Главная / Начальные классы / статья СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ И КОНТРОЛЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

статья СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ И КОНТРОЛЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Система контроля и оценивания на уроках математики и русского языка

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих младшим школьникам умение учиться, способность к саморазвитию, самосовершенствованию и самоконтролю.

Совершенно очевидно, что система оценивания занимает особое место в педагогических технологиях достижения Требований стандартов.

Оценивание как самого процесса познания, так и его результатов рассматривается как одна из самостоятельных важных целей обучения, призванных помочь учителю выбрать наиболее эффективные приемы и средства обучения, которые бы поощряли учащихся к развитию и дальнейшему продвижению в познании.


С 2010 учебного года мой класс начал работу по ФГОС и сразу же передо мной встала проблема отбора методических приёмов для формирования целостной системы контроля и оценки, которая позволяла бы развивать у школьников умение контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки и пути их устранения.

В своей работе я придерживаюсь следующих психолого-педагогических требований к формированию контрольно – оценочной самостоятельности школьников, выдвинутых выдающимися педагогами О.Б. Логиновой, Г.С. Ковалевой


Контроль и оценка должны: соответствовать целям и задачам, этапам обучения;


-являться неотъемлемой частью учебной деятельности;

-стать для ребёнка осмысленным действием;


-направлены на отслеживание динамики роста учащихся;

-проводиться в целях диагностики и выявления уровня развития знаний

В соответствии с этими требованиями система оценивания направлена на получение следующих результатов:

-У обучащихся:

  • Умение:контролировать процесс и результаты своей деятельности

  • адекватно воспринимать оценки и отметки;

  • различать объективную трудность задачи и субъективную сложность;

  • взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.


Родители получают возможность отслеживать процесс обучения и развития своего ребенка

Учитель получает возможность выносить суждения об эффективности программы обучения, об индивидуальном прогрессе и достижениях учащихся, и, в частности, о том

o происходит ли развитие образовательных запросов учащихся, стремятся ли они к более глубоким и основательным знаниям,

o совершенствуют ли учащиеся полученные учебные умения и навыки,

o умеют ли дети работать индивидуально, совместно.

Рассмотрим подробнее приёмы, которые я использую в своей работе для достижения поставленных результатов:

  1. С действием контроля и самооценки ученики встречаются буквально с первых уроков. Сначала им предлагается определить, с каким настроением они заканчивают урок, день. Для этого они должны выбрать рисунок с соответствующим настроением на лице и постараться найти причину, вызвавшую такое настроение.



«Эмоциональный светофор»

Позднее им предлагается оценить свои успехи в цветовой гамме, используя эмоциональный светофор или кубик, который стоит у каждого на столе.

У кубика одна сторона красная, другая – желтая, третья – зеленая. Если ученик повернул кубик зеленой стороной к учителю, то это означает: « Сомневаюсь», желтой – «Прошу помощи», красной – «Я справился».

На четвертой, пятой и шестой сторонах записаны цифры 1, 2, 3. Позднее они могут показывать уровень задания, который выбрал ученик. Изначально учитель предлагает задание и объясняет, какой объем работы необходимо выполнить всем. Если его выполняют все ученики, то можно двигаться дальше. Есть и дополнительное задание, оно труднее и требует большого усилия. Если ученик его выполнил сам, то ему можно выступать в роли учителя или помощника учителя и объяснять непонятное товарищам. После такого объяснения учащиеся выбирают задание по своим силам, выполняют его, а затем оценивают себя цветом.

  1. Работа с эталонами (точный образец). Начинается уже в период обучения грамоте.

Работу с эталонами можно проводить на минутках чистописания (русского языка и математики), где образцы (эталоны) написания букв, соединения букв и цифры.



Пример урока математики по теме «Вспоминаем, повторяем ».

Задание №2 Какие линии можно назвать ломаными? Какие- кривыми? Какие –замкнутые? Какие – незамкнутые?

Данное задание даёт возможность учителю проверить наглядные представления учащихся о линиях.

