Главная / Музыка / Статья: Роль дыхательных, логоритмических упражнений на уроках пения в общеобразовательной школе

Статья: Роль дыхательных, логоритмических упражнений на уроках пения в общеобразовательной школе

Роль дыхательных, логоритмических упражнений
на уроках пения в общеобразовательной школе


В настоящее время практически все преподаватели пения и музыки сталкиваются с таким фактом – основная масса учащихся, приходящих на уроки в первый класс совершенно не умеют, не только чисто интонировать, но и даже тянуть звуки.

На наш взгляд, хорошим подспорьем для преподавателей музыки и пения могут стать дыхательные и логоримические упражнения. В логопедии существует разработанный и опробированный курс специального дыхательного и логоритмического воспитания. Но работая над этими упражнениями необходимо следить, чтобы учащиеся выполняли все упражнения на хорошем, глубоком дыхании. Это система музыкально-ритмического воспитания, включающая в себя три составные части: слово и пение, движение и музыка.

Целью музыкальных логоритмических занятий является развитие активности детей через синтез музыки, движений и речи и пения, которые благотворно влияют на здоровье учащихся и выполняют релаксирующую функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузку и утомление. Эти упражнения на наш взгляд можно использовать не только на на укоках музыки, и на других в качестве постоянных физминуток.

Дыхательные упражнения

С самого начала обучения, учащихся важно научить правильно дышать, так как многие из них разговаривают на вдохе и поют также, по инерции, на вдохе. Мы делаем следующие дыхательные упражнения, способству­ющие выработке диафрагмального дыхания, достаточно продолжи­тельного, сильного и постепенного выдоха.

Упр. «Роза»: Исходное положение (и. п.) основная стойка, ноги на ширине плеч, руки в стороны. На сильную долю вдох носом, на слабую выдох ртом.

Постепенно можно на один вдох ввести, как бы, два выдоха.

Это упражнение мы с учащимися делали без музыкального сопровождения, а можно делать и под музыку. В размере 2/4 – вдох на сильную долю, выдох на слабую; в размере ¾ – вдох на сильную долю, два выдоха на слабые доли.

Если музыка звучит подвижно, бодро, то и дыхание будет активным и напряженным, если музыка – более спокойна, то и дыхание станет более спокойным и приведет к более расслабленному состоянию мышц и успокоению всего тела.

Также можно использовать одно из упражнений буддийской гимнастики, способствующее развитию не только органов дыхания, но и работе сердечно-сосудистой си­стемы.

Упражнение «Самурай». И. п. сидя по-турецки (мы выполняем стоя), руки сво­бодно лежат на коленях, но в нашем случае они опущены вдоль туловища. Упражнение выполняется с проговариванием сочетаний: а-на-хат; о-хо-хам.

А — правая рука вытягивается вперед, кисть сжата в кулак, возврат в и. п.; на — левая рука вытягивается вперед, кисть в кула­ке, возврат в и. п.; хат — руки, сжатые в кулак, идут в стороны и к полу, возврат в и.п.;

о — правая рука через середину поднима­ется вверх, возврат в и.п.; хо — левая рука поднимается через середину вверх, возврат в и.п.; хам — поднимаются и опускаются обе руки.

Все вышеперечисленные упражнения способствуют развитию и укреплению органов дыхания.

Существуют упражнения на развитие правильного фонационного дыхания, т.е. спокойного, короткого вдоха и про­должительного, сильного и постепенного выдоха. На выдохе про­износятся сначала слоги, затем слова и предложения. На заклю­чительных этапах дыхание сочетается с проговариванием стихов.

Пример упражнения.Мы сделаем с вами только часть упражнения.

Упражнение «Подуем на плечо».

Подуем на плечо,

(Вдох, выдох с поворотом головы вправо.)

Подуем на другое.

(Вдох, выдох с поворотом головы влево.)

Нам солнце горячо

(Вдох, выдох с подъемом головы вверх.)

Пекло дневной порою.

(Вдох, выдох с подъемом головы вверх.)

Подуем мы на грудь

(Вдох, выдох с опусканием головы вниз.)

И грудь свою остудим.

(Вдох, выдох с опусканием головы вниз.)

Подуем мы на облака

(Вдох, выдох с круговым движением головы.)

И остановимся пока.

(Вдох, максимально длительный выдох.)


