Главная / Русский язык и литература / статья Развитие личности и социализация учащихся в условиях НИШ

статья Развитие личности и социализация учащихся в условиях НИШ

  Развитие личности и социализация учащихся в условиях НИШ

Марина Найманбаева, учитель русского языка и литературы,

Назарбаев Интеллектуальная школа, физико-математическое направление, г. Шымкент


  Я думаю, учителям не раз приходилось слышать расхожую фразу о том, что каждый ребенок сродни «чистому листу», и заполнить его содержанием волен каждый педагог. Вновь переосмыслить это утверждение мне пришлось в связи с тем, что я с Нового года поменяла место работы и стала сотрудником открывшейся новой Назарбаев Интеллектуальной школы в г. Шымкенте. Контингент учащихся состоял из отобранной компетентной комиссией массы учеников городских и районных школ. Мне как учителю пришлось столкнуться с массой проблем разного характера. Это были сложности в плане того, что дети пришли в середине учебного года, из разных школ, с разным темпераментом, менталитетом, с установившимся представлением об учебном процессе и т.д. Это было непростое время….Разумеется, здесь, как никогда нужна была работа школьного психолога, но его на то время не оказалось, и мне пришлось совмещать должности словесника и психолога, одновременно решая и методологические задачи и психологические. В классе встречались дети и с раздутым «эго» и с заниженной самооценкой, привыкшие к авторитарным методам и приученные к самостоятельности, замкнутые и с не знающей удержу откровенностью и т.д. и т.п.. Где уж здесь место «чистому листу»!

Как всегда, на помощь пришли классики педагогической мысли. Первым делом пришлось вспомнить о гуманистической философии Дж. Дьюи (2000) , где особое место занимает принцип социализации, в котором утверждалось, что школа ответственна за развитие навыков общения и построения взаимоотношений в классе, прообразе социума. У обучающихся должна быть возможность для общения, как с учителем, так и со своими одноклассниками. Кроме того, должен быть опыт общения и с большим социумом – это и улица и люди, проживающие на ней. Таким образом, в обучении используется опыт «академического» образования в «ежедневном» и, наоборот, «ежедневного» в «академическом». Особое место отводится коллективной деятельности, которая не только эффективна в познании, но и в привитии навыков общежития, развития речевого общения. Так как в этой деятельности широко используются интерактивный и диалогический методы, в котором нет победителей и побежденных, где все равны и стремятся внести свой вклад в решение проблемы (Дж. Стилл, Ч. Темпл, К Мередит, 1997)

Для начала я условно разделила учащихся классов, где я преподавала, на группы детей с разными уровнями социального опыта.

Уровни социального опыта


Уровень

Характеристика детей

Низкий

Социально пассивные учащиеся с низким уровнем общего развития и культуры. Личностная рефлексивность еще не актуализирована, критичность отсутствует, в ситуациях самооценки часто отмечен уход от ответа или «восхваление» себя. Проявляется прямая ориентация на взрослых, представления о себе как члене общества нечеткие.

Средний

Обучающиеся, стабильно ориентированные на жизненные ценности и образ жизни, ожидаемые школой: хорошо учатся, много читают, занимаются в кружках и спортивных

секциях. Но сфера самопознания еще выражена слабо, хотя они осознают некоторые свои недостатки и искренне стремятся их исправить. Самооценка адекватна ситуативно. Отмечается значительная зависимость самооценки и ценностных отношений от мнения и оценки взрослых (школьного учителя и родителей). Преобладает репродуктивно-исполнительская активность.

