Главная / Русский язык и литература / Статья "Воспитательный потенциал уроков и внеурочной деятельности как формирование личности обучающихся

Статья "Воспитательный потенциал уроков и внеурочной деятельности как формирование личности обучающихся

Воспитательный потенциал уроков и внеурочной деятельности

как формирование личности обучающихся

С.В. Ефимова


Знаю, вся ответственность обрушится

на мою седую голову,

но я жертвую собой для блага Отечества.

М.И. Кутузов


Патриотическое воспитание в школе направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина–патриота Родины.

Цель работы учителя - патриотическое и духовно-нравственное воспитание обучающихся, создание условий для разностороннего развития личности на основе усвоения общечеловеческих ценностей, воспитание личности, обладающей чувством национальной гордости и гражданской ответственности за свое будущее.

Важность такой работы заключается не только в том, чтобы развивать у обучающихся чувство патриотизма, но и воспитать личность, ответственную за свои поступки и решения, готовую к выполнению своего гражданского долга, верной Родине, осознающую высокую значимость преданности своему Отечеству.

Кто же такой патриот и что такое патриотизм? В словаре С.И.Ожегова «патриот – человек, проникнутый патриотизмом», а «патриотизм – преданность к своему отечеству, к своему народу» [1]. Но достаточно ли знания этих понятий для осознания обучающимися их значения в полной мере и соотнесения себя с вышеприведённым толкованием?

Понимание патриотизма имеет древнюю теоретическую традицию: еще Платон рассуждал о том, что родина дороже отца и матери. В 1806 г. появляются «Диалоги о патриотизме» Фихте, где он говорит, что любовь ко всему человечеству нереальна, что она должна уступить место патриотизму. Правда, патриотизм, по его мнению, по существу универсален, его цель есть также цель всего человеческого рода, но человек осуществляет эту общую цель в доступном ему непосредственном национальном окружении [10].

Патриотизм олицетворяет любовь к своему Отечеству, неразрывность с его историей, культурой, достижениями, проблемами, притягательными и неотделимыми в силу своей неповторимости и незаменимости, составляющими духовно-нравственную основу личности, формирующими ее гражданскую позицию и потребность в достойном, самоотверженном, вплоть до самопожертвования, служении Родине.

К.Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями» [6, т. 2, с. 160].

В этом году Россия отметила 67-летие победы в Великой Отечественной войне. Отмечая памятные даты II мировой войны, стоит вспомнить об Отечественной войне 1812 года, о духе и стойкости народа в тот непростой для него период, о полководцах того времени. Ответственность, лежавшая на предводителях и полководцах России, была такова, что исключалась возможность малейшей ошибки в военных действиях. Имена этих полководцев и по сей день вдохновляют защитников Отечества на ратные дела, являются примером выполнения воинского долга, проявления любви к родной земле.

В памятниках литературы патриотизм русского народа занимал значимое место во все времена. На примерах героев художественных произведений мы знакомим обучающихся с образцами подлинного мужества, благородства, подвигов, любви к Отечеству. Наша задача – передать подрастающему поколению гордость за ратные подвиги воинов, сохранить в памяти имена великих героев.

Художественная литература содержит богатейший материал для воспитания подрастающего поколения в духе дружбы, взаимопонимания, трудолюбия, патриотизма. Этой цели служит всё жанровое многообразие отечественной литературы от фольклора до модернизма. Отражение народных идеалов – патриотизма, богатырской силы, ума, находчивости – мы находим и в древнерусской литературе, в летописи «Повести временных лет». «Се повести временных лет, откуда есть пошла Русская земля, что в Киеве нача первее княжити и откуда Русская земля стала есть» [1, с. 10] - так с первых строк определил цель своего труда преподобный Нестор. Инок-патриот излагает и историю Русской Церкви в главных моментах ее становления, и историю создания славянской грамоты, и говорит о крещении равноапостольной княгини Ольги, о первом русском храме и Крещении Руси. Нестор Летописец был первым церковным историком, который дал богословское обоснование отечественной истории. Духовная глубина, историческая верность и патриотизм «Повести временных лет» ставят ее в ряд высочайших творений мировой литературы.

