Главная / Начальные классы / Статья «Развитие творческого потенциала учащихся начальной школы в общеобразовательной организации»

Статья «Развитие творческого потенциала учащихся начальной школы в общеобразовательной организации»



«Развитие творческого потенциала учащихся начальной школы в общеобразовательной организации»

Подготовила

учитель МБОУ «СОШ №88»

Пархоменко М.Н.

Цель: Поделиться опытом использования нетрадиционных техник рисования для развития творческого потенциала учащихся начальной школы.

Задачи:

1. Показать актуальность использования нетрадиционных техник рисования для развития творческого потенциала учащихся.

2. Познакомить с алгоритмом применения нетрадиционных техник рисования.

3. Представить результаты эффективности применения в образовательном процессе нетрадиционных техник рисования

Краткая аннотация: В статье представлен опыт применения нетрадиционных техник рисования на уроках изобразительного искусства в начальных классах. По моему мнению, изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования является наиболее благоприятной для развития творческих способностей детей, способствует формированию метапредметных результатов, которые станут эффективно применяться и на уроках по другим предметам. Поэтому я стараюсь активно применять эти техники в своей педагогической деятельности.



Теоретическая часть:

С внедрением ФГОС второго поколения проблема развития творческого потенциала ребенка становится все более актуальной.

Эта проблема непроста и многогранна. С одной стороны творчество определяется новизной и социальной ценностью конечного результата, а с другой стороны- важен и сам процесс творчества, состояние вдохновения. Необходимо помнить, что каждый человек уникален и имеет свой творческий потенциал, поэтому нужно помочь ребенку открыть в себе творца. Творческие способности развиваются в деятельности, следовательно, учителю необходимо найти такие формы и средства организации учебной деятельности, чтобы максимально помочь раскрыть ребенку свои способности и дать почувствовать радость творения и умения мыслить нестандартно. Уроки изобразительной деятельности дают максимальную возможность развития творческого потенциала ребенка, потому, что изобразительная деятельность - одна из видов художественных занятий, где ребенок творит сам и создает свой продукт уникальный необычный, а не просто разучивает и исполняет уже готовые продукты: стихотворения, песни, танцы.

В современной школе существует два подхода к преподаванию изобразительного искусства: академический и неакадемический (то есть с использованием нетрадиционных техник рисования). Академическая изобразительная деятельность более традиционна и требует от ребенка точных движений, правильности линий и перспектив, что не всегда дается детям художественно не одаренным. А нетрадиционные техники рисования не требуют особых художественных задатков и дают возможность творить всем без исключения. Что позволяет маленькому художнику, отойти от предметного изображения и передать в рисунке свои эмоции, переживания, чувства. Владея разными навыками и способами изображения окружающего мира, ребенок получает возможность выбора, что способствует созданию творческой обстановки и развивает креативное мышление.

Подобные техники помогают ребенку взглянуть на мир под другим углом, осознать, что инструментом рисования может быть не только традиционные кисточки, карандаши и фломастеры, но и другие предметы: пальцы, руки, ватные палочки, листья деревьев, и т.п. Материалом для рисования могут быть не только краски, но и крупы, пластилин, стружка. Рисовать можно на бумаге, стекле, дереве, глине, камне, фольге.

В настоящее время заслуженным педагогом Р.Г. Казаковой освоено и рекомендовано более тридцати нетрадиционных техник рисования. Вот только некоторые из них, которые более актуальны и используются чаще других:

-монотопия;

-кляксография;

-граттаж;

-точечный рисунок;

-рисование пальцами, ладошками;

-рисование пластилином;

-оттиск смятой бумагой, поролоном, пробкой, пенопластом;

-рисование песком, манкой, стружкой;

-водяная печать.

Нетрадиционные техники рисования в настоящее время в основном используются в дошкольных учреждениях, но наш опыт показывает целесообразность их использования и в начальной классах общеобразовательных учреждений.

Нетрадиционные техники помогают:

-ослабить возбужение эмоционально расторможенных детей;

-преодолеть чувство страха, боязнь не справиться с заданием;

-повысить уровень развития зрительно-моторной координации;

-создать ситуацию успеха, что формирует позитивное отношение к обучению, к школе.

-подготовить ребенка к переходу к академической изобразительной деятельности.

Использование подобных техник рисования помогает достичь и метапредметных результатов:

  1. Регулятивных:

  • планировать собственную деятельность;

  • выполнять задания на уроках, следуя инструкциям;

  • организовывать свое рабочее место.

