Главная / Иностранные языки / Статья "Ролевые игры на уроках иностранного языка"

Статья "Ролевые игры на уроках иностранного языка"




Ролевые игры на уроках иностранного языка.


Методика преподавания иностранных языков давно проявляет интерес к использованию ролевых игр. Такие упражнения как "Читайте по ролям", "Инсценируйте диалог" занимают прочное место в арсенале методических приемов. Внедрение этого приема в учебный процесс способствует достижению целей обучения диалогической речи и расширенному монологическому высказыванию, активизации речемыслительной деятельности школьников на всех этапах обучения иностранному языку, формированию у них навыков и умений самостоятельного выражения мысли, образованию и воспитанию учащихся средствами иностранного языка.

 Процесс организации ролевой игры включает три последовательных этапа: подготовку, проведение и подведение итогов. При этом особое значение имеет выбор адекватных для определенной возрастной группы учащихся форм ролевой игры.

Психологи отмечают, что для поведения детей младшего школьного возраста характерны высокая активность, подвижность. Дети этого возраста свободны, раскованны, с интересом относятся к игровым формам работы, любят исполнять различные роли людей, которых видят вокруг себя, роли сказочных персонажей. У школьников этой возрастной группы происходит интенсивное развитие воспроизводящего воображения, их фантазия становится способной оживлять то, что получено извне в форме описания, создавать яркие образы увиденного и услышанного. Именно эти возрастные особенности учащихся 7-11 лет позволяют наиболее успешно и интенсивно использовать ролевые игры и задания в младших классах.

Естественные социальные роли в учебных условиях сводятся к двум: учитель – ученик. Поэтому при использовании ролевой игры как средства обучения мы будем говорить о “вторичной социализации”, имитирующей первую в её самых существенных чертах. Социальные роли в рамках вторичной социализации носят неизбежно искусственный, условный характер (представь, что ты врач, продавец, репортёр и т.д.). Мера условности может быть различной: перевоплощение в реальных людей, в литературных персонажей, героев сказок и т.д. Иногда ролевая игра носит характер уподобления, т.е. разыгрываются ситуации, типичные для окружающей среды (врач и пациент), а иногда она может быть театрализованной: с конфликтом, кульминацией и развязкой. Но элемент условности присущ всем видам ролевой игры.

Ролевая игра – это речевая, игровая и учебная деятельности одновременно.

С точки зрения учащихся, ролевая игра – это игровая деятельность, в процессе которой они выступают в определённых ролях. Учебный характер игры ими часто не осознаётся.

С позиции учителя, ролевую игру можно рассматривать как форму обучения диалогическому общению.

Для учителя цель игры – формирование и развитие речевых навыков и умений учащихся. Ролевая игра управляема, её учебный характер чётко осознаётся учителем. Она обладает большими обучающими возможностями.

Ролевая игра имеет ряд особенностей:

1.        Ролевая игра - это обучение в действии, что, как известно, повышает качество обучения.

2.        Ролевая игра требует полной отдачи от участников, их реакции как вербальными, так и невербальными средствами в заданной ситуации. В ролевой игре используются их знания и умения, приобретенные в классной комнате, так и за ее пределами, т.е. их общий запас знаний и умений.

3.        Ролевая игра является в высшей степени мотивирующей, поскольку содержит элемент игры и непредсказуемость развязки. Кроме того, обучающиеся видят возможность применения ситуации, разыгрываемой в ролевой игре, в реальной жизни, чего не может дать механическая тренировка в употреблении лексических единиц и грамматических структур.

4.        Ролевая игра дает обучающимся социолингвистическую "подсказку” - какими единицами ту или иную мысль именно в данной ситуации в зависимости от социальной характеристики участников можно выразить.

5.        Ролевая игра несет в себе элемент неожиданности, с которым так часто встречаются школьники в процессе общения. Во время ролевой игры, как и при реальном общении, участники должны внимательно слушать друг друга, т.к. они не знают заранее, что скажут их партнеры, они должны быстро думать и адекватно реагировать на реплики своих товарищей.

6.        Во время ролевой игры имеет место эмоциональный подъем, что чрезвычайно положительно влияет на качество обучения.

7.        Ролевая игра имеет определенные преимущества перед дискуссией и другими подобными приемами. В ролевой игре гораздо легче неуверенным в себе ученикам высказать свое мнение "под маской".

Само же перевоплощение способствует расширению психологического диапазона, пониманию других людей.

Ролевая игра обладает большими возможностями в практическом, образовательном и воспитательном отношениях. Она способствует расширению сферы общения. Это предполагает предварительное усвоение языкового материала в тренировочных упражнениях и развитие соответствующих навыков, которые позволят учащимся сосредоточиться на содержательной стороне высказывания. Поэтому ролевой игре следует отводить достойное место на всех этапах работы над темой.

Чтобы роль могла стать средством обучения, она должна отвечать целому ряду требований, учитывающих как учебные задачи, так и индивидуальные особенности, потребности учащихся.

