Взаимосвязь семьи и школы
Жданова Надежда
Николаевна,
зам. директора по учебно-воспитательной работе
МБОУ СОШ с углублённым изучением отдельных
предметов №2 г. Лебедянь Липецкой области
e-mail: zhdanovanadin1980@yandex.ru, тел.:
8(47466)5-24-11
В
современных условиях, когда идет бурная перестройка политического и
социально-экономического укладов жизни общества и государства, система семейного
воспитания претерпевает значительные изменения. Крупина И. В., отмечая
отсутствие в педагогике глубокого научного анализа семьи нового времени,
указывает отдельные причины распада семьи. Помимо малодетности - отделения
молодых людей от старшего поколения, утраты традиций народной педагогики,
раскованности поведения детей (если не распущенности!), Крупина И. В.
указывает на все возрастающие социальные и экономические трудности, осложняющие
семейное воспитание: низкую зарплату и несвоевременную ее выдачу, полную или
частичную безработицу и необеспеченность во многих семьях прожиточного
минимума. Отвлекает родителей от воспитания детей и телевидение своими
многочисленными боевиками, сериалами. [4]
Основная
доля в воспитании подрастающего поколения принадлежит школе. Однако в школе
хорошо осознают, что у истоков воспитания стоит семейный социум, наиболее
мощный по исходному влиянию на развитие ребенка и поразительно стихийный в
дидактическом отношении.
Следует
отметить, что объединить взаимодействие семьи и школы очень сложно и
трудно. Как же успешно решить эту проблему? Всегда волнуют такие вопросы:
на каких основах должны складываться отношения учителя и семьи, чтобы
воспитание детей было успешным и помогало совершенствованию личностных
качеств ребенка? Как использовать традиционные формы работы с родителями в
современных условиях? Какие нетрадиционные формы общения могут быть интересны
детям и родителям? Стоит ли проводить родительские собрания? Почему в последнее
время лишь небольшое количество родителей интересуются успехами своих детей?
Как
упорядочить педагогическое воздействие семьи на формирование личности ребенка?
Как добиться, чтобы родители, помимо имеющейся любви к детям, имели основы
науки воспитания?
Именно
поэтому позиция учителя по отношению к родителям очень зависима и
противоречива.
Огромное
значение в работе с родителями младших школьников имеет заранее продуманная и
четко организованная система сотрудничества. Спонтанные и плохо организованные
родительские собрания, встречи с семьями учащихся ничего, кроме недоверия и
тревоги, не могут вызвать у отцов и матерей.
Педагоги,
работающие с младшими школьниками, знают, какие тревожные чувства, и какое
опасение может вызвать у маленького школьника начало учебы в школе. Не меньше
волнений вызывает оно и у родителей учащихся. Ни для кого не секрет, что
выражение «трудный ребенок» появляется в начальной школе вовсе не из-за так
называемой трудности самого ребенка, а из-за противоречий во взглядах на воспитание
маленького человека у педагогов и родителей [1]. Родителям необходимо помогать
становиться хорошими родителями. Роль классного руководителя в этом процессе
нельзя недооценивать.
Смысл
педагогического взаимодействия семьи и школы в создании условий для нормальной
жизни ребенка (комфортной, радостной, счастливой), для развития его
индивидуальности в общем доме «школа-семья». Это взаимодействие осуществляется
по следующим направлениям.
· Главным направлением сотрудничества классного руководителя и родителей является
просвещение по вопросам психологии и педагогики.
Безусловно,
один классный руководитель с этой проблемой не в состоянии справиться, да и не
нужно это делать одному. К психолого-педагогическому просвещению родителей
необходимо привлекать специалистов различных направлений: врачей,
юристов, психологов, представителей общественных организаций, социальных
педагогов, учителей-предметников.
Причем,
психолого-педагогическое просвещение родителей должно носить ярко выраженный
опережающий характер. К примеру, поздно говорить родителям о подростковом
возрасте, когда подростковый возраст детей уже наступил и принес свои проблемы.
Об этом и о многом другом необходимо говорить с родителями гораздо раньше,
чтобы они спокойно воспринимали те трудности, которые могут встретиться на их
родительском пути.
Для
того, чтобы психолого-педагогическое просвещение родителей вызывало у них самих
интерес, классный руководитель должен не только предлагать темы для обсуждения
в ходе родительских собраний, но и учитывать предложения и пожелания родителей
при выборе тем для их просвещения.
