Главная / Русский язык и литература / Статья "Русский язык в коррекционных классах "

Статья "Русский язык в коррекционных классах "



Я преподаю русский язык и литературу и в общеобразовательных классах, и в классе коррекции VII вида. Класс коррекции является малокомплектным – 8 человек. Количество часов русского языка – 5, литературы — 1. Для сравнения, в общеобразовательном классе – 6 ч. русского языка, литературы- 3.

В школу приходят разные дети: разные по характеру и по поведению, по уровню развития и по подготовленности. Одни учатся легко, словно играючи, схватывают все на лету. Другим для приобретения тех же знаний требуются напряженные усилия, но при достаточном усердии и они более или менее удовлетворительно осваивают программный материал. И есть дети, обучение которых в общем потоке оказывается слишком трудным и для них самих, и для учителей, и для родителей. И, как правило, такие дети после комплексного обследования на ПМПК, продолжают дальнейшее обучение в классах другого уровня – класcах коррекционного обучения.

Прежде всего я выявила проблемы учащихся 5 Д класса: они оказались общими для всех учащихся таких классов:

  • низкая учебная мотивация,

  • неумение работать самостоятельно,

  • низкая техника чтения,

  • непонимание заданий,

  • отсутствие познавательных интересов и др.

При этом наблюдается повышенная отвлекаемость, импульсивность, гиперактивность. Всё это обусловлено неярко выраженными теми или иными отклонениями в их развитии.

Сразу появилась проблема: как сделать обучение учащихся наиболее эффективным, а мне, в свою очередь, успеть поработать и с классом в целом, и с каждым учеником в отдельности.

На сегодняшний день существует большое многообразие педагогических технологий, которые можно использовать для преподавания уроков в коррекционной школе:

  • игровые технологии;

  • технологии уровневой дифференциации;

  • технология индивидуализации обучения и др.

. Одним из принципов работы в коррекционных классах является индивидуальный и дифференцированный подход. Требование учитывать индивидуальные способности ребенка в процессе обучения – очень давняя традиция. Необходимость в этом очевидна, ведь учащиеся в значительной мере отличаются друг от друга. Очень важно, чтобы материал соответствовал уровню учащихся. Также одна из задач коррекционного обучения – воспитание самостоятельности.

Обучению русскому языку в коррекционном классе уделяю большое внимание. От того, как ученики овладеют навыками чтения и письма, связной устной и письменной речью, во многом зависит успешность всего образовательного процесса, обеспечение социальной адаптации выпускников.

Индивидуальный подход необходим школьникам коррекционных классов, независимо от их успехов в учебе. Внутри класса наблюдается дифференциация Нельзя искусственно задерживать в развитии успевающих учеников, им даю дополнительные задания, иногда, может быть, и сверх программных требований, чтобы поддерживать и развивать у них интерес к учению. Особенно данный вопрос актуален на уроках русского языка, связанных с развитием связной речи у школьников.

Творческий подход к проведению каждого урока, подбор интересного материала, использование нестандартных типов урока, создание на уроке ситуаций речевого общения, безусловно, способствует более успешному обучению школьников.
Например, на уроке русского языка,  проверили домашнее задание, прочитали
правило в учебнике, выполняем упражнения. Проведение урока в таком стиле не
способствует ни познавательной активности школьников, ни формированию
положительной мотивации к процессу обучения. Как правило, на таком уроке
начинает «хромать» дисциплина, дети утомляются от однообразных видов
деятельности, от неинтересных заданий.

Конечно, уроки по ТИО требуют очень большой подготовки. Каждый урок должен чем-то отличаться от предыдущего. Поэтому отбираю именно такой материал для заданий, который будет отвечать всем требованиям современного урока в коррекционном классе. При планировании урока учитываю коррекционно-развивающую направленность каждого этапа. Рассмотреть это можно на примере урока новых знаний по теме «Однородные члены предложения».

