Возможности предпрофильной подготовки
.
В соответствии с распоряжением
Правительства РФ от 29 декабря 2001 г. № 1756-р об одобрении Концепции
модернизации российского образования на период до 2010 г., на старшей ступени общеобразовательной
школы предусматривается профильное обучение, ставится задача создания «системы
специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах
общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и
социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка
труда... отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с
учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования»
(Концепция профильного обучения, 2002). Поэтому важной задачей, которая должна
решаться в период обучения в 8–9-м классах, становится предпрофильная
подготовка, позволяющая учащемуся осознанно выбрать профиль обучения, то есть,
по сути, совершить первичное профессиональное самоопределение.
Важность подготовки к этому ответственному выбору — профиля
обучения, а в перспективе и будущей профессии — определяет серьезное значение
предпрофильной подготовки в основной школе.
На сегодняшний день можно сказать, что предпрофильная
подготовка — это система педагогической, психолого-педагогической,
информационной и организационной деятельности, содействующая самоопределению
учащихся старших классов основной школы относительно избираемых ими
профилирующих направлений будущего обучения и широкой сферы последующей
профессиональной деятельности (в том числе в отношении выбора профиля и
конкретного места обучения на старшей ступени школы или иных путей продолжения
образования). Практически всеми ныне признается, что предпрофильная подготовка
необходима для рациональной и успешной реализации системы профильного обучения
в старшей школе. Предпрофильная подготовка необходима обучающимя 9 класса так
как подросток этого возраста, как правило, еще не
обладает достаточной личностной зрелостью для совершения выбора, имеющего
решающее значение для всей его дальнейшей судьбы: не сформированы важнейшие
личностные качества, плохо осознаются мотивы выбора, нет гражданской и
нравственной платформы для профессионального самоопределения
Предполагается, что школьники могут ошибиться в выборе, но
эта ошибка легко исправима, ибо поможет им более точно выбрать профиль в
старшей школе. Таким образом, в профильном обучении изменяется весь учебный
план, а в предпрофильной подготовке к стандартному, базовому учебному
плану добавляется небольшое количество экспериментальных курсов.
Задачи и цели предпрофильной подготовки:
- выявление интересов и склонностей, способностей старшеклассников и
формирование практического опыта в различных сферах познавательной и
профессиональной деятельности, ориентированного на выбор профиля;
- оказание психолого- педагогической помощи в приобретении учениками
представлений о жизненных, социальных ценностях;
- развитие широкого спектра познавательных и профессиональных
интересов, ключевых компетенций, обеспечивающих успешность в будущей
профессиональной деятельности;
- формирование способности принимать адекватное решение о выборе
дальнейшего направления образования, пути получения профессии.
Решение задач психолого-педагогического сопровождения ребенка не может
быть ограничено областью непосредственного взаимодействия психолога с ребенком,
но требует организации работы с педагогами и родителями как участниками
учебно-воспитательного процесса. В связи с этим психологическое сопровождение
целесообразно осуществлять в трех направлениях: с учащимися, с учителями, с
родителями.
С учетом психологических и возрастных особенностей школьников можно
выделить следующие этапы, содержание предпрофильного обучения:
- пропедевтический ( при завершении обучения в 8 классе)-
выявление образовательного запроса учащихся;
- основной ( в период обучения в 9 классе) – моделирование видов образовательной
деятельности, востребованных в профильной школе, и принятие решения в различных
образовательных ситуациях;
- завершающий (при окончании 9 класса) оценка готовности
школьника к принятию решения о выборе профиля обучения в старшей школе.
Каждый этап профильной ориентации сопровождается соответствующими
содержанием, формами и методами.
На пропедевтическом этапе осуществляется:
- презентация « образовательной карты» территории;
- предварительная диагностика образовательного запроса старшеклассников
с учетом мнения их родителей, основных мотивов предстоящего выбора, интересов и
склонностей.
Пропедевтический этап позволяет дифференцировать
массив обучающихся, в
соответствии с их потребностью в различных вариантах предпрофильной подготовки.
На основном этапе предусматривается:
- обучение способам принятия решений о выборе индивидуального маршрута
образовательной деятельности;
- организация процедур психолого-педагогической диагностики
самодиагностики, позволяющих строить версии о предрасположенности к тем или
иным направлениям образовательной деятельности в условиях профильного обучения;
- анализ образовательных ситуаций, в которых создаются условия для
выявления основных ограничителей свободы выбора профиля обучения учащимися.
На завершающем этапе:
- реализуются «пробы выбора профиля обучения», а также возможностей
школьника требованиям избираемого профиля;
Целесообразно, чтобы в ранжировании ( «взвешивании») факторов
независимо друг от друга принимали участие сам учащийся, учителя и родители,
что может обнаружить отличия приоритетных мотивов профильной ориентации. При
завершении предпрофильной подготовки выпускников основной школы желательно
учитывать не только академические достижения и «портфолио», но и уровень
социальной зрелости учащихся, выраженной в готовности к самостоятельному выбору
профиля обучения.
