Главная / Директору-завучу / Статья «Социально-педагогическая деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений с несовершеннолетними детьми по программе «SOS».

Статья «Социально-педагогическая деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений с несовершеннолетними детьми по программе «SOS».



Одна из первостепенных задач российского образования – достижение нового современного качества образования. Качество дополнительного образования – это и педагогическое сопровождение ребёнка в рамках программы, и её воспитывающий потенциал с учётом специфики и возрастных особенностей обучающихся, и ожидаемые результаты, а также выявление и развитие индивидуальных способностей. А это все зависит от компетентности педагога, т.е. педагогу дополнительного образования надо быть профессионалом высокого уровня. Содержание образовательного процесса должно строиться на основе образовательных принципов (доступности, системности, и т.д.), что способствует качеству образования1.

Сегодня недостаточно внимания уделяется воспитательному потенциалу учебного процесса. Усиление воспитательной составляющей образовательного процесса в дополнительном образовании – это необходимая мера. Она обусловлена как позитивными, так и негативными тенденциями развития российского общества.

Нарастают негативные явления: бездуховность, социальное расслоение, криминализация общества. Как следствие этого – рост подростковой преступности, беспризорности и безнадзорности, наркомании, снижение общей культуры. Важнейшими задачами для развития и усиления воспитания в системе образования являются:

  • формирование духовно-нравственных качеств личности;

  • воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства;

  • формирование творческих способностей, создание условий для самореализации личности;

  • формирование трудовой мотивации.

Эффективность решения воспитательных задач зависит от целенаправленного отбора содержания учебного материала, представляющего ученикам образцы подлинной нравственности, духовности, гуманизма, от профессионализма педагога, кроме этого, близкое сотрудничество с учреждениями культуры, различными образовательными учреждениями.

В системе дополнительного образования, в отличие от школьной есть прекрасная возможность уделить достаточно внимания учащимся, т.е. вести индивидуальную, дифференцированную работу с детьми. Педагог должен заинтересовать, поразить, удивить, увлечь детей, чтобы образовательный процесс стал для ребёнка интересным.

Проанализировав выявленные у детей проблемы и ресурсные возможности учреждения нами была разработана программа «SOS» (социально-педагогическая деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, работа с детьми группы «риска»).

Цель программы: содействовать формированию у учащихся социально позитивных потребностей и установок построения своей жизнедеятельности, развитию индивидуальности школьников, их духовно-нравственного и творческого потенциала, установлению негативных явлений в сфере поведения и отношений детей с окружающим.

Задачи программы:

  1. Получение объективной диагностической информации об учащихся группы «риска».

  2. Коррекция социальных установок и нравственных представлений у учащихся указанной категории.

  3. Создание условий для повышения самооценки учащихся и успешной самореализации.

  4. Формирование у детей положительной мотивации к обучению и участию в делах детского объединения.

  5. Включение указанной категории учащихся в общественно полезную деятельность, развитие в ее рамках толерантности и коммуникативной культуры, навыков бесконфликтного поведения.

  6. Педагогическая поддержка учащихся в деятельности по поиску жизненных смыслов, самопознанию, самостроительству личностей.

  7. Оказание социально-психологической помощи детям при решении сложных проблем в их жизни.

  8. Осуществление педагогической деятельности по воспитанию здорового образа жизни и формированию негативного отношения к вредным привычкам.

  9. Обеспечение координации усилий всех участников воспитательного процесса в организации профилактической работы по предупреждению безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних.


Деятельность по реализации программы.

  • Проведение мероприятий по выявлению учащихся, склонных к правонарушениям, курению, употреблению алкоголя, наркотических и психотропных веществ.

  • Диагностика детей группы «риска», включение их во внеурочную деятельность в соответствии с их склонностями и интересами.

  • Организация интересного и полезного каникулярного отдыха учащихся.

  • Подготовка и проведение тематических мероприятий, бесед, часов общения, родительских собраний, тренингов.

  • Выявление неблагополучных семей и организация работы с ними.

Работая по программе «SOS» нами была выдвинута гипотеза: деятельность учреждения дополнительного образования детей с несовершеннолетними правонарушителями будет давать результат, если:

  • Происходит использование наряду с традиционными альтернативные формы работы;

  • Обучение педагогов альтернативным формам работы;

  • Адаптация форм работы в соответствии с возрастными потребностями детей.

