Реализация требований к освоению предмета
«Иностранный язык» в условиях президентского кадетского училища
Приходько Яна Викторовна,
ФГКОУ «Оренбургское ПКУ», г. Оренбург
yana.meshkova@mail.ru
Логика анализа существенных
характеристик процесса формирования иноязычной коммуникативной компетентности
позволяет нам наиболее эффективно спланировать обучение иностранным языкам,
чтобы максимально приблизится к поставленной цели обучения.
Специфика данного
исследования заключается в том, что опытно-исследовательская деятельность
ведется в ФГКОУ «Оренбургском президентском кадетском училище». Данное учебное
заведение имеет свои отличительные особенности образовательного процесса, в
частности при изучении иностранных языков.
Необходимость создания новой практики образования позволили педагогическому
коллективу с 2013 года перейти в режим деятельности региональной
экспериментальной площадки по введению федерального государственного образовательного
стандарта общего образования (приказ МО Оренбургской области № 01/20 – 1659 от
13.12. 2012 ).
Целью экспериментальной деятельности училища является разработка концепции
развития универсальных учебных действий на основе интеграции учебной и
внеучебной деятельности кадет; разработка диагностических, дидактических и
методических материалов, обеспечивающих развитие универсальных учебных действий.
Интеграция
учебной и внеучебной деятельности кадет осуществляется посредством вовлечения
кадет в самообразовательную деятельность, реализации индивидуальных
образовательных маршрутов, адекватных потребностям и возможностям каждого
кадета, модульного подхода к построению образовательного процесса.
Рассмотрим иноязычную коммуникативную компетентность как результат
образования. Следовательно, нам необходимо разработать систему форм, методов и
средств обучения на основании требований к результатам.
Анализ предметных компетенций в новом образовательном стандарте
позволил нам выделить основные компоненты содержание образования, которые
направлены на развитие основных компетенций при ведущей роли коммуникативной
культуры. Развитие данных компонентов не должно ограничиваться рамками одной
дисциплины, а развиваться в совокупности в системе дисциплин всего
образовательного процесса. Только тогда предметные знания не будут идти в
разрез с непрерывным развитием и воспитанием личности обучающегося. Е.Н.
Соловова и В.Г. Апальков предложили авторский вариант инвариантного ядра
содержания обучения, которое мы взяли за основу своего исследования:
1. Знания.
2. Умения работать с
информацией/текстом.
3. Умение создавать
собственную информацию (в виде устных или письменных текстов, проектов). [Е.Н. Соловова и В.Г. Апальков. Развитие и контроль
коммуникативных умений: традиции и перспективы. Пед. Университет «первое
сентября». М-2010.]
Данное
мнение имеет подтверждение, зафиксированное в Федеральном государственном
образовательном стандарте среднего общего образования, где закреплены
требования к результатам освоения основной образовательной программы (ООП),
которые представлены в трех направлениях (таблица 8). В нашем исследовании мы
соотнесли эти требования со структурными компонентами (критериями) иноязычной
коммуникативной компетентности и сделали вывод, что данные требования возможно
осуществлять как в рамках одного предмета, так и во время всего образовательного
процесса в целом.
Выявлено, что использование Интернет-технологий в обучении
иностранным языкам позволяет претворять в жизнь все составляющие инварианта
содержания обучения.
Далее мы рассмотрим требования, представленные через структуру
иноязычной коммуникативной компетентности, т.к. уровень ее сформированности и
будет служить результатом освоения ООП по данному предмету.
Необходимо заметить, что любой предмет можно представить в виде
системы требований или через взаимосвязанные предметные компетенции.
Для реализации требований к освоению программы по «Иностранному
языку» необходимо продумывать технологию формирования у кадет иноязычной коммуникативной
компетентности, которая могла бы помочь обучающимся достигнуть результата по
всем трем вышеперечисленным направлениям.
