Система
контроля и оценивания на уроках математики и русского языка
Важнейшей задачей современной системы образования
является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих младшим
школьникам умение учиться, способность к саморазвитию, самосовершенствованию и
самоконтролю.
Совершенно очевидно, что система
оценивания занимает особое место в педагогических технологиях достижения
Требований стандартов.
Оценивание как
самого процесса познания, так и его результатов рассматривается как одна из
самостоятельных важных целей обучения, призванных помочь учителю выбрать
наиболее эффективные приемы и средства обучения, которые бы поощряли учащихся к
развитию и дальнейшему продвижению в познании.
С 2010 учебного года мой класс начал работу по ФГОС и сразу же передо мной встала проблема отбора
методических приёмов для формирования целостной системы контроля и оценки,
которая позволяла бы развивать у школьников умение контролировать себя,
критически оценивать свою деятельность, находить ошибки и пути их устранения.
В
своей работе я придерживаюсь следующих психолого-педагогических требований к
формированию контрольно – оценочной самостоятельности школьников, выдвинутых
выдающимися педагогами О.Б. Логиновой, Г.С. Ковалевой
Контроль и оценка должны: соответствовать целям и
задачам, этапам обучения;
-являться неотъемлемой частью учебной деятельности;
-стать для ребёнка осмысленным действием;
-направлены на отслеживание динамики роста учащихся;
-проводиться в
целях диагностики и выявления уровня развития знаний
В соответствии с этими требованиями система
оценивания направлена на получение следующих результатов:
-У обучащихся:
·
Умение:контролировать
процесс и результаты своей деятельности
·
адекватно
воспринимать оценки и отметки;
·
различать
объективную трудность задачи и субъективную сложность;
·
взаимодействовать
со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.
Родители получают
возможность отслеживать процесс обучения и развития своего ребенка
Учитель получает
возможность выносить суждения об эффективности программы обучения, об
индивидуальном прогрессе и достижениях учащихся, и, в частности, о том
o происходит ли развитие
образовательных запросов учащихся, стремятся ли они к более глубоким и
основательным знаниям,
o совершенствуют ли учащиеся
полученные учебные умения и навыки,
o умеют ли дети работать
индивидуально, совместно.
Рассмотрим
подробнее приёмы, которые я использую в своей работе для достижения
поставленных результатов:
1. С действием контроля и
самооценки ученики встречаются буквально с первых уроков. Сначала им
предлагается определить, с каким настроением они заканчивают урок, день.
Для этого они должны выбрать рисунок с соответствующим настроением на лице и
постараться найти причину, вызвавшую такое настроение.
«Эмоциональный
светофор»
Позднее им предлагается
оценить свои успехи в цветовой гамме, используя эмоциональный светофор или
кубик, который стоит у каждого на столе.
У кубика одна сторона
красная, другая – желтая, третья – зеленая. Если ученик повернул кубик зеленой
стороной к учителю, то это означает: « Сомневаюсь», желтой – «Прошу помощи»,
красной – «Я справился».
На четвертой, пятой и
шестой сторонах записаны цифры 1, 2, 3. Позднее они могут показывать уровень
задания, который выбрал ученик. Изначально учитель предлагает задание и
объясняет, какой объем работы необходимо выполнить всем. Если его выполняют все
ученики, то можно двигаться дальше. Есть и дополнительное задание, оно труднее
и требует большого усилия. Если ученик его выполнил сам, то ему можно выступать
в роли учителя или помощника учителя и объяснять непонятное товарищам. После
такого объяснения учащиеся выбирают задание по своим силам, выполняют его, а
затем оценивают себя цветом.
2. Работа с эталонами (точный образец).
Начинается уже в период обучения грамоте.
Работу с эталонами можно
проводить на минутках чистописания (русского языка и математики), где образцы
(эталоны) написания букв, соединения букв и цифры.
Пример урока математики по
теме «Вспоминаем, повторяем ».
Задание №2 Какие линии
можно назвать ломаными? Какие- кривыми? Какие –замкнутые? Какие – незамкнутые?