Приглашая
специалистов для просвещения родителей, классный руководитель должен помнить,
что от компетентности, эрудиции, коммуникабельности этих людей зависит в
будущем степень доверия родителей классному руководителю.
Надо
отметить, что любой аспект психолого-педагогического просвещения родителей
должен заканчиваться различного рода рекомендациями и консультациями по их
запросам. Нельзя оставлять без внимания ни один вопрос родителей. Если они
задают вопрос, значит, либо проблема, заключенная в вопросе, уже назрела, либо
она имеет временной фактор. [3]
· Следующим направлением в организации сотрудничества классного руководителя и
родителей является формирование у родителей понимания принадлежности к
школьному образовательно-воспитательному пространству.
За
этими словами стоит очень многое. Ни для кого не секрет, что иногда многие
родители достаточно негативно относятся к организации учебного процесса в
школе, к организации самого школьного пространства. Почему такое происходит и
кто в этом виноват? Это происходит потому, что школьная администрация,
педагогический коллектив смирились с существованием семей своих учеников и
учебного заведения в «параллельных мирах». Отсутствие культуры организации
взаимодействия в системе семья-школа приводит иногда к обоюдной антипатии и
различного рода конфликтным ситуациям между ними.
Как
сделать так, чтобы родители не ждали с огромным нетерпением тот момент, когда
их чадо покинет стены нелюбимой школы? Для этого в каждой школе должна быть
разработана стратегия формирования у родителей и учащихся культуры
принадлежности к образовательно-воспитательному пространству школы.
Уже в
начальной школе классный руководитель должен знакомить в первую очередь
родителей класса с традициями школы, ее историей, достижениями в обучении и
воспитании учащихся; родители должны знать, какими учителями гордится школа.
Вхождение родителей в единое школьное пространство начинается с ежегодной,
традиционной экскурсии по школьному зданию; такую экскурсию могут проводить
учащиеся-старшеклассники совместно с педагогом младших классов. Такая
встреча поможет родителям оценить изменения в оформлении школы, узнать о
достигнутых школой успехах за учебный год, познакомиться с проблемами, которые
требуют решения с участием родителей.
· Создание ситуации эффективного
взаимодействия школы и семьи невозможно, если педагог не будет знакомить
родителей своих учащихся с теми требованиями, которые предъявляет школа к
своим ученикам с первых дней пребывания в ней. В первую очередь, это знакомство
с Уставом учебного заведения, с правилами поведения в классе, спортивном зале,
библиотеке, столовой и т. д.
· Большое внимание учитель младших
школьников должен уделить традициям проведения школьных уроков, внеклассных
мероприятий в школе.
Особое внимание
учитель уделяет знакомству родителей учащихся класса с содержанием и методикой
организации образовательно-воспитательного процесса в детском коллективе:
родители должны знать, каковы традиции школы и педагога в организации работы с
дневниками учащихся, их тетрадями; какова система контроля выполнения домашних
заданий учащихся, критерии оценки деятельности ученика на уроке. Педагог должен
познакомить родителей с приемами развития читательских умений учащихся на
уроке, с учебниками, по которым учатся малыши и их структурой. Родителям всегда
интересно знать, какие темы в изучении школьных предметов являются наиболее
сложными и нуждаются в дальнейшем обсуждении с ребенком дома, как работать с
малышом по трудным темам учебника, если это необходимо, как объяснить ребенку
непонятный материал, если ребенок встретился с какими-то трудностями. [5]
Для
того чтобы позже не разочаровываться в родителях своих учеников, классный
руководитель с первых дней работы с детским коллективом должен знакомить
родителей с перспективами развития детского коллектива и давать возможность
родителям стать активными участниками классных дел.
Родительский
коллектив класса необходимо в каждой четверти знакомить с планом воспитательной
работы, создавать условия для принятия совместных решений по вопросу
организации в классе мероприятий в каникулярное и учебное время.
· В планировании воспитательной работы
классный руководитель большое внимание должен уделять участию самих родителей
класса во всех внеклассных мероприятиях. Родители младших школьников должны
быть вместе со своими детьми в театрах и музеях, на экскурсиях, в походах и
поездках, на семейных праздниках и классных часах, проводимых по инициативе
ребят класса и самих родителей. Огромное значение имеет привлечение родителей к
кружковой и творческой работе с детским коллективом, в котором учится их ребенок.
· Для того, чтобы снять тревогу и
напряжение родителей в ожидании перехода ребенка на старшую ступень обучения,
классный руководитель должен уделить большое внимание уже в начальной школе
знакомству родителей класса с администрацией школы и педагогическим коллективом.
