Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыСтатья «Развитие творческого потенциала учащихся начальной школы в общеобразовательной организации»

Статья «Развитие творческого потенциала учащихся начальной школы в общеобразовательной организации»

Скачать материал

 

 «Развитие творческого потенциала учащихся начальной школы в общеобразовательной организации»

Подготовила 

учитель МБОУ «СОШ №88»

Пархоменко М.Н.

Цель: Поделиться  опытом использования нетрадиционных техник рисования  для развития творческого потенциала учащихся начальной школы.

Задачи:

1. Показать актуальность  использования нетрадиционных техник рисования для развития творческого потенциала учащихся.

2. Познакомить с алгоритмом   применения нетрадиционных техник рисования.

3.  Представить результаты эффективности применения в образовательном процессе нетрадиционных техник рисования

         

Краткая аннотация: В статье представлен опыт применения нетрадиционных техник рисования на уроках изобразительного искусства в начальных классах. По моему мнению, изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования является наиболее благоприятной для  развития творческих   способностей детей,  способствует формированию метапредметных результатов, которые станут эффективно применяться и на  уроках по другим предметам. Поэтому я стараюсь активно применять эти техники в своей педагогической деятельности.

 

Теоретическая часть:

С внедрением ФГОС второго поколения проблема развития творческого потенциала ребенка становится все более актуальной.

Эта проблема  непроста и многогранна. С одной стороны творчество определяется новизной и социальной ценностью конечного результата, а с другой стороны- важен и сам процесс творчества, состояние вдохновения. Необходимо  помнить, что каждый человек  уникален и имеет свой творческий потенциал, поэтому нужно  помочь ребенку открыть в себе творца. Творческие способности развиваются в деятельности, следовательно, учителю необходимо найти такие формы и средства организации учебной деятельности, чтобы максимально помочь раскрыть ребенку свои способности и дать почувствовать радость творения и умения мыслить нестандартно. Уроки изобразительной деятельности дают максимальную возможность развития творческого потенциала ребенка, потому, что изобразительная деятельность - одна из видов художественных занятий, где ребенок творит сам и создает свой продукт уникальный необычный, а не просто разучивает и исполняет уже готовые продукты: стихотворения, песни, танцы.

В современной школе существует два подхода к преподаванию изобразительного искусства: академический  и неакадемический (то есть с использованием нетрадиционных техник рисования). Академическая изобразительная деятельность более традиционна и требует от ребенка точных движений, правильности линий и перспектив, что не всегда дается детям художественно не одаренным. А  нетрадиционные техники рисования не требуют особых художественных задатков и дают возможность творить всем без исключения. Что позволяет  маленькому художнику, отойти от предметного изображения и передать в рисунке свои  эмоции, переживания, чувства. Владея разными навыками и способами изображения окружающего мира, ребенок получает возможность выбора, что способствует созданию творческой обстановки и развивает креативное мышление.

Подобные техники помогают ребенку взглянуть на мир под другим углом, осознать,  что инструментом рисования может быть не только традиционные кисточки, карандаши  и фломастеры, но и  другие предметы: пальцы, руки, ватные палочки, листья деревьев, и т.п. Материалом для рисования могут быть не только краски, но и крупы, пластилин, стружка. Рисовать можно на бумаге, стекле, дереве, глине, камне, фольге.

В настоящее время заслуженным педагогом Р.Г. Казаковой освоено и рекомендовано более тридцати  нетрадиционных техник рисования. Вот только некоторые из них, которые более актуальны и используются чаще других:

-монотопия;

-кляксография;

-граттаж;

-точечный рисунок;

-рисование пальцами, ладошками;

-рисование пластилином;

-оттиск смятой бумагой, поролоном, пробкой, пенопластом;

-рисование песком, манкой, стружкой;

-водяная печать.

Нетрадиционные техники рисования в настоящее время в основном используются в дошкольных учреждениях, но наш опыт показывает целесообразность их использования и в начальной классах общеобразовательных учреждений.

Нетрадиционные техники помогают:

-ослабить возбужение  эмоционально расторможенных детей;

-преодолеть чувство страха, боязнь не справиться с заданием;

-повысить уровень развития зрительно-моторной координации;

-создать ситуацию успеха, что формирует позитивное отношение к обучению, к школе.

-подготовить ребенка к переходу к академической изобразительной деятельности.

Использование подобных техник рисования помогает достичь и метапредметных результатов:

1.     Регулятивных:

·         планировать собственную деятельность;

·        выполнять задания на уроках, следуя  инструкциям;

·        организовывать свое рабочее место.

2.     Познавательных:

·         принимать и сохранять учебную цель и задачи;

·        проявлять инициативность и самостоятельность в принятии решений;

·        находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

·        рационально строить самостоятельную творческую деятельность;

·        сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

3.     Коммуникативных:

·        осуществлять конструктивное сотрудничество

·         вести диалог;

·        распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

 

Описание практических разработок, продуктов представляемых в стендовом докладе

На практике я применяю такие нетрадиционные техники:

      рисование методом «тычка» ватными палочками;

      рисование пластилином;

      рисование по сырому фону;

      рисование ладошками, пальцами;

      рисование оттиском  листьев деревьев.