УМК по русскому языку для 5 класса авторов Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и др.

Тема: Однородные члены предложения

Тип урока: урок новых знаний

Цели урока:

 Воспитательная. формированию уважительного отношения к родному языку. Профилактика вредных привычек, формирование  негативного отношения к курению.

2. Развивающая. Развивать познавательные интересы учащихся, самостоятельное мышление, умение анализировать языковый материал, обобщать, делать выводы.

1. Образовательная. Познакомить учащихся  с понятием однородные члены предложения и постановкой знаков препинания при них.. Развивать орфографическую зоркость, творческое воображение;

Планируемые результаты:

Личностные. Стремление к речевому совершенствованию, осознание ответственности за произнесённое, уважительное отношение к родному языку.

Метапредметные. Извлекать фактуальную информацию из текстов, теоретические сведения, вычитывать информацию, представленную в схемах.

Предметные. Знать определение однородных членов предложения, находить однородные члены, определять их синтаксическую функцию, знать условия постановки и непостановки запятой между однородными членами.



Этапы урока русского языка с точки зрения его коррекционно-развивающей направленности.

Этапы урока

Коррекционно-развивающая работа

I. Организационный момент

Создание благоприятной эмоциональной атмосферы.

II. Повторение

Развитие основных мыслительных операций.

Обогащение словарного запаса.

Развитие лексико-грамматических средств языка.

Развитие устной связной речи.

III. Изучение нового материала

Развитие словесно-логического мышления и основных мыслительных операций.

Коррекция отдельных сторон психической деятельности.

Обогащение словарного запаса и расширение представлений об окружающем мире.

Развитие лексико-грамматических средств языка.

Развитие устной связной речи.

IV. Закрепление материала

Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы.

Развитие словесно-логического мышления и основных мыслительных операций.

Коррекция отдельных сторон психической деятельности.

Актуализация словаря.

Развитие устной и письменной речи.

V. Итог урока

Развитие основных мыслительных операций и коррекция отдельных сторон психической деятельности.

Актуализация словарного запаса.

Развитие устной связной речи.

VI. Домашнее задание

Развитие эмоционально-личностной сферы.

Развитие устной и письменной речи.

Расширение представлений об окружающем мире.

В самом начале урока я должны психологически подготовить учащихся к общению и обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы.

На этапе подведения итогов урока и рефлексии нужно обязательно дать качественную оценку работы каждого учащегося, похвалить тех, кто в этом особенно нуждается (например, учащихся-меланхоликов), посмотреть, что не получилось у других. Иными словами, помочь учащимся оценить свою деятельность на уроке.

Гигиенический режим предполагает соблюдение требований к организации рабочего места ученика, его посадке, расположению тетради, определению объема работы, выполняемой письменно; обязательное чередование труда и отдыха для руки ребенка; смену динамической позы в течение урока. В случае индивидуальных затруднений, возникающих у учеников из-за нарушения быстрой утомляемости, замедленного темпа работы, заранее планирую помощь таким детям. В каждом конкретном случае ее приемы должны быть строго индивидуализированы. Так, зная о медленном темпе работы некоторых детей, разрешаю им пропустить одно-два предложения, нахожу возможность за что-то похвалить ребенка с нарушением работоспособности и т.п.

Т.е., реализация индивидуального подходов в процессе обучения помогает оптимизировать процесс обучения и добиться более высокого раскрытия потенциала каждого ученика.

На уроках русского языка осуществляю своевременное чередование различных занятий, более напряжённых умственных действий и кратковременных расслаблений, дающих необходимый отдых, направленных на сбережение физического и психического здоровья детей. Это укрепляет работоспособность школьников и их желание овладевать знаниями. Новизна материала, необычность его подачи также побуждают учащихся лучше присмотреться к прежде неизвестному и разобраться в нём. При этом опираюсь на природную любознательность учеников.