Обучающиеся по цвету определяют ту или иную линию, называют её , объясняя к какой группе она относится.

В теме «Многоугольники» задание №6 Найди многоугольник на рис. К заданию1, назови его.

Данное задание можно отнести к мини-исследованию., позволяет увидеть учителю умение ребёнка классифицировать фигуры, выделять нужное.



Со временем работа с эталонами становится более разнообразной.

На уроках математики, русского языка использую картотеку, содержание которой соответствует стандарту по определенному предмету. Например: карточка состоит из карточек-вопросов, карточек-ответов (это и есть эталоны) и информационных карточек по разделам. На карточках- вопросах учащиеся получают задания. На карточках-ответах помещен образец решения данных заданий. Информационные карточки включают весь материал, необходимый для ответа на вопрос. В целом работа строится таким образом: ученик получает карточку-задание, отвечает на вопрос или выполняет какое-либо задание, а затем проверяет свой ответ по карточке-ответу (эталону) и оценивает его. При необходимости ученик может повторить предварительно материал в информационной карточке, и только потом выполнять задание. Содержание информационных карточек меняется по мере прохождения и усложнения программного материала.

помощника учителя и объяснять непонятное товарищам. После такого объяснения учащиеся выбирают задание по своим силам, выполняют его, а затем оценивают себя цветом.



  1. На устном текущем контроле предлагаю алгоритмы самооценки:

Вариант 1



-Что ты узнал на уроке?

-Чему научился?

-За что себя можешь похвалить?

-Над чем еще надо поработать?

-Какие задания тебе понравились?

-Какие задания оказались трудными?

-Достиг ли ты поставленную в начале урока цель?





Вариант 2

1. Какое умение развивали при выполнении задания?

2. Каков был уровень задания?

3. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)?

4. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чем)?



Вариант 3(Самооценка творческого дела):

1. В начале этого дела у меня была цель ….

2. Особенно хорошо мне удалось …

3. В следующий раз я постараюсь сделать лучше …

4. Свой результат могу оценить так (на выбор)



(Конечно, эти приёмы и виды деятельности, занимают много времени на уроке, но это компенсируется более сознательным и активным участием учеников в дальнейшем обучении.)











Кто из учителей не встречался с проблемой «глупых» ошибок? Причиной таких ошибок я считаю плохо развитое внимание ученика. Но тот же ребенок, работая у доски и комментируя все свои действия, может не допустить ни одной ошибки. Я поняла, что при формировании навыка слишком быстро был свернут этап комментирования всех своих действий. Поэтому важным средством развития самоконтроля у детей, я считаю, является комментирование.



6.На своих уроках я часто использую взаимопроверку. Этот прием способствует не только формированию умения контролировать свои действия, но и воспитывает и такие качества, как честность и правдивость, коллективизм, дисциплинированность и др.

1-ый способ оценивания: сосед по парте оценивает рядом сидящего ученика сразу же после выполнения самостоятельной работы, обосновывает свою оценку, указывает на недочеты.

2-ой способ оценивания: ученик сначала оценивает себя, затем идет обмен тетрадями и оценивание в паре.

3-ий способ : За один-два дня до взаимопроверки по какой-то пройденной теме или разделу программы учащиеся, которые были наиболее активными и обнаружили хорошие знания, получают карточку с вопросами, заданиями, по которым они будут спрашивать, например, своего соседа по парте (этот вариант просто более удобный в плане организации). Эти день-два позволят данному ученику самому проверить свои знания по предложенным вопросам: ведь он будет выступать в роли учителя. Готовятся и учащиеся, которых будут спрашивать.(формирую желание к самопознанию и ответственность за свои знания)

В намеченный день за 10 – 15 минут до конца урока ученик, опрашивая своего подопечного, ставит карандашом против каждого заданного вопроса "+" или "-". Учащиеся, которые получили все "+", имеют право на следующий день опрашивать того, кто еще недостаточно был подготовлен.



