Главная / Начальные классы / статья "Внеурочная деятельность, как средство управления ученическим коллективом в сельской школе"

статья "Внеурочная деятельность, как средство управления ученическим коллективом в сельской школе"


ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО УПРАВЛЕНИЯ УЧЕНИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ В СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ

Юрийчук Людмила Викторовна

студентка 6 курса специальности «Менеджмент в образовании».

Научный руководитель: кандидат педагогических наук, доцент ГолованьТатьяна Михайловна.

РВУЗ «Крымский гуманитарный университет» (г. Ялта)

Институт педагогики, психологии и инклюзивного образования

Педагогическое управление ученическим коллективом как деятельность нацелена на получение предметного результата. Суть управленческой педагогической деятельности проявляется в координации усилий субъектов образовательного учреждения для достижения цели управления.

Задача педагогической управленческой деятельности состоит в том, чтобы соотнести её с задачами формирования личности обучающегося, направлять её на выявление и реализацию образовательных возможностей всех форм и видов деятельности в условиях учебно-воспитательного процесса. Педагогическое управление ученическим коллективом по смысловому содержанию является целенаправленным влиянием субъектов управления образовательной организации на развитие. Педагогическое управление осуществляется в процессе управленческой деятельности и связанной с этой деятельностью отношений: официальных и неофициальных (неформальных) отношений лидерства. Официальное руководство определяется статусом руководителя, органа коллегиального управления, их полномочиями. Эта сфера руководства регламентирована соответствующими нормативно-правовыми актами.

Педагогическому управлению ученическим коллективом свойственно всё то, что обладает непосредственной способностью осуществлять и интенсифицировать управленческую деятельность педагогов.

Предлагаю рассмотреть «педагогическое управление», «внеурочную деятельность» и «самоуправление» во взаимосвязи, как переход одного функционального состояния в другое: педагогическое управление – самоуправление ученического коллектива, самоуправление ученического коллектива – самоуправление личности обучающегося, а внеурочную деятельность звеном связывающим эти два понятия. Это означает, что уровень развития самоуправления ученического коллектива характеризует качество реализации управленческой компетентности педагога.

Организационные условия педагогического управления реализуются на основании функционального определения деятельности педагога по отношению к ученическому коллективу и определение структуры связи педагога и ученического коллектива. Собственно управленческие условия педагогического управления заключаются в определении цели управления ученическим коллективом на основе миссии образовательного учреждения и систематизацией ресурсов для достижения цели образования. [ 1 С.36]

В федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения одной из отличительных особенностей является организация  внеурочной деятельности младших школьников. По замыслу разработчиков она задумывалась как продолжение того, что будет на уроке, поскольку не всегда на уроке возможно сформировать какие то новые качества личности и отследить как эти качества формируются и развиваются, не всегда возможно сформировать то, что в новом стандарте называется метапредметными результатами и отработать коммуникативные действия

[2 С.204], а если просто сказать научить ребят между собой общаться, научить их вместе выполнять какую то - работу, научить их творчеству, дружбе. Вот для продолжения решения этих задач разработчиками стандарта была предложена внеурочная деятельность. С одной стороны, организация внеурочной деятельности для учителя – дело не новое. В систему работы классного руководителя всегда включался комплекс воспитательных мероприятий, направленных на реализацию тех или иных образовательных целей и задач. Задача организации внеурочной деятельности состоит в том, чтобы была создана единая образовательная среда. Таким образом, главной задачей учителя, осуществляющего внеурочную работу, становится формирование личности обучающегося, что является принципиальным условием его самоопределения в той или иной социокультурной ситуации. Работать по ФГОСу в 2014/2015 учебном году для нашей Грушевской сельской школы стало началом возрождения коллективного подхода к решению многих воспитательных проблем. С учётом имеющихся условий создана модель внеурочной деятельности, которая реализуется через планирование сотрудничества со школьной библиотекой; организацию совместных мероприятий с сельской библиотекой; через кружковую работу. Нами была разработана и опробирована программа «Внеурочной деятельности» в Грушевской школе города Судак, которая представлена следующими кружками, реализующими направления внеурочной деятельности:

Направление

Название кружка

Общеинтеллектуальное

«В мире интересного»

Проектная деятельность

«Веселый затейник»

Научно-познавательное

«Математика для любознательных»

Художественно-эстетическое

«В мире музыки»