Для оживления интереса учащихся в традиционный урок я ввожу элементы игры: разгадывание кроссворда по теме, решение ребусов, шарад. Особенно актуальны эти виды работы при изучении темы «Фонетика», «Лексика и фразеология», однако иногда они бывают полезны и для выработки у школьников орфографической зоркости, навыка правописания.

Считаю эффективными и систематически использую на уроках русского языка опорные схемы. Яркие и аккуратно оформленные, они вызывают интерес у детей, активизируют их внимание, помогают запоминать сложный материал.

На протяжении всего учебного времени, соблюдая психолого-педагогические условия образования, стремлюсь к щадящему режиму: замедляю темп обучения, уменьшаю степень сложности подачи материала, способствю более глубокому формированию образов, усвоению элементарной теории. Учитывая потенциальные возможности ученика, мы осуществляем индивидуальный подход. Оценивание уровня знаний происходит так же с учетом того, что главное в работе с этими классами не прохождение программного материала в полном объеме – мы должны помочь ребенку приспособиться в будущей жизни и адаптироваться к самостоятельной жизни.

На уроке литературы ребенок должен говорить.
Если педагог запрещает ему это, постоянно делая замечания: «Замолчи, закрой
рот, тишина в классе и т.п.», то как развивать речь ученика? Порой педагог
своими вопросами подталкивает ребенка к шаблонным высказываниям. На вопросы
типа: «Какой рассказ вы читали дома?» ученик дает ответ «Акула». «Ты сказал не
полностью», - возмущается учитель. Ученик исправляется: «Дома мы читали рассказ
Л.Н. Толстого «Акула». Ответы подобного рода не свойственны живому
диалогическому общению, это варианты для письменной речи. Идет смешение понятий
устная речь и письменная речь. Поэтому более внимательно подхожу к задаванию
вопросов школьникам. Если хочу получить не односложный ответ, а
развернутый, то нужно и спрашиваю соответствующим образом. Например, вопрос
«Какое сейчас время года?» подразумевает односложный ответ, или же дети
отвечают «Сейчас время года зима». Поэтому прошу ученика: «Расскажи о зиме, какая она, чем тебе нравиться зима и т.п.», то подобного рода задания заставляет ребенка думать, рассуждать, говорить. При таком общении на уроке учитель становиться для
ученика партнером и собеседником.

Говоря о последнем этапе урока, хотелось бы также обратить внимание на форму задаваемых учащимся вопросов.
Если спрашиваем детей, что мы делали сегодня на уроке, то получаем типичные
ответы, читали, писали, считали. Вопрос, что нового мы узнали на уроке, подчас
является весьма затруднительным для учащихся коррекционной школы. Поэтому
задаю вопросы типа:

- Какое задание было самым
интересным (сложным, легким)?

- Кто сегодня на уроке работал у
доски? Какое задание выполнял? Как справился (самооценка, оценка класса)?

Что касается словарной работы, речевой разминки, пальчиковой или артикуляционной гимнастики, то они не являются отдельным этапом, эти виды работ - часть какого-либо этапа. Выделение физминутки как отдельного этапа обязательно.

Индивидуальный подход имеет большое значение при оценке успеваемости, так как дети с ограниченными возможностями здоровья имеют разные возможности. Оценка их успеваемости не может основываться на общих оценочных нормах, она должна учитывать степень продвижения ученика, стимулировать процесс его учения и выполнять воспитательную функцию

Использование различных приёмов, форм, методов на уроках русского языка ведёт к пробуждению интереса обучающихся к предмету, что помогает активизировать познавательную деятельность школьников, а это, в свою очередь, не может не воздействовать на формирование мотивации к обучению. Заинтересованный, активный ребёнок имеет более высокую мотивацию по сравнению с ребёнком пассивным, равнодушным. Успехи же в учении ободряют, воодушевляют школьника, помогают ему раскрыться как личности.