Для подтверждения гипотезы проведено практическое исследование.

Учреждение посещают 753 ребёнка. Из них: детей из образовательных школ - 695; дошкольников – 51, учащихся ПУ 12 – 7. Состоящих на учёте в ГДН Сорского ГОВД – 4, на ВШУ учёте – 14, опекаемых – 15, многодетные – 32, малообеспеченные -51, дети-инвалиды – 6, на индивидуальном обучении – 2, из социально -опасных семей – 4.

Образовательный ценз педагогических работников: всего педагогов -21. Из них – с высшим профессиональным образованием – 8 человек, н/высшее – 2 человека, со средним профессиональным образованием – 9 человек, без профессионального образования – 2 человека.

Применены методы исследования: метод наблюдения «Уровень воспитанности», на основе теста Люшера был проведен тест «Цветового отношения», тест «Незаконченные предложения: на станции юных техников мне нравиться…..», диагностика, монографические характеристики отдельных детей.

Нами были проанализированы образовательные программы: программа кружка «Радио» - педагога 1 квалификационной категории Винникова К.Д. и программа кружка «Автоконструкторский» - педагога 2 квалификационной категории Найдёнова Н.А..

На занятиях у детей вырабатывается активная социальная позиция: постоянно заниматься в кружке, участвовать в конкурсах различного уровня, продолжать учиться по профилю.

Формируется положительное отношение к самому себе, уверенность в своих силах, творчески относиться к труду.

Мотивацию на посещение ОУ мы проверили тестом «Незаконченные предложения: На станции юных техников мне нравиться…..».

Тестирование выявило следующее:


hello_html_628e677d.gifhello_html_2354dbfe.gif






Участники исследовательской деятельности:

Директор ОУ, заместитель директора по ВР, методист, психологи образовательных школ, социальные педагоги образовательных школ, инспектор по делам несовершеннолетних, педагоги дополнительного образования, учащиеся, родители.


Направление деятельности и формы ее осуществления.

  • Диагностика учащихся, процесса и условий их развития:

- анкетирование и тестирование;

- составление картотеки детей группы «риска»;

- систематическое педагогическое наблюдение за учащимися, установление причин педагогической запущенности;

- определение круга общения подростка.

На основании бесед с педагогами и подростками, включенного педагогического наблюдения были составлены характеристики на учащихся, состоящих на учете и занимающихся в ОУ.

Нами был использован метод наблюдения «Уровень воспитанности» (приложение 1), где оценивалось поведение в семье, поведение в ОУ, отношение к старшим, отношение со сверстниками, поведение на улице и в общественных местах, отношение к себе.


hello_html_m32256823.gif

Проанализировав этот метод, нужно отметить, что в начале исследования мы выявили - у 47 % н/летних уровень воспитанности самый низкий, 35 % - средний, 18 % - ниже среднего.

На основе теста Люшера был проведен тест «Цветового отношения» (приложение 2). По результатам теста была определена у каждого ребенка система ценностей - у 48 % детей - отношение к родителям нейтральное, сами они находятся на 6 месте, страх и неуверенность в себе на первом месте. Эти дети могут стать группой «риска».


  • Организация взаимодействия ОУ с ГДН ОВД, Домом культуры, комиссией по делам несовершеннолетних, родителями учащихся, общественными организациями города.


Мы интересовались мнением инспектора о ребятах, состоящих на учете в ГДН ОВД по г. Сорску. По его мнению многие ребята попадают в такие ситуации, как влияние сверстников, вращаются в неблагоприятной среде, из-за обстановки в семье (неблагополучие в семье, один родитель), нет должного внимания. У многих детей есть склонность к воровству, пользуются мягкостью родителей.


Таким образом, выделили следующие проблемы:

  • Незанятость вне школы, а зачастую и во время школы подростков, состоящих на учете в инспекции по делам несовершеннолетних;

  • Не способность организовать собственное время и деятельность, так как нет опыта самостоятельной организации собственной деятельности;

  • Отсутствие взрослых, с которыми можно контактировать (педагоги и родители ругают, инспектор «строит»).


  • Правовое воспитание учащихся. Организация занятий для детей и подростков по овладению способами бесконфликтного поведения и приемами разрешения конфликтных ситуаций. Использование в учебном процессе учебного материала, способствующего формированию правового самосознания учащихся.


