Главная / Директору-завучу / Статья "Система оценивания учебного проекта в рамках реализации ФГОС"

Статья "Система оценивания учебного проекта в рамках реализации ФГОС"

Система оценивания учебного проекта в рамках реализации ФГОС


Набатова Раиса Иосифовна, учитель русского языка и литературы МАОУ гимназии № 26 г. Томска


«Если мы будем учить сегодня так,

как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра».

Джон Дьюи


Инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни - все эти умения формируются с детства. Школа играет чрезвычайно важную роль в этом процессе. Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьезные цели, умело реагировать на разные жизненные ситуации. Перед учителем сегодня стоит вопрос: как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходит на уроке, во внеурочной деятельности вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание? Все большее признание получает идея о том, что в основе успешности обучения лежат общие учебные действия, имеющие приоритетное значение над узко-предметными знаниями и навыками. Одним из направлений современного образовательного процесса, предусмотренного ФГОС, стало обеспечение проектной и исследовательской деятельности обучающихся, направленной на овладение обучающимися учебно-познавательными приемами и практическими действиями для решения личностно и социально значимых задач и нахождения путей решения проблемных задач.

С 1 сентября 2014 года гимназия стала пилотной площадкой по апробации ФГОС в 5-х классах. И теперь, когда ФГОС из теоретической части перешел в практическую в основной школе, перед нами стал ряд вопросов и по оценке проектов: что контролировать и оценивать? кто оценивает? как оценивать? где фиксировать результаты? по какой шкале оценивать?

Вначале рабочей группой педагогов были вычленены проектные умения на различных этапах работы над проектом.

Проектные умения на различных этапах работы над проектом.

Этапы и отдельные шаги в работе над проектом

Элементы проектной деятельности и отдельные умения

Погружение в проект

  1. рассмотрение ситуации и проблемы;

  2. сужение проблемы;

  3. формулирование цели

Проблематизация

целеполагание

Организация работы над проектом

  1. разделение на группы, распределение ролей;

  2. планирование по этапам и задачам на каждом этапе


Работа над проектом

  1. выполнение запланированных этапов работы;

  2. подготовка к презентации: устное сообщение, подготовка продукта проектной деятельности (объектов наглядности), чертежей, рисунков, слайд-шоу, макета и т. д.

Планирование

Рефлексия

Коммуникативность:

  • умение слушать других

  • умение высказать свою мысль, точку зрения, формулировать идею;

  • умение вести диалог в конструктивной форме, уважительной манере, спокойным тоном;

  • умение идти на компромисс, выполнять общие решения


Групповое взаимодействие:

  • умение работать в группе

  • участвовать в распределении ролей, видов работ;

  • выполнять отведенную группой роль, ответственно к ней относится;

  • готовность к взаимопомощи и поддержке, взаимозаменяемость


Выполнение работы в соответствии с планом

Презентация результатов

  1. сделать устное сообщение;

  2. продемонстрировать наглядность;

  3. ответить на вопросы публики;

  4. самоанализ

Презентативные:

  • умение подготовить устное сообщение

  • умение выступать перед публикой, грамотно и красиво излагать мысли, расставлять смысловые акценты

  • умение сделать письменный отчет о проделанной работе

  • умение сопоставлять поставленную цель и полученные результаты (достигнута ли цель?)

  • умение соотносить способы для решения проблем и важность полученных результатов, социальная значимость

  • умение проанализировать возникшие трудности

Самооценка

Самооценка:

  • определение того, что умел и чему научился: что узнал нового, научился делать, какой приобрел личный опыт, какие приобрел и проявил новые личностные качества

  • определение степени своей активности, продуктивности в общей работе

  • определение, что не удалось, не получилось, каких качеств не хватило, чтобы добиться успеха

Затем были разработаны оценочные листы согласно типу выбранного проекта (Приложение № 1). Оценочные листы заполняет ребенок и учитель, и оценка не всегда при этом может совпадать.

В работе над проектом учащиеся:

- работают с источниками  информации, с современными средствами коммуникации;

- критически осмысляют актуальную информацию, поступающую из разных источников, формулируют на этой основе собственные заключения и оценочные суждения;

- решают познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации;

- анализируют современные общественные явления и события;

- защищают свои проекты, аргументируют защиту своей позиции, оппонируют иному мнению.

Для оценки уровня сформированности УУД в рамках проектной деятельности использую диагностическую карту формирования УУД.


