"Главная задача педагога- научить детей самим получать знания, учиться: сегодня эпоха непрерывного и самостоятельного образования. Не менее важно и создание нормального креативного мышления, уверенности в себе, в своих способностях.» Д.А.Медведев
Особо хочу остановиться на работе со старшеклассниками по составлению структурно- логических схем. Считаю, что это очень важный момент в их подготовке к непрерывному образованию, т.к. успешность их дальнейшего обучения во многом будет зависеть от развития критического мышления и сформированности информацинно-коммуникативных компетенций, заключающихся в следующих умениях и навыках:
-поиска необходимой информации по заданной теме из источников различного типа.
-извлечения необходимой информации из источников различного типа, определение первостепенной информации.
-перевода инормаи из одной знаковой системы в другую, адекватную познавательной и коммуникативной ситуации.
-развернуто обосновывать и аргументировать суждения.
-свободно работать с текстами разных стилей ,редактирования текста и создания собственного.
-использовать ИКТ для обработки, передачи и систематизации информации, презентации результатов познавательной и практической деятельностию
- владеть основными типами публичных выступлений.
Поэтому очень важно умение огромный поток информации, которая обрушится на них на каждом изучаемом предмете, преобразовывать в лаконичные схемы, не потеряв при этом основную суть материала. К этому моменту учащихся подвожу постепенно, начиная с использования на уроках уже готовых структурно- логических схем.
Эффективность данной технологии объясняется возможностью структурировать сложный материал по дозированным смысловым блокам, сводить его в таблицы, свертывать и развертывать учебную информацию на разных этапах урока, акцентировать внимание учеников на главном, ведущем в изучении материала, применять различные формы учебно-познавательной деятельности.
Методика создания СЛС заключается в конструировании схемы, показывающей логико-понятийную структуру содержания темы урока. Основное требование к отображению содержания- лаконичность материала, простота изображения, оптимальность объема.
Применение СЛС в учебном процессе способствует активизации творческой деятельности учащихся; развитию интеллектуальных умений (анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать и т.д.), самостоятельности в осуществлении самоуправления учебной деятельностью, т.е формированию не только информацинно-коммуникативных , но и познавательных и рефлексивных компетенций,развитию критического мышления.
Применяются СЛС на разных этапах учебного процесса, в частности, при объяснении нового материала, при проверке знаний. На семинарах, уроках обобщения знаний, практикумах. СЛС эффективно используются как в общеклассной форме деятельности, так и в парной и групповой.
Изображенная на доске схема или электронная несет в себе значительный объем информации, отображает фактически план изучения темы урока. Направляет ход логического размышления. Организация работы над схемой позволяет легко варьировать совместной деятельностью всего класса, т.е. включать фрагменты самостоятельной деятельности, парной и групповой работы; вводить в процесс изучения работу с географическими картами атласа, контурными картами, дополнительной литературой, справочным материалом, видеофильмами и др. СЛС могут быть дополнены схематическими рисунками, отражающими строение географических объектов, их структуру, связи, стадии процессов тех или иных явлений.
Системное использование СЛС в учебном процессе помогает учащимся легко и свободно ориентироваться в информации из различных видов источников, выделять смысловые блоки, формировать логику рассуждения, самостоятельно конструировать схему.
А вообще уроки, на которых учащиеся сами составляют СЛС стараюсь строить по технологии формирования критического мышления:
1-я стадия-«вызов», атуализация опорных ЗУН, формирование интереса к теме ,определение целей изуения нового материала.
2-я стадия- «осмысление», осмысленная работа с текстом, составление СЛС ,что позволяет отлеживать собственное понимание. «Текст»-это и учебник и речь учителя и видеоматериал.
3-я стадия –«рефлексия»,формирование личностного отношения к тексту посредством собственного текста,участия в дискуссии, что дает эффект переосмысления собственных представлений с учетом новых знаний.
В последнее время я чаще использую электронные схемы, к созданию которых привлекаю учащихся.При возможности такие уроки провожу в кабинете информатики, чтобы учащиеся сами создавали или дополняли электронные СЛС.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.