В нашем исследовании есть и ряд возникших проблем:

  • Неготовность педагогов школы по-другому увидеть этих детей.

  • По итогам проделанной работы нами была проведена итоговая диагностика, которая показала, что «Уровень воспитанности» (приложение 1), где оценивалось поведение в семье, поведение в ОУ, отношение к старшим, отношение со сверстниками, поведение на улице и в общественных местах, отношение к себе повысился, но не так высоко, как нам хотелось. Но методом наблюдения мы проверили, что, работая по этой программе можно достичь успеха в работе.


hello_html_m1f771ff2.gif

Проанализировав этот метод, мы увидели небольшой сдвиг в лучшую сторону: у 27 % н/летних уровень воспитанности самый низкий, 48 % - средний, 25 % - ниже среднего.

Нами было проведено повторное сравнение посещение детей ОУ со школой. Если в начале исследования н/летние не все с удовольствием ходили на занятия, то к концу исследования (начало учебного года) дети, которые состояли на учете, пришли почти на все кружки. И с интересом уже сами стали планировать, чем будут заниматься, где будут участвовать, предлагать новые идеи.

На основании педагогического наблюдения были составлены повторные

характеристики на детей.

В учреждении в течение учебного года проводиться педагогический мониторинг в соответствии с программой развития, планом работы, планом экспекционно-контрольной деятельности учреждения. Экспертами отмечено то, что у основной массы воспитанников ОУ преобладает средний и высокий уровни мотивации к обучению, освоению норм этики и культуры. Ежегодно увеличивается и совершенствуется качество проводимых мероприятий для воспитанников и учащихся школ города.

Итогом работы ОУ являются различные конкурсы, соревнования, слеты, выставки, творческие мероприятия, методические объединения различных уровней; городских, республиканских, межрегиональных, российских.


  • Социально-педагогическое сопровождение. Поддержка социально ценных инициатив интересов учащихся, привлечение их в работу детских объединений. Установление контактов и доброжелательных отношений с родителями проблемных детей. Оказание им действенной систематической помощи. Ведение учета сложных и неблагополучных семей. Проведение профилактических бесед, встреч с работниками медицинских, правовых учреждений по проблемам правонарушений, наркомании, употребления алкоголя, токсикомании.


На каждого несовершеннолетнего воспитанника заводится «Индивидуальная карта реабилитации и адаптации несовершеннолетнего на кружке «__________».

Заместителем директора по воспитательной работе периодически составляется план работы ОУ с несовершеннолетними правонарушителями, а также совместный план работы с ГДН ОВД по г.Сорску .

В рамках программы в объединениях проводятся занятия связанные со следующими направлениями профилактики:

  • Выставка рисунков: «Знай дорожное движение, как таблицу умножения».

  • Анкетирование «Формула здоровья».

  • Конкурс плакатов «Все цвета, кроме черного».

  • Игра «Вперед мальчишки».

  • Час откровения «Кто я? Какой я? Я и сотни других».

  • Викторина: «Мечтают взрослые и дети о безопасности движения на всей планете».

  • Выпуск буклетов о здоровом образе жизни.

  • Выступление театрального кружка с программой: «Парад вредных привычек».

  • Тренинг: 1. Игра «Интервью», 2. «Провокационные тезисы», 3. игра «Скала».

Заключение

На основании выше изложенного можно сделать вывод, что реализация мероприятий по программе способствует формированию у подрастающего поколения семейных ценностей, повышает эффективность реабилитационной работы с несовершеннолетними.


Используемая литература


1. Статья: Туркова А.И. Обеспечение доступности и качества дополнительного образования детей на примере деятельности станции юных техников.// Бюллетень программно-методических материалов для учреждений дополнительного образования детей. №2 (37) 2006г. стр.10-12.

2. Шакурова М.В.Методика и технология работы социального педагога: учеб. Пособие для студ. выс. учеб. заведений / М.В.Шакурова. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2006.-стр.99



11. Статья: Туркова А.И. Обеспечение доступности и качества дополнительного образования детей на примере деятельности станции юных техников.// Бюллетень программно-методических материалов для учреждений дополнительного образования детей. №2 (37) 2006г. стр.10-12.