          В статьи будут представлены техники рисования этими способами и работы учащихся выполненные в этих техниках.

Оттиск  листьями деревьев

алгоритм  рисования:

1.     лист дерева  покрыть  краской;

2.     приложить к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка;

3.     сверху лист дерева прикрыть чистой бумагой;

4.     прогладить  ладонью;

5.     снять бумагу  и лист;

6.     отпечаток готов.

Рисование ладошками,  пальцами

алгоритм  рисования:

1.     ладонь или палец окунуть в краску;

2.     оставить отпечаток на чистом листе.

 

Рисование ватными палочка методом «тычка»

алгоритм  рисования:

1.     сделать предварительный рисунок;

2.     опустить ватную палочку в краску;

3.     наносить точки на бумагу, держа ватную палочку вертикально.

Рисование жесткой кистью (щетина).

алгоритм  рисования:

1.     нарисовать карандашом или фломастером контур рисунка;

2.     жесткой кистью набрать гуашь,  разведенную до густоты сметаны;

3.     лишнюю краску промокнуть салфеткой;

4.     нанести краску на контур вертикальными движениями, оставляя след от кисти. Получается эффект " пушистой шерстки".

Рисование по мокрому фону.

алгоритм  рисования

1.     влажной от воды (немного отжатой) губкой промокнуть всю поверхность бумаги;

2.      рисовать изображение гуашью, акварельными красками, мелками, пастелью;

 Получается эффект размытого, прозрачного рисунка.

Рисование пластилином

алгоритм  рисования:

1.     сделать предварительный  рисунок;

2.     подготовить пластилин, размять его;

3.     отщипнуть необходимое количество пластилина;

4.     приложить к рисунку и размазать;

5.     выполнять  эти действия до полного закрашивания рисунка

Техника пластилиновой живописи в лепке уникальна. Это разнообразит палитру, сближает лепку с рисованием красками.

В результате использования представленных техник, у учащихся повысился: интерес к урокам рисования,  творческая    активность,  эмоциональность,   самооценка. Появилась уверенность в себе и в своей успешности, что способствовало развитию творческого потенциала и улучшению качества обучения.

 

 

 

Литература:

1.     Казакова Т.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий.-Москва.: ТЦ Сфера, 2005.-128с.

2.      Давыдова И.В. Творческая направленность нетрадиционных техник рисования// Начальная школа плюс и после. 2005 №4

 

3.      К. К. Утробина, Г. Ф. Утробин “Увлекательное рисование методом тычка”

 

4.     http://odiplom.ru/pedagogika/ispolzovanie-netradicionnyh-tehnik-v-izobrazitelnoi-deyatelnosti-detei-doshkolnogo-vozrasta

5.     .www.1 september.ru

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Статья «Развитие творческого потенциала учащихся начальной школы в общеобразовательной организации»"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Психолог-консультант

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Цель: Поделиться  опытом использования нетрадиционных техник рисования  для развития творческого потенциала учащихся начальной школы.

Задачи:

1. Показать актуальность  использования нетрадиционных техник рисования для развития творческого потенциала учащихся.

2. Познакомить с алгоритмом   применения нетрадиционных техник рисования.

3.  Представить результаты эффективности применения в образовательном процессе нетрадиционных техник рисования

         

Краткая аннотация: В статье представлен опыт применения нетрадиционных техник рисования на уроках изобразительного искусства в начальных классах. По моему мнению, изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования является наиболее благоприятной для  развития творческих   способностей детей,  способствует формированию метапредметных результатов, которые станут эффективно применяться и на  уроках по другим предметам. Поэтому я стараюсь активно применять эти техники в своей педагогической деятельности.

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 655 094 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 25.11.2014 348
    • DOCX 29.9 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Пархоменко Марина Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Пархоменко Марина Николаевна
    Пархоменко Марина Николаевна
    • На сайте: 9 лет и 5 месяцев
    • Подписчики: 4
    • Всего просмотров: 30324
    • Всего материалов: 14

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Интернет-маркетолог

Интернет-маркетолог

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Математика: теория и методика преподавания в сфере начального общего образования

Учитель математики в начальной школе

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 127 человек из 45 регионов
  • Этот курс уже прошли 178 человек

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности на уроках по литературному чтению у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 166 человек
аудиоформат

Курс повышения квалификации

Основы религиозных культур и светской этики: проблемы и перспективы преподавания в начальной школе

72/108/144 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 208 человек из 56 регионов
  • Этот курс уже прошли 3 424 человека

Мини-курс

Нейропсихология в школе: путь к успеху и благополучию детей

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 78 человек из 32 регионов
  • Этот курс уже прошли 54 человека

Мини-курс

Фитнес: особенности занятий и специфика питания

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 119 человек из 43 регионов
  • Этот курс уже прошли 36 человек

Мини-курс

Методы и подходы проведения трекинга и менторства

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе