Главная / Иностранные языки / Статья "Семья и школа: вовлечение родителей во внеурочную деятельность по английскому языку"

Статья "Семья и школа: вовлечение родителей во внеурочную деятельность по английскому языку"

Непочатых Оксана Валентиновна

«Семья и школа: вовлечение родителей во внеурочную деятельность по английскому языку».

Значение владения английским языком в современном мире переоценить сложно. Бурно развивающийся процесс развития межкультурных отношений, возможность приобретения широкого круга англоговорящих деловых партнёров и просто знакомых, повышение своей значимости при соискании перспективной должности обуславливает необходимость овладения английским языком (хотя бы на среднем уровне). Возможность получения зарубежного образования и свободного общения за рубежом при отсутствии языкового барьера также привлекают внимание поклонников английского языка. Кроме того, прочтение книг в оригинале даёт возможность получения большего удовольствия, так как перевод, как правило, является не совсем точным, зависит от субъективного мнения и навыков переводчика.

Школа – образовательное учреждение, где ученик приобретает навыки решения жизненных задач. Одним из важных инструментов, которыми мы как педагоги должны снабдить наших детей, является английский язык. Задача педагога - увлечь, заинтересовать, втянуть в изучение английского языка. Повышение мотивации в изучении предмета – залог успеха. Если ученику интересно – он будет работать.

Действенный способ повышения мотивации – игровые технологии, позволяющие учитывать психологические и возрастные особенности школьников.

В силу определенных обстоятельств (ограничение во времени, необходимости изучения конкретного материала в определенном объеме и т.д.) на уроке не всегда есть возможность поиграть, да и не всегда это уместно и необходимо. Внеурочная деятельность – тот инструмент, который вовлекает школьников и их родителей в учение с интересом, помогает раскрыть им свои творческие способности.

Работа с родителями в рамках внеурочной деятельности – неотъемлемый элемент работы. Без помощи родителей редко удаётся добиться желаемых результатов. Большинство родителей, понимая это, охотно дают увлечь себя этим замечательным способом совместного обоюдополезного способа времяпрепровождения. Мастерство педагога в данном случае проявляется в умении заинтересовать и увлечь родителей, дать им возможность творчески проявить себя.

К сожалению, условия современного мира ограничивают время общения родителей с детьми. Внеурочная деятельность позволяет мотивировать на совместное общение не только детей, которым часто не хватает родительского внимания, но и родителей. Многие родители с удовольствием принимают участие в мероприятиях, проводимых нами в рамках внеурочной деятельности по английскому языку. И каждый раз педагоги стараются вовлечь в такую деятельность всё новых и новых родителей, изобретая новые способы и предлоги.

Поддержка родителей играет большую роль для детей, и педагогам это хорошо известно. Кроме того, это способ для родителей творчески выразить себя, познакомиться и подружиться с другими родителями, приобрести определенные знания по английскому языку. Некоторые родители, которые ответственно отнеслись к изучению ребенком английского языка с самого начала, со 2-3 класса, сейчас уже говорят о том, находясь в отпуске за границей, не испытывают затруднений в общении на английском языке на элементарном уровне.

Проявляя свои таланты, родители дают детям такую необходимую для них возможность гордиться своими мамами и папами. Дети чувствуют свою причастность к тому, что все видят, какие замечательные, умелые, артистичные, талантливые у них родители. А родители зачастую открывают в своих детях что-то новое, и это не может не сказываться на их взаимоотношениях

Для вовлечения родителей в совместную с детьми внеурочную деятельность по английскому языку существует множество способов, которые я успешно использую в своей практике:

-вовлечение в подготовку мероприятия (костюмы, разучивание ролей, и т.д.)

-приглашение в жюри

-организацию творческого оформления мероприятий,

- помощь в подборе материала



Дабы не быть голословной, приведу совершенно свежий пример - Halloween в 5б классе 31.10.2014/15 учебный год.