Статья «Социально-педагогическая деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений с несовершеннолетними детьми по программе «SOS».
  • Директору-завучу
Описание:

      Одна из первостепенных задач российского образования – достижение нового современного качества образования. Качество дополнительного образования – это и педагогическое сопровождение ребёнка в рамках программы, и её воспитывающий потенциал с учётом специфики и возрастных особенностей обучающихся, и ожидаемые результаты, а также выявление и развитие индивидуальных способностей. А это все зависит от компетентности педагога, т.е. педагогу дополнительного образования надо быть профессионалом высокого уровня. Содержание образовательного процесса должно строиться на основе образовательных принципов (доступности, системности, и т.д.), что способствует качеству образования[1].

         Сегодня недостаточно внимания уделяется воспитательному потенциалу учебного процесса. Усиление воспитательной составляющей образовательного процесса в дополнительном образовании – это необходимая мера. Она обусловлена как позитивными, так и негативными тенденциями развития российского общества.

         Нарастают негативные явления: бездуховность, социальное расслоение, криминализация общества. Как следствие этого – рост подростковой преступности, беспризорности и безнадзорности, наркомании, снижение общей культуры. Важнейшими задачами для развития и усиления воспитания в системе образования являются:

·        формирование духовно-нравственных качеств личности;

·        воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства;

·        формирование творческих способностей, создание условий для самореализации личности;

·        формирование трудовой мотивации.

Эффективность решения воспитательных задач зависит от целенаправленного отбора содержания учебного материала, представляющего ученикам образцы подлинной нравственности, духовности, гуманизма, от профессионализма педагога, кроме этого, близкое сотрудничество с учреждениями культуры, различными образовательными учреждениями.

В системе дополнительного образования, в отличие от школьной есть прекрасная возможность уделить достаточно внимания учащимся, т.е. вести индивидуальную, дифференцированную работу с детьми. Педагог должен заинтересовать, поразить, удивить, увлечь детей, чтобы образовательный процесс стал для ребёнка интересным.

         Проанализировав выявленные у детей проблемы и ресурсные возможности учреждения  нами была разработана программа «SOS» (социально-педагогическая деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, работа с детьми группы «риска»).

        Цель программы: содействовать формированию у учащихся социально позитивных потребностей и установок построения своей жизнедеятельности, развитию индивидуальности школьников, их духовно-нравственного и творческого потенциала, установлению негативных явлений в сфере поведения и отношений детей с окружающим.

        Задачи программы:

1.     Получение объективной диагностической информации об учащихся группы «риска».

2.     Коррекция социальных установок и нравственных представлений у учащихся указанной категории.

3.     Создание условий для повышения самооценки учащихся и успешной самореализации.

4.     Формирование у детей положительной мотивации к обучению и участию в делах детского объединения.

5.     Включение указанной категории учащихся в общественно полезную деятельность, развитие в ее рамках толерантности и коммуникативной культуры, навыков бесконфликтного поведения.

6.     Педагогическая поддержка учащихся в деятельности по поиску жизненных смыслов, самопознанию, самостроительству личностей.

7.     Оказание социально-психологической помощи детям при решении сложных проблем в их жизни.

8.     Осуществление педагогической деятельности по воспитанию здорового образа жизни и формированию негативного отношения к вредным привычкам.

9.     Обеспечение координации усилий всех участников воспитательного процесса в организации профилактической работы по предупреждению безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних.

 

      Деятельность по реализации программы.

·        Проведение мероприятий по выявлению учащихся, склонных к правонарушениям, курению, употреблению алкоголя, наркотических и психотропных веществ.

·        Диагностика детей группы «риска», включение их во внеурочную деятельность в соответствии с их склонностями и интересами.

·        Организация интересного и полезного каникулярного отдыха учащихся.

·        Подготовка и проведение тематических мероприятий, бесед, часов общения, родительских собраний, тренингов.

·        Выявление неблагополучных семей и организация работы с ними.

       Работая по программе «SOS» нами была выдвинута гипотеза:  деятельность учреждения дополнительного образования детей с несовершеннолетними правонарушителями будет давать результат, если:

·        Происходит использование наряду с традиционными альтернативные формы работы;

·        Обучение педагогов альтернативным формам работы;

·        Адаптация форм работы в соответствии с возрастными потребностями детей.

Для подтверждения гипотезы проведено практическое исследование.

