«Развитие творческого потенциала учащихся начальной
школы в общеобразовательной организации»
Подготовила
учитель МБОУ «СОШ №88»
Пархоменко М.Н.
Цель: Поделиться опытом использования нетрадиционных техник рисования для
развития творческого потенциала учащихся начальной школы.
Задачи:
1. Показать актуальность использования
нетрадиционных техник рисования для развития творческого потенциала учащихся.
2. Познакомить с алгоритмом применения
нетрадиционных техник рисования.
3. Представить результаты эффективности применения в
образовательном процессе нетрадиционных техник рисования
Краткая
аннотация: В статье представлен опыт применения нетрадиционных техник
рисования на уроках изобразительного искусства в начальных классах. По моему
мнению, изобразительная продуктивная деятельность с использованием
нетрадиционных техник рисования является наиболее благоприятной для развития
творческих способностей детей, способствует формированию метапредметных
результатов, которые станут эффективно применяться и на уроках по другим
предметам. Поэтому я стараюсь активно применять эти техники в своей
педагогической деятельности.
Теоретическая часть:
С внедрением ФГОС второго поколения проблема развития творческого
потенциала ребенка становится
все более актуальной.
Эта
проблема непроста и многогранна. С одной стороны творчество определяется
новизной и социальной ценностью конечного результата, а с другой стороны- важен
и сам процесс творчества, состояние вдохновения. Необходимо помнить, что каждый человек уникален и имеет свой творческий
потенциал, поэтому нужно помочь ребенку открыть в себе творца. Творческие
способности развиваются в деятельности, следовательно, учителю необходимо найти
такие формы и средства организации учебной деятельности, чтобы максимально
помочь раскрыть ребенку свои способности и дать почувствовать радость творения
и умения мыслить нестандартно. Уроки изобразительной деятельности дают
максимальную возможность развития творческого потенциала ребенка, потому, что
изобразительная деятельность - одна из видов
художественных занятий, где ребенок творит сам и создает свой продукт
уникальный необычный, а не просто разучивает и исполняет уже готовые продукты:
стихотворения, песни, танцы.
В современной школе существует два подхода к преподаванию
изобразительного искусства: академический и неакадемический (то есть с
использованием нетрадиционных техник рисования). Академическая изобразительная
деятельность более традиционна и требует от ребенка точных движений,
правильности линий и перспектив, что не всегда дается детям художественно
не одаренным. А нетрадиционные техники рисования не
требуют особых художественных задатков и дают возможность творить всем
без исключения. Что позволяет маленькому художнику, отойти от предметного
изображения и передать в рисунке свои эмоции, переживания, чувства. Владея
разными навыками и способами изображения окружающего мира, ребенок получает
возможность выбора, что способствует созданию творческой обстановки и развивает
креативное мышление.
Подобные техники помогают ребенку
взглянуть на мир под другим углом, осознать, что инструментом рисования может
быть не только традиционные кисточки, карандаши и фломастеры, но и другие
предметы: пальцы, руки, ватные палочки, листья деревьев, и т.п. Материалом для
рисования могут быть не только краски, но и крупы, пластилин, стружка. Рисовать
можно на бумаге, стекле, дереве, глине, камне, фольге.
В настоящее время заслуженным педагогом Р.Г. Казаковой освоено и
рекомендовано более тридцати нетрадиционных техник рисования. Вот только
некоторые из них, которые более актуальны и используются чаще других:
-монотопия;
-кляксография;
-граттаж;
-точечный рисунок;
-рисование пальцами, ладошками;
-рисование пластилином;
-оттиск смятой бумагой, поролоном, пробкой, пенопластом;
-рисование песком, манкой, стружкой;
-водяная печать.
Нетрадиционные техники рисования в настоящее
время в основном используются в дошкольных учреждениях, но наш опыт показывает
целесообразность их использования и в начальной классах общеобразовательных
учреждений.