Статья "Русский язык в коррекционных классах "
  • Русский язык и литература
Описание:

Я преподаю русский язык и литературу и в общеобразовательных классах, и в классе коррекции VII вида. Класс коррекции является малокомплектным – 8 человек. Количество часов русского языка – 5, литературы — 1. Для сравнения, в общеобразовательном классе – 6 ч.  русского языка, литературы- 3.

В школу приходят разные дети: разные по характеру и по поведению, по уровню развития и по подготовленности. Одни учатся легко, словно играючи, схватывают все на лету. Другим для приобретения тех же знаний требуются напряженные усилия, но при достаточном усердии и они более или менее удовлетворительно осваивают программный материал. И есть дети, обучение которых в общем потоке оказывается слишком трудным и для них самих, и для учителей, и для родителей. И, как правило, такие дети после комплексного обследования на ПМПК, продолжают дальнейшее обучение в классах другого уровня – класcах коррекционного обучения.

Прежде всего я выявила проблемы учащихся 5 Д класса: они оказались общими для всех учащихся таких классов:

·                     низкая учебная мотивация,

·                     неумение работать самостоятельно,

·                     низкая техника чтения,

·                     непонимание заданий,

·                     отсутствие познавательных интересов и др.

При этом наблюдается повышенная отвлекаемость, импульсивность, гиперактивность. Всё это обусловлено неярко выраженными теми или иными отклонениями в их развитии.

Сразу появилась проблема: как сделать обучение учащихся наиболее эффективным, а мне, в свою очередь, успеть поработать и с классом в целом, и с каждым учеником в отдельности.

На сегодняшний день существует большое многообразие педагогических технологий, которые можно использовать для преподавания уроков в коррекционной школе:

·                     игровые технологии;

·                     технологии уровневой дифференциации;

·                     технология индивидуализации обучения и др.

. Одним из принципов работы в коррекционных классах является индивидуальный и дифференцированный подход. Требование учитывать индивидуальные способности ребенка в процессе обучения – очень давняя традиция. Необходимость в этом очевидна, ведь учащиеся в значительной мере отличаются друг от друга. Очень важно, чтобы материал соответствовал уровню учащихся. Также одна из задач коррекционного обучения – воспитание самостоятельности.

Обучению русскому языку в коррекционном классе уделяю большое внимание. От того, как ученики овладеют навыками чтения и письма, связной устной и письменной речью, во многом зависит успешность всего образовательного процесса, обеспечение социальной адаптации выпускников.

Индивидуальный подход необходим школьникам коррекционных классов, независимо от их успехов в учебе. Внутри класса наблюдается дифференциация  Нельзя искусственно задерживать в развитии успевающих учеников, им  даю дополнительные задания, иногда, может быть, и сверх программных требований, чтобы поддерживать и развивать у них интерес к учению. Особенно данный вопрос актуален на уроках русского языка, связанных с развитием связной речи у школьников.

Творческий подход к проведению каждого урока, подбор интересного материала, использование нестандартных типов урока, создание на уроке ситуаций речевого общения, безусловно,  способствует более успешному обучению школьников.
Например, на уроке русского языка,  проверили домашнее задание, прочитали
правило в учебнике, выполняем упражнения. Проведение урока в таком стиле не
способствует ни познавательной активности школьников, ни формированию
положительной мотивации к процессу обучения. Как правило, на таком уроке
начинает «хромать» дисциплина, дети утомляются от однообразных видов
деятельности, от неинтересных заданий.

Конечно, уроки по ТИО требуют очень большой подготовки. Каждый урок должен чем-то отличаться от предыдущего. Поэтому отбираю именно такой материал для заданий, который будет отвечать всем требованиям современного урока в коррекционном классе. При планировании урока учитываю коррекционно-развивающую направленность каждого этапа. Рассмотреть это можно на примере урока новых знаний по теме «Однородные члены предложения».

УМК по русскому языку для 5 класса авторов Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и др.