Диагностическая карта формирования УУД в рамках проектной деятельности

ученика 5 класса

ФИ ученика __________________класс ___ «____»

2014-2015 учебный год

УУД

Критерии

Проектная деятельность

Проектная деятельность

1 полугодие

год

Регулятивные УУД

1


Определять и

формулировать цель

деятельности (понять

свои интересы, увидеть проблему, задачу, выразить ее словесно) на занятиях внеурочной деятельности, жизненных ситуациях

Умеет самостоятельно поставить и сформулировать задание, определять его цель

2


2


Умеет при помощи учителя поставить и сформулировать задание, определять его цель. Иногда выполняет эти действия самостоятельно, но неуверенно

1


1


Не способен сформулировать словесно задание, определить цель своей деятельности. Попытки являются единичными и неуверенными

0


0


2

Составлять план

действий по решению проблемы (задачи) на занятиях внеурочной деятельности, жизненных ситуациях

Умеет самостоятельно прогнозировать результат, составлять алгоритм деятельности при решении проблем учебного, творческого и поискового характера

2


2


Умеет самостоятельно прогнозировать результат в основном учебных (по образцу) заданий, планировать алгоритм его выполнения

1


1


Не умеет самостоятельно прогнозировать результат даже учебных (по образцу) заданий, планировать алгоритм его выполнения

0


0


3

Соотносить результат своей деятельности с целью

В процессе выполнения задания постоянно соотносит промежуточные и конечные результаты своей деятельности с целью или с образцом, предложенным учителем

2


2


В процессе выполнения задания соотносит конечные результаты своей деятельности с целью или с образцом, предложенным учителем – из-за этого теряет много времени

1


1


Выполняет задания, не соотнося с целью или с образцом, предложенным учителем. Самостоятельно не может найти ошибку в своей деятельности

0


0


4

Самостоятельно осуществлять действия по реализации плана достижения цели, сверяясь с результатом

Умеет самостоятельно корректировать работу по ходу выполнения задания

2


2


Умеет корректировать работу по ходу выполнения задания при указании ему на ошибки извне (учителем или одноклассниками)

1


1


Не умеет корректировать работу по ходу выполнения задания при указании ему на ошибки извне (учителем или одноклассниками)

0


0


5

Оценка результатов своей работы.

Умеет самостоятельно оценивать результат своей работы. Умеет оценить действия других учеников, выделяет критерии оценки.

2


2


Умеет самостоятельно оценивать результат своей работы по предложенным учителем критериям оценки. Не умеет оценить действия других учеников.

1


1


Может с помощью учителя соотнести свою работу с готовым результатом, оценка необъективна.

0


0



ИТОГО: 10-9 баллов высокий уровень,

8-5 баллов средний уровень, 0-4 балла низкий уровень.




Познавательные УУД

УУД

Критерии

Проектная деятельность

Проектная деятельность

1 полугод.

год

1

Самостоятельно предполагать информацию, которая нужна для создания проекта, отбирать источники информации среди предложенных

Самостоятельно осуществляет поиск и выделяет необходимую информацию. Применяет методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

2


2


Самостоятельно осуществляет поиск и выделяет необходимую информацию при помощи учителя или одноклассников.

1


1


Затрудняется в поиске и выделении необходимой информации даже при оказании ему помощи.

0


0


2

Добывать новые знания из различных источников различными способами


Систематически самостоятельно применяет методы информационного поиска, добывает новые знания, в том числе с помощью компьютерных средств.

2


2


Эпизодично и, в основном, по заданию учителя применяет методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

1


1


Не умеет применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

0


0


3

Перерабатывать информацию из одной формы в другую, выбирать наиболее удобную форму. Представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, презентации в том числе с помощью ИКТ

Выбирает наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий. Умеет представить результаты работы (исследования) в заданном формате, составить текст отчѐта и презентацию с использованием ИКТ.

2

2


2


Выбирает наиболее простые способы решения задач (действует по образцу). Не всегда умеет представить результаты работы (исследования) в заданном формате, составить презентацию с использованием ИКТ.

1


1


Затрудняется перерабатывать информацию из одной формы в другую. Не может представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ

0


0


4

Перерабатывать информацию для получения нового результата. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты

Умеет выполнять логические действия абстрагирования, сравнения, нахождения общих закономерностей, анализа, синтеза; выбирать стратегию решения; строить и проверять элементарные гипотезы. Способен переработать информацию для получения результата

2


2


Частично владеет навыками исследовательской деятельности; самостоятельно план проверки предложенной учителем гипотезы; осуществляет наблюдения и эксперименты; умеет классифицировать и обобщать.

1


1


Не владеет навыками исследовательской деятельности. Не способен переработать информацию для получения результата

0


0


5

Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развернутом виде, планировать свою работу по изучению незнакомого материала

Определяет основную и второстепенную информацию. Умеет передавать содержание в сжатом, выборочном или развернутом виде. Умеет хранить, защищать, передавать и обрабатывать информацию.

