Социализация
учащихся через обучение английскому языка
Я, будучи учителем нового поколения, вижу
своей целью сформировать личность учащегося и подготовить его к вступлению во
взрослую жизнь таким образом, чтобы он стал полноправным, активным членом
социума.
Каждый человек является носителем общей
культуры и отражает специфические черты общественного сознания.
Процесс социализации может быть как стихийным,
так и управляемым. В первом случае социализация протекает в процессе свободного
общения, решения повседневных проблем. Во втором — она осуществляется как
преднамеренный и специально организованный и регулируемый процесс, что особенно
характерно для образовательных учреждений.
На уроках английского языка происходит
формирование коммуникативной компетентности учащихся, которая предполагает
овладение иноязычным общением.
Она основана как на приобретенных знаниях, так
и на интеллектуальном и жизненном опыте, ценностях, которые учащийся развил в
результате познавательной деятельности и образовательной практики.
Перед современным учителем стоит задача
формирования у учащихся универсальных учебных действий, которые в свою очередь
способствуют формированию социализации.
Уроки английского языка построены в таком ключе,
что весь материал отрабатывается в контексте тем, которые заставляют ученика
задуматься о его роли в обществе, и формируют в нем нравственные ценности.
Учебно-методический комплекс построен на принципе личностно-ориентированного
подхода и затрагивает такие темы, как «Семья», «Отношения», «Хобби и интересы»,
«Выбор профессии».
Рассмотрение этих тем в свою очередь
способствует социализации ученика и как результат приводит к социализированности.
Однако, стоит понимать, что без правильной работы учителя учащиеся воспринимают
информацию пассивно. Я на своих уроках всегда стараюсь заставить их мыслить
критически. Приводить примеры их своей собственной жизни и исходить в суждениях
из своего опыта.
В вопросе о социализации мне наиболее близка
классификация Анатолий Викторович Мудрик, он выделяет следующие её виды:
- семейно-бытовая;
-профессионально-трудовая;
- гражданская;
- поло-ролевая.
Все они находят отражение в изучении
иностранного языка.
Тема семьи и семейных ценностей красной нитью проходит
сквозь процесс обучения английскому языку, начиная с самого раннего этапа
изучения и, безусловно, является личностно значимой для учащихся всех
возрастных категорий.
Семейно-бытовая социализация характеризуется
овладением социальными ролями члена семьи. В ней рассматриваются такие социальные
роли, как роль мужа, сына, отца или дедушки.
Зачастую учащиеся воспринимают семейные
отношения как данность и не задумываются о важности института семьи в обществе.
Так, например, в изучении грамматической темы
пассива, я приводила такой пример активного и пассивного действия: «Меня
пригласили на День Рождения » и «Я пригласил бабушку на День Рождения», на что
один из учащихся задался вопросом, зачем же приглашать бабушку, ведь она и так
всегда рядом она обязательно сама придет и поздравит. Этот простейший пример
заставил учащихся задуматься о важности семейных уз. Ведь так часто дети воспринимают
отношения в семье как само собой разумеющееся. Однако, обсуждая эту тему, дети
поняли, что семья это не только мама и папа, это те люди, которые их поддерживают
и понимают, и они, в свою очередь, тоже должны оказывать им поддержку и
проявлять заботу и понимание.
В то же время на более позднем этапе обучения
можно затрагивать такие темы как «Неполная семья» или «Жизнь и взросление без
родителей», тогда ученики могут рассматривать семейные отношения с разных
сторон, ставить себя на место других и осознавать грандиозное влияние семьи на
их собственную жизнь и жизнь социума.
Безусловно, общество нуждается в личности
нового типа, конкурентоспособного, нравственно зрелого человека, человека,
который может творчески мыслить и работать в условиях поликультурного мира.
В связи с этим, можно говорить о формировании
профессионально-трудовой социализации.
Она представляет собой овладение профессиональными
нормами и ролями. То есть происходит рассмотрение таких социальных ролей, как,
например, преподаватель, программист, военнослужащий или бизнесмен.
Перед учащимися встает вопрос самоопределения
и выбора профессии.
Немаловажно в этом вопросе то, что английский
язык, является интернациональным и владение им приветствуется в любой
профессии.