Работа над ролью у разных учащихся протекает по-разному. Можно использовать индивидуальную, парную и групповую формы подготовки. Все они имеют самостоятельную дидактическую ценность, позволяют связать воедино классную и воспитательную работу.

Существует множество типов упражнений для подготовки ролевой игры.

1. Для неуверенных в себе учеников можно использовать “разогревающие” упражнения пантомимического характера для того, чтобы ученики могли почувствовать себя свободней в кругу своих сверстников. Это могут быть упражнения типа:

- представьте, что вы гуляете по очень глубокому снегу;

- покажите классу, как вы попытаетесь поднять тяжёлые гири; покажите, как бы вы почистили зубы утром без зубной щётки.

2. Можно предложить задания в форме шарад с использованием пантомимы, мимики:

- покажите, что вы чувствуете, когда… вы видите большую собаку, бегущую к вам;

- вы обнаружили, что кто-то вырвал несколько листов из вашего учебника.

По завершении упражнений учитель может попросить учащихся подготовить небольшой рассказ, отражающий их чувства и реакцию в подобных ситуациях.

3. Можно усложнить ситуации, которые помогут развить спонтанность и выразительность в поведении. Учитель даёт инструкции поэтапно, по мере развития действия. Ученик должен их выполнять без остановки. Например: вы вешаете картину на стену. Вам нравится картина, вы нашли хорошее место, куда её повесить, и довольны тем, как она украсит комнату. Вы берёте молоток и гвозди и начинаете заколачивать гвоздь в стену. Вы поранили свой палец.

После “разогревающих” упражнений можно перейти к проблемным ситуациям, в которых ученикам предлагается решить ту или иную задачу.

Например: твой друг пригласил тебя кататься на коньках, но мама говорит, что ты должен остаться дома. Ты не хочешь обидеть друга. Мама стоит рядом.

Далее можно приступить к ситуациям с альтернативными решениями для двух и более человек, поднимающие различные жизненные проблемы.

По завершении ролевой игры следует мотивированная оценка учителем участия каждого ученика в подготовке и проведении конкретной ролевой игры. Кроме языковой правильности учитель комментирует выразительность ролевого поведения, а также инициативность ребят на всех этапах работы.

В течение многих лет я применяю ролевые игры на уроках английского языка в младших классах. Но прежде чем ввести данный прием работы в учебный процесс, необходимо провести большую подготовительную работу. Нельзя забывать о том, что у младших школьников нет навыков не только иноязычного, но и русскоязычного общения. Следовательно, чтобы организовать общение в рамках ролевой игры, необходимо сформировать эти навыки в реальных условиях учебного процесса. Для этого я использую тренировочные упражнения, которые привожу ниже.

  1. Упражнение на тренировку учащихся в умении реагировать на предложенные утверждения. Они призваны развивать умение употреблять клишированные фразы, эквивалентные русским "Да", "Нет", "Разве?", "Неужели?" и т.д. Например:

  •  Carlson has come to us. He is a good boy. He likes to eat jam, doesn’t he?

  •  You are right. He likes to eat jam.

  •  Do you like to eat jam?

  •  Yes, of course.

  1. Упражнения на тренировку школьников в составлении микро диалогов в парах, в рамках предложенной ситуации:

Imagine, your friend has a birthday party today. What will you do?

  •  Hello.

  •  Hello, Ira. Happy birthday to you. Here is a present for you.

  •  Thank you. What is it? Oh! It is a doll. It’s very nice. I like to play with dolls.

Упражнения на тренировку выражений этикетного характера:

  •  Hello, Ira

  •  Hello, Lena

  •  How are you?

  •  I’m fine, and you?

  •  I’m fine too. Thank you.

  •  Good-bye, Lena.

  •  Bye.

Упражнения, направленные на развитие навыков ведения разговора по телефону. Например:

  •  Hello. This is Andrew. Is that Caroline?

  •  Hello, Andrew. Yes, it’s me.

  •  How are you?

  •  Fine, thanks. And you?

  •  I’m OK.

  1. Учащимся предлагается диалог-образец, который является основой для составления их собственного диалога. Работу над ним провожу поэтапно:

-        читаем диалог по ролям, обращая внимание на реплики, подлежащие освоению;

-        читаем диалог с целью восстановить пропущенные реплики;

-        имитируем диалог, воспроизводя реплики по ролям;

-        самостоятельно составляем аналогичный диалог, но в другой ситуации общения.

  1. Составление небольших полилогов.

Учащиеся работают в группах по 3- 4 человека, достигая при этом полного взаимодействия партнеров. На этом этапе работы я уже использую  ролевые игры.

В подростковом периоде у ребенка происходит демонстративное отмежевание от детства, постоянное и активное самоутверждение на позиции "Я - взрослый". Это время бурного роста и одновременно обостренного внимания к внешности - своей и сверстников; время высокой энергичности и быстрой утомляемости; внешней бравады и глубокой ранимости, повышенной тревожности. В это время появляется потребность в информации о своей личности, о своем положении среди сверстников, острая тяга к групповому общению.