Данное задание даёт
возможность учителю проверить наглядные представления учащихся о линиях.
Обучающиеся по цвету
определяют ту или иную линию, называют её , объясняя к какой группе она
относится.
В теме «Многоугольники»
задание №6
Найди многоугольник на рис. К заданию1, назови его.
Данное задание можно
отнести к мини-исследованию., позволяет увидеть учителю умение ребёнка
классифицировать фигуры, выделять нужное.
Со временем работа с
эталонами становится более разнообразной.
На уроках математики,
русского языка использую картотеку, содержание которой соответствует стандарту
по определенному предмету. Например: карточка состоит из карточек-вопросов,
карточек-ответов (это и есть эталоны) и информационных карточек по разделам. На
карточках- вопросах учащиеся получают задания. На карточках-ответах помещен
образец решения данных заданий. Информационные карточки включают весь материал,
необходимый для ответа на вопрос. В целом работа строится таким образом: ученик
получает карточку-задание, отвечает на вопрос или выполняет какое-либо задание,
а затем проверяет свой ответ по карточке-ответу (эталону) и оценивает его. При
необходимости ученик может повторить предварительно материал в информационной
карточке, и только потом выполнять задание. Содержание информационных карточек
меняется по мере прохождения и усложнения программного материала.
помощника учителя и
объяснять непонятное товарищам. После такого объяснения учащиеся выбирают
задание по своим силам, выполняют его, а затем оценивают себя цветом.
3. На устном текущем контроле
предлагаю алгоритмы самооценки:
Вариант 1
-Что ты узнал на уроке?
-Чему научился?
-За что себя можешь
похвалить?
-Над чем еще надо
поработать?
-Какие задания тебе
понравились?
-Какие задания оказались трудными?
-Достиг ли ты поставленную
в начале урока цель?
Вариант 2
1. Какое умение развивали
при выполнении задания?
2. Каков был уровень
задания?
3. Справился полностью
правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)?
4. Справился полностью самостоятельно
или с небольшой помощью (кто помогал, в чем)?
Вариант 3(Самооценка
творческого дела):
1. В начале этого дела у
меня была цель ….
2. Особенно хорошо мне
удалось …
3. В следующий раз я
постараюсь сделать лучше …
4. Свой результат могу
оценить так (на выбор)
(Конечно, эти приёмы и виды
деятельности, занимают много времени на уроке, но это компенсируется более
сознательным и активным участием учеников в дальнейшем обучении.)
Кто из учителей не встречался с проблемой «глупых» ошибок? Причиной таких
ошибок я считаю плохо развитое внимание ученика. Но тот же ребенок,
работая у доски и комментируя все свои действия, может не допустить ни одной
ошибки. Я поняла, что при формировании навыка слишком быстро был свернут этап комментирования всех своих действий. Поэтому важным
средством развития самоконтроля у детей, я считаю, является комментирование.
6.На своих уроках я часто использую взаимопроверку.
Этот прием способствует не только формированию умения контролировать свои
действия, но и воспитывает и такие качества, как честность и правдивость,
коллективизм, дисциплинированность и др.
1-ый
способ оценивания: сосед по парте оценивает рядом сидящего ученика сразу же
после выполнения самостоятельной работы, обосновывает свою оценку, указывает на
недочеты.
2-ой
способ оценивания: ученик сначала оценивает себя, затем идет обмен тетрадями и
оценивание в паре.
3-ий
способ : За один-два дня до взаимопроверки по какой-то пройденной теме или
разделу программы учащиеся, которые были наиболее активными и обнаружили хорошие
знания, получают карточку с вопросами, заданиями, по которым они будут
спрашивать, например, своего соседа по парте (этот вариант просто более удобный
в плане организации). Эти день-два позволят данному ученику самому проверить
свои знания по предложенным вопросам: ведь он будет выступать в роли учителя.