Родители учеников принимали активное участие в подготовке мероприятия

-помогали подбирать костюмы

- готовили вкусные тыквенные сюрпризы

-помогали в оформлении кабинета

-совместно с детьми изготавливали традиционные фонари, самостоятельно находили технологии их изготовления.

4.2 5 класс – очень специфичный период в школьной жизни детей, особенно первая четверть, все педагоги прекрасно понимают, что я говорю об адаптационном периоде. В нашей школе у этой ситуации есть своя специфика, так как начальная школа имеет своё здание, и в 5 класс они приходят в другое здание. Своих «классных мам» начальной школы они не встречают. Очень скучают по ним. И «классные мамы», как бы ни были заняты своими первоклашками, скучают по своим любимым выпускникам.

Прекрасно это понимая, мы с «классной мамой» 5 «б» класса, Юлией Евгеньевной Сорокиной, сделали детям сюрприз: в сценарий праздника я включила Юлию Евгеньевну которая ради этого даже выучила несколько английских фраз (вот она, сила любви!!) и неожиданно появилась в ходе мероприятия, как и было задумано по сценарию. Это был сюрприз не только для детей, но и их родителей. Те эмоции, которые я увидела, были главной наградой этого дня для «классной мамы», а для меня – ситуацией для размышления о дальнейшем использовании этого кладезя положительного заряда и способов мотивации не только учеников, но и родителей, и учителей.

Эта ситуация - прекрасная иллюстрация того, как можно использовать (простите за грубое в данном контексте слово) эмоциональную привязанность детей, родителей и учителей в качестве «маячка», «якоря», который будет ассоциировать у них внеурочную деятельность с радостью, удовольствием, положительными эмоциями, успехом .

Родители проверяли задания, которые ученики выполняли в командах, оценивали работу детей, с удовольствием принимали участие в конкурсах, помогали в оформлении класса, дома с детьми готовили костюмы и детям, и себе (причём я не настаивала на костюмах, понимая, сколько времени это может занять).

Кроме этого, одна из мам-волшебница по части выпечки испекла невероятной красоты торт, который был потом торжественно съеден. Мною были выписаны благодарности всем родителям, принимавшим участие в подготовке и проведении праздника. Та радость и гордость, которую я видела в глазах детей при вручении этих благодарностей их родителям – еще одно подтверждение того, что весь процесс подготовки и сам праздник удался. Для меня это значит, что все три стороны процесса обучения – учащиеся, их родители и школа – сработали успешно, получили новые знания, радость общения, укрепили связи.



5. Мною была подготовлена анкеты для учеников и родителей. Мне было необходимо выяснить, что дает им внеурочная деятельность по английскому языку в плане совместного творчества, возможности больше проводить время вместе, общения друг с другом.

Анкеты следующего вида были предложены родителям:

Анкета для родителей

  1. Есть ли у Вас опыт участия во внеурочной деятельности Вашего ребенка по английскому языку?

-да

-нет

  1. Этот опыт был для Вас

-полезен

-интересен

-бесполезен

-неинтересен

-другое___________________________________________________



  1. Как, по Вашему мнению, Ваша совместная с ребенком работа в рамках внеурочной деятельности по английскому языку влияет на ваши с ребенком отношения?

-мы больше времени проводим вместе

-мы обсуждаем вопросы костюмов и ролей, совместно принимаем решения, репетируем

-готовим угощения, сюрпризы для ребят

-спорим, ссоримся по различным вопросам

-другое ____________________________________________________________________

  1. Что вы ждете от занятий внеурочной деятельностью по английскому языку для ребенка?

  2. Что Вы ждете от занятий внеурочной деятельностью по английскому языку для себя?



Для учеников тоже были предложены анкеты:



Анкета для учеников

1. Есть ли у Вас опыт участия во внеурочной деятельности по английскому языку?

-да

-нет

2.Нравится ли Вам принимать участие в таких мероприятиях?

-да

-нет

3. Нужна ли Вам помощь Ваших родителей в подготовке к таким мероприятиям?

-да

-нет

4.Нравится ли Вам готовиться к мероприятиям по английскому языку вместе с родителями?

-да

-нет

5.Как Вы думаете, чему научились Ваши родители, участвуя в подготовке мероприятия по английскому языку?



Анализ анкет дал следующие результаты:

анкета для родителей:

1.Опыта участия в мероприятиях внеурочной деятельности по английскому языку у основной массы родителей нет. Та часть родителей, которая принимает участие в мероприятиях внеурочной деятельности по английскому языку – относительно постоянна и составляет около 1/3 от общего числа родителей.

2.Для всех родителей, которые участвуют в мероприятиях внеурочной деятельности по английскому языку, этот опыт является интересным и полезным. Когда же я просила уточнить, что именно полезного они для себя приобрели, они перечисляли и дополнительные знания страноведческого характера, и опыт освоения новых рецептов традиционных английских блюд, и некоторые выученные фразы на английском языке.

3.Что касается развития отношений с ребенком в рамках подготовки к мероприятиям, то все родители единодушно признают, что все перечисленные опции

-мы больше времени проводим вместе

-мы обсуждаем вопросы костюмов и ролей, совместно принимаем решения, репетируем

-готовим угощения, сюрпризы для ребят

-спорим, ссоримся по различным вопросам

имеют место, и это родителями очень ценятся. Они говорят о том, что при высоком уровне занятости иногда просто некогда уделять детям внимание, и внеурочная деятельность школы является важным и нужным фактором, который дает возможность вернуться к детям, получить удовольствие от общения с детьми, получить ощущение предвкушения праздника, что зачастую не менее важно, чем сам праздник.

4.Ожидания родителей от внеурочной деятельности для детей оказались вполне предсказуемыми: расширение словарного запаса, развитие творческих и коммуникативных способностей, получение положительных эмоций.

5.А вот что касается ожидания родителей от внеурочной деятельности для себя, то кроме вышеперечисленных положительных эмоций и приобретения новых знаний было упомянуто повышение уровня самооценки. Кроме этого, родители отметили, что такие мероприятия помогли некоторым семьям подружиться.



Анкета для учеников

1,2. Практически все дети в большей или меньшей степени вовлечены во внеурочную деятельность по английскому языку, получают от этого удовольствие и призы, сертификаты и грамоты в портфолио, радуются сами и радуют родителей своими успехами.

3,4.Детям совершенно необходима помощь родителей в подготовку; их внимательное участие, поощрение и одобрение являются катализаторами роста «английских» крыльев у детей, без которых эффективное обучение просто невозможно. Детям очень нравится учить родителей правильному произношению (когда еще им представится такая возможность?), проводить с родственниками (а иногда в процесс включаются не только мамы и папы, но и бабушки, дедушки, тети, дяди, братья, сестры и другие родственники) время в активном общении.

5.Конечно, дети уверены, что с их помощью родители теперь могут говорить по-английски, мамы научились печь английское печенье и готовить правильный английский чай (что с успехом и делают, когда к ним приходят гости), а папы в жарких спорах между собой блещут новоприобретенными познаниями из области истории футбола и гольфа.



Вывод:

На основании анализа анкет вывод прост и предсказуем: внеурочная деятельность по английскому языку мотивирует не только детей, но и родителей к изучению английского языка в частности и к более заинтересованному , доброжелательному и плодотворному общению со школой в целом.

В качестве побочного, но не менее важного эффекта, мы наблюдаем повышение самооценки не только учеников, но и родителей, а это уже даёт основание говорить о влиянии школы не только на развитие личности учеников, но и их родителей.

Кроме того, родители с бОльшим желанием идут на контакт с педагогами, доброжелательны в общении, внимательны к детям, что, в итоге, даёт необходимый эффект для положительных результатов процесса обучения детей в школе.

В завершение хочу отметить еще один аспект темы «Семья и школа». Как вы считаете, какие семьи больше всех и дольше всех привязаны к школе? Конечно, это семьи педагогов, наши с вами семьи. И наши успехи в педагогике невозможны без поддержки наших близких. Поэтому благодарю наши семьи за их терпение, понимание и поддержку и желаю им здоровья, а коллегам желаю каждую свободную минуту наслаждаться общением со своими близкими и покорения новых педагогических вершин.



