Главная / Иностранные языки / статья "Реализация требований к освоению предмета «Иностранный язык» в условиях президентского кадетского училища"

статья "Реализация требований к освоению предмета «Иностранный язык» в условиях президентского кадетского училища"

Реализация требований к освоению предмета «Иностранный язык» в условиях президентского кадетского училища

Приходько Яна Викторовна,

ФГКОУ «Оренбургское ПКУ», г. Оренбург

yana.meshkova@mail.ru


Логика анализа существенных характеристик процесса формирования иноязычной коммуникативной компетентности позволяет нам наиболее эффективно спланировать обучение иностранным языкам, чтобы максимально приблизится к поставленной цели обучения.

Специфика данного исследования заключается в том, что опытно-исследовательская деятельность ведется в ФГКОУ «Оренбургском президентском кадетском училище». Данное учебное заведение имеет свои отличительные особенности образовательного процесса, в частности при изучении иностранных языков.

Необходимость создания новой практики образования позволили педагогическому коллективу с 2013 года перейти в режим деятельности региональной экспериментальной площадки по введению федерального государственного образовательного стандарта общего образования (приказ МО Оренбургской области № 01/20 – 1659 от 13.12. 2012 ).

Целью экспериментальной деятельности училища является разработка концепции развития универсальных учебных действий на основе интеграции учебной и внеучебной деятельности кадет; разработка диагностических, дидактических и методических материалов, обеспечивающих развитие универсальных учебных действий.

Интеграция учебной и внеучебной деятельности кадет осуществляется посредством вовлечения кадет в самообразовательную деятельность, реализации индивидуальных образовательных маршрутов, адекватных потребностям и возможностям каждого кадета, модульного подхода к построению образовательного процесса.

Рассмотрим иноязычную коммуникативную компетентность как результат образования. Следовательно, нам необходимо разработать систему форм, методов и средств обучения на основании требований к результатам.

Анализ предметных компетенций в новом образовательном стандарте позволил нам выделить основные компоненты содержание образования, которые направлены на развитие основных компетенций при ведущей роли коммуникативной культуры. Развитие данных компонентов не должно ограничиваться рамками одной дисциплины, а развиваться в совокупности в системе дисциплин всего образовательного процесса. Только тогда предметные знания не будут идти в разрез с непрерывным развитием и воспитанием личности обучающегося. Е.Н. Соловова и В.Г. Апальков предложили авторский вариант инвариантного ядра содержания обучения, которое мы взяли за основу своего исследования:

  1. Знания.

  2. Умения работать с информацией/текстом.

  3. Умение создавать собственную информацию (в виде устных или письменных текстов, проектов). [Е.Н. Соловова и В.Г. Апальков. Развитие и контроль коммуникативных умений: традиции и перспективы. Пед. Университет «первое сентября». М-2010.]

Данное мнение имеет подтверждение, зафиксированное в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования, где закреплены требования к результатам освоения основной образовательной программы (ООП), которые представлены в трех направлениях (таблица 8). В нашем исследовании мы соотнесли эти требования со структурными компонентами (критериями) иноязычной коммуникативной компетентности и сделали вывод, что данные требования возможно осуществлять как в рамках одного предмета, так и во время всего образовательного процесса в целом.

Выявлено, что использование Интернет-технологий в обучении иностранным языкам позволяет претворять в жизнь все составляющие инварианта содержания обучения.

Далее мы рассмотрим требования, представленные через структуру иноязычной коммуникативной компетентности, т.к. уровень ее сформированности и будет служить результатом освоения ООП по данному предмету.

Необходимо заметить, что любой предмет можно представить в виде системы требований или через взаимосвязанные предметные компетенции.

Для реализации требований к освоению программы по «Иностранному языку» необходимо продумывать технологию формирования у кадет иноязычной коммуникативной компетентности, которая могла бы помочь обучающимся достигнуть результата по всем трем вышеперечисленным направлениям.

Так, личностные требования к результатам можно соотнести с уровнем сформированности таких компонентов иноязычной компетентности как: социокультурная и учебно-познавательная. Необходимо уточнить, что под социокультурной компетенцией мы понимаем - способность учащихся строить свое межкультурное общение на основе знания культуры народа страны изучаемого языка, его традиций, менталитета, обычаев в рамках тем, сфер и ситуаций общения, соответствующих их опыту, интересам и психологическим особенностям, умение адекватно понимать и интерпретировать лингвокультурные факты.