2


2


Не всегда определяет основную и второстепенную информацию. Периодически может передавать содержание в сжатом, выборочном или развернутом виде.

1


1


Неправильно определяет основную и второстепенную информацию. Не умеет передавать содержание в сжатом, выборочном или развернутом виде.

0


0


ИТОГО: 10-9 баллов высокий уровень,

8-5 баллов средний уровень, 0-4 балла низкий уровень.




Коммуникативные УУД

УУД

Критерии

Проектная деятельность

Проектная деятельность

1 полугод.

год

1


Доносить свою позицию

до других с помощью

монологической

речи с учетом своих учебных и жизненных ситуаций

(защита проекта)

Умеет оформлять свои мысли в устной или письменной форме с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Критично относится к своему мнению. Осознанно и произвольно строит речевое высказывание в устной и письменной форме.

2


2


Умеет использовать речь для регуляции своего действия. Не всегда может донести свою позицию до других.

1


1


Не умеет оформлять свои мысли в устной или письменной форме с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

0


0


2.

Читать различную литературу, понимать прочитанное, владеть навыками смыслового чтения.


Структурирует знания. Понимает цель чтения и осмысливает прочитанное. Умеет задавать вопросы; строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет.

2


2


Умеет читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, извлекать из текста информацию в соответствии с коммуникативной задачей.

1


1


Умеет читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг. Не умеет извлекать из текста информацию в соответствии с коммуникативной задачей.

0


0


3

Понимать возможность различных точек зрения на вопрос. Учитывать разные мнения и уметь обосновывать собственное.



Умеет учитывать разные мнения и стремится к координации различных позиций в сотрудничестве. Умеет договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. Умеет контролировать действия партнера.

2


2


Умеет участвовать диалоге; слушать и понимать других, высказывать и аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений. Умеет отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета;

1


1


Не умеет участвовать диалоге. Отстаивая свою точку зрения, не соблюдает правила речевого этикета. Не считается с другой точкой зрения на проблему.

0


0


4

Договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то

сообща

Умеет адекватно использовать все коммуникативные средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологические высказывания. Владеет диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного взаимодействия.

2


2


Умеет адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить сложные монологические высказывания, владеет диалогической речью, выполняя различные роли в группе, умеет сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

1


1


Не умеет договариваться с людьми, работать в группе, не владеет диалогической речью, не может выполнять различные роли в группе, не умеет сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

0


0


ИТОГО: 8-7 баллов высокий уровень,

6-3 балла средний уровень, 0-2 балла низкий уровень.



ИТОГИ ФОРМИРОВАНИЯ УУД (регулятивных, познавательных, коммуникативных)



Личностные УУД

УУД

Критерии

1 полуг

год

1


Самооценка.

Оценивать ситуации и поступки (ценностные

установки)

Формирует самоуважение и эмоционально-положительное отношение к себе, видны готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичность к своим поступкам и умение адекватно их оценивать.

2

2

Проявляет интересы, инициативы и любознательность, учится с четкой организацией своей деятельности. Не всегда открыто выражает и отстаивает свою позицию. Не всегда адекватно себя оценивает.

1

1

В учении не проявляет интересы, инициативы и любознательность. Отмалчивается, не выражает и не отстаивает свою позицию. Не адекватно себя оценивает.

0

0

2.

Объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей

(личностная саморефлексия, способность к саморазвитию,

мотивация к познанию, учѐбе)

Выполняет самостоятельные поступки и действия (в том числе руководящего плана), принимает ответственность за их результаты. Целеустремленно и настойчиво идет к достижению целей, готов к преодолению трудностей.

2

2

Проявляет самостоятельность, инициативу и ответственность как личность. Иногда не доходит до цели, боится преодоления трудностей.

1

1

Не проявляет или проявляет крайне редко самостоятельность, инициативу и ответственность как личность. Выполняет только самые простые задания, нацелен на неуспешность.

0

0

3

Самоопределяться в

жизненных ценностях

(на словах) и поступать в

соответствии с ними,

отвечая за свои поступки

(личностная позиция,

российская и

гражданская

идентичность)

Проявляет толерантность и противодействует действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности личности и общества в пределах своих возможностей. Осознает себя гражданином, имеет активную сформированную гражданскую позицию. Участвует в социальном проектировании.

2

2

Проявляет уважение к другим людям, самодостоинство. Понимает и принимает возможность человека быть самим собой и принимать самостоятельные решения в самых разных социальных, профессиональных и личностных ситуациях. Осознает себя гражданином, имеет активную, но не до конца сформированную гражданскую позицию.