Статья "Семья и школа: вовлечение родителей во внеурочную деятельность по английскому языку"
  • Иностранные языки
Описание:

   В данной статье я делюсь  личным педагогическим опытом по вовлечению родителей в совместную с детьми работу по английскому языку.

   В современных условиях родителям зачастую просто не хватает времени на общение  с со своими детьми. А им так необходимо родительское внимание, участие в их жизни. Я делюсь своим опытом вовлечения родителей  в совместную работу со своими детьми чтобы это было не только интересно, но и полезно и для детей, и для родителей.

   В начальной школе этот вопрос не так актуалет, родители сами готовы участвовать в школьной жизни своих детей, организовывать различного рода мероприятия (от экскурсий до праздников),  к средней школе, к сожалению, этот задор заметно слабеет. У родителей появляются другие заботы и проблемы, требующие внимания.В результате слабеет контроль за школьной жизнью детей, а вместе с ним слабеет и духовная связь между родителями и детьми... И всё меньше времени дети и родители проводят время вместе, и всё меньше тем  для обсуждений, всё меньше совместных дел...

Как же исправить ситуацию? Что мы, как педагоги, можем сделать, чтобы вернуть родителей детям, а детей - родителям? Глобально, конечно же, эту проблему решить сложно, но школа имеет возможности для того, чтобы повлиять на данную ситуацию. и одним из реальных решених этого вопроса  является совместная творческая внеурочная деятельность детей, родителей и педагогов и подготовка к ней.

Подготовка к мероприятиям внеурочной деятельности не менее важна, чем само мероприятия. именно в период подготовки родители, дети и педагоги общаются направленно, результативно, деятельностно. У родителей есть возможность узнать о своих детях что-то новое, познакомиться с их новыми увлечениями и интересами, узнать одноклассников своих детей, познакомиться с коллективом педагогов, которые с их детьми работают, в рабочей обстановке. Дети получают возможность выяснить что-то новое о своих родителях, своей семье, о родителях своих друзей-одноклассников, о своих педагогах. Для педагогов же  эта работа - кладезь информации о детях и родителях, с которыми они работают.

  Кроме того, такая работа даёт возможность семьям познакомиться, а может, даже и подружиться.Для школы это тоже результат, и немаловажный.

 Инициатива родителей, которую они проявляют при планировании, подготовке и проведении мероприятий, должна быть строго контролируема, так как специфика школьный мероприятий налагает определенные рамки в подборе материала, костюмов, лексики, употребляемой в ходе мероприятия лексики. Порой родители увлекаются настолько, что эмоциональная составляющая  затмевает познавательную и творческую составляющие мероприятия. Цель учителя - контролировать творческий процесс подготовки и проведения внеурочного мероприятия, направлять его в нужное русло, корректировать работу детей и родителей при необходимости и, в итоге, привести и детей, и родителей к нужному результату.

Влияние современной школы на формирование мировоззрения, на воспитание  детей в наше время очень велико. К сожалению, занятые родители иногда  перекладывают на школу некоторые обязанности и в воспитании, и в образовании своих детей. Задача педагогов в этом случае не столько в том, чтобы указать родителям на их обязанности, прописанные в законодательстве, сколько напомнить  родителям, как это может быть радостно и увлекательно, инетересно и познавательно - общаться со своими детьми, возродить ту эмоциональную привязанность, которая будет гарантом внимательного и заботливого взаимоотношения детей и родителей.Ведь только при условии взаимопонимания, взаимоуважения и взаимной любви  в семьях будут расти внимательные, доброжелательные дети, умеющие общаться и сопереживать.

Автор Непочатых Оксана Валентиновна
Дата добавления 18.11.2014
Раздел Иностранные языки
Подраздел Другое
Просмотров 1673
Номер материала 2193
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