Нетрадиционные техники помогают:
-ослабить возбужение
эмоционально расторможенных детей;
-преодолеть чувство
страха, боязнь не справиться с заданием;
-повысить уровень развития зрительно-моторной координации;
-создать ситуацию
успеха, что формирует позитивное отношение к обучению, к школе.
-подготовить ребенка к
переходу к академической изобразительной деятельности.
Использование подобных техник рисования
помогает достичь и метапредметных результатов:
1.
Регулятивных:
·
планировать
собственную деятельность;
·
выполнять
задания на уроках, следуя инструкциям;
·
организовывать
свое рабочее место.
2.
Познавательных:
·
принимать
и сохранять учебную цель и задачи;
·
проявлять
инициативность и самостоятельность в принятии решений;
·
находить варианты решения различных художественно-творческих
задач;
·
рационально строить самостоятельную творческую деятельность;
·
сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
3.
Коммуникативных:
·
осуществлять
конструктивное сотрудничество
·
вести диалог;
·
распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной
творческой работы;
Описание практических разработок,
продуктов представляемых в стендовом докладе
На практике я применяю такие нетрадиционные техники:
• рисование методом «тычка» ватными палочками;
• рисование пластилином;
• рисование по сырому фону;
• рисование ладошками, пальцами;
• рисование оттиском листьев деревьев.
В статьи будут
представлены техники рисования этими способами и работы учащихся выполненные в
этих техниках.
Оттиск листьями деревьев
алгоритм рисования:
1. лист дерева покрыть краской;
2. приложить к бумаге окрашенной
стороной для получения отпечатка;
3. сверху лист дерева прикрыть
чистой бумагой;
4. прогладить ладонью;
5. снять бумагу и лист;
6. отпечаток готов.
Рисование ладошками, пальцами
алгоритм рисования:
1. ладонь или палец окунуть в
краску;
2. оставить отпечаток на чистом
листе.
Рисование ватными палочка методом «тычка»
алгоритм рисования:
1. сделать предварительный
рисунок;
2. опустить ватную палочку в
краску;
3. наносить точки на бумагу,
держа ватную палочку вертикально.
Рисование жесткой кистью (щетина).
алгоритм рисования:
1. нарисовать карандашом или
фломастером контур рисунка;
2. жесткой кистью набрать гуашь,
разведенную до густоты сметаны;
3. лишнюю краску промокнуть
салфеткой;
4. нанести краску на контур
вертикальными движениями, оставляя след от кисти. Получается эффект "
пушистой шерстки".
Рисование по мокрому фону.
алгоритм рисования:
1.
влажной
от воды (немного отжатой) губкой промокнуть всю поверхность бумаги;
2.
рисовать
изображение гуашью, акварельными красками, мелками, пастелью;
Получается эффект размытого,
прозрачного рисунка.
Рисование пластилином
алгоритм рисования:
1. сделать предварительный
рисунок;
2. подготовить пластилин,
размять его;
3. отщипнуть необходимое
количество пластилина;
4. приложить к рисунку и
размазать;
5. выполнять эти действия до
полного закрашивания рисунка
Техника пластилиновой
живописи в лепке уникальна. Это разнообразит палитру, сближает лепку с
рисованием красками.
В результате
использования представленных техник, у учащихся повысился: интерес к урокам
рисования, творческая активность, эмоциональность, самооценка. Появилась
уверенность в себе и в своей успешности, что способствовало развитию
творческого потенциала и улучшению качества обучения.
Литература:
1.
Казакова Т.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные
техники, планирование, конспекты занятий.-Москва.: ТЦ Сфера, 2005.-128с.
2.
Давыдова
И.В. Творческая направленность нетрадиционных техник рисования// Начальная
школа плюс и после. 2005 №4
3.
К. К. Утробина, Г. Ф. Утробин “Увлекательное рисование методом
тычка”
4. http://odiplom.ru/pedagogika/ispolzovanie-netradicionnyh-tehnik-v-izobrazitelnoi-deyatelnosti-detei-doshkolnogo-vozrasta
5.
.www.1 september.ru
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.