Тема: Однородные члены предложения

Тип урока: урок новых знаний

Цели урока:

 Воспитательная. формированию уважительного отношения к родному языку. Профилактика вредных привычек, формирование  негативного отношения к курению.

2. Развивающая. Развивать познавательные интересы учащихся, самостоятельное мышление, умение анализировать языковый материал, обобщать, делать выводы.

1. Образовательная. Познакомить учащихся  с понятием однородные члены предложения и постановкой знаков препинания при них.. Развивать орфографическую зоркость, творческое воображение;

Планируемые результаты:

Личностные. Стремление к речевому совершенствованию, осознание ответственности за произнесённое, уважительное отношение к родному языку.

Метапредметные. Извлекать фактуальную информацию из текстов, теоретические сведения, вычитывать информацию, представленную в схемах.

Предметные. Знать определение однородных членов предложения, находить однородные члены, определять их синтаксическую функцию, знать условия постановки и непостановки запятой между однородными членами.

 

Этапы урока русского языка с точки зрения его коррекционно-развивающей направленности.

Этапы урока

Коррекционно-развивающая работа

I. Организационный момент

Создание благоприятной эмоциональной атмосферы.

II. Повторение

Развитие основных мыслительных операций.

Обогащение словарного запаса.

Развитие лексико-грамматических средств языка.

Развитие устной связной речи.

III. Изучение нового материала

Развитие словесно-логического мышления и основных мыслительных операций.

Коррекция отдельных сторон психической деятельности.

Обогащение словарного запаса и расширение представлений об окружающем мире.

Развитие лексико-грамматических средств языка.

Развитие устной связной речи.

IV. Закрепление материала

Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы.

Развитие словесно-логического мышления и основных мыслительных операций.

Коррекция отдельных сторон психической деятельности.

Актуализация словаря.

Развитие устной и письменной речи.

V. Итог урока

Развитие основных мыслительных операций и коррекция отдельных сторон психической деятельности.

Актуализация словарного запаса.

Развитие устной связной речи.

VI. Домашнее задание

Развитие эмоционально-личностной сферы.

Развитие устной и письменной речи.

Расширение представлений об окружающем мире.

В самом начале урока я должны психологически подготовить учащихся к общению и обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы.

На этапе подведения итогов урока и рефлексии нужно обязательно дать качественную оценку работы каждого учащегося, похвалить тех, кто в этом особенно нуждается (например, учащихся-меланхоликов), посмотреть, что не получилось у других. Иными словами, помочь учащимся оценить свою деятельность на уроке.

Гигиенический режим предполагает соблюдение требований к организации рабочего места ученика, его посадке, расположению тетради, определению объема работы, выполняемой письменно; обязательное чередование труда и отдыха для руки ребенка; смену динамической позы в течение урока. В случае индивидуальных затруднений, возникающих у учеников из-за нарушения быстрой утомляемости, замедленного темпа работы, заранее планирую помощь таким детям. В каждом конкретном случае ее приемы должны быть строго индивидуализированы. Так, зная о медленном темпе работы некоторых детей, разрешаю им пропустить одно-два предложения, нахожу возможность за что-то похвалить ребенка с нарушением работоспособности и т.п.

Т.е., реализация индивидуального подходов в процессе обучения помогает оптимизировать процесс обучения и добиться более высокого раскрытия потенциала каждого ученика.

На уроках русского языка осуществляю своевременное чередование различных занятий, более напряжённых умственных действий и кратковременных расслаблений, дающих необходимый отдых, направленных на сбережение физического и психического здоровья детей. Это укрепляет работоспособность школьников и их желание овладевать знаниями. Новизна материала, необычность его подачи также побуждают учащихся лучше присмотреться к прежде неизвестному и разобраться в нём. При этом опираюсь на природную любознательность учеников.

