учащимися.

Трудности при выполнении самостоятельной работы. Многие ученики не понимают задания, если знакомятся с ним самостоятельно, постоянно требуется разъяснение. (Примеры) Важно воспитывать способность к самостоятельной деятельности.

Трудности при написании творческих работ на уроках развития речи. Это один из самых сложных видов деятельности для наших детей. В начальной школе следует начинать работу по созданию собственных текстов как можно раньше, можно начинать с письменных ответов на вопросы, свободных диктантов, коротких описаний. В старших классах детям тогда легче будет справляться с написанием сочинений, изложений.

Специальная работа, способствующая усвоению учебного материала

Практическая направленность уроков развития речи.

Тесная связь нового со старым (повторение пройденного особенно важно для детей с ТНР)

При толковании значений слов следует проводить его морфологический анализ, осуществлять подбор однокоренных слов, синонимов и антонимов. Такая работа над словом ведётся ежедневно учителями русского языка и литературы. Это помогает не только усвоению правописания, но и развитию понимания учебного материала по всем предметам. Работа над словообразованием, морфологическим анализом слова, обращение внимания на изменение смысловых оттенков слов способствует усвоению структуры слова, что является предпосылкой грамотного письма. Изучение смыслового значения слов, различных выражений, оборотов должно производиться не только на уроках предметов лингвистического курса, но и на других уроках, при выполнении режимных моментов, во внеурочной деятельности. (Разработка специальных заданий по определению значения слова при планировании уроков и занятий и т.д.)

Использование наглядности, ТСО для лучшего усвоения материала.

Индивидуальный подход к уч-ся, допускающим много ошибок (карточки). В том числе при проведении диктантов возможно использование специальной карточки с текстом диктанта, где в словах пропущены орфограммы, с которой ученик знакомится до написания текста диктанта.

Использование разнообразных видов работы на уроке, так как учащиеся быстро утомляются. Особое внимание уделяется детям-дизартрикам и детям, имеющим моторные нарушения (сокращение объёма письма, например), детям, допускающим большое количество ошибок разного характера (зрительный анализ при диктантах, когда они следят по карточке во время чтения текста учителем, затем читают сами, потом пишут вместе со всеми).

Во время пребывания в школе педагоги должны ставить воспитанников в ситуации необходимости речевого общения, постоянного речевого тренинга, формировать потребность в правильной речи.

Если соблюдать хотя бы некоторые из этих условий в своей работе (я имею ввиду и работу учителей-предметников, и работу воспитателей), то положительные изменения в развитии речи детей последуют незамедлительно. Только при условии координации совместных усилий всех педагогов школы могут быть достигнуты положительные результаты в формировании правильной речи, в обучении и воспитании, в социальной адаптации наших воспитанников.





Статья «Связь уроков русского языка с общеобразовательным развитием и воспитанием детей с ТНР»
  • Логопедия
Описание:

Статья рекомендована учителям-логопедам, учителям-предметникам, обучающих детей с тяжёлыми нарушениями речи. Материал статьи касается связи уроков русского языка  с  общеобразовательным развитием и воспитанием детей с ТНР. Основное внимание обращено на трудности, которые испытывают обучающиеся при овладении языком, и на способы их преодоления, на специальную работу, способствующую усвоению учебного материала: это практическая направленность уроков развития речи, тесная связь нового со старым (повторение пройденного) и др.

Автор Шашкова Марина Николаевна
Дата добавления 18.04.2015
Раздел Логопедия
Подраздел Другое
Просмотров 1035
Номер материала 59796
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