Так, личностные требования к результатам можно
соотнести с уровнем сформированности таких компонентов иноязычной
компетентности как: социокультурная и учебно-познавательная. Необходимо
уточнить, что под социокультурной компетенцией мы понимаем - способность
учащихся строить свое межкультурное общение на основе знания культуры народа
страны изучаемого языка, его традиций, менталитета, обычаев в рамках тем, сфер
и ситуаций общения, соответствующих их опыту, интересам и психологическим
особенностям, умение адекватно понимать и интерпретировать лингвокультурные
факты.
К метапредметным результатам социальную и
компенсаторную компетенции, которые представляют собой: социальная компетенция
– способность определять цели и задачи общения, использовать различные
стратегии общения и уметь осуществлять рефлексию; компенсаторная компетенция - способность
выходить из затруднительного положения в процессе общения в условиях дефицита
языковых средств, в том числе и в профильно-ориентированных ситуациях общения.
Приоритетными выступают предметные требования к
освоению ООП. К ним можно отнести уровень сформированности языковой (языковые
знания (фонетические, орфографические, лексические, грамматические) и навыки
оперирования ими для выражения коммуникативного намерения в соответствии с
темами, сферами и ситуациями общения, отобранными для общеобразовательной
школы; владение новым по сравнению с родным языком способом формирования и
формулирования мысли на изучаемом языке) и речевой (способность осуществлять
межкультурное общение в четырех видах речевой деятельности (говорении, аудировании,
чтении и письменной речи) компетенций.
В работах С.А. Сухих, Т.Г. Грушевицкой и В.Д. Попкова и А.П. Садохина описан
ряд стратегий докоммуникативного, коммуникативного и посткоммуникативного
этапов. Мы представили их в виде таблицы 11:
Таблица
1
Стратегии
|
Деятельность
обучающегося
|
Стратегии
докоммуникативного этапа
|
1.
планирование
2.
прогнозирование
3.
оценка
|
Стратегии
коммуникативного этапа
|
Когнитивные
|
1.
использование знаний схематического
построения речи
2.
использование дискурсивных навыков
|
Метакогнитивные
|
1.
ментальные действия
2.
управление процессом общения
3.
оценка эффективности общения
|
Интенциональные
|
1.
выражение различных коммуникативных
намерений
2.
самоорганизация
|
Стратегии
посткоммуникативного этапа
|
1.
оценка состоявшегося общения (достигнута
ли цель)
|
Данные стратегии позволяют нам выделить
принципы обучения с применением Интернет-технологий:
-
принципы вариативности и выбора;
-
принципы индивидуализации и интенсификации;
-
принципы гибкости, усложнения и субъектности в деятельности.
Необходимо
заметить, что процесс формирования компетентности неимперативен, это гибкий
процесс, выстроенный на ценностной основе (ценностном взаимодействие ученика и
учителя).
Суммируя
все вышесказанное можно сделать следующий вывод - предметная составляющая
повышает эффективность формирования универсальных учебных действий обучающихся
и обогащает когнитивный, метапредметный и интенциональный опыт, что
обеспечивает готовность учащегося использовать данные приёмы в саморазвитии и
самообразовании.
Список литературы:
1.
Новые современные образовательные
стандарты по иностранным языкам, М.:АСТ/Астрель, 2004
2.
Сысоев П.В. Языковое поликультурное
образование: Что это такое?// Иностранные языки в школе. – 2006.-№4-С.2-14
3.
Сысоев П.В. Языковое поликультурное
образование: Теория и практика: монография.-М.: Глосса-Пресс, 2008.
4.
Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Современные
учебные Интернет-ресурсы в обучении иностранному языку// Иностранные языки в
школе. – 2008.-№6.
5.
Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Технологии
Веб 2.0 в создании виртуальной образовательной среды для изучения иностранного
языка// Иностранные языки в школе. – 2009.-№3.
6.
Paul
R., Elder L. The Miniature Guide to Critical Thinking Concepts and Tools.
Dillan Beach, CA: Foundation for Critical Thinking Press, 200.
7.
Sykes
J., Oskoz A., & Thorne S.L. Web 2.0, Synthetic Immersive Environment and
Mobile Resourses for Language Education// CALICO Journal.-2008.-#25(3).
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.