Главная / География / Статья "Развитие познавательной активности учащихся через ИКТ технологии на уроках географии".

Статья "Развитие познавательной активности учащихся через ИКТ технологии на уроках географии".

Забайкальский край Петровск- Забайкальский район МОУ СОШ с. Малета

Учитель географии Филимонова Елена Владимировна.

Развитие познавательной активности учащихся через ИКТ технологии на уроках географии.

На сегодняшний день использование ИКТ в учебном процессе очень актуально. Это способствует активизации познавательной деятельности учащихся, стимулирует и развивает психические процессы, процессы мышления, восприятия, памяти. Использование ИКТ на уроках географии позволяет учащимся в яркой, интересной форме рассматривать понятия и определения, видеть географические объекты в видеороликах и на фотографиях, закреплять материал в интересной форме, что способствует чёткому восприятию материала по той или иной теме. В последние годы система образования в нашей стране направлена не столько на усвоение суммы готовых знаний, сколько на формирование интеллектуальных умений, самостоятельной познавательной деятельности, акцент переносится на личностно-ориентированное обучение. Но, тем не менее, урок был и остается главной составной частью учебного процесса. Качество подготовки учащихся определяется содержанием образования, используемыми технологиями проведения урока, его организационной и практической направленностью, его атмосферой, поэтому применение новых педагогических технологий в образовательном процессе это одно из приоритетных направлений.

Использование ИКТ на уроках географии имеет свои особенности и позволяет

- стимулировать познавательный интерес;

- придать учебной работе проблемный, творческий, исследовательский характер;

- обновлению содержательной стороны предметов естественнонаучного цикла;

- индивидуализировать процесс обучения;

- развивать самостоятельную деятельность школьников

Компьютерные технологии - процессы подготовки передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.

Классификационные параметры технологии: ( по Г. К. Селевко)*

По уровню применения: общепедагогическая;

По фактору развития: социогенная+психогенная;

Концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная;

Ориентация на личностные структуры: информационная+операционная;

Характеру содержания: проникающая, пригодна для любого содержания;

Подходу к ученику: сотрудничество;

направлению модернизации: эффективность организации;

категории обучаемых: все категории.

Использование компьютерных технологий на уроках требует и от учителя и от ученика умения работать с компьютером, освоение возможностей интерактивной доски, её приложений, владение рядом необходимых компьютерных программ.

Из форм использования ИКТ можно использовать готовую электронную продукцию, создание мультимедийных презентаций, ресурсов сети Интернет, что значительно позволяет расширить возможности получения информации из различных источников, учит работать с информацией: найти, осмыслить, использовать.

Специфика подготовки урока-презентации безусловно определяется типом урока. В своей практике использую уроки-лекции. Информационно-коммуникационные технологии на этом типе урока делают лекцию более эффективной и активизируют работу класса. Презентация позволяет упорядочить наглядный материал. Иллюстрацию можно сопроводить текстом, показать ее на фоне музыки. Ребенок не только видит и воспринимает, он переживает эмоции. Л.С. Выготский, основоположник развивающего обучения, писал: "Именно эмоциональные реакции должны составить основу воспитательного процесса. Прежде чем сообщить то или иное знание, учитель должен вызвать соответствующую эмоцию ученика и позаботиться о том, чтобы эта эмоция связывалась с новым знанием. Только то знание может привиться, которое прошло через чувство ученика".

В среднем звене презентация позволяет научить создавать опорные схемы и конспекты в более комфортном коммуникативном режиме (тезисы оформляются на слайдах, есть образец создания опорных положений лекции для учеников). Проблемный характер лекции может задаваться не самим учителем (проблемный вопрос), а самостоятельно осознается ребятами в ходе работы с разными материалами. Форма презентации позволяет эстетично расположить материал и сопроводить слово учителя на всем пространстве урока. На мой взгляд, особый интерес представляют уроки по обобщению изученного материала. Например, «Общая характеристика материка», где учащимся предлагается по заранее представленному плану составить характеристику в электронном виде, используя материалы предметно-коммуникативного ресурса, ресурсов сети Интернет. В конце урока происходит защита работы. Такой сценарий работы учит детей структурировать материал, выбирать нужную информацию, развивает коммуникативные умения, умение оценить себя и партнера, соотнести эти оценки. На уроках и во внеурочное время использую такие электронные учебники, как , «Энциклопедия Кирилла и Мефодия», электронный учебник для 7 класса « Наш дом Земля», « География 6-10 классы», «Экономическая и социальная география» для учащихся 10 класса, «Электронные уроки и тесты» по разделам «Азия» , «Европа»,«Африка», «Америка», при подготовке заданий использую электронный учебник «Экология». Особое внимание уделяю использованию электронных интерактивных карт, которые имеются в наличии в кабинете географии по всем разделам, это и физические и экономические, региональные, мировые. Их использование на уроке отличается от их бумажного варианта – эту карту можно увеличить, двигать,удалить ненужные географические объекты, сделать необходимые записи. Благодаря «многослойности», можно карту лишить некоторых «слоев», например, удалить градусную сетку или названия объектов, превратить её в контурную, а дальше круг заданий различен - это и подписать недостающие географические объекты, обвести места добычи полезных ископаемых, начертить путь, который совершили когда-то путешественники и т.д. Ребята с удовольствием включаются в такую деятельность, работа с интерактивными наглядными пособиями активизирует весь класс и мотивирует на получение новых знаний.