Одним из важных моментов логоритмики является Ходьба. Ходьба – это автоматизированный моторный акт, при ко­тором четко координируются движения рук и ног. В первом классе, необходимо сначала просто научить детей шагать под музыку. Важно, что бы они научились слушать сильную долю и соотносить ее со своим шагом. Для этого можно шаг сочетать со счетом вслух: 1-2. (давайте потопаем и посчитаем вслух). Одновременно шагая и считая вслух, у учащегося уже формируется навык скоординированной работы двигательного и речевого аппаратов. И это важно для будущих музыкантов, поскольку следующей ступенькой в развитии координации исполнителя становится исполнение песен.

Более сложное упражнение Ходьба друг за другом боком приставным шагом. Здесь рекомендуется также считать вслух: раз - вместе)

Далее, идем по принципу усложнения. Ходьба под музыку с остановкой на каждом шаге. (Муз. со­провождение — «Венгерская народная мелодия».)

Напомню, что любые упражнения на отработку ходьбы следует проводить под музыку.


Изучая динамику, очень удобно использовать разные типы маршировки. Например,

Упражнение. Под тихую музыку учащиеся могут шагать на носочках, а громкую на полной стопе; или под тихую музыку выполнять легкие движения, опустив руки вниз перед со­бой; под громкую музыку дети выполняют сильные взмахи над головой. (Муз. сопровождение — «Польская народная мелодия».)

Упражнение. Под громкую музыку дети двигаются по кругу подскоками, под тихую — останавливаться. (Муз. сопровождение — «Чешская народная мелодия».) Вариантов можно придумать массу.


На уроках музыки по программе мы знакомимся с темой музыкальный темп. Естественно, что эта тема в классе с учащимися ограничивается понятиями быстро-медленно. С самого начала мы используем простые движения: хлопки или удары в бубен под звуки марша. После можно подключить движения ногами: при медленном музыкальном темпе используется ходьба, а при быстром – бег. Когда эти два темпа усвоены, можно вводить понятия «ускорение» и «замедление» темпа.


Упражнения на развитие координации движений и речи. Это самый удобный и интересный тип упражнений, как для детей, так и для преподавателей, поскольку эти упражнения можно использовать для проведения динамических пауз во время любых занятий. Речевой или певческий материал необхо­димо подбирать, исходя из цели занятия.

Для этих упражнений можно использовать любые детские стихотворения, в которых есть ясный сюжет, действующее лицо и глагольная лексика. Ритм стихотворной строки сле­дует согласовывать с движениями рук, ног и туловища. Стихотворная строка не должна быть длинной.


Например, упражнение «Снежинки» можно выполнять под аккомпанемент фортепиано либо пропевать стихи на интонацию например б2. (И. п. — ноги на ширине плеч, руки на поясе.)

Мы снежинки, мы пушинки,

(Наклон головы вправо и влево.)

Покружиться мы не прочь.

(Поворот на 360°.)

Мы снежинки-балеринки.

(Наклоны туловища вправо и влево.)

Мы танцуем день и ночь.

(Приставной шаг вправо и влево.)

Мы деревья побелили.

(Подъем на носочки с подниманием рук, возврат в и. п.)

Землю бархатом укрыли.

(Приседание с разведением рук.)

И от стужи сберегли.

(Руки в стороны, вниз и возврат в и. п.)


С детьми первого класса можно использовать простые песни или попевки. Мы сейчас увидим, как ребята исполняют отрывок народной песни «Куры гуси да индюшки».

Еще один фрагмент «Серый волк». Здесь сложность вызывает не столько сам текст, а исполнение движений и одновременно музыкальной мелодии.


Очень полезны упражнения на развитие мелкой моторики. Эти упражнения, раз­вивая движения пальцев рук, их взаимодействие, координацию, способствуют развитию артикуляционной моторики. Упражнения проводятся сначала под музыкальное сопровождение, позже под речевое сопро­вождение или пение. Опять выбирается наиболее удобная для отработки интонация и стихи пропеваются на хорошем дыхании.

Примеры упражнений.


Упражнение 1. «Скакалка».

Я скачу, я верчу новую скакалку.

(Кисти сжаты в кулачок, большие пальцы выполняют вращательные движе­ния.)

Захочу, научу Галю и Наталку.

(Разжимание и сжимание пальцев рук.)

Вот так, вот так посреди дорожки.

(Хлопок — кулачки, 4 раза.)

Раз вперед, раз назад и на правой ножке.

(Руки в замок, в обратный замок, правый кулачок стучит по левой ладони.)



