Инфоурок Директору, завучу Другие методич. материалыСтатья "Реализация проекта «Безграничные возможности особого ребенка» по созданию специальных условий для обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата"

статья "Реализация проекта «Безграничные возможности особого ребенка» по созданию специальных условий для обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата"

Скачать материал

Воршевская М.Л.- директор

Абакумова Н.А.- заместитель директора по учебно-воспитательной работе, МКОУ № 365

 

Реализация проекта «Безграничные возможности особого ребенка»

по созданию специальных условий для обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) на образование является одной из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития РФ. При включении детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата  (НОДА) в общеобразовательные организации остро встает вопрос создания всеобъемлющих условий для получения образования всеми детьми указанной категории с учетом их психофизических особенностей. Опыт создания в коррекционном образовательном учреждении среды, адекватной общим и особым образовательным потребностям  данной  категории детей, может быть полезен руководителям образовательных организаций, в том числе реализующих инклюзивную практику.

Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) начальная школа – детский сад VI вида № 365» (далее МКОУ) Сормовского района города Нижнего Новгорода было организовано в 1992 году для детей дошкольного и младшего школьного возраста с нарушением опорно- двигательного аппарата (в том числе с детским церебральным параличом). За годы  функционирования и развития образовательного учреждения педагоги накопили значительный опыт организации реабилитационного маршрута для каждого ребёнка.

В течение последних лет (2008-2013 г.) в образовательном учреждении был разработан командой администраторов и реализовывался командой всех субъектов образовательного процесса проект инновационной деятельности «Безграничные возможности особого ребенка», основу которого составляли содержательные модули.

Структура проекта инновационной деятельности

Модуль    1 -  Доступная среда жизнедеятельности обучающихся и воспитанников с НОДА

Модуль    2 – Учебно-методические комплексы  для обучающихся и  воспитанников с НОДА

Модуль 3 – Воспитательное пространство макро и микро-социума  для обучающихся и воспитанников с НОДА

Модуль    4 – Психолого – медико – педагогическое  сопровождение  детей с НОДА

Модуль    5 – Включение семей обучающихся  и воспитанников  в образовательный  маршрут

      Результатами работы команды педагогов и медицинского персонала стала  модель  образовательной  организации, интегрирующая условия для получения  образования всеми детьми с НОДА  с  учетом  специфики  их нарушений. Безусловно, основополагающим  является модуль  «Психолого-медико-педагогическое сопровождение  детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в образовательной  организации» , результаты  реализации которого мы и рассмотрим подробнее.

Основание  разработки модуля. Необходимыми условиями психолого-медико-педагогического  сопровождения обучающихся на  протяжении всего  периода   обучения   являются наличие  в  штатном  расписании (или по договору) специалистов  психолого-педагогического сопровождения для детей с ОВЗ и инвалидностью и привлечение  специалистов  к  участию  в  проектировании  и  организации  образовательного процесса.

Характеристика  модуля. Создание  в  образовательном  учреждении  психолого-медико-педагогического  консилиума (ПМПк)- одна из моделей  психолого-педагогического сопровождения  детей  с  нарушениями  опорно-двигательного  аппарата;

-Цель, задачи, структура, особенности  организации деятельности  ПМП консилиума  конкретного  ОУ  определяются  Положением «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения», разрабатываемым  каждым ОУ  самостоятельно  на  основе  документов  Министерства образования РФ , региональных  положений о  консилиумах;

- ПМПк  является  основной  формой  организации  коррекционной  работы в учреждении, результатом  работы ПМПк  является  проектирование  индивидуального  коррекционного маршрута, основная цель которого - построение  образовательного  процесса  для  ребенка  с  ОВЗ  в  соответствии  с  его  реальными  возможностями;

-комплексный  индивидуальный  план  оздоровительной  и  коррекционной  работы- это  документ, описывающий  специальные  образовательные  условия  для  максимальной  реализации  особых  образовательных  потребностей  ребенка с ОВЗ  в  процессе  обучения и воспитания  на  определенной  ступени  образования;

- ПМПк  решает задачу оценки и корректировки педагогического маршрута каждого воспитанника, отвечает за его исходящие психолого-педагогические характеристики;

ля оценки эффективности коррекционно-образовательной работы   применяется психолого-педагогический мониторинг.

