Главная / Директору-завучу / Статья "ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЕЙНОЙ ФОРМЫ ПОЛУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ"

Статья "ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЕЙНОЙ ФОРМЫ ПОЛУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ"

ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЕЙНОЙ ФОРМЫ ПОЛУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Щепинская Наталья Леонидовна

593733@mail.ru

2 курс, магистерская программа

«Тьюторское сопровождение в образовании»

Научный руководитель: Боровкова Т.И.


Тьюторское сопровождение как педагогическая технология в современной педагогике явление достаточно новое и своё активное развитие получило в последнее десятилетие. Формы тьюторской деятельности широко представлены в современной зарубежной и российской педагогической литературе. С момента появления этого института в средневековой Англии тьютор рассматривался как фигура, занимающая центральное место в формировании личности студента университета. Спустя почти девять веков понимание роли тьютора мало изменилось, а вот возможности применения этой профессии существенно расширились. Востребованность в тьюторском сопровождении напрямую связана с преобразованиями в обществе, динамичностью современного мира, процессами глобализации и вопросами качества образования, определяющими интеллектуальный потенциал страны, вопросы её процветания и благополучия в ближайшие десятилетия. Базовое звено системы образования – общеобразовательная школа – рассматривается как приоритетная в системе образования, так как имеет решающее значение для всего последующего потенциала личности [4, с. 217].

В последние годы получило широкое распространение семейное образование. Приверженцы идеи обучения ребёнка в семье существуют во всём мире. Увеличивается количество семей, которые могут дать своим детям качественное образование вне стен массовой школы самостоятельно. В силу своей специфики семейное образование не является магистральным направлением развития ни зарубежной, ни отечественной образовательной систем. Вместе с тем в условиях перехода от образовательной парадигмы индустриального общества к образовательной парадигме постиндустриалного общества неизбежно меняются цели обучения и воспитания, его мотивы, нормы, формы и методы, роль педагога и т.д. [7, с.149]. Семейное образование позволяет обеспечить качественно новые возможности социализации личности, обусловленные получением индивидуализированного, свободного обучения, обеспечивающего самореализацию человека. Кроме того в условиях экспоненциального роста числа средств массовой информации и Интернета семейное образование может быть предпочтительнее иных форм получения образования [7, с.153].

В.Ф. Цомартова, рассматривая правовые проблемы семейного образования за рубежом, делает вывод, что в международно-правовой системе координат семейное обучение не является фундаментальным правом, но квалифицируется как допустимая форма обучения. В большинстве развитых стран семейное образование рассматривается в качестве альтернативы частным и публичным школам. Такая форма обучения признается наиболее соответствующей образовательным потребностям для семей, проживающих в отдалённых сельских районах либо временно проживающих за рубежом [7, c.152]. Для многих российских семей, выезжающих на длительное время для проживания за границу, вопрос организации семейного образования детей весьма актуален.

Один из лидеров движения за семейное образование, председатель межрегиональной общественной организации «За права семьи» Павел Парфентьев в интервью журналу «Аккредитация в образовании» на вопрос о том, как выглядит ситуация с семейным образованием в России на фоне мирового сообщества, сказал: «Если говорить о мире, то в некоторых странах у практиков семейного образования больше свободы, чем у нас: скажем в ряде штатов США, в Великобритании, отчасти в Ирландии, но на фоне континентальной Европы у нас очень хорошая ситуация … можно без преувеличения сказать, что Россия – прямо-таки образец соблюдения прав человека в области образования. Но и у нас, конечно, много что ещё нужно сделать, особенно на практике в регионах» [1, с.54].

Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее  Закон) гарантирует общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными общеобразовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования (ч.3 ст.5). Статья 43 Конституции Российской Федерации гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. В соответствии со статьей 17 «Формы получения образования и формы обучения» Закона образование может быть получено вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность в форме семейного образования и самообразования [6].