Для оживления интереса учащихся в традиционный урок я ввожу элементы игры: разгадывание кроссворда по теме, решение ребусов, шарад. Особенно актуальны эти виды работы при изучении темы «Фонетика», «Лексика и фразеология», однако иногда они бывают полезны и для выработки у школьников орфографической зоркости, навыка правописания.

Считаю эффективными и систематически использую на уроках русского языка опорные схемы. Яркие и аккуратно оформленные, они вызывают интерес у детей, активизируют их внимание, помогают запоминать сложный материал.

На протяжении всего учебного времени, соблюдая психолого-педагогические условия образования, стремлюсь к щадящему режиму: замедляю темп обучения, уменьшаю степень сложности подачи материала, способствю более глубокому формированию образов, усвоению элементарной теории. Учитывая потенциальные возможности ученика, мы осуществляем индивидуальный подход. Оценивание уровня знаний происходит так же с учетом того, что главное в работе с этими классами не прохождение программного материала в полном объеме – мы должны помочь ребенку приспособиться в будущей жизни и адаптироваться к самостоятельной жизни.

На уроке литературы ребенок должен говорить.
Если педагог запрещает ему это, постоянно делая замечания: «Замолчи, закрой
рот, тишина в классе и т.п.», то как развивать речь ученика? Порой педагог
своими вопросами подталкивает ребенка к шаблонным высказываниям. На вопросы
типа: «Какой рассказ вы читали дома?» ученик дает ответ «Акула». «Ты сказал не
полностью», - возмущается учитель. Ученик исправляется: «Дома мы читали рассказ
Л.Н. Толстого «Акула». Ответы подобного рода не свойственны живому
диалогическому общению, это варианты для письменной речи. Идет смешение понятий
устная речь и письменная речь. Поэтому более внимательно  подхожу к задаванию
вопросов школьникам. Если   хочу получить не односложный ответ, а
развернутый, то нужно и спрашиваю соответствующим образом. Например, вопрос
«Какое сейчас время года?» подразумевает односложный ответ, или же дети
отвечают «Сейчас время года зима».   Поэтому прошу ученика: «Расскажи о зиме, какая она, чем тебе нравиться зима и т.п.», то подобного рода задания заставляет ребенка думать, рассуждать, говорить. При таком общении на уроке учитель становиться для
ученика партнером и собеседником.

Говоря о последнем этапе урока, хотелось бы также  обратить внимание   на форму задаваемых учащимся вопросов.
Если спрашиваем детей, что мы делали сегодня на уроке, то получаем типичные
ответы, читали, писали, считали. Вопрос, что нового мы узнали на уроке, подчас
является весьма затруднительным для учащихся коррекционной школы. Поэтому
задаю вопросы типа:

- Какое задание было самым
интересным (сложным, легким)?

- Кто сегодня на уроке работал у
доски? Какое задание выполнял? Как справился (самооценка, оценка класса)?

Что касается словарной работы, речевой разминки, пальчиковой или артикуляционной гимнастики, то они не являются отдельным этапом, эти виды работ - часть какого-либо этапа. Выделение физминутки как отдельного этапа обязательно.

          Индивидуальный подход имеет большое значение при оценке успеваемости, так как дети с ограниченными возможностями здоровья имеют разные возможности. Оценка их успеваемости не может основываться на общих оценочных нормах, она должна учитывать степень продвижения ученика, стимулировать процесс его учения и выполнять воспитательную функцию

Использование различных приёмов, форм, методов на уроках русского языка ведёт к пробуждению интереса обучающихся к предмету, что помогает активизировать познавательную деятельность школьников, а это, в свою очередь, не может не воздействовать на формирование мотивации к обучению. Заинтересованный, активный ребёнок имеет более высокую мотивацию по сравнению с ребёнком пассивным, равнодушным. Успехи же в учении ободряют, воодушевляют школьника, помогают ему раскрыться как личности. 

Автор Глебова Нина Ивановна
Дата добавления 19.11.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Другое
Просмотров 884
Номер материала 3547
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