К метапредметным результатам социальную и компенсаторную компетенции, которые представляют собой: социальная компетенция – способность определять цели и задачи общения, использовать различные стратегии общения и уметь осуществлять рефлексию; компенсаторная компетенция - способность выходить из затруднительного положения в процессе общения в условиях дефицита языковых средств, в том числе и в профильно-ориентированных ситуациях общения.

Приоритетными выступают предметные требования к освоению ООП. К ним можно отнести уровень сформированности языковой (языковые знания (фонетические, орфографические, лексические, грамматические) и навыки оперирования ими для выражения коммуникативного намерения в соответствии с темами, сферами и ситуациями общения, отобранными для общеобразовательной школы; владение новым по сравнению с родным языком способом формирования и формулирования мысли на изучаемом языке) и речевой (способность осуществлять межкультурное общение в четырех видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении и письменной речи) компетенций.

В работах С.А. Сухих, Т.Г. Грушевицкой и В.Д. Попкова и А.П. Садохина описан ряд стратегий докоммуникативного, коммуникативного и посткоммуникативного этапов. Мы представили их в виде таблицы 11:

Таблица 1

Стратегии

Деятельность обучающегося

Стратегии докоммуникативного этапа

  1. планирование

  2. прогнозирование

  3. оценка

Стратегии коммуникативного этапа

Когнитивные

  1. использование знаний схематического построения речи

  2. использование дискурсивных навыков

Метакогнитивные

  1. ментальные действия

  2. управление процессом общения

  3. оценка эффективности общения

Интенциональные

  1. выражение различных коммуникативных намерений

  2. самоорганизация

Стратегии посткоммуникативного этапа

  1. оценка состоявшегося общения (достигнута ли цель)

Данные стратегии позволяют нам выделить принципы обучения с применением Интернет-технологий:

- принципы вариативности и выбора;

- принципы индивидуализации и интенсификации;

- принципы гибкости, усложнения и субъектности в деятельности.

Необходимо заметить, что процесс формирования компетентности неимперативен, это гибкий процесс, выстроенный на ценностной основе (ценностном взаимодействие ученика и учителя).

Суммируя все вышесказанное можно сделать следующий вывод - предметная составляющая повышает эффективность формирования универсальных учебных действий обучающихся и обогащает когнитивный, метапредметный и интенциональный опыт, что обеспечивает готовность учащегося использовать данные приёмы в саморазвитии и самообразовании.

Список литературы:

  1. Новые современные образовательные стандарты по иностранным языкам, М.:АСТ/Астрель, 2004

  2. Сысоев П.В. Языковое поликультурное образование: Что это такое?// Иностранные языки в школе. – 2006.-№4-С.2-14

  3. Сысоев П.В. Языковое поликультурное образование: Теория и практика: монография.-М.: Глосса-Пресс, 2008.

  4. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Современные учебные Интернет-ресурсы в обучении иностранному языку// Иностранные языки в школе. – 2008.-№6.

  5. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Технологии Веб 2.0 в создании виртуальной образовательной среды для изучения иностранного языка// Иностранные языки в школе. – 2009.-№3.

  6. Paul R., Elder L. The Miniature Guide to Critical Thinking Concepts and Tools. Dillan Beach, CA: Foundation for Critical Thinking Press, 200.

  7. Sykes J., Oskoz A., & Thorne S.L. Web 2.0, Synthetic Immersive Environment and Mobile Resourses for Language Education// CALICO Journal.-2008.-#25(3).





статья "Реализация требований к освоению предмета «Иностранный язык» в условиях президентского кадетского училища"
  • Иностранные языки
Описание:

Статья может быть полезной для учителей иностранного языка, активно внедряющих ФГОС ОО в своей практике.Данная статья является лишь частью научного исследования по теме "Интернет-технологии как фактор развития иноязычной коммуникативной компетентности кадет ПКУ". Автор статьи доказывает, что предметная составляющая повышает эффективность формирования универсальных учебных действий обучающихся и обогащает когнитивный, метапредметный и интенциональный опыт, что обеспечивает готовность учащегося использовать данные приёмы в саморазвитии и самообразовании.

 

Автор Приходько Яна Викторовна
Дата добавления 18.11.2014
Раздел Иностранные языки
Подраздел Другое
Просмотров 494
Номер материала 1839
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