Патриотическая идея другого памятника древнерусской литературы «Слова о полку Игореве» заключается в том, чтобы предупредить Русь о надвигающейся беде, заставить князей прекратить свои междоусобицы и заняться важными делами государства. В произведении художественно воссозданы картины далёкого прошлого нашего народа в один из сложных, переломных периодов его истории. Произведение оказало значительное воздействие на развитие литературного процесса в России.

В классический период русской литературы художественные образцы мужества и героизма русских людей воссозданы в эпопее «Война и мир». Автор рисует множество образов мужиков, солдат, суждения которых в совокупности дают представление о народном мироощущении. Многочисленные участники Бородинского сражения охвачены единым чувством патриотизма. По мнению Толстого, в войне 1812 года огромную роль сыграла личность Кутузова.

Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов, вошёл в российскую историю как спаситель Отечества от Великой армии императора французов Наполеона Бонапарта в ходе Отечественной войны 1812 года, он олицетворяет собой силу и мужество русской армии, его имя можно поставить в один ряд с основателями Российского государства, так как спасение от иноземных захватчиков является первозадачей любого главы страны. Именно многократное успешное отражение иностранных притязаний на русские земли и отстаивание суверенитета России убедило Европу в стойкости и непоколебимости русского характера, в основе которого лежит патриотизм.

В честь Кутузова создавали стихотворения А.С.Пушкин, Г. Р. Державин, В. А. Жуковский и другие поэты. Известный баснописец И. А. Крылов при жизни полководца сочинил басню «Волк на псарне», где в аллегорической форме изобразил борьбу Кутузова с Наполеоном. Талантливому полководцу воздвигнуто множество памятников, его именем названы улицы городов, в период Великой Отечественной войны в 1942-1943 г. был учрежден орден Кутузова 1-й, 2-й, 3-й степеней. Эти факты должны быть рассмотрены не только на уроках литературы и истории, но и во внеурочной деятельности: сведения из жизни Кутузова, воплощение его образа в русской литературе и закрепление его имени в исторической памяти народа могут стать темой исследовательской работы по литературе и истории, основой для разработки учебного проекта.

Не только биографические и исторические факты отражают огромную любовь к своей стране: она воплощалась в произведениях отечественных писателей в образах смелых и сильных героев, а также в прекрасных описаниях родной природы. Темой патриотизма проникнуты произведения А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, С.А.Есенина, А.А. Блока, А.А.Ахматовой.

В стихотворении «Бородино» М.Ю.Лермонтов изображает русский национальный характер, который характеризуется силой, стойкостью, беззаветной преданностью Отчизне. Заложенная идея раскрывается через монолог простого русского солдата, чья любовь к Родине абсолютна и бескорыстна.

Зрелый взгляд Лермонтова на природу своего патриотического чувства, его внутреннее содержание представлен в стихотворении «Родина». Любовь к Родине у поэта – не гражданский долг, а обязательное условие для ощущения себя состоявшейся личностью:

Но я люблю – за что, не знаю сам –

Её степей холодное молчанье,

Её лесов безбрежных колыханье,

Разливы рек её, подобные морям…

Долгий творческий путь, отразивший часто противоречивые чувства поэта к Родине, приводит его к народному её пониманию: истинный патриотизм не требует каких-то особых обстоятельств и часто вовсе необъясним. Именно такое представление о патриотизме помогло соотечественникам Толстого и Лермонтова выстоять в страшные годы первой половины ХХ века, период глубочайших потрясений России. Образ Родины в литературе Серебряного века – это еще одна тема, требующая осмысления не только в рамках уроков литературы и русского языка. Школьники, начиная с 5 класса, отдают предпочтение именно этому периоду русской литературы, а к старшим классам интерес к творчеству писателей первой половины ХХ века только возрастает, что является предпосылкой для широкого спектра внеучебных занятий: литературных гостиных, творческих вечеров, исследовательских проектов и т.д.

В начале ХХ века творчество С.А. Есенина укрепило в литературе представление о любви к родине как о трепетном отношении к родному краю, который и есть Отечество – это срединная Россия, село Константиново Рязанской губернии. Это Русь деревенская, с крестьянским бытом и древними традициями, с ее сказками и песнями, с диалектными словами, передающими своеобразие говора, с красочным миром природы.

