Главная / Директору-завучу / Статья «Социальная активность как фактор реализации гражданской позиции личности»

Статья «Социальная активность как фактор реализации гражданской позиции личности»

СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ КАК ФАКТОР РЕАЛИЗАЦИИ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ ЛИЧНОСТИ

Болотина С.Н.

Чтобы сделать из людей хороших граждан, им следует дать возможность проявить свои права граждан и исполнять обязанности граждан.

С. Смайлс

В настоящее время, время бурных демократических процессов, происходящих в России, особую значимость приобретает проблема гражданско-правового воспитания подрастающего поколения. Именно молодежь является барометром настроений в обществе и основным электоральным резервом, так как каждый четвертый потенциальный избиратель- это человек в возрасте до 30 лет. Поэтому значимым приоритетом в образовании на современном этапе является обучение и воспитание человека- гражданина, человека высокой правовой и политической культуры, активного субъекта социальных отношений, способного к духовно- нравственному совершенствованию, принимающего на себя ответственность за свою жизнь и жизнь окружающих.

Соответственно основной задачей воспитания становится формирование личности с активной гражданской позицией, способной воспользоваться своими неотъемлемыми правами, стремящейся к этому и готовой взять на себя всю полноту ответственности за свои действия.

Как известно, гражданская позиция личности проявляется и формируется в условиях социально- значимой деятельности через выполнение конкретных практических дел. Это хорошая возможность проявить свое отношение к людям, найти способы самореализации в условиях современного общества, гармоничного взаимодействия с окружающим миром. Именно в деятельности происходит познание человеком окружающего мира, оценка своих возможностей, формируется самосознание, нравственные и социальные установки. И в зависимости от того, на какие сферы жизнедеятельности направлены интересы личности, в каких формах и насколько социально- ценно и личностно - значимо он реализует себя, можно говорить об успешности и социальной значимости проявления гражданской позиции личности. Поэтому, осознанное участие человека в жизни общества, отражающее его реальные поступки в отношении к социальным явлениям и социальным процессам, основанных на реализации общечеловеческих ценностей при разумном соотношении личностных и общественных интересов и определяет его гражданскую позицию.

Становление активной гражданской позиции личности представляет собой сложный процесс развития интегративного качества личности, которое включает в себя социальную активность, инициативу, органическое сочетание личностных и гражданских ценностей и предполагает осознание себя гражданином и активным участником общественной жизни.

В реальной жизни результативность деятельности, направленной на развитие активной гражданской позиции молодежи в современном обществе отслеживается через этапы становления качеств самой личности, которые определяются как:

  1. Осознание своего «Я».

  2. Становления качеств личности – готовность к выбору.

  3. Готовность к проявлению «Я».

  4. Использование возможностей среды для собственного развития.

Поэтому, можно сделать вывод, о том, что гражданская позиция формируется под влиянием условий, в которых находится личность, и реализуется в общественной деятельности посредством социальной активности, действенности личности и проявлений её гражданских качеств.

Неотъемлемой частью и основой гажданско- правового воспитания обучающей молодежи в техникуме является процесс формирования активной гражданской позиции, т.е. формирование личностных качеств гражданина, ориентированных на общепринятые нормы и нравственные ценности, включающие высокие общечеловеческие и профессиональные свойства, широкие коммуникативные и адаптационные возможности.

Сегодня на старшее поколение возложена ответственность за то, чтобы молодежь достойно исполняла свои гражданские обязанности, активно участвовала в управлении государством. Молодежи совсем не безразлично, в каком государстве они будут жить, как они будут готовы участвовать в его построении и развитии. В образовательном пространстве техникума созданы условия для раскрытия потенциала молодежи в демократических преобразованиях, защиты их интересов, формирования у молодежи высокой правовой, политической культуры, патриотизма и гражданской ответственности, стремления к активному участию в формировании гражданского общества и правового государства. Поставленная цель- формирование личности, высокой гражданской и правовой культуры - реализуется через систему мероприятий, направленных:

  • становление активной гражданской позиции молодежи;

  • накопление и обогащения жизненного опыта;

  • формирование культуры общения, культуры прав человека; общечеловеческих ценностей, устойчивой нравственной и правовой мотивации в практической деятельности;

  • развитие интереса обучающихся к процессам создания гражданского общества и правового государства.

Таким образом, основными направлениями работы педагогического коллектива по формированию Человека – гражданина, способного к самопознанию, саморазвитию и успешной самореализации являются:

  • создание комфортных условий для проявления инициативы, творчества, продуктивной деятельности, ораторского искусства, коммуникабельности обучающихся;

  • эффективное внедрение в программу учебных занятий, внеклассных и воспитательных мероприятий содержательной, актуальной информации, способствующей формированию гражданско- правового сознания и активной гражданской позиции;

  • применение активно- деятельностные формы работы, которые способствуют проявлению организаторских, коммуникативных способностей, лидерских качеств, позволят формированию правовой культуры;

  • осуществление системы контроля результатов деятельности, через применение метода диагностики и мониторинга.

