Главная / История / статья «Работа школьного археологического кружка как средство воспитания интереса к истории родного края»

статья «Работа школьного археологического кружка как средство воспитания интереса к истории родного края»

«Работа школьного археологического кружка как средство воспитания интереса к истории родного края»

Салтеева С.И.

МБОУ «Гимназия №47»

учитель истории и обществознания


«Как нет человека без самолюбия,

так нет человека без любви к отечеству,

и эта любовь дает воспитанию

верный ключ к сердцу человека»

К.Д. Ушинский


Одна из центральных тем, которые затрагивал К.Д. Ушинский в своих произведениях – это значение воспитания. Ученый считал, что вся деятельность школы должна быть подчинена воспитательным задачам. Исходя из принципа народности воспитания самым высоким, наиболее сильным чувством в человеке Константин Дмитриевич считал патриотическое чувство, а главной задачей школы видел воспи­тание у учащихся высоких чувств любви и преданности народу.

Эта идея была и будет актуальна во все времена, не является исключением и современность. Её можно увидеть и в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, где сказано, что «личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края…»

Сегодня в системе образования РФ существуют разные направления, формы и методы патриотического воспитания учащихся. Одним из таких направлений является историко-краеведческая работа. Формой организации такой работы является создание археологического кружка.

Подобный кружок работал в конце 90-х – начале 2000-х годов на базе исторического факультета КГУ под руководством Степана Николаевича Шилова, но в связи с рядом обстоятельств его работа была прекращена. В 2013 году в МБОУ «Гимназия № 47» и ГБОУОШИ «Курганский областной лицей-интернат для одаренных детей» совместно с ФГБОУ ВПО «Курганский Государственный Университет» работа кружка была возобновлена. Было организовано две группы – младших и старших школьников. Кружок посещали 15 пятиклассников гимназии и 10 старшеклассников учащихся лицея-интерната. На сегодняшний день большая часть детей продолжает посещать кружок, кроме того была набрана и новая группа учеников пятых классов. В работе кружка принимают активное участие преподаватели университета и студенты старших курсов, занимающиеся археологией.

На наш взгляд наиболее эффективно начинать работу кружка в 5 классе, когда в базовом учебном плане появляется предмет «История» и учащиеся знакомятся с первобытным периодом в развитии человечества. Узнавая о египетских пирамидах, крито-микенской цивилизации, ребята проявляют не меньший интерес к тому, что же происходило в это время на территории нашего края. Целесообразность организации кружка для старших школьников обоснована их готовностью и интересом к научным исследованиям.

На первом этапе обучения необходимо дать первичные знания: о типах археологических памятников, об этапах археологических исследований, об особенностях работы археолога. Учащиеся слушают лекции, которые читаются специалистами по определенным археологическим периодам, организуются экскурсии на места городских раскопок - там гимназисты могут наблюдать за процессом работы археолога, «прочувствовать» важность и сложность его труда. Проводятся экскурсии в археологическую научно-исследовательскую лабораторию КГУ, Курганский областной краеведческий музей, где учащиеся знакомятся с уже накопленными археологическими коллекциями. Участники кружка посещают практические занятия по обработке добытого в экспедициях материала, что позволяет в буквальном смысле прикоснуться к древней истории своего народа, а также формирует уважение к ее памятникам. Проводятся занятия и по реконструкции – лепке сосудов.

Следующим этапом является полевая археологическая практика. В экспедиции кружковцы могут применить свои теоретические знания, вложить свой посильный вклад в изучение древних памятников родного края.

Летом 2013 года школьники, занимавшиеся в кружке, выехали на раскопки поселения бронзового века «Новониколаевка-I», находящегося в Челябинской области. Наряду с опытными археологами и студентами они принимали участие во всех этапах археологических раскопок - начиная с разметки раскопа и заканчивая камеральной обработкой находок. Они приобрели практический опыт, наглядно познакомились с методикой археологических исследований.

Кроме того занятия в кружке и участие в экспедиции - это мощный воспитательный инструмент.

В экспедиции в условиях ее автономности, ограниченного числа участников, экстремальности условий, романтики «поля»формируются отношения дружеского сотрудничества, экспедиционная жизнь привлекает ребят своим разнообразием, поощряется культ знаний, творческая смелость, юмор, свобода выбора, самоуправление. Именно в экспедиции есть большие возможности для формирования трудолюбия, ответственности, дисциплинированности, что, безусловно, способствует социализации личности, освоения навыков общения и умений адаптироваться к различным ситуациям.

По материалам, полученным в результате раскопок школьники занимаются научно-исследовательской работой – готовят научные сообщения, участвуют в конференциях. В марте 2013 года несколько человек выступили на юбилейной ХХ Уральской археологической школьной конференции, проходившей в г. Кургане, а в марте 2014 года планируется участие юных археологов в очередной подобной конференции в г. Челябинске. Такая работа позволяет формировать у обучающихся основы культуры исследовательской и проектной деятельности, навыков разработки и презентации результатов исследования, направленного на решение научной проблемы.

Константин Дмитриевич Ушинский считал самым высоким, наиболее сильным чувством в человеке патриотическое чувство, а главной задачей школы видел воспитание у учащихся высоких чувств любви и преданности народу. На наш взгляд воспитание таких чувств должно происходить не только в процессе учебной деятельности, но и через привлечение школьников в научно-исследовательскую деятельность, связанную с краеведением. Практика организации археологического кружка доказала эффективность этого направления деятельности педагога.




















3


статья «Работа школьного археологического кружка как средство воспитания интереса к истории родного края»
  • История
Описание:

Сегодня в системе образования РФ существуют разные направления, формы и методы патриотического воспитания учащихся. Одним из таких направлений является историко-краеведческая работа.  Формой организации такой работы   является создание археологического кружка.

Подобный кружок работал в конце 90-х – начале 2000-х годов на базе исторического факультета КГУ под руководством Степана Николаевича Шилова, но в связи с рядом обстоятельств его работа была прекращена.                   В 2013 году в МБОУ «Гимназия № 47» и ГБОУОШИ «Курганский областной лицей-интернат для одаренных детей» совместно с ФГБОУ ВПО «Курганский Государственный Университет»  работа кружка была возобновлена. Было организовано две группы – младших и старших школьников. Кружок посещали 15 пятиклассников гимназии и 10 старшеклассников учащихся лицея-интерната. На сегодняшний день большая часть детей продолжает посещать кружок, кроме того была набрана и новая группа учеников пятых классов. В работе кружка принимают активное участие преподаватели университета и студенты старших курсов, занимающиеся археологией.

 

Автор Салтеева Светлана Игоревна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел История
Подраздел
Просмотров 467
Номер материала 49795
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