7. Для формирования у учащихся первоначального представления о критериях оценки использую такой прием. Даю развернутую содержательную оценку ответа ученика (т. е. формулирую оценочное высказывание), из которого школьники вычленяют требования, предъявляемые к данному виду ответа; эти ответы и являются критериями оценки устного ответа. Например, на уроке русского языка после того, как второклассник составил ответ об имени прилагательном как части речи, я говорю классу: «Послушайте внимательно, я научу, как правильно оценивать ответ, а вы попробуйте определить, какие требования к нему предъявляются. Ответ В.был правильным: он верно дал определение имени прилагательного, сказал, на какие вопросы отвечает, как оно изменяется. Ответ был неполным: В. не сказал о связи прилагательного с существительным, о его роли в речи. Он не привел свои примеры». В процессе коллективного обсуждения я выставляю требования в виде карточек на наборное полотно; при этом раскрываю содержание каждого требования, т. е. критерии оценки. В результате получается примерно такая таблица:



Критерии оценки «устный ответ»:

1. Правильность ответа

2. Его полнота.

3. Наличие примеров.

8. «Волшебные линеечки», на которых ребёнок сам оценивает свою работу. После решения любой учебной задачи я предлагаю ученику на полях начертить шкалу и оценить себя по тем или иным критериям с помощью специального значка «х» (крестика), по определённым критериям: (А – аккуратность, П – правильность, С – старание, Т – трудность). После проверки такую же работу проделывает и сам учитель. Если он согласен с мнением ученика, то он обводит крестик в красный кружок. Если, не согласен, ставит на шкале свою отметку выше или ниже. Затем в беседе с учащимся выясняются причины расхождения оценок.

9. Говоря о системе контроля и оценки нельзя не упомянуть о комплексных работах.

Для того, чтобы дети успешно справились с итоговой комплексной работой, мы готовимся весь учебный год. Начинаю с себя : изучаю материалы комплексной работы, анализирую, какие предметные и метапредметные умения формируются в результате выполнения каждого задания, анализирую задания учебника с этих же позиций и далее, планируя каждый урок, прописываю какое задание учебника формирует умение. Эта работа позволила акцентировать внимание детей на выполнении этих заданий, чтобы их решение не было неожиданным, ознакомила учащихся с правилами их выполнения и оформления.

Иными словами, подготовка к работе начинается уже на этапе проектирования учебного процесса, составления тематического планирования и продолжается в ходе изучения всех тем на всех этапах учебного процесса. По ходу изучения тем включаю непосредственно в учебный процесс различные типы проверочных и диагностических заданий, способствующих формированию самостоятельной оценочной деятельности учащихся.

Хочется отметить, что в программе «Планета Знаний», по которой я работаю, уже заложена система заданий, способствующих успешному выполнению заданий.


Система контроля и оценивания направлена на качественный результат. Проводя диагностики уровня обученности прослеживается положительная динамика.

ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ

Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе. ФГОС второго поколения./под ред. Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой./.

Планируемые результаты начального общего образования / Под ред. Г.С. Ковалевой,О.Б. Логиновой. – М. : Просвещение, 2009.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в «Школе 2100» (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов) Д.Д. Данилов.

Хасан Б.И., Эльконин Б.Д., Нежнов П.Г.. Мониторинг индивидуального прогресса учащихся – новый подход к диагностике достижений






статья СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ И КОНТРОЛЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
  • Начальные классы
Описание:

ДАННАЯ СТАТЬЯ ПРЕДНАЖНАЧЕНА ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ  НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ И РОДИТЕЛЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий.

Система оценивания занимает особое место в школе.

Оценивание как самого процесса познания ,так и его результатов рассматривается как одна из самых самостоятельных и важных целей обучения. приезванных помочь учителю.

Контроль и оценка должны соответствовать целям и задачам урока,являться неотъемлимой частью учебной деятельности.

Автор Абисова Надия Максутовна
Дата добавления 17.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел Другое
Просмотров 1124
Номер материала 7340
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