Эти направления определены структурой гражданской позиции личности, в которую входят три компонента:

  • познавательный - включает в себя формирование базисных ценностных ориентаций, которые предполагают сознательное отношение человека к социальной действительности. Данный компонент характеризуется полнотой этических, правовых, политических и других знаний человека, глубиной их осознания, что отражает субъективное отношение человека к усваиваемым требованиям общества;

  • мотивационно-ориентировочный- раскрывает отношение человека к людям, обществу, событиям, самому себе, основанного на системе нравственных и правовых норм, выступающих в виде установок, требований, общественных предписаний, а также системой законов, принятых государством;

  • поведенческий - определяется реальным поведением человека, его умением соблюдать установленные правила, выполнять основные социально-нравственные обязанности. При этом, усвоение и формирование общественных ценностей происходит в сочетании с собственной деятельностью человека, в сфере самореализации.
    Развитие всех трех компонентов гражданской позиции личности тесно связано между собой и рассматриваются как единое целое.

Содержание педагогического процесса направленного на формирование гражданской позиции личности включает в себя овладение обучающимися социально ценным жизненным опытом.

Навыки решения социально значимых проблем молодежи реализуются педагогами техникума через применение активных форм включения обучающихся в процесс социальной практики, например работу клуба молодых и будущих избирателей «Наш выбор». Имеется практический опыт инновационной работы по формированию правовой, политической культуры и правового самосознания обучающейся молодежи техникума, становлению их активной гражданской позиции, развитию интереса к процессу организации и проведения выборов.

Деятельность клуба молодых и будущих избирателей «Наш выбор» осуществляется по следующим направлениям:

  • Изучение законодательной базы избирательного права и процедуры избирательного процесса в РФ через такие формы как: лекции с элементами дискуссии, защита рефератов; слайд-шоу о выборах; практические занятия по изучению и обсуждению применения положений законов и других нормативно- правовых актов в обществе, обеспечивающих процессуальную сторону избирательной системы в РФ; организация и проведение внеклассных мероприятий; встречи с представителями Избирательной комиссии города Белгорода, органов региональной власти; проведение воспитательных мероприятий; деятельность Студенческого совета техникума (формирование совета проходит на демократической основе – выборов); изучение таких дисциплин, как «Основы права», «Обществознание», «Основы социологии и политологии», «Философия», « История».

  • Практическое применение знаний и способов действий системе реализации избирательного права гражданами РФ- через участие в познавательных и интеллектуальных играх, творческих конкурсах, олимпиадах , викторинах, дискуссиях «За» и «Против», диспутах, «мозговые штурмы».

  • Информационно- аналитическая деятельность клуба - выпуск газеты «Правовой вестник», проведения социологических опросов и мониторинга.

Стало хорошей традицией проводить открытые расширенные заседания клуба молодых и будущих избирателей«Наш выбор» в форме правовых игр, с приглашением всех обучающихся и преподавателей техникума, посвященных: Всемирному Дню защиты прав человека Дню Конституции, Выборам всех уровней. Организация мероприятий осуществляется Советом клуба «Наш выбор», т.е. реализуются демократические принципы соуправления и сотворчества.

Участвуя в работе клуба молодых и будущих избирателей «Наш выбор», обучающиеся расширяют и углубляют правовые знания в области права и избирательного процесса, знакомятся с деятельностью и механизмом формирования органов власти, приобретают навыки публичного выступления, изучают основы психологии делового общения, формируют элементы электоральной культуры. Организация и проведение мероприятий имеет огромное воспитательное воздействие на обучающуюся молодежь, что находит выражение в познавательной активности обучающихся, проявлении интереса к технологиям избирательного процесса, рассматриваемым проблемам и желании проявить свои знания, творческие и интеллектуальные способности. А это доминирующий фактор в формировании правовой культуры, и активной гражданской позиции.

Таким образом, включение молодежи в разные виды общественно значимой деятельности позволяет расширить сферу их социального общения, возможности усвоения социальных ценностей, что находит отражение в формировании не только нравственных качеств личности, но и активной гражданской позиции. Поэтому, активная гражданская позиция – это приобретенное качество, которое развивается и совершенствуется на протяжении всей жизнедеятельности человека.


Статья «Социальная активность как фактор реализации гражданской позиции личности»
  • Директору-завучу
Описание:

               Статья «Социальная активность как фактор реализации гражданской                                                            позиции личности»  

раскрывает воспитательные аспекты социально- значимой деятельности обучающейся молодежи как  необходимого условия   формирования активной гражданской позиции личности, способной к саморазвитию и успешной социализации  в современном мире.  Включение молодежи в разные виды общественно значимой деятельности позволяет расширить сферу их социального общения, возможности усвоения социальных ценностей, что находит отражение в формировании не только  нравственных качеств личности, но и активной гражданской позиции. В содержании статьи  представлены фрагменты из опыта работы  по формированию правовой,  политической  культуры и правового самосознания обучающейся молодежи техникума, становлению  их активной гражданской позиции, развитию интереса к процессу организации и проведения выборов через применение активных  форм включения  обучающихся в  процесс социальной практики - деятельность  клуба молодых и будущих  избирателей «Наш выбор».

.

Автор Болотина Светлана Николаевна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Директору-завучу
Подраздел
Просмотров 601
Номер материала 42414
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