В 10- 11 классах практикую выполнение творческой работы « Презентация страны», в ходе изучения особенностей географического и социально- экономического положения стран, учащимся предлагается на выбор подготовить представление любой страны, изучаемой в курсе «Социально-экономической географии» с помощью ресурсов Интернет, электронных справочников, энциклопедий. Особенно высок познавательный интерес в среднем звене, материал, изучаемый в 6-8 классах интересен, занимателен, учащиеся в ходе домашнего задания учащиеся выполняют творческие работы по темам « Животный мир материка», « Население материка», « Страны»,

« Природная зона» и др. За годы работы уже накопилась коллекция наглядных пособий сделанных учащимися 7-11 классов. Отрадно, что качество выполненных работ становится выше - используются анимационные эффекты, применяется система гиперссылок, учитываются требования, необходимые для создания презентаций, всё чаще используются Интернет ресурсы, что свидельствует о повышении компьютерной грамотности школьников, их познавательной активности.

В течение нескольких лет я использую информационно- коммуникативные технологии в своей деятельности, я прошла несколько этапов применения информационно- коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе:

1 Подготовка с помощью компьютера простейших дидактических материалов, планов уроков, «Рабочих программ по предмету».

2 Знакомство с тематическими СD, интерактивными учебными пособиями по предмету, интерактивными моделями, интерактивными географическими картами.

3 Овладение основными элементами программ MS Power Point, MS Excel.

4 Применение средств мультимедиа, изучение и применение возможностей интерактивной доски на уроках.

5 Знакомство с Интернет – ресурсами, накопление базы электронных пособий, материалов, её постоянное обновление.

6 Освоение программы « Конструктор тестов», составление тестовых заданий по предмету.

7 Совмещение собственного опыта с техническими возможностями, которые представляют новые информационные технологии. Накопление компьютерных презентаций, модульных блоков, ресурсов Интернет по предмету по классам.

8 Создание персонального сайта и постоянное его обновление и пополнение за счет добавления методических разработок, публикации.

8 Работа над дистанционным курсом « Решение географических задач».

9. При подготовке к ЕГЭ и ОГЭ по предмету постоянно использую сайты Дмитрия Гущина «Решу ЕГЭ», « Сдам ГИА», www.fipi.ru ,а так же другие ресурсы, дающих дополнительные сведения по подготовке к экзаменам, содержащих демонстрационные материалы, методику оценивания.

Подводя итог необходимо подчеркнуть, что использование ИКТ на уроках географии дает высокие результаты, развивает творческие, исследовательские способности учащихся, повышает их познавательную активность расширяют кругозор.

Среди главных проблем применения ИКТ можно выделить следующие:

-недостаточное программное обеспечение по учебным предметам;

- иногда отсутствие сети Интернет ;

- слабо разработанная методика применения программных средств обучения в образовательном процессе.


Статья "Развитие познавательной активности учащихся через ИКТ технологии на уроках географии".
  • География
Описание:

Развитие познавательной активности учащихся через ИКТ технологии на уроках географии.

На сегодняшний день использование ИКТ в учебном процессе очень актуально. Это способствует активизации познавательной деятельности учащихся, стимулирует и развивает психические процессы, процессы  мышления, восприятия,  памяти. Использование ИКТ на уроках географии позволяет учащимся в яркой, интересной форме рассматривать понятия и определения, видеть географические объекты в видеороликах и на фотографиях, закреплять материал в интересной форме, что способствует чёткому восприятию материала по той или иной теме.

На мой взгляд, особый интерес представляют уроки по обобщению изученного материала. Например, «Общая характеристика материка», где учащимся предлагается по заранее представленному плану составить характеристику в электронном виде, используя материалы предметно-коммуникативного ресурса,  ресурсов сети Интернет. В конце урока происходит защита работы. Такой сценарий работы учит детей структурировать материал, выбирать нужную информацию, развивает коммуникативные умения, умение оценить себя и партнера, соотнести эти оценки. На уроках и во внеурочное время использую такие электронные учебники, как , «Энциклопедия Кирилла и Мефодия», электронный учебник для 7 класса « Наш дом Земля», « География 6-10 классы», «Экономическая и социальная география»  для учащихся 10 класса, «Электронные уроки и тесты» по разделам «Азия» , «Европа»,«Африка», «Америка»,  при подготовке заданий использую электронный учебник «Экология»

 

Автор Филимонова Елена Владимировна
Дата добавления 25.01.2015
Раздел География
Подраздел Другое
Просмотров 764
Номер материала 54892
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