        Учреждение  посещают 753 ребёнка. Из них: детей из образовательных школ - 695; дошкольников – 51, учащихся ПУ 12 – 7. Состоящих на учёте в ГДН Сорского ГОВД – 4, на ВШУ учёте – 14, опекаемых – 15, многодетные – 32, малообеспеченные -51, дети-инвалиды – 6, на индивидуальном обучении – 2, из социально -опасных семей – 4.

        Образовательный ценз педагогических работников: всего педагогов -21. Из них – с высшим профессиональным образованием – 8 человек, н/высшее – 2 человека, со средним профессиональным образованием – 9 человек, без профессионального образования – 2 человека.

        Применены методы исследования:метод наблюдения «Уровень воспитанности», на основе теста Люшера был проведен тест «Цветового отношения», тест «Незаконченные предложения: на станции юных техников мне нравиться…..», диагностика, монографические характеристики отдельных детей.     

        Нами были проанализированы образовательные программы: программа кружка «Радио» - педагога 1 квалификационной категории Винникова К.Д.  и программа кружка «Автоконструкторский» - педагога 2 квалификационной категории Найдёнова Н.А..      

        На занятиях у детей вырабатывается активная социальная позиция: постоянно заниматься в кружке, участвовать в конкурсах различного уровня, продолжать учиться по профилю.

      Формируется положительное отношение к самому себе, уверенность в своих силах, творчески относиться к труду.

     Мотивацию на посещение ОУ мы проверили тестом «Незаконченные предложения: На станции юных техников мне нравиться…..».

     Тестирование выявило следующее:

 

 

 

 

 

 

 

        

Участники исследовательской деятельности:

         Директор ОУ, заместитель директора по ВР, методист, психологи образовательных школ, социальные педагоги образовательных школ, инспектор по делам несовершеннолетних, педагоги дополнительного образования, учащиеся, родители.

 

         Направление деятельности и формы ее осуществления.

·        Диагностика учащихся, процесса и условий их развития:

- анкетирование и тестирование;

- составление картотеки детей группы «риска»;

- систематическое педагогическое наблюдение за учащимися, установление причин педагогической запущенности;

- определение круга общения подростка.

          На основании бесед с педагогами и подростками, включенного педагогического наблюдения были составлены характеристики на учащихся, состоящих на учете и занимающихся в ОУ.

      Нами был использован метод наблюдения «Уровень воспитанности» (приложение 1), где оценивалось поведение в семье, поведение в ОУ, отношение к старшим, отношение со сверстниками, поведение на улице и в общественных местах, отношение к себе.

 

                            

      

Проанализировав этот метод, нужно отметить, что в начале исследования мы выявили - у 47 % н/летних уровень воспитанности самый низкий, 35 % - средний, 18 % - ниже среднего. 

       На основе теста Люшера был проведен тест «Цветового отношения» (приложение 2).  По результатам теста была определена у каждого ребенка система ценностей - у 48 % детей - отношение к родителям нейтральное, сами они находятся на 6 месте, страх и  неуверенность в себе  на первом месте. Эти дети могут стать  группой «риска».

 

·        Организация взаимодействияОУ с ГДН ОВД, Домом культуры, комиссией по делам несовершеннолетних, родителями учащихся, общественными организациями города.

 

         Мы интересовались мнением инспектора о ребятах, состоящих на учете в ГДН ОВД по г. Сорску. По его мнению многие ребята попадают в такие ситуации,  как влияние сверстников, вращаются в неблагоприятной среде, из-за обстановки в семье (неблагополучие в семье, один родитель), нет должного внимания. У многих детей есть склонность к воровству, пользуются мягкостью родителей.

 

          Таким образом,  выделили  следующие проблемы:

·        Незанятость вне школы, а зачастую и во время школы подростков, состоящих на учете в инспекции по делам несовершеннолетних;

·        Не способность организовать собственное время и деятельность, так как нет опыта самостоятельной организации собственной деятельности;

·        Отсутствие взрослых, с которыми можно контактировать (педагоги и родители ругают, инспектор «строит»).

 

·        Правовое воспитание учащихся.Организация занятий для детей и подростков по овладению способами бесконфликтного поведения и приемами разрешения конфликтных ситуаций. Использование в учебном процессе учебного материала, способствующего формированию правового самосознания учащихся.