Готовятся и учащиеся, которых будут спрашивать.(формирую
желание к самопознанию и ответственность за свои знания)
В
намеченный день за 10 – 15 минут до конца урока ученик, опрашивая своего
подопечного, ставит карандашом против каждого заданного вопроса "+"
или "-". Учащиеся, которые получили все "+", имеют право на
следующий день опрашивать того, кто еще недостаточно был подготовлен.
7.
Для
формирования у учащихся первоначального представления о критериях оценки
использую такой прием. Даю развернутую содержательную оценку ответа ученика
(т. е. формулирую оценочное высказывание), из которого школьники вычленяют
требования, предъявляемые к данному виду ответа; эти ответы и являются критериями
оценки устного ответа. Например, на уроке русского языка после того, как
второклассник составил ответ об имени прилагательном как части речи, я говорю
классу: «Послушайте внимательно, я научу, как правильно оценивать ответ, а вы
попробуйте определить, какие требования к нему предъявляются. Ответ В.был
правильным: он верно дал определение имени прилагательного, сказал, на какие
вопросы отвечает, как оно изменяется. Ответ был неполным: В. не сказал о связи
прилагательного с существительным, о его роли в речи. Он не привел свои
примеры». В процессе коллективного обсуждения я выставляю требования в виде
карточек на наборное полотно; при этом раскрываю содержание каждого требования,
т. е. критерии оценки. В результате получается примерно такая таблица:
Критерии оценки «устный ответ»:
1.
Правильность ответа
2.
Его полнота.
3.
Наличие примеров.
8. «Волшебные
линеечки»,
на которых ребёнок сам оценивает свою работу. После решения любой учебной
задачи я предлагаю ученику на полях начертить шкалу и оценить себя по тем или
иным критериям с помощью специального значка «х» (крестика), по определённым
критериям: (А – аккуратность, П – правильность, С – старание, Т – трудность).
После проверки такую же работу проделывает и сам учитель. Если он согласен с
мнением ученика, то он обводит крестик в красный кружок. Если, не согласен,
ставит на шкале свою отметку выше или ниже. Затем в беседе с учащимся
выясняются причины расхождения оценок.
9.
Говоря о системе контроля и оценки нельзя не упомянуть о комплексных работах.
Для того, чтобы дети успешно справились с
итоговой комплексной работой, мы готовимся весь учебный год. Начинаю с себя :
изучаю материалы комплексной работы, анализирую, какие предметные и
метапредметные умения формируются в результате выполнения каждого задания,
анализирую задания учебника с этих же позиций и далее, планируя каждый
урок, прописываю какое задание учебника формирует умение. Эта работа
позволила акцентировать внимание детей на выполнении этих заданий, чтобы их
решение не было неожиданным, ознакомила учащихся с правилами их выполнения и
оформления.
Иными словами, подготовка к работе начинается
уже на этапе проектирования учебного процесса, составления тематического
планирования и продолжается в ходе изучения всех тем на всех этапах учебного
процесса. По ходу изучения тем включаю непосредственно в учебный процесс
различные типы проверочных и диагностических заданий, способствующих
формированию самостоятельной оценочной деятельности учащихся.
Хочется отметить, что в программе «Планета
Знаний», по которой я работаю, уже заложена система заданий, способствующих
успешному выполнению заданий.
Система
контроля и оценивания направлена на качественный результат. Проводя диагностики
уровня обученности прослеживается положительная динамика.
ЛИТЕРАТУРА
И ССЫЛКИ
• Оценка достижений планируемых
результатов в начальной школе. ФГОС второго поколения./под ред. Г.С. Ковалёвой,
О.Б. Логиновой./.
• Планируемые результаты начального
общего образования / Под ред. Г.С. Ковалевой,О.Б. Логиновой. – М. :
Просвещение, 2009.
• Система оценки достижения
планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального
общего образования в «Школе 2100» (технология оценивания образовательных
достижений (учебных успехов) Д.Д. Данилов.
• Хасан Б.И., Эльконин Б.Д., Нежнов
П.Г.. Мониторинг индивидуального прогресса учащихся – новый подход к
диагностике достижений
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.