Главная / Директору-завучу / статья "Взаимосвязь семьи и школы"

статья "Взаимосвязь семьи и школы"

 Взаимосвязь семьи и школы

Жданова Надежда Николаевна,

зам. директора по учебно-воспитательной работе

МБОУ СОШ с углублённым изучением отдельных

предметов №2 г. Лебедянь Липецкой области

e-mail: zhdanovanadin1980@yandex.ru, тел.: 8(47466)5-24-11


В современных условиях, когда идет бурная перестройка политического и социально-экономического укладов жизни общества и государства, система семейного воспитания претерпевает значительные изменения. Крупина И. В., отмечая отсутствие в педагогике глубокого научного анализа семьи нового времени, указывает отдельные причины распада семьи. Помимо малодетности - отделения молодых людей от старшего поколения, утраты традиций народной педагогики, раскованности поведения детей (если не распущенности!), Крупина И. В. указывает на все возрастающие социальные и экономические трудности, осложняющие семейное воспитание: низкую зарплату и несвоевременную ее выдачу, полную или частичную безработицу и необеспеченность во многих семьях прожиточного минимума. Отвлекает родителей от воспитания детей и телевидение своими многочисленными боевиками, сериалами. [4]

Основная доля в воспитании подрастающего поколения принадлежит школе. Однако в школе хорошо осознают, что у истоков воспитания стоит семейный социум, наиболее мощный по исходному влиянию на развитие ребенка и поразительно стихийный в дидактическом отношении.

Следует отметить, что объединить взаимодействие семьи и школы очень сложно и трудно. Как же успешно решить эту проблему? Всегда волнуют такие вопросы: на каких основах должны складываться отношения учителя и семьи, чтобы воспитание детей было успешным и помогало совершенствованию личностных качеств ребенка? Как использовать традиционные формы работы с родителями в современных условиях? Какие нетрадиционные формы общения могут быть интересны детям и родителям? Стоит ли проводить родительские собрания? Почему в последнее время лишь небольшое количество родителей интересуются успехами своих детей?

Как упорядочить педагогическое воздействие семьи на формирование личности ребенка? Как добиться, чтобы родители, помимо имеющейся любви к детям, имели основы науки воспитания?

Именно поэтому позиция учителя по отношению к родителям очень зависима и противоречива.

Огромное значение в работе с родителями младших школьников имеет заранее продуманная и четко организованная система сотрудничества. Спонтанные и плохо организованные родительские собрания, встречи с семьями учащихся ничего, кроме недоверия и тревоги, не могут вызвать у отцов и матерей.

Педагоги, работающие с младшими школьниками, знают, какие тревожные чувства, и какое опасение может вызвать у маленького школьника начало учебы в школе. Не меньше волнений вызывает оно и у родителей учащихся. Ни для кого не секрет, что выражение «трудный ребенок» появляется в начальной школе вовсе не из-за так называемой трудности самого ребенка, а из-за противоречий во взглядах на воспитание маленького человека у педагогов и родителей [1]. Родителям необходимо помогать становиться хорошими родителями. Роль классного руководителя в этом процессе нельзя недооценивать.

Смысл педагогического взаимодействия семьи и школы в создании условий для нормальной жизни ребенка (комфортной, радостной, счастливой), для развития его индивидуальности в общем доме «школа-семья». Это взаимодействие осуществляется по следующим направлениям.

  • Главным направлением сотрудничества классного руководителя и родителей является просвещение по вопросам психологии и педагогики.

Безусловно, один классный руководитель с этой проблемой не в состоянии справиться, да и не нужно это делать одному. К психолого-педагогическому просвещению родителей необходимо привлекать специалистов различных направлений: врачей, юристов, психологов, представителей общественных организаций, социальных педагогов, учителей-предметников.

Причем, психолого-педагогическое просвещение родителей должно носить ярко выраженный опережающий характер. К примеру, поздно говорить родителям о подростковом возрасте, когда подростковый возраст детей уже наступил и принес свои проблемы. Об этом и о многом другом необходимо говорить с родителями гораздо раньше, чтобы они спокойно воспринимали те трудности, которые могут встретиться на их родительском пути.

Для того, чтобы психолого-педагогическое просвещение родителей вызывало у них самих интерес, классный руководитель должен не только предлагать темы для обсуждения в ходе родительских собраний, но и учитывать предложения и пожелания родителей при выборе тем для их просвещения.

Приглашая специалистов для просвещения родителей, классный руководитель должен помнить, что от компетентности, эрудиции, коммуникабельности этих людей зависит в будущем степень доверия родителей классному руководителю.