 

         В нашем исследовании есть и ряд возникших проблем:

·        Неготовность педагогов школы по-другому увидеть этих детей.

·        По итогам проделанной работы нами была проведена итоговая диагностика, которая показала, что «Уровень воспитанности» (приложение 1), где оценивалось поведение в семье, поведение в ОУ, отношение к старшим, отношение со сверстниками, поведение на улице и в общественных местах, отношение к себе повысился, но не так высоко, как нам хотелось. Но методом наблюдения мы проверили, что, работая по этой программе можно достичь успеха в работе.

 

                            

      

      Проанализировав этот метод, мы увидели небольшой сдвиг в лучшую сторону: у 27 % н/летних уровень воспитанности самый низкий, 48 % - средний, 25 % - ниже среднего. 

     Нами было проведено повторное сравнение посещение детей ОУ со школой. Если в начале исследования н/летние не все  с удовольствием ходили  на занятия, то к концу исследования (начало учебного года)  дети, которые состояли на учете, пришли почти на все кружки. И с интересом уже сами стали планировать, чем будут заниматься, где будут участвовать, предлагать новые идеи.

     На основании педагогического наблюдения были составлены повторные

характеристики на детей.

         В учреждении в течение учебного года проводиться педагогический мониторинг в соответствии с программой развития, планом работы, планом экспекционно-контрольной деятельности учреждения. Экспертами отмечено то, что у основной массы воспитанников ОУ преобладает средний и высокий уровни мотивации к обучению, освоению норм этики и культуры. Ежегодно увеличивается и совершенствуется качество проводимых мероприятий для воспитанников и учащихся школ города.

         Итогом работы ОУ являются различные конкурсы, соревнования, слеты, выставки, творческие мероприятия, методические объединения различных уровней; городских, республиканских, межрегиональных, российских.

 

·        Социально-педагогическое сопровождение.Поддержка социально ценных инициатив  интересов учащихся, привлечение их в работу детских объединений. Установление контактов и доброжелательных отношений с родителями проблемных детей. Оказание им действенной систематической помощи. Ведение учета сложных и неблагополучных семей. Проведение профилактических бесед, встреч с работниками медицинских, правовых учреждений по проблемам правонарушений, наркомании, употребления алкоголя, токсикомании.

 

    На каждого несовершеннолетнего воспитанника заводится «Индивидуальная карта реабилитации и адаптации несовершеннолетнего на кружке «__________».

        Заместителем директора по воспитательной работе периодически составляется план работы ОУ с несовершеннолетними правонарушителями, а также совместный план работы с ГДН ОВД по г.Сорску .

         В рамках программы в объединениях проводятся занятия связанные со следующими направлениями  профилактики:

·        Выставка рисунков: «Знай дорожное движение, как таблицу умножения».

·        Анкетирование «Формула здоровья».

·        Конкурс плакатов «Все цвета, кроме черного».

·        Игра «Вперед мальчишки».

·        Час откровения «Кто я? Какой я? Я и сотни других».

·        Викторина: «Мечтают взрослые и дети о безопасности движения на всей планете».

·        Выпуск буклетов о здоровом образе жизни.

·        Выступление театрального кружка с программой: «Парад вредных привычек».

·        Тренинг: 1. Игра «Интервью», 2. «Провокационные тезисы», 3. игра «Скала».

Заключение

        На основании выше изложенного можно сделать вывод, что реализация мероприятий по программе  способствует формированию у подрастающего поколения семейных ценностей, повышает эффективность реабилитационной работы с несовершеннолетними.

 

Используемая литература

 

1. Статья: Туркова А.И. Обеспечение доступности и качества дополнительного образования детей на примере деятельности станции юных техников.// Бюллетень программно-методических материалов для учреждений дополнительного образования детей. №2 (37) 2006г. стр.10-12.

2. Шакурова М.В.Методика и технология работы социального педагога: учеб. Пособие для студ. выс. учеб. заведений / М.В.Шакурова. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2006.-стр.99


1. Статья: Туркова А.И. Обеспечение доступности и качества дополнительного образования детей на примере деятельности станции юных техников.// Бюллетень программно-методических материалов для учреждений дополнительного образования детей. №2 (37) 2006г. стр.10-12.

 
Автор Грудинина Елена Евгеньевна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Директору-завучу
Подраздел
Просмотров 526
Номер материала 37906
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