- 01.10.2020
- 481
- 0
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Одна из первостепенных задач российского образования – достижение нового современного качества образования. Качество дополнительного образования – это и педагогическое сопровождение ребёнка в рамках программы, и её воспитывающий потенциал с учётом специфики и возрастных особенностей обучающихся, и ожидаемые результаты, а также выявление и развитие индивидуальных способностей. А это все зависит от компетентности педагога, т.е. педагогу дополнительного образования надо быть профессионалом высокого уровня. Содержание образовательного процесса должно строиться на основе образовательных принципов (доступности, системности, и т.д.), что способствует качеству образования[1].
Сегодня недостаточно внимания уделяется воспитательному потенциалу учебного процесса. Усиление воспитательной составляющей образовательного процесса в дополнительном образовании – это необходимая мера. Она обусловлена как позитивными, так и негативными тенденциями развития российского общества.
Нарастают негативные явления: бездуховность, социальное расслоение, криминализация общества. Как следствие этого – рост подростковой преступности, беспризорности и безнадзорности, наркомании, снижение общей культуры. Важнейшими задачами для развития и усиления воспитания в системе образования являются:
· формирование духовно-нравственных качеств личности;
· воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства;
· формирование творческих способностей, создание условий для самореализации личности;
· формирование трудовой мотивации.
Эффективность решения воспитательных задач зависит от целенаправленного отбора содержания учебного материала, представляющего ученикам образцы подлинной нравственности, духовности, гуманизма, от профессионализма педагога, кроме этого, близкое сотрудничество с учреждениями культуры, различными образовательными учреждениями.
В системе дополнительного образования, в отличие от школьной есть прекрасная возможность уделить достаточно внимания учащимся, т.е. вести индивидуальную, дифференцированную работу с детьми. Педагог должен заинтересовать, поразить, удивить, увлечь детей, чтобы образовательный процесс стал для ребёнка интересным.
Проанализировав выявленные у детей проблемы и ресурсные возможности учреждения нами была разработана программа «SOS» (социально-педагогическая деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, работа с детьми группы «риска»).
Цель программы: содействовать формированию у учащихся социально позитивных потребностей и установок построения своей жизнедеятельности, развитию индивидуальности школьников, их духовно-нравственного и творческого потенциала, установлению негативных явлений в сфере поведения и отношений детей с окружающим.
Задачи программы:
1. Получение объективной диагностической информации об учащихся группы «риска».
2. Коррекция социальных установок и нравственных представлений у учащихся указанной категории.
3. Создание условий для повышения самооценки учащихся и успешной самореализации.
4. Формирование у детей положительной мотивации к обучению и участию в делах детского объединения.
5. Включение указанной категории учащихся в общественно полезную деятельность, развитие в ее рамках толерантности и коммуникативной культуры, навыков бесконфликтного поведения.
6. Педагогическая поддержка учащихся в деятельности по поиску жизненных смыслов, самопознанию, самостроительству личностей.
7. Оказание социально-психологической помощи детям при решении сложных проблем в их жизни.
8. Осуществление педагогической деятельности по воспитанию здорового образа жизни и формированию негативного отношения к вредным привычкам.
9. Обеспечение координации усилий всех участников воспитательного процесса в организации профилактической работы по предупреждению безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних.
Деятельность по реализации программы.
· Проведение мероприятий по выявлению учащихся, склонных к правонарушениям, курению, употреблению алкоголя, наркотических и психотропных веществ.
· Диагностика детей группы «риска», включение их во внеурочную деятельность в соответствии с их склонностями и интересами.
· Организация интересного и полезного каникулярного отдыха учащихся.
· Подготовка и проведение тематических мероприятий, бесед, часов общения, родительских собраний, тренингов.
· Выявление неблагополучных семей и организация работы с ними.
Работая по программе «SOS» нами была выдвинута гипотеза: деятельность учреждения дополнительного образования детей с несовершеннолетними правонарушителями будет давать результат, если:
· Происходит использование наряду с традиционными альтернативные формы работы;
· Обучение педагогов альтернативным формам работы;
· Адаптация форм работы в соответствии с возрастными потребностями детей.
Для подтверждения гипотезы проведено практическое исследование.