· Одним из очень важных направлений в
работе классного руководителя младших школьников является диагностика. Некоторые
педагоги могут возразить, аргументируя это тем, что в школе работают психологи,
им и заниматься диагностикой. Однако, речь идет не о психологической
диагностике в чистом виде; речь идет о психолого - педагогической диагностике,
которая должна быть оперативной и зачастую носить индивидуальный характер.
Без
использования психолого-педагогической диагностики невозможно конструктивно
спланировать воспитательную работу в детском коллективе, наладить работу с
коллективом родителей.
Диагностика
в работе классного руководителя с классом может быть предварительной,
оперативной и итоговой в зависимости от тех ситуаций, которые требуют ее
применения.
Диагностические
материалы, если педагог их грамотно использует, могут коренным образом повлиять
на общение родителей и ребенка в семье, изменить статус отдельных членов семьи,
стратегию поведения взрослых людей по отношению к ребенку.
Диагностическая
работа классного руководителя в отрыве от коррекционной работы с семьями
учащихся не только не имеет смысла, но просто является вредной и может
искалечить души детей и взрослых, привести к агрессии и конфликтам.
· Очень значимым направлением деятельности классного руководителя
с семьей учащихся является коррекционная работа.
Главным
назначением коррекционной работы является оказание родителям
психолого-педагогической помощи и поддержки в решении проблемных ситуаций
семейного воспитания. К таким проблемным ситуациям можно отнести кризисы
адаптации к школьному обучению, раннее половое созревание детей, нестабильность
положения ребенка в семье, потеря родителей или близких людей, развод
родителей.
Коррекционная
помощь и поддержка со стороны педагога очень необходимы семье, если ребенок уже
в младшем школьном возрасте выходит из повиновения родителям и попадает в
плохую компанию, которая становится для него более значимой, чем собственная
семья.
Коррекционная
работа предполагает организацию мероприятий в классе по профилактике вредных
привычек (курение, токсикомания, наркомания). Чтобы такая работа в классе была
эффективной, нужна активная помощь и поддержка родителей. А это возможно лишь в
том случае, если классный руководитель будет серьезно и настойчиво готовить
родителей к осознанию значимости проблем, существующих в обществе и
прогнозированию в воспитании собственных детей.
Индивидуальная
коррекционная работа классного руководителя должна быть направлена на работу с
семьей, в которой растут одаренные дети. Ни для кого не секрет, что иногда
положение такого ребенка в обычном классе бывает очень трудным.
Задача
классного руководителя состоит в том, чтобы создать условия для максимального
развития таланта и способностей такого ребенка с одной стороны, а с другой
стороны - сохранить его душевное спокойствие и комфортное положение в детском
коллективе.
В коррекции
классного руководителя не в наименьшей степени нуждаются и неблагополучные
семьи. Классный руководитель с первого дня работы с классом должен знать, что
собой представляют семьи его учеников и сразу же дать понять родителям, не
обеспечивающим надлежащего внимания собственным детям, что спокойной и
безмятежной жизни у них не будет.
Любому педагогу следует помнить, что в
создании союза родителей и учителей главная роль принадлежит последним.
Родители же должны быть настоящими и искренними помощниками
педагогического коллектива, проявлять к школе уважения и оказывать ей
поддержку.
Список используемой литературы
1.
Воликова Е. М.
Трудные дети или трудные родители.[Текст]: / Е. М. Воликова. – М.: Просвещение,
1992 – 164c.
2.
Дереклеева Н.
И. Научно-исследовательская деятельность классного руководства в школе.[Текст]:
/ Н. И. Дереклеева. – М.: Вербум – М, 2000 – 218c.
3.
Дереклеева Н.
И. Справочник классного руководителя. Нач. школа.[Текст]: / Н. И. Дереклеева. – М.:
«Вако», 2004 – 247c.
4.
Крупина И.В.
Один день из жизни ребенка в семье: Родительское собрание[Текст]: // Воспитание
школьников/Н.Крупина. – 2000. - № 8 – 186c.
5.
Сазонов В. П.
Организация воспитательной работы в классе [Текст]: / В. П. Сазонов. – М.:
«Педагогический поиск», 2002 – 211c.
6.
Шмаков С. А.Дети – родители – учителя
[Текст]: / С. А. Шмаков, Л. С. Алексеева. – М.: «ВТК Классный воспитатель»,
1992 – 198c.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.