Упражнение. «Цветок». (б3)

Шевелились у цветка

(Основания кистей прижаты, пальчики медленно и хаотично двигаются.)

Все четыре лепестка.

(Одноименные пальцы поочередно соединяются.)

Я сорвать его хотел,

(Сгибание и разгибание кулачков.)

Он вспорхнул и улетел.

(Взмахи кистями.)


Упражнение. «Лепесток».

Лети, лети, лепесток,

(3 взмаха кистями; кисти прижаты у оснований, пальчики округлые.)

Через запад на восток.

(Сжимание и разжимание кистей.)

Через север, через юг,

(Кисти в замке — пальцы поднимаются и опускаются.)

Возвращайся, сделав круг.

(Вращение кистей.)

Лишь коснешься ты земли,

(Поглаживание кистей.)

Быть по-моему вели!

(4 хлопка.)


Упражнение. «Мальчик-с-пальчик»

Мальчик с пальчик где ты был?

(Большой палец левой руки 4 раза сгибается)

Долго по лесу бродил!

(Большой палец правой руки 4 раза сгибается)

Встретил я медведя, волка

Зайку, ежика в иголках

(Большой палец правой руки поочередно соприкасается с остальными)

Встретил белочку, синичку, встретил лося и лисичку.

Всем подарки подарил, Всяк его благодарил.

(Четыре пальца последовательно сгибаются – «кланяются»)


Немаловажную роль на уроках музыки играют различные упражнения над дикцией и прежде всего скороговорки. Скороговорки тренируют быстроту речи, умение четко проговаривать или пропевать на одном звуке стихотворный текст. Также, чтение скороговорок вносит в урок некий элемент отдыха от пения, переключает виды деятельности. Приведем некоторые примеры:

Сшит колпак, да не по-колпаковски, 
Вылит колокол, да не по-колоколовски. 
Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать. 
Надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать 
Шел Егор через двор 
Нес топор чинить забор 

Галка села на забор 
Грач завел с ней разговор 

Расскажите про покупки 
Про какие про покупки 
Про покупки, про покупки, про покупочки мои 

Сидел воробей на сосне.
Заснул - и свалился во сне.
 
Если б он не свалился во сне -
 
До сих пор бы сидел на сосне.

Купила Марусе бусы бабуся.
На рынке споткнулась бабуся о гуся...
Не будет подарка у внучки Маруси:
Все бусы склевали по бусинке гуси.

Щебетал щегол с щеглихой,
Щекотал своих щеглят,
А щеглиха-щеголиха
И щеглята-щеголята
По щеглиному пищат.


Если мальчик плачет,
Значит, есть причина.
Если слёзы прячет,
Значит, он - мужчина.
(Э. Блинова)


Любовалась цыплятами курица:
Что ни цыпленок, то умница!


Ушёл Прокоп - кипел укроп.
Пришел Прокоп - кипел укроп.
Как при Прокопе кипел укроп,
Так без Прокопа кипел укроп.

Важно преподавателю музыки использовать и другие специфические упражнения для дикции.


Отмечу, что педагогу необходимо следить за четкостью движений и произнесения слов, за синхронным выполнением движений и пения. Упражнения на мелкую моторику на уроках грамоты, дают возможность не только отдохнуть от основных упражнений и переключить внимание, но и в форме игры развить певческий аппарат, отработать самые «ходовые» певческие интонации, развить мелодический слух.


Учитель музыки «Гимназия № 45»

Липчанская Н.Н.

6


Статья: Роль дыхательных, логоритмических упражнений на уроках пения в общеобразовательной школе
  • Музыка
Описание:

В настоящее время практически все преподаватели пения и музыки сталкиваются с таким фактом – основная масса учащихся, приходящих на уроки в первый класс совершенно не умеют, не только чисто интонировать, но и даже тянуть звуки.

 

На наш взгляд, хорошим подспорьем для преподавателей музыки и пения могут стать дыхательные и логоримические упражнения. В логопедии существует разработанный и опробированный курс специального дыхательного и логоритмического воспитания. Но работая над этими упражнениями необходимо следить, чтобы учащиеся выполняли все упражнения на хорошем, глубоком дыхании. Это система музыкально-ритмического воспитания, включающая в себя три составные части: слово и пение, движение и музыка. 

Автор Липчанская Наталья Николаевна
Дата добавления 19.12.2014
Раздел Музыка
Подраздел
Просмотров 974
Номер материала 8029
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