Высокий

Ценностные ориентации не только проявляются в вербальной форме (отдельные суждения, высказываемые при опросе), но и прослеживаются как достаточно устойчивые предпочтения в реальном поведении. Самооценка адекватная, достаточный уровень критичности (отмечается стремление иметь свою позицию и ее отстаивать). В социальной деятельности активны и инициативны. Как признаки этого уровня социального опыта фиксируются и такие проявления обучающегося: он осознает, что конкретно ему нравится или не нравится в окружающих людях, в самом себе; он способен объяснить главные жизненные ориентиры своей будущей жизни (профессию, увлечения, семейные планы), у него в соответствии с этим уже начинают определяться познавательные интересы в учебной и досуговой деятельности.


hello_html_m69721887.gif


Учащихся высокого уровня социальной активности, надо прямо сказать, были единицы. Конечным результатом виделось мне как можно большее количество детей с высоким уровнем социальной активности.. Для начала учениками был составлен кластер – «Я- концепция». Конечно, завершенный вид был составлен с большой долей моего участия, но теперь ученик знал, что он вправе ставить перед собой достаточно большие цели и видел, к чему он должен стремиться. Данный кластер стал своего рода «аффирмацией», и каждый ученик прикрепил данный кластер к обложке портфолио или на обложку тетради.

И это начало работать! С внутренними комплексами и некоторой скованностью ребятишек мы начали бороться при помощи разминки «Я о себе – Другие обо мне», когда на листке бумаги, разделенной пополам, ученик записывал каждый свои качества и характеристики, а затем о нем же – кто-либо из аудитории. Надо было видеть, с каким воодушевлением они доказывали , почему они дали такую характеристику товарищу.! Следующий раз дети, встав друг к другу спиной, непременно в корректной форме говорили о недостатках собеседника, а затем, повернувшись лицом друг к другу, должны были дать характеристику, глядя в лицо друг другу. И это оказалось не под силу многим учащимся! Так постепенно, мы учились открыто говорить о том, что думаем.

Проблему самосовершенствования и социализации личности поднимали в своих трудах психологи: Л.И. Божович, В.В. Давыдова, А.В. Петровский, Л.С. Выготский. Профессор Л.С. Выготский говорил о самовоспитании как о важнейшей и неотъемлемой части процесса саморазвития. Самовоспитание осуществляется на внутриличностном уровне и представляет собой восприятие, определенную переработку и присвоение личностью внешних воздействий и превращении их в свои качества. Главное, что происходит в переходном возрасте – это формирование самосознания. Самовоспитание и самосовершенствование – это процесс осознанного, управляемого самой личностью развития, в которой в субъективных целях и интересах самой личности целенаправленно формируются и развиваются её качества и способности. Основой, определяющей интенсивность и направление развития личности, являются её потребности. В их составе особо выделяют высшие человеческие потребности по иерархии американского психолога А. Маслоу – социальные и духовные, которые представляют собой источники самовыдвижения человека, желания самоосуществиться, стать тем, кем он может быть, заниматься тем, для чего он предназначен. Я считаю, что в учебном заведении ребенок определяет свой первый осознанный жизненный выбор, для себя решая кем ему быть и каким . Несомненно, на этот выбор влияет множество факторов, в том числе и устойчивый интерес к предметам. Я старалась, чтобы на моих уроках ребенок реализовывал свои потребности саморазвития личности:

         в самоутверждении (через метод «вхождения в образ», решения проблемы роли личности в истории происходил процесс самовоспитания; через поиск решений нестандартных ситуаций, подготовкой докладов, сообщений, обсуждений малоизученных фактов, «белых пятен истории», подготовку уроков - семинаров происходил процесс самообразования);

         в самовыражении (через выступления на уроках в форме дебатов», «Моя гражданская позиция», проведение уроков – исследования,

         в защищенности (на дополнительных занятиях, в работе факультативов и кружковой работе (поэтический кружок «Лира», Драмкружок)

         в самоактуализации (достижение личных и социальных целей – участие и победы в олимпиадах, конкурсах, викторинах

.

.Примеры творческих заданий, способствующих социализации личности.

    Задания, которые вовлекают учеников в учебный процесс, имеют творческое начало и способствуют социализации личности. Чаще всего это задания поискового исследовательского характера, на определение причинно – следственных связей, на решение исторических и ситуационных задач, направлены на интеграцию учебных предметов. В процессе такой работы реализуются общеучебные цели:

Использование метода неологии (чужие идеи) – «Письмо президенту, акиму города». Учащиеся должны ответить на вопрос: «Что бы я изменил, если бы стал президентом?» Ребенок должен обладать хорошим мировоззрением, знанием политической ситуацией в стране, регионе, области, городе. Обладать умениями выразить на бумаге свою политическую позицию, быть убедительным и доказательным.