Я, в своей работе, стараюсь не только привить
учащимся любовь к языку, но и добиться того, чтобы учащиеся воспринимали
предмет как нечто существенно важное для человека новой формации, а так же
осознавали его значимость и влияние на их дальнейшую жизнь.
Дабы не быть голословной, приведу, примеры
анкетирования, которое я провела при подготовке к моему выступлению.
Я предложила учащимся ответить на вопрос «Для
чего вам необходим иностранный язык?»
Было приведено 10 пунктов, из которых учащиеся
выбирали до 5 самых значимых для них.
В анкетировании участвовали 80 человек –
учащиеся 5х, 6х, 8х и 11х классов.
Критерий
|
Показатель
|
Карьера
|
71
|
Путешествия
|
65
|
ВУЗ
|
54
|
ЕГЭ
|
49
|
Обучение за границей
|
42
|
Чтение в оригинале
|
33
|
Переписка
|
24
|
Просмотр фильмов в оригинале
|
22
|
Прослушивание музыки
|
22
|
Язык не нужен
|
1
|
Данный график показывает, что 71 человек из
всех опрошенных считает, что язык необходим для успешной карьеры. 65 человек
видят необходимость языка для осуществления международных контактов и
путешествий, 54 человека, считают, что знание языка необходимо им для
поступления в ВУЗ, 49 человек ставят перед собой задачу успешно сдать экзамен, 42
– видят перспективу обучения за границей, 33, хотят читать книги в оригинале,
24 человека хотят переписываться с друзьями из других стран, 22 человека,
понимать песни смотреть фильмы в оригинале, и лишь 1 человек не видит смысла в
изучении языка.
Однако, не только осознание важности
английского способствует формированию профессионально-трудовой социализации. В
контексте изучения таких тем как «Jobs and occupations», «My future
profession and career», «Foreign languages in our life», «Workaholics»,
«Famous people» и других, дети учатся видеть широту и многообразие социальных
ролей. Некоторые из которых, они могут даже примерить на себе, еще учась в
школе. Например, почувствовать себя учителем, объясняя своим одноклассникам
какую либо тему. Осознать, что работа учителя не так проста, как им порой может
показаться, ведь нужно объяснять материал так, чтобы его все поняли.
Следующий вид социализации, который я хочу
рассмотреть – это поло-ролевая или гендерная социализация. Она представляет
собой освоение человеком опыта социального поведения в соответствии с его
половой принадлежностью. Здесь можно говорить о таких социальных ролях, как
роль мальчика или девочки, невесты или жениха, мужа или жены, отца или матери,
бабушки или дедушки. Формирование поло-ролевой социализации находит отражение в
теме «Family and relationships», а так же таких темах как «Gender roles» или
«Equality and discrimination».
Я стремлюсь учить детей видеть не только то,
что лежит на поверхности. Тема гендерных стереотипов, например, прослеживается
даже в теме прилагательных, которые в английском языке не несут в себе
категорию рода, однако одни чаще используются для описания мужчин, другие для
описания женщин. Учащимся, например, очень интересно выполнять задание на
распределение их в две эти группы.
Требования современных ФГОСов к результатам
освоения основной образовательной программы учитывают кроме всего прочего и
гражданскую социализацию учащихся. Она направлена на осознание принадлежности
учащихся к сообществу граждан России.
В данном случае гражданское самоопределение
личности школьника достигается как посредством сравнения культур, так и при
выявлении моментов существенно-важных для осознания себя гражданином Российской
Федерации. Процесс становления начинается еще с начальной школы. Так, например,
грамматическая тема спряжения глагола to be отрабатывается, когда учащийся
строит фразы типа «I am Russian. I am from Saint Petersburg. Moscow is
the capital of Russia». А изучая культуру и историю страны
изучаемого языка невозможно не проводить аналогию с культурой и историей своей
родины.
Я убеждена, что урок английского языка
позволяет решить те непростые задачи, которые стоят перед современным учителем
Российской школы. На уроке, я работаю над формированием УУД, которые в свою
очередь способствуют социализации учащихся, ведь только на уроках английского
языка мы можем дискутировать на самые различные темы тем самым формируя,
личность, неоценимо значимую для нашего общества.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.