К каждому направлению разработана пояснительная записка, Рабочая программа и составлено календарное планирование. Содержание занятий этих кружков носит творческий характер. Основное место отводится познавательной игре, по итогам которой детьми представляются творческие образовательные продукты: рисунки, аппликации, модели, поделки, собственные произведения словесного творчества. Систему кружков общекультурное направление дополняет воспитательная работа классного руководителя по организации познавательного досуга, проведения экскурсий, реализации проектов («Все, что окружает меня»), («Праздники моего села»). Предусмотрено и проведение совместных мероприятий с сельской и школьной библиотекой: утренники, беседа «Береги источник знаний», экскурсия в сельскую библиотеку «Для чего нужна библиотека». Художественно эстетическое направление реализуется через такие мероприятия как «Путешествия в мир музыки», музыкальные сказки, проектную деятельность, использование нестандартных дидактических игр «До, Ре, Ми…», «Шум дождя», «Музыкальный калейдоскоп». Вовлечение детей в массовый досуг обеспечивают общешкольные праздники художественно ­ эстетического направления, что способствует развитию интереса к культуре Отечества, умению найти своё место в творчестве. Научно - познавательное направление предусматривает разнообразную деятельность: школьные праздники и социально значимые мероприятия: «День учителя», конкурс рисунков «Я выбираю жизнь!», конкурс чтецов «200 – летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова, посвящается…», ценностное общение «Что такое доброта?», «Трудиться – всегда пригодится», «Что значит быть толерантным?», а также участие в школьных мероприятиях. Проектная деятельность реализуется через внеурочную деятельность «Веселый затейник». Здесь дети проявляют свое творчество, создают композиции, работают с природными материалами, выполняют аппликации, создают мозаику, разучивают народные игры и песни.

Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «Я». Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, что даёт возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования. Наша программа рассчитана на 4 года, и пока мы можем говорить лишь о промежуточных результатах.

В настоящий момент, в переходный период модернизация сельской школы связана, прежде всего, с введением новых Федеральных государственных образовательных стандартов, [3] которые ориентирует образование на новое качество, соответствующее современным запросам личности, общества и образования.

Таким образом следует отметить, что внеурочная деятельность действительно помогает учителю управлять классным коллективом. Тесное сотрудничество триединства: учителя, ученика, родителя позволяет решить важные социальные проблемы, т.к. речь идет о сельской школе, где нет широкого спектра кружковой работы, на работу школы во внеурочное время ложится решение более глобальных современных проблем.




Литература:

1.Бочарова Г.В. Стратегия модернизации сельского образовательного социума/ Г.В. Бочарова, М.П. Гурьянова// Педагогика.2005. № 8 с. 32—38.

2.Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С. Савинов]. — 2-е изд., перераб. — М.: Просвещение. — 2010. — 204 с.

3.Федеральные государственные образовательные стандарты [Электронный ресурс] — Режим доступа. URL: http://s83.yar.fcior.edu.ru/fgos/index.php

4..Щербакова Е.В. Сельская малокомплектная школа: современное состояние, проблемы и перспективы развития / Е.В. Щербакова // Теория и практика образования в современном мире (II): материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Санкт-Петербург,ноябрь 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 107—109.ры;

Резюме

В статье раскрывается влияние внеурочной деятельности на управление ученическим коллективом. На примере Грушевской школы г. Судака, прослеживается эффективность работы по данной теме. Внеурочная деятельность в сельской школе актуальна, позволяет расширить возможность управлять детским коллективом, способствует творческому развитию личности.

In Article raskrыvaetsya Effect vneurochnoy activity on uchenycheskym Management team. In Example Hrushevskoy schools g Sudak, proslezhyvaetsya Efficiency dannoy work on the topic. Vneurochnaya Deyatelnost in selskoy school urgent, allows us to rasshyryt Ability Manage childish collective, tvorcheskomu promotes development of personality

статья "Внеурочная деятельность, как средство управления ученическим коллективом в сельской школе"
  • Начальные классы
Описание:

   Педагогическое управление ученическим коллективом как деятельность нацелена на получение предметного результата. Суть управленческой педагогической деятельности проявляется в координации усилий субъектов образовательного учреждения для достижения цели управления.

                Задача педагогической управленческой деятельности состоит в том, чтобы соотнести её с задачами формирования личности обучающегося, направлять её на выявление и реализацию образовательных возможностей всех форм и видов деятельности в условиях учебно-воспитательного процесса. Педагогическое управление ученическим коллективом по смысловому содержанию является целенаправленным влиянием субъектов управления образовательной организации на развитие. Педагогическое управление осуществляется в процессе управленческой деятельности и связанной с этой деятельностью отношений: официальных и неофициальных (неформальных) отношений лидерства. Официальное руководство определяется статусом руководителя, органа коллегиального управления, их полномочиями. Эта сфера руководства регламентирована соответствующими нормативно-правовыми актами.

Автор Юрийчук Людмила Викторовна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 284
Номер материала 30221
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