Надо отметить, что любой аспект психолого-педагогического просвещения родителей должен заканчиваться различного рода рекомендациями и консультациями по их запросам. Нельзя оставлять без внимания ни один вопрос родителей. Если они задают вопрос, значит, либо проблема, заключенная в вопросе, уже назрела, либо она имеет временной фактор. [3]

  • Следующим направлением в организации сотрудничества классного руководителя и родителей является формирование у родителей понимания принадлежности к школьному образовательно-воспитательному пространству.

За этими словами стоит очень многое. Ни для кого не секрет, что иногда многие родители достаточно негативно относятся к организации учебного процесса в школе, к организации самого школьного пространства. Почему такое происходит и кто в этом виноват? Это происходит потому, что школьная администрация, педагогический коллектив смирились с существованием семей своих учеников и учебного заведения в «параллельных мирах». Отсутствие культуры организации взаимодействия в системе семья-школа приводит иногда к обоюдной антипатии и различного рода конфликтным ситуациям между ними.

Как сделать так, чтобы родители не ждали с огромным нетерпением тот момент, когда их чадо покинет стены нелюбимой школы? Для этого в каждой школе должна быть разработана стратегия формирования у родителей и учащихся культуры принадлежности к образовательно-воспитательному пространству школы.

Уже в начальной школе классный руководитель должен знакомить в первую очередь родителей класса с традициями школы, ее историей, достижениями в обучении и воспитании учащихся; родители должны знать, какими учителями гордится школа. Вхождение родителей в единое школьное пространство начинается с ежегодной, традиционной экскурсии по школьному зданию; такую экскурсию могут проводить учащиеся-старшеклассники совместно с педагогом младших классов. Такая встреча поможет родителям оценить изменения в оформлении школы, узнать о достигнутых школой успехах за учебный год, познакомиться с проблемами, которые требуют решения с участием родителей.

  • Создание ситуации эффективного взаимодействия школы и семьи невозможно, если педагог не будет знакомить родителей своих учащихся с теми требованиями, которые предъявляет школа к своим ученикам с первых дней пребывания в ней. В первую очередь, это знакомство с Уставом учебного заведения, с правилами поведения в классе, спортивном зале, библиотеке, столовой и т. д.

  • Большое внимание учитель младших школьников должен уделить традициям проведения школьных уроков, внеклассных мероприятий в школе.

Особое внимание учитель уделяет знакомству родителей учащихся класса с содержанием и методикой организации образовательно-воспитательного процесса в детском коллективе: родители должны знать, каковы традиции школы и педагога в организации работы с дневниками учащихся, их тетрадями; какова система контроля выполнения домашних заданий учащихся, критерии оценки деятельности ученика на уроке. Педагог должен познакомить родителей с приемами развития читательских умений учащихся на уроке, с учебниками, по которым учатся малыши и их структурой. Родителям всегда интересно знать, какие темы в изучении школьных предметов являются наиболее сложными и нуждаются в дальнейшем обсуждении с ребенком дома, как работать с малышом по трудным темам учебника, если это необходимо, как объяснить ребенку непонятный материал, если ребенок встретился с какими-то трудностями. [5]

Для того чтобы позже не разочаровываться в родителях своих учеников, классный руководитель с первых дней работы с детским коллективом должен знакомить родителей с перспективами развития детского коллектива и давать возможность родителям стать активными участниками классных дел.

Родительский коллектив класса необходимо в каждой четверти знакомить с планом воспитательной работы, создавать условия для принятия совместных решений по вопросу организации в классе мероприятий в каникулярное и учебное время.

  • В планировании воспитательной работы классный руководитель большое внимание должен уделять участию самих родителей класса во всех внеклассных мероприятиях. Родители младших школьников должны быть вместе со своими детьми в театрах и музеях, на экскурсиях, в походах и поездках, на семейных праздниках и классных часах, проводимых по инициативе ребят класса и самих родителей. Огромное значение имеет привлечение родителей к кружковой и творческой работе с детским коллективом, в котором учится их ребенок.

  • Для того, чтобы снять тревогу и напряжение родителей в ожидании перехода ребенка на старшую ступень обучения, классный руководитель должен уделить большое внимание уже в начальной школе знакомству родителей класса с администрацией школы и педагогическим коллективом.

  • Одним из очень важных направлений в работе классного руководителя младших школьников является диагностика. Некоторые педагоги могут возразить, аргументируя это тем, что в школе работают психологи, им и заниматься диагностикой. Однако, речь идет не о психологической диагностике в чистом виде; речь идет о психолого - педагогической диагностике, которая должна быть оперативной и зачастую носить индивидуальный характер.