1

1

Не проявляет уважение к другим людям. Не принимает возможность человека быть самим собой. Осознает себя гражданином, имеет пассивную, не сформированную гражданскую позицию.

0

0

ИТОГО: 6-5 баллов высокий уровень, 4-3 баллов средний уровень, 0-2 балла низкий уровень.




При оценке успешности обучающегося в проекте или исследовании, необходимо понимать, что самой значимой оценкой для него является общественное признание состоятельности (успешности, результативности). Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов.

Хоть выйди ты не в белый свет,

А в поле за околицей, —

Пока идешь за кем-то вслед,

Дорога не запомнится.

Зато, куда б ты ни попал

И по какой распутице,

Дорога та, что сам искал,

Вовек не позабудется.

(Н.Рыленков)

























Приложение №1

2014-2015 учебный год. Предмет___________________Тип проекта: информационный (познавательный).Тема проекта___________________________________________________

ФИО учителя___________________________________ ФИ обучающегося___________________________________________________________________________________


I этап

Прогностический

Кол-во баллов

II этап

Информационный

Кол-во баллов

III этап

Теоретический

Кол-во баллов

IV этап

Конструирование модели



Кол-во баллов


V этап

Оформление проекта

Кол-во баллов

VI этап

Заключительный

Кол-во баллов

VII этап

Защита проекта

Кол-во баллов



Ш

У


Ш

У


Ш

У


Ш

У


Ш

У


Ш

У


Ш

У


Умение формулировать тему проекта.



Умение искать информацию в различных источниках.



Умение создавать свой собственный, оригинальный текст (излагать «своими словами»).



Умение определить, выбрать материал для изготовлении модели



Умение набирать учебный проект в текстовом редакторе MSOFFICEWord 2003ß 2013 (или в другом редак,).



Умение выделять в тексте главное и формулировать его в виде тезисов.



Умение свободно владеть темой проекта.





Умение анализировать актуальность темы.



Умение выявление в тексте необходимой информации, представленной в различном виде.



Умение формулирование выводов и заключений на основе фактов, имеющихся в тексте или полученных в исследование.



Умение соотнести размеры модели (перенос размеров с бумажного носителя на исходный материал)



Умение работать с таблицами, формулами, схемами, материалами



Умение связно и последовательно излагать свои мысли.



Умение использование рисунков, схем, графиков, моделей и других средств наглядной презентации к защите проекта




Умения ставить цель.



Умение распределение информации по разделам проекта.



Умение видеть перспективу продвижения проекта дальше.



Умение конструировать модель



Умение работать с графической информацией в различных программных средах.



Умение составлять вступление.



Умение отвечать на вопросы по теме проекта.




Умения формулировать проектные задачи.



Умение выделять главное. Структурирование информации.









Умение редактировать текст.



Умение достоверно излагать (представлять) информацию.



Знание технологий, использованных для создания работы.




Умение видеть практическую значимость конструкторской модели



Умение «считывать» информацию с визуального объекта (иллюстрации).









Умение форматировать текст.



Умение создавать модели, презентацию, буклета, листовки, баннера и.т.п. в различных средах к защите проекта.



Умение взаимодействие с содокладчиком (при его наличии).




Умения создавать план работы над проектом



Умение задавать вопросы по изученной информации или умение составлять схему по тексту (по необходимости).









Умение сканировать и распознавать текст.



Умения сохранять информацию в различных форматах.



Умение увлечь слушателей выступлением.





Итого



















Всего набрано баллов: Ш(школьник)_________ У(учитель)_________

Каждое умение оценивается по трехбалльной шкале: 0 – умение не сформировано; 1 – умение сформировано частично; 2 – умение сформировано полностью.








Статья "Система оценивания учебного проекта в рамках реализации ФГОС"
  • Директору-завучу
Описание:

Данный материал будет полезен как заместителю директора по учебной работе, так и учителю, занимающемуся проектной деятельностью.

Для оценки уровня сформированности универсальных учебных действий я использую опыт коллег из г. Ижевска - сборник "Проектирование диагностической карты по оценке универсальных учебных действий учащихся 1-х классов" (составители: Вахрушева Н.А., удалова А.С., методисты МБУ "Муниципальный методический центр"

Для оценки работы над проектом нами были разработаны оценочные листы, которые заполняет ребенок самостоятельно или совместно с учителем, а также заполняет учитель. Оценки ребенка и учителя могут не совпадать. По оканчании работы над проектом и его защиты, ребенок пишет отчет о проделанной работе

 

Автор Набатова Раиса Иосифовна
Дата добавления 25.03.2015
Раздел Директору-завучу
Подраздел Другое
Просмотров 829
Номер материала 58612
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