Исторические события, изменившие Россию, со всей полнотой отразились в есенинском творчестве. Образ «голубой Руси» сменяется у него Русью советской. Поэзия Есенина отличается необыкновенной целостностью, так как всё в ней – о России: «Моя лирика жива одной большой любовью к родине. Чувство родины – основное в моем творчестве» [8].

Образ России в лирике Есенина меняется, как сама жизнь в стране, как ее облик, но остаются незыблемыми те ценности, из которых и складывалось для Есенина понятие России: деревня, русская природа, люди, живущие в ладу с ней, счастье «дышать и жить».

Другим поэтом, осмысление творчества которого способствует формированию представлений об истинном патриотизме, является А.А. Ахматова. Родина никогда не была для Анны Ахматовой понятием отвлеченным, она навсегда связала свою судьбу с судьбой родной земли, и, когда после революции пришла пора выбирать, она не колебалась: осталась с родной страной, с народом, объявив об этом решительно, громко в стихотворении «Мне голос был. Он звал утешно…» [8].

Вся многовековая история России, от Святой Руси до Российской Федерации, неразрывно связана с величайшим патриотизмом населяющего ее народа. Именно патриотизм народа позволил выстоять России в годы тяжких испытаний и лишений, выпавших на ее судьбу.

Историко-патриотическое воспитание закладывает основы нравственности, гражданственности и патриотизма. Становление личности невозможно без осознания преемственности к определенной культурно-исторической общности. Историческое сознание личности помогает ориентироваться в настоящем, определять направление в будущем, помогает ощутить себя в историко-культурном процессе, осознать преемственность поколений, свою историческую идентичность.

Важную роль в формировании исторического сознания играет историческое краеведение. Краеведческий материал, как более близкий и знакомый, усиливает конкретность и наглядность восприятия учащимися исторического процесса и оказывает воспитывающее значение. Значительные исторические события, рассматриваемые через призму данной конкретной личности, становятся более понятными, приобретают особое воспитательное и образовательное значение.

В нашем селе Нижние Пены ежегодно, 9 Мая, у часовни, построенной в честь погибших в годы Великой Отечественной войны воинов-односельчан, проходит торжественный митинг, посвящённый памяти павших на полях сражений.

Большую роль в решении педагогических задач по изучению родного края играет школьный краеведческий музей. Этот школьный уголок дает возможность изучать прошлое не только через созерцательное восприятие, но и активно участвовать в историко-краеведческой работе во взаимодействии с музейной образовательной средой. Музейная образовательная среда выполняет не только воспитательные функции, но и формирует практические навыки поисковой, исследовательской деятельности, развивает инициативу, общественную активность, предоставляет большие возможности для организации самостоятельной и творческой работы обучающихся.

Рассмотрим пример исследовательской работы Евгения Бортникова, обучающегося 10 класса « МОУ Нижнепенской СОШ»:

«Перед нашей школой стоит бюст Герою Советского Союза Сычеву В.Е. Вокруг растут прекрасные розы. Сотня детей ежедневно проходит мимо него, не задумываясь, кем был этот герой, за что ему установлен памятный бюст.


hello_html_162b150b.jpghello_html_ma3ad745.jpg


Бюст Сычёву В.Е. Фотография Сычёва В.Е.

(Документы из исследовательской работы обучающегося)


В экспозиции нашего школьного музея, посвященной защитникам Родины, лишь маленький стенд, содержащий скупую информацию о биографии Василия Егоровича.

Мы решили больше узнать о военной жизни Василия Егоровича, чтобы рассказать своим односельчанам о нем и его подвиге.

Тема: Воспоминания о войне в письмах моего земляка.

Цель работы: Изучить биографию и боевой путь Сычёва В.Е.

Задачи работы:

1.Ознакомиться с материалами школьного и районного краеведческого музея, материалами переписки с Сычёвым В.Е.

2. Встретиться с односельчанами, знавших Сычёва В.Е, записать их воспоминания.

3. Изучить боевой путь и подвиг Сычёва В.Е.

Объект изучения – биография Сычёва В.Е.