  1. Познавательных:

  • принимать и сохранять учебную цель и задачи;

  • проявлять инициативность и самостоятельность в принятии решений;

  • находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

  • рационально строить самостоятельную творческую деятельность;

  • сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

  1. Коммуникативных:

  • осуществлять конструктивное сотрудничество

  • вести диалог;

  • распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;


Описание практических разработок, продуктов представляемых в стендовом докладе

На практике я применяю такие нетрадиционные техники:

  • рисование методом «тычка» ватными палочками;

  • рисование пластилином;

  • рисование по сырому фону;

  • рисование ладошками, пальцами;

  • рисование оттиском листьев деревьев.

В статьи будут представлены техники рисования этими способами и работы учащихся выполненные в этих техниках.

Оттиск листьями деревьев

алгоритм рисования:

  1. лист дерева покрыть краской;

  2. приложить к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка;

  3. сверху лист дерева прикрыть чистой бумагой;

  4. прогладить ладонью;

  5. снять бумагу и лист;

  6. отпечаток готов.

Рисование ладошками, пальцами

алгоритм рисования:

  1. ладонь или палец окунуть в краску;

  2. оставить отпечаток на чистом листе.


Рисование ватными палочка методом «тычка»

алгоритм рисования:

  1. сделать предварительный рисунок;

  2. опустить ватную палочку в краску;

  3. наносить точки на бумагу, держа ватную палочку вертикально.

Рисование жесткой кистью (щетина).

алгоритм рисования:

  1. нарисовать карандашом или фломастером контур рисунка;

  2. жесткой кистью набрать гуашь, разведенную до густоты сметаны;

  3. лишнюю краску промокнуть салфеткой;

  4. нанести краску на контур вертикальными движениями, оставляя след от кисти. Получается эффект " пушистой шерстки".

Рисование по мокрому фону.

алгоритм рисования:

  1. влажной от воды (немного отжатой) губкой промокнуть всю поверхность бумаги;

  2. рисовать изображение гуашью, акварельными красками, мелками, пастелью;

Получается эффект размытого, прозрачного рисунка.

Рисование пластилином

алгоритм рисования:

  1. сделать предварительный рисунок;

  2. подготовить пластилин, размять его;

  3. отщипнуть необходимое количество пластилина;

  4. приложить к рисунку и размазать;

  5. выполнять эти действия до полного закрашивания рисунка

Техника пластилиновой живописи в лепке уникальна. Это разнообразит палитру, сближает лепку с рисованием красками.

В результате использования представленных техник, у учащихся повысился: интерес к урокам рисования, творческая активность, эмоциональность, самооценка. Появилась уверенность в себе и в своей успешности, что способствовало развитию творческого потенциала и улучшению качества обучения.







Литература:

  1. Казакова Т.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий.-Москва.: ТЦ Сфера, 2005.-128с.

  2.  Давыдова И.В. Творческая направленность нетрадиционных техник рисования// Начальная школа плюс и после. 2005 №4



  1. К. К. Утробина, Г. Ф. Утробин “Увлекательное рисование методом тычка”


  1. http://odiplom.ru/pedagogika/ispolzovanie-netradicionnyh-tehnik-v-izobrazitelnoi-deyatelnosti-detei-doshkolnogo-vozrasta

  2. .www.1 september.ru



Статья «Развитие творческого потенциала учащихся начальной школы в общеобразовательной организации»
  • Начальные классы
Описание:

Цель: Поделиться  опытом использования нетрадиционных техник рисования  для развития творческого потенциала учащихся начальной школы.

Задачи:

1. Показать актуальность  использования нетрадиционных техник рисования для развития творческого потенциала учащихся.

2. Познакомить с алгоритмом   применения нетрадиционных техник рисования.

3.  Представить результаты эффективности применения в образовательном процессе нетрадиционных техник рисования

         

Краткая аннотация: В статье представлен опыт применения нетрадиционных техник рисования на уроках изобразительного искусства в начальных классах. По моему мнению, изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования является наиболее благоприятной для  развития творческих   способностей детей,  способствует формированию метапредметных результатов, которые станут эффективно применяться и на  уроках по другим предметам. Поэтому я стараюсь активно применять эти техники в своей педагогической деятельности.

 
Автор Пархоменко Марина Николаевна
Дата добавления 25.11.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел Другое
Просмотров 450
Номер материала 5324
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