Учреждение посещают 753 ребёнка. Из них: детей из образовательных школ - 695; дошкольников – 51, учащихся ПУ 12 – 7. Состоящих на учёте в ГДН Сорского ГОВД – 4, на ВШУ учёте – 14, опекаемых – 15, многодетные – 32, малообеспеченные -51, дети-инвалиды – 6, на индивидуальном обучении – 2, из социально -опасных семей – 4.
Образовательный ценз педагогических работников: всего педагогов -21. Из них – с высшим профессиональным образованием – 8 человек, н/высшее – 2 человека, со средним профессиональным образованием – 9 человек, без профессионального образования – 2 человека.
Применены методы исследования:метод наблюдения «Уровень воспитанности», на основе теста Люшера был проведен тест «Цветового отношения», тест «Незаконченные предложения: на станции юных техников мне нравиться…..», диагностика, монографические характеристики отдельных детей.
Нами были проанализированы образовательные программы: программа кружка «Радио» - педагога 1 квалификационной категории Винникова К.Д. и программа кружка «Автоконструкторский» - педагога 2 квалификационной категории Найдёнова Н.А..
На занятиях у детей вырабатывается активная социальная позиция: постоянно заниматься в кружке, участвовать в конкурсах различного уровня, продолжать учиться по профилю.
Формируется положительное отношение к самому себе, уверенность в своих силах, творчески относиться к труду.
Мотивацию на посещение ОУ мы проверили тестом «Незаконченные предложения: На станции юных техников мне нравиться…..».
Тестирование выявило следующее:
Участники исследовательской деятельности:
Директор ОУ, заместитель директора по ВР, методист, психологи образовательных школ, социальные педагоги образовательных школ, инспектор по делам несовершеннолетних, педагоги дополнительного образования, учащиеся, родители.
Направление деятельности и формы ее осуществления.
· Диагностика учащихся, процесса и условий их развития:
- анкетирование и тестирование;
- составление картотеки детей группы «риска»;
- систематическое педагогическое наблюдение за учащимися, установление причин педагогической запущенности;
- определение круга общения подростка.
На основании бесед с педагогами и подростками, включенного педагогического наблюдения были составлены характеристики на учащихся, состоящих на учете и занимающихся в ОУ.
Нами был использован метод наблюдения «Уровень воспитанности» (приложение 1), где оценивалось поведение в семье, поведение в ОУ, отношение к старшим, отношение со сверстниками, поведение на улице и в общественных местах, отношение к себе.
Проанализировав этот метод, нужно отметить, что в начале исследования мы выявили - у 47 % н/летних уровень воспитанности самый низкий, 35 % - средний, 18 % - ниже среднего.
На основе теста Люшера был проведен тест «Цветового отношения» (приложение 2). По результатам теста была определена у каждого ребенка система ценностей - у 48 % детей - отношение к родителям нейтральное, сами они находятся на 6 месте, страх и неуверенность в себе на первом месте. Эти дети могут стать группой «риска».
· Организация взаимодействияОУ с ГДН ОВД, Домом культуры, комиссией по делам несовершеннолетних, родителями учащихся, общественными организациями города.
Мы интересовались мнением инспектора о ребятах, состоящих на учете в ГДН ОВД по г. Сорску. По его мнению многие ребята попадают в такие ситуации, как влияние сверстников, вращаются в неблагоприятной среде, из-за обстановки в семье (неблагополучие в семье, один родитель), нет должного внимания. У многих детей есть склонность к воровству, пользуются мягкостью родителей.
Таким образом, выделили следующие проблемы:
· Незанятость вне школы, а зачастую и во время школы подростков, состоящих на учете в инспекции по делам несовершеннолетних;
· Не способность организовать собственное время и деятельность, так как нет опыта самостоятельной организации собственной деятельности;
· Отсутствие взрослых, с которыми можно контактировать (педагоги и родители ругают, инспектор «строит»).
· Правовое воспитание учащихся.Организация занятий для детей и подростков по овладению способами бесконфликтного поведения и приемами разрешения конфликтных ситуаций. Использование в учебном процессе учебного материала, способствующего формированию правового самосознания учащихся.
В нашем исследовании есть и ряд возникших проблем:
· Неготовность педагогов школы по-другому увидеть этих детей.
· По итогам проделанной работы нами была проведена итоговая диагностика, которая показала, что «Уровень воспитанности» (приложение 1), где оценивалось поведение в семье, поведение в ОУ, отношение к старшим, отношение со сверстниками, поведение на улице и в общественных местах, отношение к себе повысился, но не так высоко, как нам хотелось. Но методом наблюдения мы проверили, что, работая по этой программе можно достичь успеха в работе.
Проанализировав этот метод, мы увидели небольшой сдвиг в лучшую сторону: у 27 % н/летних уровень воспитанности самый низкий, 48 % - средний, 25 % - ниже среднего.
Нами было проведено повторное сравнение посещение детей ОУ со школой. Если в начале исследования н/летние не все с удовольствием ходили на занятия, то к концу исследования (начало учебного года) дети, которые состояли на учете, пришли почти на все кружки. И с интересом уже сами стали планировать, чем будут заниматься, где будут участвовать, предлагать новые идеи.
На основании педагогического наблюдения были составлены повторные
характеристики на детей.
В учреждении в течение учебного года проводиться педагогический мониторинг в соответствии с программой развития, планом работы, планом экспекционно-контрольной деятельности учреждения. Экспертами отмечено то, что у основной массы воспитанников ОУ преобладает средний и высокий уровни мотивации к обучению, освоению норм этики и культуры. Ежегодно увеличивается и совершенствуется качество проводимых мероприятий для воспитанников и учащихся школ города.
Итогом работы ОУ являются различные конкурсы, соревнования, слеты, выставки, творческие мероприятия, методические объединения различных уровней; городских, республиканских, межрегиональных, российских.
· Социально-педагогическое сопровождение.Поддержка социально ценных инициатив интересов учащихся, привлечение их в работу детских объединений. Установление контактов и доброжелательных отношений с родителями проблемных детей. Оказание им действенной систематической помощи. Ведение учета сложных и неблагополучных семей. Проведение профилактических бесед, встреч с работниками медицинских, правовых учреждений по проблемам правонарушений, наркомании, употребления алкоголя, токсикомании.
На каждого несовершеннолетнего воспитанника заводится «Индивидуальная карта реабилитации и адаптации несовершеннолетнего на кружке «__________».
Заместителем директора по воспитательной работе периодически составляется план работы ОУ с несовершеннолетними правонарушителями, а также совместный план работы с ГДН ОВД по г.Сорску .
В рамках программы в объединениях проводятся занятия связанные со следующими направлениями профилактики:
· Выставка рисунков: «Знай дорожное движение, как таблицу умножения».
· Анкетирование «Формула здоровья».
· Конкурс плакатов «Все цвета, кроме черного».
· Игра «Вперед мальчишки».
· Час откровения «Кто я? Какой я? Я и сотни других».
· Викторина: «Мечтают взрослые и дети о безопасности движения на всей планете».
· Выпуск буклетов о здоровом образе жизни.
· Выступление театрального кружка с программой: «Парад вредных привычек».
· Тренинг: 1. Игра «Интервью», 2. «Провокационные тезисы», 3. игра «Скала».
Заключение
На основании выше изложенного можно сделать вывод, что реализация мероприятий по программе способствует формированию у подрастающего поколения семейных ценностей, повышает эффективность реабилитационной работы с несовершеннолетними.
Используемая литература
1. Статья: Туркова А.И. Обеспечение доступности и качества дополнительного образования детей на примере деятельности станции юных техников.// Бюллетень программно-методических материалов для учреждений дополнительного образования детей. №2 (37) 2006г. стр.10-12.
2. Шакурова М.В.Методика и технология работы социального педагога: учеб. Пособие для студ. выс. учеб. заведений / М.В.Шакурова. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2006.-стр.99
1. Статья: Туркова А.И. Обеспечение доступности и качества дополнительного образования детей на примере деятельности станции юных техников.// Бюллетень программно-методических материалов для учреждений дополнительного образования детей. №2 (37) 2006г. стр.10-12.
6 654 945 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Пуряева Ирина Анатольевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
500/1000 ч.
Курс профессиональной переподготовки
600 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 144 ч.
Курс повышения квалификации
144 ч.
Мини-курс
4 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.