Принятие нормативного правового акта на уровне субъекта Российской Федерации либо муниципального образования о порядке предоставления образования в форме самообразования и семейного образования не предусмотрено. Региональные органы власти в сфере образования разработали рекомендации по организации получения дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования в форме семейного образования и самообразования. На их основе образовательные организации разработали и приняли локальные нормативные акты, регламентирующие форму, периодичность и порядок прохождения промежуточной аттестации экстернов. Хотелось бы обратить внимание, что Закон выносит понятие «экстернат» в категорию – форма прохождения аттестации. Экстернат, как форма получения образования, перестал существовать. Бывшие экстерны теперь должны либо пойти в школу на очное обучение, либо перейти на семейное обучение.

В Письме Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 ноября 2013 г. № НТ-1139/08 «Об организации получения образования в семейной форме», говорится о том, что Федеральным законом предусмотрены различные формы получения образования и обучения с учетом потребностей и возможностей личности.

Российская Федерация поддерживает различные формы образования и самообразования. В целях получения образования и обучения допускается сочетание различных форм получения образования и обучения (статья 17 Федерального закона). [2]. В российских школах механизм определения детей на семейную форму получения образования запущен и выполняется в соответствии с Законом. Важно понимать, что родители (законные представители), выбирая получение образования в семейной форме, отказываются от получения образования в образовательных организациях и принимают на себя в том числе, обязательства, возникающие при семейной форме получения образования (вне образовательных организаций). В частности при выборе семейной формы образования у родителей (законных представителей) возникают обязательства по обеспечению целенаправленной организации деятельности обучающегося по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающегося мотивации получения образования в течение всей жизни в соответствии с ФГОС. Вместе с тем, в соответствии с частью 4 статьи 17 и пунктом 2 части 3 статьи 44 Федерального закона ребенок, получающий образование в семейной форме, по решению его родителей (законных представителей) с учетом его мнения на любом этапе обучения вправе продолжить его в любой иной форме, предусмотренной Федеральным законом, либо использовать право на сочетание форм получения образования и обучения [2].

Переход на семейную форму обучения как процедура не сложен: достаточно родителям (законным представителям) обратиться в образовательную организацию с заявлением об отчислении его из организации в связи с выбором получения образования в форме семейного образования. Руководитель издаёт распорядительный акт о прекращении образовательных отношений, личное дело выдаётся на руки родителю (законному представителю) несовершеннолетнего обучающегося; далее родители (законные представители) информируют об этом выборе орган местного самоуправления муниципального образования, на территории которого они проживают. Если одновременно с информированием органа местного самоуправления о выборе семейной формы получения образования, родители определились с образовательной организацией, для дальнейшего прохождения ребёнком промежуточной и (или) итоговой аттестации, то данная образовательная организация обеспечивает в установленное время зачисление ребёнка для прохождения им промежуточной и(или) итоговой аттестации. Опираясь на опыт Соединённых Штатов Америки, где семейная форма получения образования стала активно распространяться на несколько десятилетий раньше, чем в России, можно утверждать, что далеко не все родители, осуществившие или планирующие перевод на семейную форму получения образования, понимают, как грамотно организовать процесс обучения ребёнка вне школы. И вполне естественно, что они нуждаются в помощи и педагогической поддержке. Семьи получили возможность определять, где им обучать детей, но на пути освоения федеральных государственных образовательных стандартов у них возникает немало сложностей. Где родителям искать помощь в педагогическом сопровождении, кто способен ответить на вопросы, естественным образом возникающие у них в процессе обучения ребёнка вне стен школы?

Роль проводника между обучающимся и образовательными ресурсами может выполнять тьютор. Тьюторское сопровождение – это педагогическая деятельность по индивидуализации образования, направленная на выявление и развитие образовательных интересов и мотивов учащегося, поиск образовательных ресурсов для создания индивидуальной образовательной программы, на работу с образовательным заказом семьи, формирование учебной и образовательной рефлексии учащегося [4, с.218]. Тьюторская практика может совмещаться с другими видами образовательной деятельности: оказанием психологической поддержки, расширением информационного поля обучающихся, помощью в самообразовании.