Сопровождение предпрофильной подготовки,
осуществляемой школой:
- мониторинг учебных результатов школьников на курсах по выбору;
- анализ динамики образовательных запросов учеников и их готовности к
выбору профиля;
- контроль школьной документации по предпрофильной подготовке;
- организация консультирования школьников для определения оптимального
выбора курсов предпрофильной подготовки и будущего профиля.
Предпрофильная подготовка может осуществляться в виде различных
комбинаций курсов двух предложенных типов. Формы обучения на курсах могут быть
как академическими, так и ориентированными на инновационные педагогические
технологии. Перспективными являются коммуникативные методы, групповые,
проектно-исследовательская деятельность, разработка индивидуальных учебных
планов и другие способы обучения, развивающие самостоятельность и творческую
инициативу учеников.
Таким образом, в школе осуществляется целенаправленная, опережающая
работа по развитию у старшеклассника самой способности принятия решения,
освоению им поля возможностей и ответственности.
Психолого-педагогическое сопровождение
является связующим звеном для всех направлений предпрофильной подготовки.
Именно эта составляющая предпрофильной подготовки
позволяет учащемуся проанализировать свои мотивы, определяющие выбор того или
иного предпрофильного курса, свою оценку пройденного курса, свои дальнейшие
намерения.
В связи с этим
предпрофильная подготовка представляет собой систему педагогической,
психологической, информационной и организационной поддержки учащихся основной
школы, содействующей их самоопределению по завершении основного общего
образования.
Цель, задачи и
этапы предпрофильной подготовки
Цель: проведение системной подготовительной
предпрофильной и предпрофессиональной работы в основной школе для обеспечения
предварительного самоопределения обучающихся в отношении профилирующих
направлений будущего обучения.
Задачи:
·
оказать
обучающимся помощь в осмыслении и оценке их образовательных интересов и
возможностей;
·
обеспечить обучающихся
информацией о возможных путях продолжения образования;
·
обеспечить
информационное, научно-методическое и психолого-педагогическое сопровождение
работы по предпрофильной подготовке и предпрофессиональному самоопределению
обучающихся;
·
развитие познавательных
интересов, обеспечивающих успешность в будущей профессиональной деятельности;
·
формирование
способности принимать адекватное решение о выборе направления дальнейшего
образования, профиля обучения на 3-й ступени;
·
ориентирование
не только на усвоение знаний, но и на развитие мышления, выработку практических
навыков и повышение роли самообразовательной работы обучающихся.
Этапы
предпрофильной подготовки:
·
пропедевтический
(8-й класс);
·
основной (9-й
класс, сентябрь - март);
·
заключительный
(9-й класс, апрель - июнь).
Пропедевтический
этап
Задачи
пропедевтического этапа:
·
выявление
интересов и склонностей, способностей школьников;
·
оказание
психолого-педагогической помощи в приобретении опыта, связанного с
профессиональным становлением;
·
развитие познавательных
интересов, обеспечивающих успешность в будущей профессиональной деятельности;
·
подготовка
родителей к совместной работе по предпрофильной подготовке обучающихся.
Формы
организации обучения: диагностика интересов, склонностей, образовательных запросов
школьников; консультации педагогов и психологов; экскурсии; кружки.
Основной этап
Задачи
основного этапа:
·
обучить
способам принятия решений о выборе направлений будущего обучения и
профессиональной деятельности;
·
оказать помощь
в формировании индивидуального образовательного маршрута обучающихся;
·
обеспечить
информационное и психолого-педагогическое сопровождение работы по
предпрофильной подготовке и предпрофессиональному самоопределению обучающихся.
Содержание
основного этапа:
·
повторная
диагностика интересов, склонностей, образовательных запросов школьников;
·
комплектование
мобильных групп для изучения курсов по выбору;
·
формирование
индивидуальных учебных планов обучающихся в соответствии с их интересами,
склонностями, образовательными запросами;
·
составление
оптимального расписания курсов по выбору;
·
проведение
информационной работы, индивидуального консультирования обучающихся и их
родителей по вопросам профессионального выбора;
·
формирование
«Портфолио достижений» девятиклассников;
·
проведение
предметных и ориентационных курсов по выбору.
Формы
организации обучения: элективные курсы (предметные, ориентационные); консультации
педагогов и психологов; ознакомление с особенностями различных профилей
обучения и профессий; построение индивидуальных учебных планов; экскурсии;
кружки.
Подведем итоги.
Возможности
предпрофильной подготовки
1.
Предварительное
самоопределение.
2.
Психолого педагогическое
сопровождение.
3.
Учет интересов,
склонностей и способностей обучающихся.
4.
Формирование
индивидуальных учебных планов.
5.
Информационная,
организационная поддержка.
6.
Элективные курсы
(предметные, ориентационные);
7.
Консультации педагогов и
психологов
8.
Ознакомление с
особенностями различных профилей обучения и профессий.
9.
Мониторинг учебных
результатов школьников на курсах по выбору.
Таким образом, в школе осуществляется целенаправленная, опережающая
работа по развитию у старшеклассника самой способности принятия решения,
освоению им поля возможностей и ответственности.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.