Задания на развитие творческого воображения. Представьте себя на месте крестьянина, как бы вы провели свой день (домашнее задание). В работе должны присутствовать ключевые слова, которые  подтверждают признаки эпохи и неравного положения крестьянина

Задания на поиск значения слов.  Организуется работа со справочной литературой. Ребенок проявляет умения находить нужный словарь и определять значение слова (топонимический, современного русского, энциклопедический)

 Задания интегрированного характера. История одного термина. Из цикла приключения слов. Ученик по заданию учителя производит поиск значения названия слова (из какого языка, как приживалось в русском языке, с какого периода вошло в разговорный язык населения страны). Для ребят было интересно узнать происхождение приветствия «здравия желаю», а также в первой половине 18 века» в названиях одежды, в быту  появилось много иностранных слов, необходимо найти их значение. Например,

                   «будуар» кабинет или гостиная дамы, укромный уголок, где она может уединиться.

                  «силуэт»   от фамилии французского министра финансов, который совершил быстрый взлет и падение в карьере и исчез с политической арены. Поэтому , когда появилась манера рисовать теневое изображение предмета, фигуры, лица, очень эффектная и вместе с тем быстрая, то её назвали силуэт.

                 В 19 веке появились кадетские корпуса. Происхождение слова «кадет» - из французского языка, младший сын в семье, что объясняет закон о «единонаследии», по которому все наследство достается старшему сыну. а младший должен идти на военную службу или в чиновники.

Такие рассуждения – исследования всегда заинтересовывают ребят.

Конечно, я не одинока в стремлении сформировать высоко социальную личность в нашей школе. Радует, что здесь собрались единомышленники, подвижники – педагоги. Совместными усилиями мы решаем эту задачу посредством ряда мероприятий.


  • Участие в общественной жизни школы:

классные часы ,экскурсии ,встречи с известными людьми («Умный четверг»)

  • Возрождение шефства старших над младшими школьниками ,проведение совместных мероприятий, тренинги ,обмен информацией ,создание сообществ («Шанырак»)

  • Проведение школьного мониторинга, кружковая работа, размещение материалов в газетах , журналах.

  • Создание школьного совета(совет самоуправления)

  • Обеспечение психологической и педагогической поддержки в самореализации и самоопределении (развитие критического мышления через просмотр роликов на школьных мониторах, развитие ИКТ компетентности)

  • Формирование и закрепление социокультурного опыта и здорового образа жизни ( «Туған Елге тағзым», флеш-моб, активные игры,)

  • Создание структуры дополнительного образования (элективные курсы )

  • Повышение общего уровня культуры школы (День «Обнимашек», Благотворительные ярмарки, утренние сборы , коллективный просмотр фильмов на различную тематику, Смотр патриотических песен, организация классных и школьных походов)


Уже в школьные годы ребенок призван осваивать определенный объем программного материала, решить определенное количество учебных задач, но оптимальный путь в этом образовательном «море» он должен выбрать сам. Каждый ученик, даже младший школьник, — всегда носитель своего собственного образа жизни: он сам вступает во взаимодействие с окружающим миром природы, культуры, информации, с людьми. Поэтому смысл детства вовсе не в подготовке к будущей взрослой жизни, по нашим сегодняшним несовершенным образцам, а в полноценном проживании этого времени.



статья Развитие личности и социализация учащихся в условиях НИШ
  • Русский язык и литература
Описание:

Статья о роли педагога в  успешной социализации уч-ся в условиях школы.

Уже в школьные годы ребенок призван осваивать определенный объем программного материала, решить определенное количество учебных задач, но оптимальный путь в этом образовательном «море» он должен выбрать сам. Каждый ученик, даже младший школьник, — всегда носитель своего собственного образа жизни: он сам вступает во взаимодействие с окружающим миром природы, культуры, информации, с людьми. Поэтому смысл детства вовсе не в подготовке к будущей взрослой жизни, по нашим сегодняшним несовершенным образцам, а в полноценном проживании этого времени. 

 

Автор Найманбаева Марина Ивановна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 417
Номер материала 24375
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