Без использования психолого-педагогической диагностики невозможно конструктивно спланировать воспитательную работу в детском коллективе, наладить работу с коллективом родителей.

Диагностика в работе классного руководителя с классом может быть предварительной, оперативной и итоговой в зависимости от тех ситуаций, которые требуют ее применения.

Диагностические материалы, если педагог их грамотно использует, могут коренным образом повлиять на общение родителей и ребенка в семье, изменить статус отдельных членов семьи, стратегию поведения взрослых людей по отношению к ребенку.

Диагностическая работа классного руководителя в отрыве от коррекционной работы с семьями учащихся не только не имеет смысла, но просто является вредной и может искалечить души детей и взрослых, привести к агрессии и конфликтам.

  • Очень значимым направлением деятельности классного руководителя с семьей учащихся является коррекционная работа.

Главным назначением коррекционной работы является оказание родителям психолого-педагогической помощи и поддержки в решении проблемных ситуаций семейного воспитания. К таким проблемным ситуациям можно отнести кризисы адаптации к школьному обучению, раннее половое созревание детей, нестабильность положения ребенка в семье, потеря родителей или близких людей, развод родителей.

Коррекционная помощь и поддержка со стороны педагога очень необходимы семье, если ребенок уже в младшем школьном возрасте выходит из повиновения родителям и попадает в плохую компанию, которая становится для него более значимой, чем собственная семья.

Коррекционная работа предполагает организацию мероприятий в классе по профилактике вредных привычек (курение, токсикомания, наркомания). Чтобы такая работа в классе была эффективной, нужна активная помощь и поддержка родителей. А это возможно лишь в том случае, если классный руководитель будет серьезно и настойчиво готовить родителей к осознанию значимости проблем, существующих в обществе и прогнозированию в воспитании собственных детей.

Индивидуальная коррекционная работа классного руководителя должна быть направлена на работу с семьей, в которой растут одаренные дети. Ни для кого не секрет, что иногда положение такого ребенка в обычном классе бывает очень трудным.

Задача классного руководителя состоит в том, чтобы создать условия для максимального развития таланта и способностей такого ребенка с одной стороны, а с другой стороны - сохранить его душевное спокойствие и комфортное положение в детском коллективе.

В коррекции классного руководителя не в наименьшей степени нуждаются и неблагополучные семьи. Классный руководитель с первого дня работы с классом должен знать, что собой представляют семьи его учеников и сразу же дать понять родителям, не обеспечивающим надлежащего внимания собственным детям, что спокойной и безмятежной жизни у них не будет.

Любому педагогу следует помнить, что в создании союза родителей и учителей главная роль принадлежит последним. Родители же должны быть настоящими и искренними помощниками педагогического коллектива, проявлять к школе уважения и оказывать ей поддержку.











Список используемой литературы


  1. Воликова Е. М. Трудные дети или трудные родители.[Текст]: / Е. М. Воликова. – М.: Просвещение, 1992 – 164c.

  2. Дереклеева Н. И. Научно-исследовательская деятельность классного руководства в школе.[Текст]: / Н. И. Дереклеева. – М.: Вербум – М, 2000 – 218c.

  3. Дереклеева Н. И. Справочник классного руководителя. Нач. школа.[Текст]: / Н. И. Дереклеева. – М.: «Вако», 2004 – 247c.

  4. Крупина И.В. Один день из жизни ребенка в семье: Родительское собрание[Текст]: // Воспитание школьников/Н.Крупина. – 2000. - № 8 – 186c.

  5. Сазонов В. П. Организация воспитательной работы в классе [Текст]: / В. П. Сазонов. – М.: «Педагогический поиск», 2002 – 211c.

  6. Шмаков С. А.Дети – родители – учителя [Текст]: / С. А. Шмаков, Л. С. Алексеева. – М.: «ВТК Классный воспитатель», 1992 – 198c.


статья "Взаимосвязь семьи и школы"
  • Директору-завучу
Описание:

Основная доля в воспитании подрастающего поколения принадлежит школе. Однако в школе хорошо осознают, что у истоков воспитания стоит семейный социум, наиболее мощный по исходному влиянию на развитие ребенка и поразительно стихийный в дидактическом отношении.

Следует отметить, что объединить взаимодействие семьи и школы очень  сложно  и  трудно.  Как  же  успешно  решить  эту проблему? данная статья предлагает некоторые решения данной проблемы.

Статья может быть полезна не только администрации ОУ, но и практикующим учителям, а также родителям.

Автор Жданова Надежда Николаевна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Директору-завучу
Подраздел
Просмотров 308
Номер материала 37227
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