Предмет изучения – письма моего земляка. Рабочая гипотеза – жизнь Сычёва в военное время слабо изучена и требует дальнейшего изучения. Новизна работы в том, что исследование основано на изучении биографии через анализ писем земляка, написанных им в послевоенный период.


hello_html_440aa219.pnghello_html_m744a8db.jpg


Письмо Сычёва В.Е. Сычёв с обучающимися нашей школы

(Документы из исследовательской работы обучающегося)


Актуальность работы в том, что исследования, посвященные фактам Великой Отечественной войны, являются восстребованными и в государственном масштабе (известен ряд проектов: «Георгиевская лента», «Дополни историю своей страны», «Расскажи о своем деде») и особенно в региональном масштабе, так как особое внимание уделяется укреплению исторической памяти жителей Белгородской области. Таким образом, материалы нашего исследования станут актуальным дополнением исторических сведений о белгородцах-участниках Великой Отечественной войны.

Воспитывать патриотов своей страны, защитников Родины надо на конкретных исторических примерах героизма своих земляков. Сейчас, когда в нашей школе создан военно-патриотический клуб «Искра», эти материалы особенно актуальны.

Все мы в неоплатном долгу перед старшим поколением - поколением победителей. Возвратить этот долг возможно лишь реальными делами во благо Отечества. Подвиг советского народа не будет забыт, он пример для новых поколений. Изучив и проанализировав письма Героя Советского Союза, мы увидели войну его глазами, те события, про которые в учебнике истории никогда не прочтёшь.

Результаты исследования можно применять на уроках истории, а также при подготовке мероприятий, посвящённых Дню Победы, Дню защитника Отечества и на экскурсиях в школьном патриотическом музее» (Из исследовательской работы обучающегося)

Патриотизм — составная часть русской национальной идеи, неотъемлемый компонент православной Веры, отечественной науки и культуры, выработанный веками. Он всегда расценивался как символ мужества, героизма и силы русского народа, как важнейшее непреложное условие величия и могущества государства.

Таким образом, уроки, внеклассные мероприятия, исследовательская деятельность формируют у обучающихся патриотизм, бережное отношение к родным истокам, к традициям своего народа, понимание значимости своей культуры.

Литература:

  1. Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б. Патриотическое воспитание молодёжи в современном российском обществе / Монография. – Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2006. – 172 с.

  2. Бережной, С.А. Нам 350/ Ракитянская летопись. 350-летию посёлка Ракитное и района посвящается. – Белгород, Издательский дом «Шаповалов», 2002. – 143с.

  3. Буторина,Т.С. Воспитание патриотизма средствами образования/ Т.С. Буторина, Н.П. Овчинникова – СПб: КАРО, 2004. – 224 с.

  4. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. – М.: Азбуковник, 2002. – 496 с.

  5. Пашкович, И.А. Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий – Волгоград: Учитель, 2006. – 169 с.

  6. Ушинский, К.Д. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. – М., 1974.

  7. Нижнепенская летопись/ Материалы из сельского модельного музея.

  8. Стихи, стихотворения, поэзия, русских поэтов. / Электронный ресурс. – Режим доступа: http://jmkn.ru/

  9. Философы и мыслители о патриотизме. / Электронный ресурс. – Режим доступа: http://istoriographia.ru/dialogi-o-patriotizme/

  10. Немецкая историография первой половины XIX в. / Электронный ресурс. – Режим доступа: http://www.istmira.com/istoriografiya-srednix-vekov/1969-nemeckaya-istoriografiya-pervoj-poloviny-xix-v.html

Статья "Воспитательный потенциал уроков и внеурочной деятельности как формирование личности обучающихся
  • Русский язык и литература
Описание:

Патриотическое воспитание в школе направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина–патриота Родины.

Цель работы учителя - патриотическое  и духовно-нравственное воспитание обучающихся, создание условий для разностороннего развития личности на основе усвоения общечеловеческих ценностей, воспитание личности, обладающей чувством национальной гордости и гражданской ответственности за свое будущее.

Важность такой работы заключается не только в том, чтобы развивать у обучающихся чувство патриотизма, но и воспитать личность, ответственную за свои поступки и решения, готовую к выполнению своего гражданского долга, верной Родине, осознающую высокую значимость преданности своему Отечеству.

Автор Ефимова Светлана Вадимовна
Дата добавления 23.12.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 789
Номер материала 11213
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓




Похожие материалы