При этом процесс сопровождения развития ребёнка должен учитывать не только его образовательные запросы, но и индивидуально-типологические особенности детей. Тьюторское сопровождение – это педагогическая деятельность по индивидуализации образования, направленная на выявление и развитие образовательных мотивов и интересов учащегося, поиск образовательных ресурсов для создания индивидуальной образовательной программы, на работу с образовательным заказом семьи, формирование учебной и образовательной рефлексии учащегося [4, с. 218].

К вопросу структурно-содержательное перепроектирование системы семейного образования в новых социально-экономических условиях обращается И.А.Стародубцева в диссертационной работе «Психолого-педагогические основы проектирования и организации семейного образования». Автором разработано понятие «семейное образование» как синкрет педагогической помощи семье по отработке модели демократических взаимоотношений между взрослыми и детьми; теоретически обоснована система механизмов, условий и факторов, влияющих на процесс формирования у родителей опыта прочных нравственно-этических связей между родителями и детьми; предложено концептуальное обоснование психолого-педагогического содержания совместной деятельности родителей и помощников-педагогов семье, которые значительным образом меняют наши представления о принципах и методах семейного образования [5].

Исследование педагогических условий становления семейного образования представлено в диссертации кандидата педагогических наук А.Н. Якуниной. Автор рассматривает семейное образование как целостную форму субъектно-ориентированного, гуманистического образования, позволяющую в значительной степени раскрыть положительные субъектные качества учащихся в условиях реализации индивидуальных образовательных траекторий и базирующуюся на личностно-ориентированном подходе в обучении и воспитании. Возможность реализовать потенциал семейного образования Якунина видит в разработке теоретической модели, отражающей современное состояние педагогических условий становления семейного образования и позволяющей проследить векторы их развития, отвечающие наиболее конструктивным тенденциям в области семейного образования Проведённое исследование обосновывает необходимость создания и активизации целостной системы информирования родителей и педагогов образовательных учреждений о различных аспектах семейного образования, а также доказывает значительную эффективность семейного образования[8]. В диссертации экспериментально подтверждена гипотеза исследования, заключающаяся в том, что становление семейного образования, реализация потенциала семейного образования в российской педагогической практике явится эффективным способом дополнения общего школьного образования, позволит повысить уровень школьного обучения и воспитания.

Для перехода к эффективной системе тьюторского сопровождения в школе должны быть созданы необходимые условия [4, с. 220]. Складывающаяся в настоящее время образовательная среда представляет новые возможности и одновременно предъявляет новые требования к организации учебного процесса, при этом выявляется ряд противоречий. К этим противоречиям можно отнести:

- противоречие между наличием законодательной нормативной базы для организации семейного обучения и отсутствием разработанной модели, по которой образовательная организация могла бы осуществлять тьюторское сопровождение семейного обучения;

- противоречие между положениями Закона «Об образовании в Российской Федерации», которые предоставляют возможность реализации образовательного движения ребёнка по предпочтительной для семьи траектории и отсутствием готовности администрации образовательной организации к роли проводника между образовательными стандартами и индивидуальным образовательным запросом.

Мы включили в свое исследование создание и проверку эффективности организации семейного образования в школе, используя следующие этапы проектирования:

Этап 1. Изучение и анализ опыта обучения на семейной форме получения образования детей, получающих начальное общее образование и основное общее образование.

Этап 2. Создание группы активных родителей и педагогических работников школы для выработки Концепции информационного, нормативно-правового и организационного обеспечения выполнения Закона «Об образовании в Российской Федерации» в части получения образования в семейной форме.

Этап 3. Внедрение в образовательный процесс современных образовательных и информационных технологий, которые позволили бы осуществлять тьюторское сопровождение; в том числе сочетание различных форм получения образования комбинированного (семейно-школьного) образования, которое мы определяем как интегративную образовательную систему, системообразующим фактором которой является синтез семейного и традиционного школьного образования [8, с.12].