Практическая направленность, результаты. Диагностическое  направление- основное  в работе  консилиума. Специалисты ОУ, используя специфические методы обследования, определяют уровень развития ребенка и предлагают актуальные для него методы коррекционно-развивающей работы.

- Плановый  консилиум  по  результатам  первичной  диагностики (в сентябре) определяет  коррекционный  маршрут  каждого  ребенка, на нем определяются  программы  обучения, принимаются индивидуальные коррекционные задачи. На  время  подготовки  диагностических  материалов , при  обсуждении  коллегиального  заключения  на  каждую группу  воспитанников и обучающихся  назначается  ведущий  специалист- обычно это  учитель-дефектолог. В  ходе  обсуждения  определяются  ресурсы  развития  каждого  ребенка, согласовываются  цели, задачи, планируется  совместная  деятельность  для  усиления  эффекта  взаимодействия, кроме  того, формируется  комплекс  рекомендаций специалистов  друг  другу, родителям, воспитателям. В  ходе  совместного  обсуждения  трудностей  происходит  обогащение  специалистов  знаниями  из  смежных  дисциплин, формируется  интегративное  понимание  природы и  механизмов  трудностей  развития;

- В  ходе  углубленной  диагностики детей  группы  риска  на  заседании ПМПк  по  результатам  промежуточной  диагностики (в январе) уточняются, корректируются  задачи  индивидуального  сопровождения, принимаются  вопросы  о  направлении детей  «группы риска» на  районную  психолого-медико-педагогическую  комиссию.

- Итоговая  диагностика (май) фиксирует  результаты  коррекционно-развивающей  работы, результаты  реализации  индивидуального  маршрута каждого ребенка.

- Важную роль в обеспечении эффективности деятельности ПМПк играет тесное сотрудничество специалистов консилиума с психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК)  – взаимодействие  осуществляется при решении вопросов комплектования  учреждения  , сопровождения детей со сложной структурой дефекта (консультативная  помощь специалистов  ПМПК), продолжения  дальнейшего  обучения  выпускников  детского  сада  и  начальной  школы;  повышения  квалификации специалистов  коррекционного  блока .

Инструментарий  мониторинга  результативности включает  в  себя 

- банк подобранных  диагностических методик, разработанных или  адаптированных специалистами  к  условиям образовательного  учреждения, которые  аккумулированы  в  «Картах речевого развития « и «Картах  интеллектуального  развития», составленных для каждой  возрастной  группы;

Контроль за работой консилиума обычно осуществляет администратор, имеющий дефектологическое образование.

Системная контролируемая  работа  консилиума  образовательной  организации  обеспечивает  индивидуализацию  образовательного и восстановительного процессов, позволяет   достичь  планируемых  результатов  освоения адаптированной  основной  образовательной  программы  начального  общего  образования   максимальным количеством  обучающихся.

 

Дополнительную информацию о реализации содержательных модулей проекта желающие могут получить по адресу: 603128, г.Нижний Новгород, улица Баренца, 4 «а», МКОУ № 365, тел./факс (831) 2264785, (831) 2275430 , e-mail: mou365@mail.ru

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Статья "Реализация проекта «Безграничные возможности особого ребенка» по созданию специальных условий для обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Логист

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) на образование является одной из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития РФ. При включении детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата  (НОДА) в общеобразовательные организации остро встает вопрос создания всеобъемлющих условий для получения образования всеми детьми указанной категории с учетом их психофизических особенностей. Опыт создания в коррекционном образовательном учреждении среды, адекватной общим и особым образовательным потребностям  данной  категории детей, может быть полезен руководителям образовательных организаций, в том числе реализующих инклюзивную практику. 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 650 685 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 08.01.2015 310
    • DOCX 44 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Воршевская Марина Львовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Воршевская Марина Львовна
    Воршевская Марина Львовна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 380
    • Всего материалов: 1

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Менеджер по туризму

Менеджер по туризму

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Типографика и основы работы с текстом

72 ч.

1750 руб. 1050 руб.
Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Безопасная эксплуатация электроустановок: общие требования, нормы и правила работы

72 ч.

1750 руб. 1050 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Инклюзивное образование: нормативное регулирование

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психологическая зрелость и стрессоустойчивость: основы развития личности и поддержки

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 221 человек из 57 регионов
  • Этот курс уже прошли 53 человека

Мини-курс

Искусство и техника: совершенствование в художественной гимнастике

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Техники визуализации в учебном процессе

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 33 человека из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 18 человек