Главная / География / Статья Статья в методический журнал" Игра как метод повышения эффективности урока географии

Статья Статья в методический журнал" Игра как метод повышения эффективности урока географии

Васильева Марина Владимировна,

учитель географии МОУ «Средняя

общеобразовательная школа № 3»,

г. Ялуторовск


Статья в методический журнал

Игра как метод повышения

эффективности урока географии

Дитя требует деятельности беспрестанно

и утомляется не деятельностью, а ее

однообразием и односторонностью.

К.Д.Ушинский


Как известно, урок является формой реализации педагогических воздействий, где происходит непосредственное и систематическое общение учителя и ученика, направленное на активизацию познавательных возможностей школьников. По итогам урока судят и о педагогическом мастерстве учителя, и об уровне подготовки учащихся.

Поэтому урок – своеобразная визитная карточка каждого педагога.

Современные уроки отличаются большим разнообразием форм организации обучения – семинары и лекции, игры и конференции, викторины, путешествия…

Меня, как учителя, беспокоит вопрос об эффективности каждого урока, о том, как интереснее его провести. И спасательным кругом в решении этой задачи стали универсальные, рассчитанные не на один урок развивающие методические приемы. Одним из них является игра.

Игры в нашей жизни имеют весьма разнообразное значение. Особое значение они приобретают для учебной деятельности. Применение игр на уроках направлено на решение триединой задачи обучения географии: развитие интереса к предмету, изучение и понимание целостной картины мира, понимание места и роли человека в природе. Сам термин «Игра» на различных языках соответствует понятиям о шутке и смехе, легкости и удовольствии и указывает на связь этого процесса с положительными эмоциями.

Учиться играючи. Путь к этой цели лежит через возврат к генетически более ранним формам деятельности, и в первую очередь к игровым. Одна и та же игра может выступать в нескольких функциях:

  1. Обучающая – развитие общеучебных умений и навыков, памяти и внимания.

  2. Развлекательная – создание благоприятной атмосферы на занятиях, превращение урока из скучного мероприятия в увлекательное приключение.

  3. Коммуникативная – объединение коллектива, умение работать в группе, установление эмоциональных контактов.

  4. Релаксационная – снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему при интенсивном обучении.

При подготовке к уроку я предварительно знакомлюсь с описанием игры и готовлю с помощью учащихся необходимые реквизиты. Чаще всего я, как учитель, являюсь «ведущим» игры, который управляет всем процессом и подводит итоги. Оценивают результаты игры, как правило, сами участники игры. За правило надо принять то, что ведущий должен быть готов поощрить каждого ученика, чтобы повысить мотивацию даже самых «малоуспевающих». Игры должны иметь общую направленность и заканчиваться подведением итогов с обязательным выставлением оценок. Учебная игра это не только, когда всем весело и интересно, но это еще огромный труд учителя и ученика, направленный на освоение или закрепление изученного, развитие логического и абстрактного мышления, умения работать в коллективе.

Игровые моменты можно использовать как индивидуально, так и при работе в группах, и парно, и фронтально.

Применение различных игровых форм на уроках, повышающих эффективность преподавания, делает процесс обучения более интересным, способствует более успешному усвоению материала.

По времени игры могут занимать либо весь урок, либо один из его этапов.

В своем педагогическом арсенале я имею следующие игры:

1. «Уроки - путешествия» в 6-7 классах, целью этой игры является в интересной форме обобщить и систематизировать полученные знания и умения.

2. Элементы «деловой игры» в 9 классах, когда ребята представляют себя производителями той или иной продукции или руководителями предприятий. Это не только помогает лучшему усвоению экономической географии, повышает познавательный интерес к предмету, но и помогает ребятам лучше ориентироваться в жизненной ситуации. А в 11 классе – «Туристическое агентство» - ребята были туристическими агентами и выпускали рекламный проспект определенного государства, убеждали купить путевку в эту страну, и то агентство, продавшее большее количество путевок, получило более высокие оценки.

3. «Почта» в 7 классе при изучении темы природные зоны или обобщение материала всего курса. Главное – не ошибиться адресом.

4. «Знакомые незнакомцы». Этот игровой момент может применяться при изучении всей физической географии. И помогает при работе с географической номенклатурой. По силуэтам островов, морей нужно отгадать их названия, это помогает ребятам лучше ориентироваться в карте.

5. «Географическая мозаика» - аналог любимых детьми пазлов, применяю в 7 классах при изучении темы политическая карта материка.

6. «Воображаемое путешествие» провожу в 7 классе после изучения природы материка ребята пишут сочинения о воображаемом путешествии на этот материк. Это не только позволяет проверить знания ребят, но и помогает развивать речь, формулировать свои мысли.

7. «Геодомино» применяю в 6 классах при изучении условных знаков. Где нужно установить соответствие между условными знаками и их реальным изображением.

8. «Оцени ответ товарища» быстро оценить степень усвоенности учебного материала помогает этот игровой момент: при фронтальном опросе один ученик отвечает, а остальные, если согласны с ответом товарища, хлопают в ладоши. Этот игровой момент помогает ученикам слушать своего товарища, и играет роль физминутки.

9. «Ромашка» при фронтальном опросе вопросы записываются на лепестки ромашки. Это помогает оживить класс и привлечь интерес к опросу.

10. «Интеллектуальный футбол». Когда класс делится на команды (обычно по рядам) и каждая команда задает вопрос – «делает пас» противнику. Если ответ не верный – «гол».

11. Неотъемлемой частью являются творческие работы учащихся – кроссворды, ребусы, и т.д.

Использование игр на уроках является дополнительным стимулом к более тщательному изучению материала и развитию интереса к науке, расширению кругозора. Система таких игр через дух соревновательности развивает чувство ответственности, что приводит к более глубоким знаниям и позволяет разнообразить процесс обучения.


Играют люди на планете,

Играют птицы и жуки,

Играют все, но только дети,

Играют ото всей души.

И, если в школе на уроке

Вдруг доведется поиграть,

То нет счастливей их на свете

И выучат все – все на пять.











Статья Статья в методический журнал" Игра как метод повышения эффективности урока географии
  • География
Описание:

Как известно, урок является формой реализации педагогических воздействий,  где происходит  непосредственное  и систематическое общение учителя и ученика, направленное на активизацию познавательных возможностей школьников. По итогам урока судят и о педагогическом мастерстве учителя, и об уровне подготовки учащихся.

Поэтому урок – своеобразная визитная карточка каждого педагога.

    Современные уроки отличаются большим разнообразием форм организации обучения – семинары и лекции, игры и конференции, викторины, путешествия…

 

    Меня, как учителя, беспокоит вопрос об эффективности каждого урока, о том, как интереснее его провести. И спасательным  кругом  в решении этой задачи  стали универсальные, рассчитанные не на один  урок развивающие методические приемы. Одним из них является игра.    

Автор Васильева Марина Владимировна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел География
Подраздел
Просмотров 311
Номер материала 44342
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