Таким образом, мы планируем проверить в опытно-экспериментальной работе педагогические условия совершенствования процесса развития семейного образования, разработать концептуальную модель тьюторского сопровождения детей, находящихся на семейной форме получения образования. Нами рассматривается возможность создания такой педагогической среды, в рамках которой станет возможным осуществление эффективного взаимодействия и коммуникации между семьями и государственными образовательными организациями; активное применение семейно-школьного образования; создание целостной системы информирования педагогов образовательных учреждений и родителей о семейном образовании, а также системы консультаций по вопросам семейного образования. Мы ставим перед собой цель систематизировать опыт педагогических исследований в области современного обучения детей на семейном образовании, особое внимание уделяя тьюторской практике.

Становится очевидным необходимость совершенствования системы проектирования семейного образования, усиление ориентации данной деятельности на индивидуальные запросы потребителей, усиление роли маркетинга, учета и использования ресурсов окружающей среды, разработку механизма общественного мониторинга развития тьюторства как новой образовательной практики [4, с. 221].

Новый взгляд на управленческо-педагогические решения, связанные с созданием благоприятных условий по оказанию помощи семьям, выбравшим семейную форму получения образования, со стороны органов власти муниципальных образований; предложения по организации сопровождения семейного обучения через использование тьюторских технологий от образовательных учреждений – это возможность дать качественное образование тем детям, которые в силу тех или иных причин получают образование в семейной форме. Семейное образование следует рассматривать как ресурс развития не только образовательной системы, но и всего общества и оказывать этому новому развивающемуся направлению всестороннюю поддержку.


Список литературы

  1. Обучение в семье – вклад в образование будущего /Аккредитация в образовании.  Йошкар-Ола. 2012 г., №8.

  2. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 ноября 2013 г. № НТ-1139/08 «Об организации получения образования в семейной форме».

  3. Санникова И.Г. Тьюторство как ведущая модель подготовки специалиста для малокомплектной школы. – Вестник ТГПУ.№11(101) 2010.

  4. Сидоренко И.В. Проектирование условий и этапов реализации тьюторского сопровождения учащихся в учреждении общего образования. – Сибирский педагогический журнал. 2012 г., №3.

  5. Стародубцева И.А. Психолого-педагогические основы проектирования и организации семейного образования : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.01, Сургут. – 18 с.

  6. ФЗ Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»  [Электронный ресурс] http://минобрнауки.рф/документы/2974.

  7. Цомартова Ф.В. Проблемы правового статуса семейного образования: компаративный аспект. – Ежегодник российского образовательного законодательства. М., 2013 г., том 8.

  8. Якунина А.Н. Педагогические условия становления семейного образования в России: культурно-исторический подход: автореферат дис. канд. пед. наук : 13.00.01 / А. Н. Якунина ; Моск. гос. ун-т культуры и искусств. Москва, 2014. 23 с.

  9. Якунина А.Н. Семейное и домашнее образование в США: историко-социальный аспект / Человек и образование. С-Пб: ИПО и ОВ РАО- 2009, №2.

Статья "ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЕЙНОЙ ФОРМЫ ПОЛУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ"
  • Директору-завучу
Описание:

В статье рассматривается тьюторское сопровождение обучающихся средней школы как востребованная педагогическая технология. Особое внимание уделено тьюторскому сопровождению детей получающих образование в семейной форме. Рассматривается процедура перехода на семейную форму обучения. 

Семьи получили возможность определять, где им обучать детей, но на пути освоения федеральных государственных образовательных стандартов у них возникает немало сложностей. Где родителям искать помощь в педагогическом сопровождении, кто способен ответить на вопросы, естественным образом возникающие у них в процессе обучения ребёнка вне стен школы?

Тьютор как проводник между обучающимся и образовательными ресурсами.

 

 

Автор Щепинская Наталья Леонидовна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Директору-завучу
Подраздел
Просмотров 805
Номер материала 41206
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