Особенности подросткового восприятия мира проявляются и в выборе ими ролевых игр. В ролевых играх подростки стремятся к групповому сотрудничеству.

Подростки играют в более сложные и разнообразные ролевые игры по сравнению с младшими школьниками. Ролевые игры проводятся по следующим направлениям: в школе - на уроке, в кабинетах, в библиотеке, в спортзале; дома - в комнате школьника или в его рабочем уголке; в общественных местах - на улице, в магазине; в местах культурного досуга - в театре, в кинотеатре, в концертном зале, в картинной галерее; путешествие по англо-говорящим странам, по городам России и Англии и т.д.

Прием ролевой игры дает наиболее ощутимые результаты как средство развития умений и навыков устной речи, если его использовать в сочетании с функционально-семантическими опорами, которые позволяют стимулировать достаточно развернутые высказывания учащихся, ориентированные на употребление в речи конкретного языкового материала.

Ученик в роли пассажира получает задание заказать билет на поезд до Москвы на 17 января, выяснив цену, время отправления и прибытия и т.д.

Использование этих и подобных опор облегчает ролевую игру, для успешного проведения которой недостаточно только раздать ученикам роли и описать ситуацию.

Такие упражнения полезны в системе подготовки учащихся к ГИА по английскому языку раздел «Говорение».

Для старшеклассников предлагаются такие ролевые игры, которые в основе своей имеют различные типы диалогов: обмен впечатлениями, суждениями - «Театралы», «Интервью», «Точки зрения».

В условиях постепенного перехода подростков к старшему школьному возрасту повышается значение игровых ситуаций; расширяющих представления учеников об окружающем мире, опережающих имеющийся у них жизненный опыт, подготавливающих участников игры к их будущей социальной роли. Адекватной формой игрового общения у старшеклассников становится имитационная ролевая игра.

В такой игре соблюдаются правила имитируемой деятельности, общение должно быть организовано в соответствии с игровым заданием. Для этого необходимо определить цели игры, разработать сюжет, конкретизировать задачу каждого участника, уточнить состав и содержание речевых действий, объяснить правила игры, критерии оценки действий и, наконец, подвести итоги игры.

Имитационные ролевые игры являются не только средством подготовки учащихся к речевому общению, но и приемом, расширяющим возможности познавательной деятельности школьников, формированию нравственной позиции. Они позволяют имитировать ситуации, которые могут возникнуть в будущей профессиональной деятельности.

В заключение хотелось бы ещё раз подчеркнуть, что ролевая игра является очень перспективной формой обучения, так как она

- способствует созданию благоприятного психологического климата на уроке;

- усиливает мотивацию и активизирует деятельность учащихся;

- даёт возможность использовать имеющиеся знания, опыт, навыки общения в разных ситуациях.

Поэтому использование ролевых игр на уроках повышает эффективность учебного процесса, помогает сохранить интерес учащихся к изучаемому предмету на всех этапах обучения.



Литература

  1. Вайсбург М.Л. Использование учебно-речевых ситуаций при обучении устной речи на иностранном языке. – Обнинск: Титул, 2001.

  2. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: Пособие для учителя. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: АРКТИ, 2003.

  3. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. – М.: Просвещение, 1991.

  4. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. – М.: Просвещение, 1995.

  5. Ливингстоун К. Ролевые игры в обучении иностранным языкам. – М.: Высшая школа, 1988.

  6. Настольная книга преподавателя иностранного языка: Справ. пособие/ Е.А.Маслыко, С.И.Петрова. – 3-е изд., стереотип. – Мн.: Выш. шк., 1997.

  7. Рогова Г.В., Рабинович Ф.М., Сахарова Т.Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. – М.: Просвещение, 1991.

  8. Семёнова Т.В., Семёнова М.В. Ролевые игры в обучении иностранным языкам.// Иностранные языки в школе. – 2005. - №1.



Статья "Ролевые игры на уроках иностранного языка"
  • Иностранные языки
Описание:

Методика преподавания иностранных языков давно проявляет интерес к использованию ролевых игр. Процесс организации ролевой игры включает три последовательных этапа: подготовку, проведение и подведение итогов. При этом особое значение имеет выбор адекватных для определенной возрастной группы учащихся форм ролевой игры. Статья посвящена ролевой игре на уроках английского языка как перспективной форме обучения,  способствующей созданию благоприятного психологического климата на уроке, активизирующей  деятельность учащихся и развивающей  их мотивацию. Кроме того, ролевая игра как форма обучения предоставляет возможность использовать имеющиеся знания и навыки общения в различных коммуникативных ситуациях.

 

Автор Любавина Светлана Алексеевна
Дата добавления 27.11.2014
Раздел Иностранные языки
Подраздел Другое
Просмотров 610
Номер материала 5765
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